Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Электроэнергетическая отрасль: понятие и основные элементы
1.1 Понятие и элементы электронергетической отрасли
1.2 Реформа электроэнергетической отрасли 1992-2008 годов
Глава 2. Анализ итогов реформирования электроэнергетики
2.1 Анализ структурных преобразований
2.2 Ключевые индикаторы и показатели функционирования электроэнергетики в постреформенный период
2.3 Перспективы дальнейшего реформирования электроэнергетики
Группа 6 - Организации, осуществляющие контроль и регулирование в отрасли:
Контроль и регулирование в отрасли в пределах их полномочий осуществляется различными исполнительными органами: как Российской Федерацией, так и ее субъектами. Министерство энергетики оказывает непосредственное влияние на процессы в отрасли. Значительную роль играют Федеральная служба по тарифам (ФСТ), Министерство экономического развития, непосредственно Правительство Российской Федерации, а также Ростехнадзор, госкорпорация Росатом и другие. тарифные комитеты и др.).
Группа 7 - Потребители электрической энергии, мелкие производители электрической энергии:
Это совокупность предприятий различных масштабов, организаций - субъектов экономики Российской Федерации, а также граждан страны, занимающихся потреблением электрической энергии для собственных нужд.
С точки зрения современной структуры отрасли все потребители можно разделить на потребителей розничных рынков (самая большая группа) и потребителей оптового рынка. Только крупные предприятия, принявшие ряд необходимых мер, могут стать потребителями оптового рынка: установив АИИС КУЭ (автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электрической энергии), предпринял ряд организационных мер для получения статуса WECM и получить допуск к WECM. Поскольку все эти меры требуют финансовых вложений, их эффективность для каждого конкретного потребителя должна проверяться отдельно.
Поскольку рынок электрической энергии и мощности в России начал функционировать совсем недавно, и стимулов для активного развития малых электростанций практически нет, мелкими производителями электрической энергии являются в основном промышленные предприятия, которые имеют небольшую (в масштабах ОРЭМ) тепловую энергию. ТЭЦ, чаще всего ТЭЦ, которые были построены во времена СССР с целью удовлетворения собственных производственных потребностей в энергоресурсах (электрической тепловой энергии). Поскольку производство во многих отраслях экономики значительно сократилось после распада СССР, такие предприятия смогли продавать излишки произведенной электроэнергии и мощности другим потребителям. Эти предприятия становятся поставщиками на розничных рынках. Ввиду изменений в Федеральном законе № 35-ФЗ, которые были внесены в июле 2010 года, уже с 2011 года многие из этих производителей будут обязаны покупать и продавать электрическую энергию и мощность на WEMM. Таким образом, количество розничных производителей, которое все еще невелико, будет сокращено до незначительного количества.
Объектом нашего исследования является ОАО «Тюменская энергосбытовая компания», относящееся к 3-й группе. Поэтому давайте более подробно остановимся на концепции и сущности продаж энергии.
Продажа энергии - это коммерческая деятельность по продаже электроэнергии. «Энергосбыт» также является сокращенным названием организаций, которые занимаются прямой продажей электроэнергии потребителям. И это может быть как приобретенное электричество, так и произведенное.
Основными составляющими продаж энергии являются:
- торговля энергией или покупка энергии у производителя оптом и в розницу;
- заключение договоров с потребителями на передачу электрической энергии и взаимодействие с сетевыми организациями;
- проведение работ на розничном рынке - заключение договоров на поставку энергии, мониторинг показаний счетчиков, расчет количества электроэнергии и начисления платы за фактическое и плановое потребление электроэнергии, выставление счетов потребителям, прием платежей и принятие мер по взысканию долгов.
С 2005 года продажи энергии перестали существовать как вид деятельности (как филиал или подразделение) в энергетических компаниях: АО-Энерго (Мосэнерго, Белгородэнерго, Смоленскэнерго и др.), Муниципальные организации, занимающиеся продажей и продажей электрической и тепловой энергии. энергетика, а также дочерние предприятия РАО "ЕЭС России".
