Файл: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ: ФОНД ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ(Создание международного валютного фонда и его цели).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы международного валютного фонда
1.1. Создание международного валютного фонда и его цели
1.2. Функции международного валютного фонда, его организационная структура
2. Сотрудничество России и Международного Валютного Фонда
3. Проблемы и тенденции их решения в отношении России и МВФ
3.1. Проблемы взаимоотношений, пути их решения
Наиболее крупными акционерами МВФ считаются США, Германия, Япония, Франция и Великобритания, кроме того, у Китая, России, и Саудовской Аравии есть собственное место в совете [16, с.48].
Каждое государство в Международном валютном фонде располагает 250 начальными голосами, не зависящими от его вклада, и один голос начисляется за каждые 100 000 СДР, исходя из суммы вложенных средств.
Поскольку работа МВФ в основном состоит в предоставлении кредитов, то за прошедшие годы деятельности фонда было разработано несколько основных механизмов, регулирующих этот процесс. На данный момент наиболее известны из них следующие [12, с.124]:
- Механизм непосредственного финансирования связан с величиной квоты данного государства-акционера, и его осуществление ограничено пределами резервной и кредитной частей страны.
- Систему поэтапного финансирования подключают к решению долгосрочных трудностей, связанных с платежным равновесием государства-заемщика, если непосредственное финансирование не дало ожидаемых результатов.
- С участием механизма льготного финансирования дается возможность получить кредит на выгодных условиях для развивающихся стран, в том числе наиболее малообеспеченным государствам, при хронической нехватке денежных средств для поддержания экономического равновесия. Два созданных с этой целью фонда выделяют кредиты с минимальной ставкой по процентам (0,5% в год) на десятилетний период.
- Системой специального финансирования пользуются для кредитования при непредвиденных проблемах, для снижения накопившегося долга и добавочном финансировании изменений экономической системы. Относительно недавно в составе этой системы создан фонд, поддерживающий страны на этапе становления рыночной экономики.
Таким образом, Международный валютный фонд (МВФ) – это организация, направленная на помощь в международном валютном сотрудничестве, посредством консультаций ее членов и предоставления им займов.
2. Сотрудничество России и Международного Валютного Фонда
2.1. История взаимодействия
Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики и др.), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования и пр.
За период с 1992 по 1999 гг. Россия в общей сложности привлекла восемь кредитов МВФ общим объемом около 22 млрд долл. США2 (таблица 1).
Таблица 1
Заимствования Российской Федерации валютных средств МВФ в период с 1992 по 1999 гг. (млн СДР) [23]
Период |
Вид кредита |
Условия |
Подтвержденная сумма |
Израсходованная сумма |
Август 1992г. |
Стэнд-бай |
Сокращение дефицита бюджета до 5% ВВП; снижение инфляции до менее 10% в месяц; сокращение лимитов централизованных кредитов ЦБ правительству |
1,04 млрд долл. (719 млн СДР) |
1,04 млрд долл. (719 млн СДР) |
Июнь 1993г. |
Механизм финансирования системных преобразований |
Сокращение дефицита бюджета на 50% (до 10% ВВП); поддержание инфляции на уровне 7-9% в месяц |
1,5 млрд долл. (1078 млн СДР) |
1,5 млрд долл. (1078 млн СДР) |
Апрель 1994г. |
1,5 млрд долл. (1078 млн СДР) |
1,5 млрд долл. (1078 млн СДР) |
Продолжение таблицы 1
Период |
Вид кредита |
Условия |
Подтвержденная сумма |
Израсходованная сумма |
Апрель 1995г. |
Стэнд-бай |
Сокращение дефицита бюджета до 6% ВВП; снижение инфляции до 1%; продолжение структурных реформ (отмена внешнеторговых льгот, количественных ограничений импорта и экспорта, экс- портных пошлин, либерализация торговли нефтью) |
6,8 млрд долл. (4 313,1 млн СДР) |
6,8 млрд долл. (4 313,1 млн СДР) |
Март 1996г. |
Программа расширенного финансирования |
Сокращение дефицита бюджета до 2% ВВП к 1998 г.; снижение инфляции до 7% в год; продолжение реализации рыночных реформ |
10,1 млрд долл. (6 901 млн СДР) |
7,5 млрд долл. (5 105 млн СДР) |
Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г |
Реализация согласованной анти- кризисной программы: сокращение дефицита бюджета до 2,8% ВВП и увеличение доходов бюджета до 13% ВВП в 1999 г., снижение уровня инфляции, проведение налоговой реформы, реализация структурных реформ |
3 млрд долл. (2 313 млн СДР) – |
||
Июль 1998г. |
Механизм финансирования дополнительных резервов |
5,3 млрд долл. (3 992 млн СДР) |
900 млн долл. (675 млн СДР) |
|
Механизм компенсационного финансирования |
2,9 млрд долл. (2 157 млн СДР) |
2,9 млрд долл. (2 157 млн СДР) |
||
Июль 1999г. |
Стэнд-бай |
Реализация экономической про- граммы, включая принятие пакета налоговых и иных законодательных актов, обеспечение профицита бюджета в размере 2% ВВП, снижение темпа инфляции до 50% в 1999 г., проведение структурных реформ |
4,5 млрд долл. (3 300 млн СДР) |
640 млн долл. (471,4 млн СДР) |
Средства, полученные Россией в июле 1999 г. в размере 640 млн долл., стали последним траншем, привлеченным страной от МВФ. Начиная с 2000г. Россия прекратила привлечение кредитных ресурсов из фонда и стала осуществлять меры по погашению своей задолженности. По мере улучшения экономического положения в стране России удалось полностью погасить свой долг перед МВФ за пять лет (таблица 2).
