Файл: Реформа электроэнергетики в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

я эффективность

Актуальность. Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека энергетика оказывает самое большое влияние на нашу жизнь. Тепло и свет в домах, транспортные потоки и работа промышленности – все это требует затрат энергии. Наличие света и тепла в домах, детских садах, школах и больницах, вопрос не только социальный, он - самый, что ни на есть политический. Потребности в энергии продолжают постоянно расти. Наша цивилизация динамична. Любое развитие требует, прежде всего энергетических затрат и при существующих формах национальных экономик многих государств можно ожидать возникновения серьезных энергетических проблем. Просчеты в этой области имеют серьезные последствия.

Сложившиеся ситуация в Российской электроэнергетике говорит о необходимости реформирования всей отрасли. Если имеющаяся тенденция будет усиливаться, Россия в скором времени столкнется с энергетическим кризисом. А это нанесет отрасли почти непоправимый финансовый урон, и вообще может встать вопрос об утере энергобезопасности страны

В курсовой работе объектом исследования является энергетическая отрасль в целом, и в России в частности, монополистом в которой является РАО «ЕЭС России».

Предмет исследования – реформа энергетики.

Цель работы заключается в исследовании и анализе проводимых реформ в электроэнергетической отрасли.

В соответствии с поставленной целью были выявлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть электроэнергетическую отрасль: понятие и основные элементы.
  2. Изучить этапы реформы электроэнергетической отрасли 1992-2008 годов
  3. Рассмотреть основные направления рыночных реформ в электроэнергетике России
  4. Изучить важнейшие итоги реформирования электроэнергетики на современном этапе.

Информационной базой исследования являются основные положения и выводы, сформулированные в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей в области электроэнергетики и управления в энергетических отраслях, в промышленности, в частности работы таких авторов как Мхитарян В.С., Архипова М.Ю., Сиротин В.П., Чашкин Ю.Р., Ершова С.А., Коптева Е. П. и др. При написании работы также были использованы материалы периодической печати, статистическая информация и материалы глобальной сети Internet.


Глава 1. Электроэнергетическая отрасль: понятие и основные элементы

1.1 Понятие и элементы электронергетической отрасли

Электроэнергетика является отраслью экономики Российской Федерации, которая включает в себя совокупность экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачу электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетика, реализация и потребление электрической энергии за счет использования производственных и иных имущественных объектов (в том числе принадлежащих Единой энергетической системе России), которые принадлежат на собственном праве позвоночника или иным образом предусмотрены федеральными законами субъектами электроэнергетики или другими лицами. Электроэнергетика является основой для функционирования экономики и жизнеобеспечения [1].

В результате реализации основных мероприятий, связанных с реформированием отрасли, структура электроэнергетики стала достаточно сложной. Отрасль состоит из нескольких групп компаний и организаций, каждая из которых выполняет определенную функцию, возложенную на нее.

Основные группы компаний и организаций:

1. Генерирующие компании оптового рынка

2. Сетевые компании

3. Энергосбытовые компании

4. Компании, управляющие режимами единой энергосистемы России

5. Компании, отвечающие за развитие и эксплуатацию инфраструктуры коммерческого рынка (WECM и розничные рынки)

6. Организации, осуществляющие контроль и регулирование в отрасли

7. Потребители электрической энергии, мелкие производители электрической энергии

Рассмотрим основные характеристики групп компаний и их состав.

Группа 1 - Генерирующие компании:

Генерирующие компании - это крупные компании, активами которых являются электростанции различного типа. Всего было создано 20 новых тепловых генерирующих компаний, а также одна генерирующая компания, которая производит электроэнергию и мощность на большинстве гидроэлектростанций в России. Кроме того, есть 1 компания, которая управляет всеми атомными электростанциями в стране. Таким образом, АЭС эксплуатируются Росэнергоатомом, РусГидро владеет практически всеми гидроэлектростанциями. В состав ТЭС входят 6 оптовых генерирующих компаний (ОГК), управляющих крупными ТЭС - ГРЭС; общая установленная мощность каждой из этих компаний составляет более 8 ГВт. Электростанции каждой ОГК расположены в разных регионах России. Также создано 14 территориальных генерирующих компаний, которые владеют средними тепловыми электростанциями и тепловыми электростанциями. Электростанции и ТЭЦ, принадлежащие одной ТГК, расположены на одной территории (1 регион или ряд соседних регионов страны).


