ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 Принципы взаимодействия основных элементов станций между собой. Методы нормирования межоперационных простоев, пути их сокращения
Функционирование сортировочной станции и прилегающих участков можно представить в виде сети, состоящей из пяти последовательных систем массового обслуживания:
- по обработке составов;
- по прибытии;
- расформированию;
- окончании формирования;
- обработке по отправлению;
- обработки по отправлению.
Система массового обслуживания включает в себя следующие четыре элемента:
- входящий поток требований, поступающих в систему для обслуживания (например, поток поездов, прибывающих в те или иные парки станции);
- очередь, образующаяся в связи с ожиданием требованиями начала обслуживания (например, составы поездов, ожидающие выполнения с ними технических операций);
- обслуживающее устройство (например, сортировочная горка, вытяжки формирования, участки, на которые отправляются поезда);
- выходящий поток требований (например, поезда, отправляемые со станции на участок).
В парке приема составы поездов, прибывающих в расформирование, подвергаются сначала техническому осмотру, а затем расформировываются на горке. Следовательно, работа парка приема и горки может быть представлена в виде двух последовательных систем массового обслуживания: В парке приема составы поездов, прибывающих в расформирование, подвергаются сначала техническому осмотру, а затем расформировываются на горке. Следовательно, работа парка приема и горки может быть представлена в виде двух последовательных систем массового обслуживания:
- системы 1 (прилегающие участки – парк приема);
- системы 2 (парк приема - горка).
Таблица 1 - Система 1 «прилегающие участки – парк приема» (система технического осмотра)
Общие элементы для всех систем | В рассматриваемой задаче |
Входящий поток требований | Совокупность моментов прибытия поездов |
Очередь | Составы поездов, ожидающие технического осмотра |
Обслуживающее устройство | Бригады ПТО |
Выходящий поток | Совокупность моментов окончания технического осмотра |
Таблица 2 - Система 2 «парк приема - горка (система расформирования)»
Общие элементы для всех систем | В рассматриваемой задаче |
Входящий поток требований | Совокупность моментов окончания технического осмотра состава и готовность к расформированию |
Очередь | Составы поездов, ожидающие расформирования |
Обслуживающее устройство | Горка |
Выходящий поток | Совокупность моментов окончания расформирования составов |
На сортировочных станциях на долю межоперационных простоев вагонов (за вычетом времени на производственные операции и накопления) приходится 40-50% (а нередко и более) от общего времени простоя транзитных вагонов с переработкой. В простое местных вагонов на различных станциях на долю межоперационных простоев приходится 70% и более от общего времени.
Существует 3 основных метода нормирования межоперационных простоев.
- спомощью суточного плана-графика работы станций. При этом средний простой вагона в ожидании выполнения операций находят делением определенных по плану-графику вагоно-ч ожидания выполнения производственных операций на
число вагонов.
, (3)
Достоинством метода считается его простота и то, что он широко распространен. Недостаток – низкая точность результатов расчетов. Ошибка составляет порядка 30%. Это объясняется тем, что суточный план-график строится на основе средних значений отдельных величин, а не фактических значений с учетом их колебаний;
- с помощью формул теории массового обслуживания. Формулы выведены для условий, когда интервалы между моментами поступления заявок на обсуждении распределены по закону Эрланга, а также когда поток заявок на обслуживание подчинен биноминальному закону.
Для эрланговских входящих потоков средний простой в ожидании обслуживания может быть рассчитан с помощью формулы Полячека-Хинчина:
, (4)
Значения входящих в формулу элементов приводились ранее.
Эта же формула может быть преобразована к следующим видам
, (5)
Для условий сортировочных станций проф. Акулиничевым предложена
формула:
, (6)
Удовлетворительные результаты расчета межоперационных простоев по формулам теории массового обслуживания получаются при загрузках не более 0,70-0,75, а при больших значениях простои оказываются завышенными по сравнению с фактическими значениями.
- с помощью метода математического моделирования, в частности метода статистического имитационного моделирования с выполнением расчетов на ЭВМ. Достоинством метода является то, что он применим при любых законах распределения интервалов между моментами поступления вагонов для обслуживания, а результаты расчетов могут быть получены с любой заданной точностью, например с допустимой в инженерных расчетах 5%-ой ошибкой. В то же время метод моделирования является достаточно трудоемким. Его применение оправдано для комплексных расчетов сложных систем.
-
Пути сокращения межоперационных простоев вагонов на станциях.
