Файл: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ: ФОНД ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ(Создание международного валютного фонда и его цели).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы международного валютного фонда
1.1. Создание международного валютного фонда и его цели
1.2. Функции международного валютного фонда, его организационная структура
2. Сотрудничество России и Международного Валютного Фонда
3. Проблемы и тенденции их решения в отношении России и МВФ
3.1. Проблемы взаимоотношений, пути их решения
Содержание:
Введение
За более чем шестидесятилетнюю историю Международный Валютный Фонд (МВФ) прошёл путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой. На протяжении почти семи лет с 1992 года, года вступления России в МВФ, её экономическая политика полностью подчинялась требованиям МВФ, который являлся в то время главным кредитором страны.
История взаимоотношений России с ключевыми международными финансовыми институтами, прежде всего Международным валютным фондом (МВФ) и Группой Всемирного банка, является относительно недолгой. Несмотря на присутствие представителей СССР на Бреттон-Вудской конференции и их активное участие в разработке соглашений, результатами которых стало создание МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), страна — уже в лице Российской Федерации — стала членом организаций лишь в 1992 г.
Созданный с целью предотвращения кризисов в экономике развитых стран, Международный валютный фонд способен предоставить временное финансирование его участникам для разрешения финансовых вопросов и восстановления платежного равновесия.
Цель курсовой работы - раскрыть особенности функционирования международного валютного фонда, его взаимоотношения с Россией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы международного валютного фонда;
2. Проанализировать взаимоотношения МВФ и России;
3. Выявить проблемы взаимоотношения и тенденции развития.
Объектом исследования является международный валютный фонд. Предмет - проблемы взаимоотношения МВФ и России.
В качестве основных методов исследования в работе использованы графический метод, табличный методы, экспериментальные методы, методы сравнения, и другие экономико-статистические методы.
В качестве информационной базы данного исследования использовались научные разработки В.В. Амосовой, В.В. Ильяшенко, А.А. Кочеткова, К.Р. Макконнелл и других, а также материалы периодических изданий. В работе также использовались интернет-ресурсы.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
1. Теоретические основы международного валютного фонда
1.1. Создание международного валютного фонда и его цели
Международный денежный фонд, МВФ (InternationalMonetaryFund, IMF) - интернациональная организация, созданная для регулировки валютно-кредитных взаимоотношений между государствами-членами и предложения им денежной поддержки при денежных затруднениях, вызываемых недостатком платежного равновесия, методом предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в заграничной валюте. Фонд имеет статус спец учреждения ООН. Фактически он работает институциональной основой мировой денежной системы [4, с.98].
МВФ был задуман в начале июля 1944 года на интернациональной конференции, проводившейся в Бреттон - Вудсе, штат Нью-Хемпшир, Соединенных Штатов, на которой участники от 44 стран пришли к соглашению о основах финансового совместной работы, призванных не разрешить повторения губительной финансовой политики, ставшей одной из обстоятельств Знаменитой депрессии 1930-х годов. Любой член организации характеризовал золотое содержание собственной валюты и на этой базе отмечал курс в валютах иных стран-участниц. Потрясения курса допускались около 10%. Изначально МВФ давал в основном короткосрочные кредиты для урегулирования платежных балансов стран-участниц.
22 июля 1944 года была разработана база соглашения (Хартия МВФ). Более значимый взнос в исследование концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший английскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный работник Министерства финансов Соединенных Штатов. Конечный вариант соглашения 1-ые 29 стран поставили свою подпись в 27 декабря 1945 года - официальная дата создания МВФ. МВФ начал собственную деятельность 1 марта 1947 года являясь частью Бреттон-Вудской системы. В том же году Франция берет у МВФ 1-ый кредит [15, с.45].
Сейчас МВФ функционирует в виде наблюдателя за глобальными валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей меж всеми государствами, и сужает наличные средства государствам-членам, имеющим солидный дефицит платежного равновесия. В случае если Всемирный банк финансирует как реформа политики, то Международный денежный фонд занимается только лишь реформами. Он выдает займы государствам-членам, имеющим короткосрочные проблемы в расчетах с интернациональными кредиторами, и устремляется к достижению абсолютной конвертируемости (независимый перевод одной валюты в иную) валют государств-членов в масштабах системы гибких обменных курсов, работающей с 1973 года. Предложениями и ресурсами МВФ могут пользоваться все государства-члены данной организации (как богатые, но и бедные).
Цели МВФ [18, с.68]:
- Помощь интернациональному сотрудничеству в денежной сфере;
- Помощь расширению сбалансированного подъема интернациональной торговли и в соответствии с этим подъему занятости и улучшению финансовых характеристик стран-членов;
- Определение паритетов и курсов валют; не допускать способности конкурентоспособного обеспечивания валют;
- Обеспечивание функционирования интернациональной денежной систем методом согласования и координации денежной политики и укрепления денежных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечивание упорядоченных взаимоотношений в денежной области меж странами-членами;
- Предложение содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении денежных ограничений;
- Предложение поддержки странам-членам при помощи предоставления ссуд и кредитов в заграничной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации денежных курсов;
- Предоставление консультаций по экономическим и денежным вопросам;
- Уменьшение продолжительности и сокращение ступени неуравновешенности интернациональных платежных балансов стран-членов;
- Контроль за соблюдением странами-членами кодекса поведения в интернациональных денежных отношениях.
1.2. Функции международного валютного фонда, его организационная структура
Вся работа МВФ базируется на монетарном подходе к регулировке экономики. Это достигается с помощью исполнения последующих главных функций [19, с.79].
- Предложение экономической поддержки для преодоления недостатка платежного равновесия. Чтобы достичь желаемого результата нужно будет дать МВФ программу реформ, в какой будут показаны планы правительства по преодолению имеющихся сложностей.