В дополнение к этим генерирующим компаниям, есть еще несколько довольно крупных генерирующих компаний, которые не контролировались РАО ЕЭС на момент начала реформы и, следовательно, не меняли собственников. Речь идет о четырех так называемых «независимых» АО-энерго: Татэнерго, Башкирэнерго, Новосибирскэнерго, Иркутскэнерго. Эти компании только формально (через создание своих дочерних компаний) выполнили требование закона о разделении конкурентной и монополистической деятельности. Например, Татэнерго учредило «генерирующую компанию», «сетевую компанию» и «Татэнергосбыт» - в качестве дочерних компаний, осуществляющих соответственно генерирующие активы, сетевые активы и деятельность по продаже энергии в Республике Татарстан. Другие компании из этой четверки сделали то же самое. Многие из оставшихся генерирующих активов находятся под контролем государства, так как они расположены в так называемых неценовых зонах (из-за серьезного дисбаланса в объеме генерирующих мощностей и спроса на электрическую энергию, или из-за замкнутости и небольшой размеры территориальных энергосистем). «Нерыночные» территории удалены от центральных районов страны с развитой электроэнергетической инфраструктурой, территории: территория Дальнего Востока, Камчатка, Чукотка, о. Сахалин, большая часть территории Якутии, Калининградской области, а также территории Республики Коми и Архангельской области. Правда, генерирующие мощности двух последних регионов все еще находятся в частных руках - принадлежат ТГК-2, ТГК-9 и ОГК-3.

Group 2 - Сетевые компании:

Сетевые компании представлены, в первую очередь, гигантской компанией: Федеральной сетевой компанией (ФСК), которая владеет так называемыми магистральными сетями - высоковольтными линиями электропередачи (в основном 220 кВ, 330 кВ, 500 кВ). Условно говоря, это транспортные артерии, соединяющие различные энергетические системы на обширной территории страны, то есть обеспечивающие возможность передачи значительного количества электроэнергии и мощности на большие расстояния между удаленными крупными энергосистемами. Поэтому ФСК имеет стратегическое значение не только для электроэнергетики, но и для экономики всей страны. Поэтому оно контролируется государством, которому принадлежит почти 80% акций компании.

Во-вторых, электросетевые компании представлены крупными межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (МРСК), объединенными в единый холдинг - Холдинг МРСК. Время от времени бывают предположения о будущем объединении региональных МРСК, но пока у Холдинга сложная корпоративная структура: региональные МРСК и сама материнская компания, которая владеет крупными пакетами акций в региональных дочерних компаниях. Такая сложная структура не является лучшей формой организации с точки зрения управления, региональные МРСК обладают определенной степенью автономии, и многие процедуры усложняются из-за «мультикорпоративного» характера одной организации. Филиалы Холдинга МРСК:


– МРСК Центра и Приволжья

– МРСК Юга

– МРСК Северного кавказа

– МРСК Волги

– МРСК Урала

– МРСК Сибири

– Тюменьэнерго

– Московская электросетевая компания

– Ленэнерго

– Янтарьэнерго

Последняя группа сетевых компаний - это небольшие территориальные сетевые организации (ТШО). Эти организации, обслуживающие, как правило, электрические сети малых муниципальных образований, могут принадлежать как муниципальным органам власти, так и частным региональным инвесторам. Количество таких организаций велико, но доля их услуг в стоимостном выражении по сравнению со стоимостью услуг Холдинга МРСК и ФСК не столь значительна. Здесь стоит упомянуть о существовании бесхозных сетей - то есть таких электрических сетей, право собственности на которые не передается ни одному владельцу. Это стало возможным в результате многочисленных экономических преобразований, которые потрясли экономику страны в последние десятилетия.

