Файл: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ: ФОНД ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ(Создание международного валютного фонда и его цели).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В декабре 2010 г. Совет управляющих МВФ утвердил пакет реформ, который предусматривал увеличение вдвое (с 238,5 млрд СДР до 477 млрд СДР) квот МВФ в рамках 14-го общего пересмотра квот23 и их существенное перераспределение (более 6% долей квот) в пользу развивающихся стран и стран с формирующимися рынками (таблица 6). По итогам реформы Россия должна была войти в число 10 крупнейших участников МВФ: ее доля в квотах увеличилась бы с 2,5 до 2,7%, а доля в голосах — с 2,4 до 2,6%. Кроме этого, пакет реформ включал меры по изменению системы управления фондом: предусматривалась ликвидация назначаемых исполнительных директоров и придание исполнительному совету полностью выборного характера.

Таблица 6

Распределение квот и голосов МВФ основных участников фонда до и после реформы 2010 г. (% от общего объема квот и голосов МВФ) [23]

Страна

Квоты

Голоса

После реформы 2008г.

После реформы 2010г.

После реформы 2008г.

После реформы 2010г.

США

17,7

17,4

16,7

16,5

Япония

6,6

6,5

6,2

6,1

Германия

6,1

5,6

5,8

5,3

Франция

4,5

4,2

4,3

4,0

Великобритания

4,5

4,2

4,3

4,0

Китай

4,0

6,4

3,8

6,1

Италия

3,3

3,2

3,2

3,0

Саудовская Аравия

2,9

2,1

2,8

2,0

Канада

2,7

2,3

2,6

2,2

Россия

2,5

2,7

2,4

2,6

Индия

2,4

2,7

2,3

2,6

С учетом того что реформа принималась в «пакетном режиме» по настоянию США, для ее принятия требовалось согласие членов фонда, на которые приходится 85% от общего объема голосов. Такая величина, в соответствии с Уставом МВФ, необходима для внесения изменений в систему управления фонда. В условиях, когда на США приходилось более 15% квот и голосов, они по сути обладали правом вето на решения совета директоров.

В течение пяти лет Конгресс США отказывался ратифицировать реформу квот МВФ. В 2014 г. ее очередное обсуждение в рамках «Группы двадцати» фактически зашло в тупик. В этой связи было принято решение, что если до конца 2014 г. не удастся ратифицировать поправки в Устав МВФ, то «будут предложены альтернативные механизмы, которые бы учитывали повышение доли emerging markets в мировой экономике». Позиция Конгресса резко изменилась в конце 2015 г., в результате чего пакет реформ был ратифицирован, а решения о реформе МВФ вступили в силу с 26 января 2016г.


В результате реформы четыре страны БРИКС (за исключением ЮАР) вошли в десятку крупнейших участников МВФ, а их доля в общем объеме квот увеличилась с 11,5 до 14,7%. Таким образом, формально страны БРИКС не получили права вето по наиболее важным решениям фонда — для этого доля квот должна составлять 15% [13, с.15].

В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О принятии поправок к статьям соглашения Международного валютного фонда, одобренных резолюцией Совета управляющих Международного валютного фонда 15 декабря 2010 г. №66-2» отмечалось, что пересмотр квот «в целом незначительно повлияет на общий расклад сил в фонде» в связи с тем, что в пользу развивающихся стран будет перераспределено лишь 2,8% квот. Вместе с тем правительство России отметило в качестве положительного итога реформы увеличение общей доли голосов стран БРИК с 10,71% до 14,18%, что приближает их к блокирующему пакету (15%).

Данная реформа важна для России. В случае согласования своих действий с партнерами по БРИКС и двумя-тремя другими государствами, разделяющими позицию России, страна сможет влиять на отдельные решения МВФ.

В январе 2005 года Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд долларов), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией [3, с.7].

Первоначальной целью вступления России в МВФ было фактически получение денег на покрытие неподъемного внешнего долга, доставшегося при распаде СССР.

На это деньги нашлись. Но когда Москва обратилась в МВФ в печально известном 1998 году, помощи не получила.