- Надзорная функция. У МВФ есть право исследования за политикой стран-членов по установлению денежных курсов и подходящей макроэкономической политики. Любая держава дает МВФ информацию, по его запросу, которая важна для претворения в жизнь надзора за ее финансовой политикой. Основная задача - своевременно обнаружить потенциально небезопасные макроэкономические дисбалансы, которые имеют все шансы воздействовать на устойчивость денежных курсов и отдать правительству советы по их исправлению.
- Претворения в жизнь консультирования и совместной работы. Тех. поддержка. В ЦБ и министерства денег и статистические органы государств, которые запросили поддержка, следуют миссии. И еще вероятна экспертиза приготовляющихся законодательных документов.
В структуру управления Международный валютный фонд (МВФ) входят [21, с.97]:
- Совет управляющих,
- Временный Комитет,
- Комитет по развитию,
- Исполнительный Совет,
- Комитет Международный валютный фонд по статистике платежных балансов,
- управляющий (директор-распорядитель).
Высший управляющий орган МВФ - Совет правящих (Board of Governors), в нем любая страна-член представлена правящим и его заместителем. В большинстве случаев, это министры финансов или же главы ЦБ.
Руководство МВФ осуществляется Советом управляющих, собранным из стран-участников, вошедших в состав фонда и, как правило, каждая из них выдвигает управляющего и его заместителя. Чаще всего представителем становится глава Министерства финансов или руководитель главного банка государства. Именно совет решает важнейшие вопросы работы фонда и контролирует возможные изменения в пунктах соглашения, регулирует запросы о приеме или исключении стран-участников, определяет их участие в капитале и проводит выборы исполнительного директора. Сессию, куда ежегодно съезжаются участники стран, входящих в МВФ, проводят официально один раз, правда, иногда проводятся внеочередные заседания, или же можно голосовать через e-mail в любой момент. Ежедневную работу фонда контролирует 24 человека в числе Исполнительного совета.
Внесение перемен в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их частей в капитале, выборы исполнительных начальников. Управляющие собираются на сессии 1 раз в год, хотя имеют все шансы проводить заседания, и еще голосовать по почте в хоть какое время. В МВФ присутствует принцип «взвешенного» числа голосов: вероятность стран-членов оказывать действие на деятельность Фонда при помощи голосования ориентируется их долей в его капитале. Любое правительство имеет 250 «базисных» голосов независимо от величины его вклада в капитал и в добавок по 1 голосу за любые Сто тысяч СДР суммы данного вклада. Таковой порядок выдает решающее большинство голосов основным странам.
Наибольшим числом голосов в МВФ владеют (на начало 2012 г.): Соединенные Штаты - 16,4%; Япония - 6,46%; Китай - 6,34% Германия - 6%; Англия - 4,96; 15 основных государств имеют в пределах 65%. На долю других государств, составляющих в пределах 84% числа членов Фонда, приходится только 35% голосов. Решения в Совете правящих обыкновенно воспринимаются обычным большинством (не ниже половины) голосов, а по главным вопросам, которые имеют оперативный или стратегический характер, - «специальным большинством» (в соответствии с этим 70 либо 85% голосов стран-членов) [11, с.18].
Невзирая на некое уменьшение удельного веса голосов Соединенных Штатов и ЕС, они как и прежде имеет право налагать вето на основные решения Фонда, принятие которых требует наибольшего большинства (85%). Из этого можно сделать вывод, что Соединенные Штаты совместно с основными западными странами имеют вероятность контролировать над ходом принятия решений в МВФ и подталкивать его деятельность отталкиваясь от собственных интересов. Что касается развивающихся государств, то при наличии скоординированных поступков они и еще в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Но достичь согласованности большому количеству разнородных государств трудно.
Весомую роль в организационной структуре МВФ играет Интернациональный денежный и экономический комитет МВФК (International Monetary and Financial Committee, IMFC), который состоит из 24 правящих МВФ, даже от России, и собирается два раза в год на сессии. Данный комитет считается совещательным органом Совета правящих, не имеющим возможностей для принятия директивных решений. И все же, он исполняет главные функции: обращает деятельность Исполнительного совета; производит стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой денежной системы и работы МВФ; выдает Совету правящих предложения о внесении поправок в Заметки Соглашения МВФ [7, с.5].
Понемногу, за время собственного существования, МВФ преобразился в компанию, регулирующую валютно-кредитные дела на наднациональном уровне. МВФ стал основным звеном в образовавшейся системе регулировки мировой экономики.
Длительное время Соединенные Штаты были государством, во многом характеризующей политику МВФ, сообща с Западной Европой. Но в последнее время стал возрастать авторитет Китая, азиатских и африканских государств (по количеству квот) [5, с.46].
Относительно отношений РФ с МВФ, то они разноплановы. Еще бы, вступление Росси в МВФ содействовало ускорению ее интеграции в крупную экономику и крупную денежную систему. Очередным актуальным полезным моментом роли РФ в МВФ возможно считать облегчение трудности реструктуризации внешней задолженности (сначала перед Парижским и Английским клубами кредиторов).
Дополнительно осуществление консультаций по разного рода финансовым проблемам вменяется в обязанности Международного валютно-финансового комитета. Кроме того, дважды в год МВФ издает «World Economic Outlook», Global Financial Stability Report («доклад о всемирной финансовой устойчивости»).
В сумме основной капитал насчитывает практически 217 млрд СДР (для сравнения: один СДР приравнивается к 1,5 у.е. США), и формируется эта сумма взносами государств из общего числа, состоящих в МВФ. Каждое из них выплачивает квоту на 25% в СДР или другой валюте, и 75% — национальной валютой. По величине квот распределяются голоса в руководстве МВФ.