В 2004-2005 годах российский энергетический сектор был реструктурирован. В результате подразделения энергосбытов АО-Энерго были разделены на отдельные юридические лица. Акции многих сбытовых компаний, образованных в результате этой реформы, были выкуплены РАО "ЕЭС России" на аукционах еще до того, как основная деятельность компании прекратилась в июле 2008 года.
В связи с запретом на соединение в рамках одного юридического лица или нескольких аффилированных лиц «естественно-монопольных» (осуществляющих передачу и диспетчирование электрической энергии) и «конкурентных» (осуществляющих генерацию и сбыт электрической энергии) видов деятельности, большая часть муниципальных энергетических компаний были разделены, и из их состава были выделены энергосбытовые компании.
Энергосбытовые компании, которые осуществляют деятельность по энергоснабжению потребителей, в случае необходимости могут получить статус гарантирующего поставщика. Согласно Постановлению Правительства № 530 от 1 сентября 2006 года первые организации, получившие такой статус, начали выполнять свои функции уже с 1 января 2008 года.).
1.2 Реформа электроэнергетической отрасли 1992-2008 годов
Единая энергетическая система России (ЕЭС России) представляет собой совокупность объектов промышленного и иного имущества электроэнергетики, связанных единым производственным процессом (включая производство в комбинированном производстве электрической и тепловой энергии) и передачей электроэнергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
В российской электроэнергетике в конце 1980-х - начале 1990-х годов на фоне экономического спада и последующего преобразования социально-экономической системы из плановой социалистической в рыночную нарастали признаки стагнации: возобновлялись производственные мощности. медленнее, чем рост спроса на электроэнергию. В начале 1990-х годов резкое ухудшение общей экономической ситуации в стране привело к значительным проблемам в развитии отрасли:
- по технологическим показателям (удельный расход топлива, средняя эффективность оборудования, работоспособность станций и т. д.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах;
- не было стимулов для повышения эффективности, рационального планирования режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережения;
- приток капитала резко сократился и был недостаточным, физический и моральный износ основных фондов отрасли неуклонно рос;
- в некоторых регионах произошли перебои в подаче электроэнергии, наблюдался энергетический кризис, высока вероятность крупных аварий;
- не было платежной дисциплины, дефолты были обычным явлением;
- предприятия отрасли были информационными и финансово «непрозрачными»;
- доступ к рынку электроэнергии фактически был закрыт для новых независимых игроков.
Чтобы изменить текущую ситуацию на рубеже 2000-х годов, было решено провести радикальную перестройку отрасли и ее организационно-управленческой системы на основе опыта зарубежных стран в либерализации электроэнергетики. Реформа отрасли должна была создать систему стимулов для повышения эффективности и инвестиционной привлекательности энергетических компаний, а также привлечения необходимого объема инвестиций в отрасль, снижения уровня участия государства в активах конкурентных секторов (в том числе поколения) и привлечение необходимого объема инвестиций в отрасль для ее дальнейшего развития и модернизации.
Суть реформы состояла, прежде всего, в изменении структуры отрасли: естественные монополистические (передача электроэнергии, оперативное диспетчерское управление) и потенциально конкурентные (производство и продажа электроэнергии, ремонт и обслуживание) сектора были разделены, а вместо прежних вертикальные. интегрированные компании, которые выполняли все эти функции были созданы отдельными компаниями.