- повышение коэффициента сменности работы объектов транспорта. Естественно, установление оптимальной продолжительности работы объекта, оптимального числа смен является задачей технико-экономической, предусматривающей расчеты и сравнение вариантов по сумме затрат;
- применение диспетчерским аппаратом дорог регулировочных мер, направленных на снижение степени неравномерности входящего на станции потока поездов;
Аналогичные зависимости получены не только на основании формул теории массового обслуживания, но и методом моделирования.
Как видно из графика, с увеличением загрузки обслуживающего устройства простой в ожидании сначала увеличивается незначительно, а после загрузки 0,8-0,9 начинается резкое увеличение .
Исходя из этой зависимости, может быть сформулирован следующий вывод.
Определяя потребное количество технических средств и штата профессий, зависящего от объема работы, необходимо исходить из их максимальной загрузки не более 0,8-0,9 (для основной работы). Естественно, в периоды отсутствия основной работы технические средства и штат могут использовать для выполнения каких-то дополнительных операций. Например, локомотивы сортировочной станции, предназначенные для формирования поездов и перестановки их в парк отправления, при временном отсутствии этой работы могут использоваться для маневрового обслуживания пунктов погрузки и выгрузки вагонов.
- сокращение времени выполнения самих производственных операций путем их механизации, автоматизации и совершенствования технологии. Из формулы Полячека - Хинчина видно, что сокращение времени обслуживания заявки при прочих равных условиях тем самым сокращает и загрузку обслуживающего устройства и увеличивает разность , которая входит в знаменатель. В итоге простой в ожидании обслуживания сократится намного больше сокращения времени обслуживания.
12 Основные методы расчета по обеспечению взаимодействия. Аналитические методы расчета станционных процессов
Под пропускной способностью станции понимают число грузовых (следующих через нее без переработки и с переработкой) и пассажирских поездов, которое может быть пропущено ею за сутки на все направления при полном использовании технических средств. Ее рассчитывают исходя из технической оснащенности при условии наилучшей организации движения поездов на прилегающих участках и передовой технологии работы станции. Пропускная способность пассажирской станции определяется числом пассажирских поездов, которое может быть пропущено через нее за сутки или в часы интенсивного движения по каждому направлению.
Перерабатывающая способность станции — это число грузовых поездов или вагонов, которое может быть переработано ею за сутки при передовой технологии, наилучшем использовании путевого развития и технического оснащения.
Пропускную способность определяют для приемо-отправочных путей и стрелочных горловин, а перерабатывающую — для сортировочных устройств (горок, вытяжных путей) и грузовых фронтов. Различают пропускную и перерабатывающую способность станции по отдельным ее элементам и результативную. Последнюю устанавливают по элементу с наименьшей пропускной способностью («узкому» месту). В некоторых случаях ее можно увеличить, перераспределив работу между устройствами (например, перенести часть сортировочной работы с горки на менее загруженные вытяжные пути).
Исходные данные для расчета пропускной и перерабатывающей способности — время занятия отдельных элементов станций. Их можно разделить на две группы. К первой относится технологическое время выполнения операций, а ко второй — время, зависящее от расстояния перемещения вагонов. В ряде случаев время занятия того или иного элемента определяют как сумму данных обеих групп. Время выполнения технологических операций (например, осмотра состава, опробования тормозов, перевода стрелок, ремонта и экипировки вагонов и локомотивов и др.) с учетом их параллельности и последовательности определяют согласно методике, приведенной в курсе «Организация движения поездов». Время, зависящее от расстояния перемещения, устанавливают по схеме станции, определяя скорости движения тяговыми расчетами или хронометражем. Предварительно, обследуя станцию, выбирают элементы, подлежащие расчету: приемо-отправочные пути, группы стрелочных переводов, вытяжные пути и др.
К расчету принимают следующие категории поездов: грузовые — сквозные, разборочные и своего формирования; пассажирские — дальние и пригородные, учитывая внутрисуточную неравномерность их движения. Рассчитывают пропускную способность станции аналитическим методом с графической проверкой соответствия путевого развития заданному графику движения поездов. Графическая проверка очень трудоемка, поэтому ее рекомендуют делать только тогда, когда аналитическим расчетом выявлен недостаток пропускной способности или на подходах к станции большие размеры пассажирского дальнего и пригородного движения. При этом принимают лишь заданное графиком распределение поездов на подходах к станции, всякое изменение его вызывает необходимость новой графической проверки. В результате уверенности в том, что принятое распределение поездов отражает наиболее неблагоприятные условия работы станции, нет.