Таблица 2
Задолженность Российской Федерации перед МВФ за период с 1992 по 2005 гг. (млн СДР и млрд долл. США на конец периода) [23]
Показатели |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
СДР |
719 |
1797,3 |
2875,6 |
6496,8 |
8698,2 |
9805,9 |
13732 |
11102,3 |
8912,8 |
5914,8 |
4767,3 |
3411,2 |
2293,8 |
Долл. |
1,0 |
2,5 |
4,2 |
9,6 |
12,5 |
13,2 |
19,3 |
15,2 |
11,6 |
7,4 |
6,5 |
5,1 |
3,5 |
Помимо предоставления финансовых средств России, МВФ играл важную роль в оказании технической помощи, которая была особо необходима в условиях перехода к рыночной экономике и отсутствия отечественных высококвалифицированных специалистов. Такая помощь предоставлялась в форме оказания консультационной и экспертной поддержки. Западных экспертов направляли в Россию на определенный период (как правило, год и более), где они оказывали техническое содействие, направленное, прежде всего, на развитие навыков сотрудников Центрального банка и Министерства финансов в области разработки и реализации денежно-кредитной и фискальной политики. За период с 1991 по 2001 гг. России было предоставлено 63 человеко-года технической помощи, что составляло около 4% от общего объема технического содействия, оказываемого фондом (таблицы 3 и 4).
Таблица 3
Объемы технической помощи, оказываемые МВФ России в период с 1992 по 2001 гг. [23]
Фискальный год |
Число чел.-лет |
% от общей технической помощи МВФ |
1992 |
3,2 |
2,4 |
1993 |
7,2 |
4,8 |
1994 |
9,6 |
6,7 |
1995 |
12,1 |
7,2 |
1996 |
8,8 |
4,2 |
1997 |
6,1 |
3,3 |
1998 |
4,0 |
2,7 |
1999 |
4,6 |
2,3 |
2000 |
3,9 |
2,0 |
2001 |
3,6 |
1,9 |
Всего |
63,1 |
3,7 |
Таблица 4
Структура технической помощи (долгосрочное содействие), оказываемой МВФ России в период с 1992 по 2001 гг. [23]
Период |
Сфера |
Число чел.-лет |
Февраль 1993 г. — июнь 1997 г. |
Налоговое администрирование |
4,4 |
Январь 1994 г. — декабрь 1995 г. |
Бюджет |
2,0 |
Март 1994 г. — сентябрь 1995 г. |
Налоговое администрирование |
1,6 |
Июль 1994 г. — декабрь 1995 г. |
Бюджет |
1,5 |
Сентябрь 1997 г. — август 1999 г |
Налоговое администрирование |
2,0 |
Февраль 1999 г. — август 2001 г |
Бюджет |
2,6 |
2.2. Текущее взаимодействие
В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора. Решением совета директоров МВФ в 2005 г. страна была включена в План финансовых операций (ПФО) МВФ — механизм, посредством которого фонд осуществляет кредитование его членов в случае ухудшения их платежных балансов, используя средства участников плана. Обязательство по предоставлению финансовых средств в рамках ПФО закреплено в разделе 3 статьи Устава МВФ [17, с.15].
Помимо этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями соглашения МВФ, включая покупку и продажу СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупку облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др.