Из-за плохой управляемости и низкого уровня контроля за деятельностью небольших TSO со стороны муниципальных и региональных властей, других государственных органов, а также из-за слабой мотивации нынешних владельцев развивать и поддерживать свою электросеть TSO в необходимом состоянии, существуют Все чаще появляются предложения о поглощении небольших сетевых компаний МРСК. Это, с одной стороны, безусловно идет вразрез с идеями реформирования отрасли (рост числа участников и развитие конкуренции), но с другой стороны, в контексте российской действительности (неэффективность мелких собственников, которые настроены может быть эффективным для краткосрочного использования унаследованного актива с максимальной краткосрочной отдачей в ущерб инвестиционному развитию).

Группа 3 - энергосбытовые компании:

Основными представителями этой группы компаний в отрасли являются эренгосбыты - наследники империи РАО ЕЭС. Это «фрагменты» вертикально интегрированных АО-энерго, которые получили особый статус - статус гарантированного поставщика. Учитывая эту специфику, сегмент продаж энергии, вероятно, является самым нереформированным сегментом из всех.

Помимо гарантированных поставщиков, существуют также независимые энергосбытовые компании. Это, прежде всего, компании, поставляющие электроэнергию и электроэнергию крупным потребителям напрямую с оптового рынка электроэнергии и мощности (WECM). Помимо таких компаний, есть и такие, которые осуществляют деятельность по купле-продаже электроэнергии на розничных рынках. Но таких компаний гораздо меньше из-за особенностей рыночных правил.


Группа 4 - Компании, управляющие режимами единой энергосистемы России:

Это, прежде всего, Системный оператор Единой энергетической системы России (СО ЕЭС), а также ее территориальные подразделения. Системный оператор несет важную «интеллектуальную» нагрузку с технологической точки зрения. Он контролирует режимы электричества в энергосистеме. Его команды обязательны к исполнению для субъектов оперативно-диспетчерского управления (прежде всего, для генерирующих и электросетевых компаний).

В рамках технологически изолированных территориальных энергетических систем режимами управляет отдельная компания, на которую возложены функции оперативно-диспетчерского управления в локальной энергосистеме. Это может быть сетевая организация. (Такая ситуация может быть в изолированных энергетических регионах, например, на северных территориях, в Якутии).

Группа 5. Компании, отвечающие за развитие и эксплуатацию инфраструктуры коммерческого рынка (WECM и розничные рынки):

Сегодня это, во-первых, некоммерческое партнерство «Совет рынка» (NP Market Council), а во-вторых, его дочерние компании: ОАО «АТС» - коммерческий оператор, а Центр финансовых расчетов - центр финансовых расчетов, осуществляющий расчет и взаимозачет взаимных финансовых обязательств и претензий.

NP Market Council, как следует из его названия, представляет собой некоммерческое партнерство, членами которого являются все участники оптового рынка электроэнергии и мощности (WECM). Он разрабатывает и дорабатывает соглашение о присоединении к торговой системе оптового рынка, которое является обязательным для всех участников WECM. Настоящий договор, принимая во внимание приложения к правилам WECM, определяет правила, порядок функционирования WEMP, подробно описывая различные процессы, порядок расчетов и т. Д. Соглашение о слиянии должно соответствовать Правилам оптовой торговли. Рынок, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также другие нормативно-правовые акты. При внесении изменений в правила WECM также вносятся изменения в соглашение о слиянии. Важные решения принимаются и утверждаются наблюдательным советом Совета рынка. Совет рынка также разрабатывает правила функционирования розничных рынков (в пределах своей компетенции) и отвечает за развитие отрасли на основе баланса интересов субъектов электроэнергетики.

ОАО «АТС» является коммерческим оператором оптового рынка. Организует работу рынка и взаимодействие участников рынка.

ЗА "ЦФР" проводит финансовые расчеты на рынке.