Таким образом, сегодня, на фоне событий на Украине, международных санкций и попыток изолировать Россию, возможность воспользоваться своими правами члена МВФ выглядят еще более призрачными.

В феврале 2015 года встреча министров иностранных дел России, Китая и Индии увенчалась совместным заявлением, в котором страны-лидеры БРИКС потребовали от США завершить реформу МВФ, то есть фактически отказаться от контроля этой ключевой финансовой организацией планеты. Это очень сильный жест, который с одной стороны показывает солидарность Москвы, Пекина и Дели в ключевом вопросе переформатирования международной экономической системы, а с другой стороны является открытой угрозой Вашингтону — своеобразным «последним китайским предупреждением», подкрепленным китайскими деньгами и российским ядерным потенциалом.


3. Проблемы и тенденции их решения в отношении России и МВФ

3.1. Проблемы взаимоотношений, пути их решения

По мнению, как и мнению многих аналитиком России необходимо выйти из МВФ. До нынешнего момента выход из МВФ серьезно не обсуждался, потому что «выходить» было некуда. Но с возникновением фонда БРИКС, многие эксперты заговорили о том, что это достойная альтернатива тому «ярму», которое представляет из себя членство в МВФ.

Чтобы понять, какой ценой нам обошелся кредит МВФ, далеко ходить не надо: нынешняя политика российского Центробанка с поразительной точностью воспроизводит все инструкции Международного валютного фонда. Так, согласно условиям, выдвинутым МВФ, в основе денежно-кредитной политики нашей страны лежат „заповеди“от идеологов так называемой Чикагской экономической школы. Первая диктует Центробанку таргетирование инфляции путем повышения учетной ставки, вторая провозглашает обязательный переход к режиму плавающего курса рубля. Чем обернулся для страны перевод рубля в свободное плавание, помнят все: резкая девальвация, скачок цен на товары и услуги, падение реальных доходов и, конечно же, паника. Но настоящее бедствие для экономики началось тогда, когда ЦБ решил добить и без того стагнирующий реальный сектор и выполнил вторую „заповедь“ — повысил ставку рефинансирования до 17%. Естественно, точно по инструкции ЦБ мотивировал это целями понижения уровня инфляции (которую, как мы помним, он сам и спровоцировал). Но вопреки обещаниям чикагских экономистов повышение кредитной ставки привело не к спаду инфляции, а к ее росту, поскольку предприятия закладывают стоимость кредитов в цену продукции.
Но регулятор упорно гнул свою линию — таргетировал, таргетировал, да и вытаргетировал. Удорожание заемного финансирования сделало работу огромного количества российских предприятий заведомо убыточной, начались массовые банкротства, а с ними рост безработицы и снова потеря реальных доходов. Прибавьте сюда остальные„заветы“ Чикагской школы, воплощенные в жизнь российскими реформаторами, и получите поэтапный план „Как развалить экономику за 20 лет“. Стоит припомнить хотя бы приватизацию, повсеместную отмену госконтроля, либерализацию цен, которая воплотилась в нашем присоединении к ВТО, и институт госкорпораций.


Однако, справедливости ради, стоит отметить, что вопрос сотрудничества с МВФ чуть более шире, чем отношение«заемщик-кредитор».

Научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский говорит следующее: «Если МВФ изменит свою кредитную политику ради Украины, то это ни в коем случае не означает, что фонд согласен дать Киеву $3 млрд для того, чтобы закрыть его долг перед Россией. У МВФ есть правило — если у какой-либо страны существуют неурегулированные претензии к реципиенту платежа, то тогда МВФ не может его кредитовать [22]. 

Заявление МВФ означает не более, чем игнорирование России как субъекта кредитных отношений с Украиной. То есть МВФ будет по-прежнему давать кредиты Украине, несмотря на то, что по правилам он это делать не имеет права.

Как может ответить Россия? Все, что она может сделать — выйти из МВФ и забрать оттуда $2,6 млрд со своей резервной позиции. Такой шаг не испортит нашу репутацию, потому что она итак уже испорчена. И если Россия выйдет из МВФ, для нее ничего страшного не случится. И с МВФ ничего не будет, в фонд входят около 200 стран.