Масштабные структурные преобразования в электроэнергетике России затронули довольно длительный период и в конечном итоге привели к внедрению рыночных механизмов функционирования отрасли, однако, не достигнув, однако, всех намеченных целей. Среди значительных промежуточных результатов этих преобразований можно выделить следующие:
- создан конкурентный оптовый рынок электроэнергии (мощности), состоящий из рынка на сутки вперед (DAM) и балансирующего рынка (BR), близких к целевой модели, и аналогичных рынков электроэнергии в других странах с реформированной электроэнергетической отраслью;
- созданы необходимые инфраструктурные организации, обеспечивающие функционирование электроэнергетики в конкурентной среде - «Россети», обеспечивающие централизованное управление и развитие электросетевого комплекса страны; Системный оператор (СО) - единая иерархически выстроенная организация, выполняющая функции оперативного диспетчерского управления в ЕЭС России; коммерческий оператор рынка электроэнергии (мощности) - администратор торговой системы (АТС);
- создана система самоуправления российского рынка электроэнергии (мощности), НП «Совет рынка» (хотя она не полностью отлажена и сильно зависит от государства);
- с использованием инструмента регулируемых договоров (РД) был обеспечен постепенный переход к рыночному ценообразованию для всех категорий потребителей (кроме населения) в европейской части страны, на Урале и в Сибири (кроме изолированных зон) ;
- разработана и внедрена система регулируемых договоров энергоснабжения (ЦДЦБ), обеспечивающая инвестиции в новые генерирующие мощности до запуска и отладки эффективных механизмов долгосрочной оплаты мощности.
Также следует отметить:
- Успешное проведение до приватизации мирового кризиса 2008 года большинства предприятий теплоэнергетики и нескольких успешных генерирующих компаний IPO, продемонстрировавших возможность привлечения частных инвестиций в российскую электроэнергетику через финансовые рынки;
- начало эксперимента (хотя пока не совсем удачного) с запуском механизма регулирования сетевых компаний на основе метода RAB, общепринятого метода регулирования публичных монопольных компаний в мире и обеспечения привлекательности этих компаний для инвестиций. , Однако вопросы эффективного контроля над затратами (включая инвестиции) сетевых компаний (по данным NP Energy Consumer Community NP: общий объем инвестиций в сети за 10 лет превысил 2 трлн рублей, при этом стоимость основных фондов остается 760 млрд рублей В то же время учет амортизации снизился только на 1%. Аналогичные данные свидетельствуют о том, что существует острая необходимость в создании системы контроля над расходами инвестиционных фондов естественных монополий в электросетевом комплексе), планирования их развития на долг с фиксированным сроком.
В то же время реформа электроэнергетики в России не была последовательно завершена и в ряде областей не принесла ожидаемых результатов.
Подводя итог, сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать описанием следующих ключевых проблем реформирования электроэнергетики.
1. Отсутствие консенсуса в обществе относительно выбранной модели реформирования электроэнергетики.
Реформа электроэнергетики пока не привела к созданию эффективно работающего конкурентного рынка электроэнергии: в секторах генерации и сбыта рыночные механизмы подвергаются сильному регулирующему вмешательству, что искажает их действие и негативно влияет на действие конкурентных сил, демотивация всех экономических агентов в конце концов.
Несмотря на уже сложившуюся нормативную базу для перехода к конкурентоспособной энергетической отрасли (законы, правительственные нормативные акты, правила и положения) и запуска конкурентного оптового рынка электроэнергии (мощности), попытки пересмотра решений и возвращения к регулируемой электроэнергетике продолжаются. На практике время от времени принимаются несистемные решения, усугубляющие проблемы нормального функционирования рынка электроэнергии и отрасли в целом - прямое вмешательство в процесс рыночного ценообразования; исключение из рыночных цен большого количества генерирующих мощностей; продолжающееся ухудшение конкурентной структуры генерирующих мощностей в результате слияний, приводящее к увеличению рыночной власти отдельных участников рынка и т. д.
Уровень конкуренции на российском рынке электроэнергии (мощности) можно оценить через структуру стоимости электроэнергии для конечного потребителя. Вывод, к сожалению, однозначный - только очень узкий сегмент рынка позволяет говорить о наличии реальной конкурентной среды.
2. Недостатки в проектировании и создании системы рынка электроэнергии (мощности):
- низкий уровень конкуренции на оптовом рынке электроэнергии:
- конкуренция в секторе генерации не превышает 15–20% объемов производства;
- возросла способность использовать рыночную власть благодаря значительной консолидации генерирующих компаний (в том числе с участием государства), в результате чего доля государственного сектора в отрасли оказалась выше, чем предполагалось в целевой модели при реформировании электроэнергетики);
- регуляторное давление на формирование свободных цен на рынках электроэнергии и мощности (как посредством ограничений на подачу ценовых заявок, так и через административные механизмы);