МВФ продолжает оказывать России активную консультационную поддержку и техническое содействие, включая проведение семинаров, конференций, учебных мероприятий и пр.
Долгое время ключевым вопросом в отношениях России и МВФ является проблема перераспределения квот и голосов внутри фонда. В основу необходимости пересмотра квот стран в МВФ легли сразу два тренда. Первый из них связан с изменением баланса сил в мировой экономике и усилением роли развивающихся стран в мире. С 1990 г. доля развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в мировом ВВП существенно возросла: с 36,1% в 1990 г. до 58,1% в 2016 г. (таблица 5).
Таблица 5
ВВП основных групп стран в 1990–2016 гг. (рассчитанный по ППС, млрд долл. и % от мирового ВВП) [23]
Группа стран |
1990 |
2000 |
2005 |
2008 |
2012 |
2016 |
Мир |
27002 |
49542 |
67276 |
83014 |
99089 |
118170 |
Развитые страны |
||||||
Млрд. долл. |
17248 |
28237 |
35472 |
40574 |
44026 |
49557 |
% от мирового показателя |
63,9 |
57,0 |
52,7 |
48,9 |
44,4 |
41,9 |
Ключевые развитые страны ("Большая семерка") |
||||||
Млрд. долл. |
13771 |
21709 |
26868 |
30284 |
32723 |
36739 |
% от мирового показателя |
51,0 |
43,8 |
39,9 |
36,5 |
33,0 |
31,1 |
Прочие развитые страны |
||||||
Млрд. долл. |
1783 |
3559 |
4775 |
5762 |
6748 |
7771 |
% от мирового показателя |
6,6 |
7,2 |
7,1 |
6,9 |
6,8 |
6,6 |
Развивающиеся страны и страны с формирующимися рынками |
Продолжение таблицы 5
Группа стран |
1990 |
2000 |
2005 |
2008 |
2012 |
2016 |
Млрд. долл. |
9754 |
21305 |
31804 |
42440 |
55063 |
68613 |
% от мирового показателя |
36,1 |
43,0 |
47,3 |
51,1 |
55,6 |
58,1 |
Еще в период, предшествующий мировому финансовому кризису 2008–2009 гг., многие страны выражали недовольство сложившейся системой глобального финансового регулирования. По их мнению, неэффективность МВФ была связана в том числе с ключевой ролью стран «Большой семерки» в принятии решений, в то время как формирующиеся экономики практически не оказывали влияния на политику фонда. Такая ситуация не отражала происходящих изменений в мировой экономике.
Несбалансированность системы глобального финансового регулирования можно проиллюстрировать на примере, приведенном Р. Брайантом в статье «Реформа квот и голосов МВФ: потерянные возможности». Автор рассматривает две группы стран, первая из которых состоит из 5 стран ЕС (Италии, Нидерландов, Бельгии, Швеции и Швейцарии), а вторая — из крупнейших на 2006 г. стран с формирующимися рынками (Китая, Республики Корея, Мексики, Индии и Бразилии). До первого раунда увеличения квот в отношении четырех стран (Китая, Южной Кореи, Мексики и Турции) в соответствии с постановлением, принятым Советом управляющих МВФ на своей сессии в Сингапуре 18 сентября 2006 г., обе группы располагали примерно 1/10 от общего объема голосов (10,4 и 8,2% соответственно). При этом вклад европейских стран в мировую экономику был существенно меньше. Так, доля пяти стран ЕС в мировом ВВП, рассчитанном по рыночным ценам, составляла 8,1% по сравнению с 11,9% для стран второй группы. В случае расчета ВВП по ППС соотношение составляло 5,8% против 20,7% (рисунок 1).
Рис. 1. Соотношение голосов и экономических показателей стран группы 1 и группы 2, % от соответствующих мировых показателей [23]
Примечание:
группа 1 — Италия, Нидерланды, Бельгия, Швеция и Швейцария;
группа 2 — Китай, Индия, Республика Корея, Мексика, Бразилия
Помимо изменения баланса сил в мировой экономике, менялась и роль развитых и развивающихся стран в международных финансовых институтах. Все большее число развитых стран стали обращаться за получением финансовой помощи, предоставляемой МФИ, в то время как страны с формирующимися рынками выступали в качестве кредиторов. Так, в период кризиса 2008–2009 гг. за помощью к МВФ обратились такие европейские страны, как Исландия, Венгрия, Латвия. В период с 2010 по 2013 гг. в результате развития долгового кризиса в Европе реципиентами финансовой помощи МВФ стали Греция, Ирландия, Португалия и Кипр.