Однако, нельзя сказать, что МВФ сейчас намеренно провоцирует Россию на такой шаг. Ее позиции фондом вообще не рассматриваются. У Украины есть неурегулированные кредитные отношения с одним из доноров (в данном случае с Москвой), при этом, по мнению МВФ, сами эти отношения спорны — с одной стороны, это долг государственный, а, с другой — коммерческий. У каждой из сторон есть свои аргументы. Но, поскольку это вопрос спорный, а МВФ не хочет в этот спор ввязываться, он считает, что лучше обойти этот спор: изменить правила и продолжать кредитовать Украину. Скорее всего, фонд примет именно такое решение».

В период профицитного бюджета со своей новой ролью Россия справлялась вполне успешно. За 2005–2008 годы российское правительство направило в МВФ 1,2 млрд долларов. Более того, в 2013 году Россия перечислила 10 млрд долларов США в качестве исполнения решения лидеров стран «двадцатки» о пополнении ресурсов МВФ. Много это или мало – сложно ответить. Но нельзя забывать, что за время переходного периода Россия привлекла у МВФ порядка 15,6 млрд долларов для поддержки финансовой системы. Основными издержками был условный характер займов, связанный с выполнением рекомендованных экономических и финансовых реформ.

С высокой долей вероятности текущий кризис способствует сокращению расходов российского правительства на участие в международных экономических организациях. Тем не менее Россия сохраняет за собой право использовать механизмы международных экономических организаций для обеспечения своих интересов в различных регионах мира при использовании возможности экономии средств за счет эффекта от масштаба, появлению которого могут способствовать институты. Это даст РФ шанс не упустить возможность оказывать воздействие на страны – получателей помощи, предоставляемой Россией через международные институты.


Несомненно, Россия продолжит интеграцию на постсоветском пространстве в рамках институтов Евразийского экономического союза, несмотря на рост издержек для остальных партнеров в связи с российским экономическим кризисом. Не остановится Москва и на выполнении проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При этом международные институты могут выступать в качестве агентов для реализации такого рода инициатив. Это может превысить потенциальные выгоды от участия в международных организациях над издержками.

Однако, Россия не считает нужным выходить из Международного валютного фонда (МВФ) из-за его последних решений по уравниванию положения коммерческих и суверенных заемщиков стран, получающих поддержку фонда, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов [25].

"Что касается отношений с Валютным фондом, то мы являемся одним из ключевых участников фонда, мы не считаем необходимым из-за сложной ситуации, которая сегодня возникла, выходить из состава участников фонда", - сказал он, отвечая на вопрос о вероятности выхода.

Министр отметил, что МВФ "реализует правильную политику, направленную на поддержку платежного баланса, бюджета стран, нуждающихся в финансовой помощи, структурных реформ".

"Там очень много высококлассных специалистов, которые работают в странах, содействуют развитию и финансовой стабилизации. Это очень важный и нужный институт, особенно в нынешней непростой ситуации в мировой экономике. Считаю, выходить из состава фонда абсолютно нецелесообразно. Мы как были, так и останемся участниками этого важного международного финансового института", - заявил он.

При этом министр подчеркнул, что объемы поддержки, которые может осуществлять МВФ в случае его дополнительной капитализации, могли бы быть более весомыми, а принципы работы могли бы быть "более справедливыми и эффективными".

Ранее в Кремле назвали решение МВФ по долгу Украины опасным прецедентом.

3.2. Задачи правительству от МВФ на перспективу

Эксперты МВФ призвали к постепенному ужесточению налогово-бюджетной политики с целью адаптации к низким ценам на нефть и восстановления резервов. Но МВФ предостерегает ЦБ РФ от увлечения покупкой «иностранной валюты для восстановления предохранительных буферных резервов». В последнее время ЦБ скупал иностранную валюту по $200 миллионов в день, неизбежно ослабляя рубль, что, в свою очередь, способствовало разгону инфляции. Программа пополнения резервов должна соответствовать планам по сдерживанию инфляции (ориентир — 4% к 2017 году), напоминает фонд. В связи с этим фонд приветствовал [24]: