Файл: Справочник по нефтепромысловому оборудованию..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 398

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

теля, приводимый в действие компримируемым газом под давлением 0,63 МПа. Охлаждение газомотокомпрессора осуществляется отдельными системами. Система охлаждения водяной рубашки двигателя и турбокомп­ рессоров выполнена от центробежного насоса с цепным приводом от ко­ ленчатого вала двигателя подачей 375 м3/ч при давлении 0,24 МПа, а система охлаждения контура охладителя воздуха, охладителя масла и компрессоров цилиндра также выполнена от центробежного насоса с цеп­ ным приводом от коленчатого вала двигателя подачей 170 м 3/ч при дав­ лении 0,28 МПа.

Газомотокомпрессор оборудован системой автоматического регулиро­ вания частоты вращения коленчатого вала типа САРС.

Регулятор скорости допускает ручное и дистанционное управление числом оборотов в пределах от 220 до 330 мин-1.

Система контроля и управления «САГАЗ» предусматривает различную степень автоматизации процессов — от ручного запуска газомотокомпрес­ сора до полностью автоматизированного дистанционного управления.

Система аварийной остановки отключает топливный газ при повыше­ нии температуры охлаждающей воды в зарубашечном пространстве, при понижении давления масла, при увеличении температуры коренных и мотылевых подшипников, при увеличении частоты вращения коленчатого вала, при чрезмерной вибрации (табл. 108).

Т А Б Л И Ц А 108

Техническая характеристика газомотокомпрессоров Д Р -12

Марка

Число ступе­ ней сжатия

Диаметр цилиндра, мм

Отсек

1

2

3

4

5

6

ДР-12/(35—45) =

56

1

406,4

406,4

406,4

406,4

406,4

406,4

ДР-12/(35—52) =

76

1

406,4

406,4

406,4

406,4

406,4

406,4

ДР-12/50 = (125—150)

2

317,5

247,65

317,5

247,65

317,5

247,65

 

 

 

 

 

П р о д о л ж е н и е т а б л . 108

 

 

 

 

 

Давление, МПа

 

 

Марка

 

Подача, ма/ч

 

 

 

Масса,

 

на

на

 

кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приеме

выходе

 

ДР-12/(35—45) =

56

335

000—554 000

3,5-4,5

5.6

 

270 200

ДР-12/(35—52) =

76

220

000—480 000

3,5-5,2

7.6

 

270 200

ДР-12/50 = (125—150)

160

000—135 000

5

12,5—15

183 000

П р и м е ч а н и е . Габариты газомотокомпрессора ДР-12 мм: длнна10770; ши­ рина 10620; высота 5230.


IX. Оборудование для поддержания пластового давления

Рост добычи нефти обеспечивается не только вводом в разработку новых месторождений, но и постоянным улучшением эксплуатации разра­ батываемых и вновь вводимых месторождений. Для повышения нефтеот­ дачи пластов наиболее эффективен метод поддержания пластового давле­ ния закачкой воды.

При освоении новых месторождений важную роль играет прогрессив­ ный метод нефтеотдачи — законтурное и внутриконтурное заводнение нефтяных пластов. Применение этого метода обеспечивает повышение удельного веса фонтанной добычи нефти. Заводнение продуктивных пла­

стов (как метод поддержания

пластового

давления) применяется, за

редким исключением, на всех

нефтяных

месторождениях Советского

Союза.

 

 

В последние годы для поддержания пластового давления широко используются сточные и пластовые воды. Это позволяет наиболее эко­ номично и надежно решить проблему защиты водных ресурсов и окру­ жающей среды.

В систему подготовки и закачки воды в нефтяные пласты входят водозаборные сооружения с насосной станцией первого подъема, водо­ очистные установки, насосные второго и третьего подъемов, насосные станции по закачке и нагнетательные скважины.

В качестве насосных станций для закачки воды в нефтяные пласты применяются блочные кустовые насосные станции БКНС, изготавливае­ мые централизованно на заводах Министерства нефтяной промышлен­ ности. БКНС изготавливаются на базе центробежных насосных агрегатов ЦНС-180 и ЦНС-500. Для оборудования устья нагнетательных скважин применяется арматура 1АНЛ60-200 и 1АНЛ50-320, взамен которой в дальнейшем стала выпускаться арматура АНК1-65 Х210 и АНК-65 X 350.

Центробежные насосные агрегаты для нагнетания воды в пласт

Вода в нагнетательные скважины для поддержания пластового давления закачивается центробежными насосными агрегатами на базе

насосов типа ЦНС 180 и ЦНС 500.

 

Конструкция насоса типа ЦНС 180

разработана с учетом создания

на одной

корпусной базе

четырех модификаций с давлением нагнетания

от 9,5 до

19 МПа (табл.

109).

 

Насос типа ЦНС 180 (рис. 115) центробежный, горизонтальный, сек­

ционный,

однокорпусный

с односторонним

расположением рабочих колес,

с гидравлической пятой, подшипниками скольжения и концевыми — перед­

ним и задним уплотнениями комбинированного типа

(щелевое уплотне­

ние и уплотнение с мягкой сальниковой набивкой

марки АГ-1, ГОСТ

5152—77).

 


РИС. 115. Схема

центробежного насоса ЦНС

180-1900:

 

 

/ — крышка всасывания; 2 — рабочее

колесо

первой ступени;

3 — направляющий

аппарат первой ступени; 4 — рабочее колесо промежу­

точной

ступени;

5 — направляющий

аппарат

промежуточной

ступени; 6 — секция;

7 — направляющий аппарат последней ступени; 8 —

крышка

напорная; 9 — концевое уплотнение;

10 — подшипник

скольжения; 11 — отжимное устройство; 12 — плита

и напорная крышки с лапами, расположенными в плоскости, параллель­ ной горизонтальной насосу. Насос фиксируется на плите двумя цилиндри­ ческими штифтами, устанавливаемыми в лапах входной крышки. Входной патрубок расположен горизонтально, напорный — вертикально.

Напорная крышка отлита из качественной углеродистой стали марки 25Л, крышка входная — из чугуна марки СЧ 21-40, корпуса секций выпол­ нены из поковок хромистой стали марки 20X13. В секции по напряжен­ ной посадке посажены направляющие аппараты, цельнолитные из хроми­ стой стали марки 20X13, которые от проворачивания застопорены штиф­ тами в секциях.

Герметичность стыков секций обеспечивается металлическим контак­ том уплотняющих поясков секций. Для дополнительного уплотнения в стыках установлены резиновые кольца. Секции центрируются на заточ­ ках и стягиваются входной и напорной крышками восемью шпильками М76Х4.

Ротор насоса состоит из рабочих колес, посажен-ных на вал по скользящей посадке, разгрузочного диска, защитных втулок и других деталей. Рабочие колеса отлиты из хромистой стали марки 20X1ЗЛ, разгрузочный диск и защитные втулки выполнены из стали марки 10X13, вал — из поковки легированной стали марки 40ХФА. Во избежание перетока воды по валу стыки рабочих колес притираются до плотного металлического контакта. Уплотнения рабочих колес щелевого типа.

Опорами ротора служат подшипники скольжения с принудительной смазкой, а для насоса ЦНС 180-950 — с кольцевой смазкой. Вкладыши подшипников стальные, залитые баббитом, имеют цилиндрическую по­ садку в корпусе подшипника. В корпусе подшипника выполнено отвер­ стие для подвода масла в подшипник и установки датчика температуры, для слива масла внизу также имеется отверстие. На заднем подшипнике смонтирован визуальный указатель осевого положения ротора. На период выбега при отключении электроэнергии в подшипники предусмотрена по­ дача смазочного масла.

Насос с электродвигателем соединяется с зубчатой муфтой. Обойма зубчатой муфты закрыта кожухом. В насосном агрегате ЦНС 180-950 зубчатое зацепление муфты смазывается консистентной смазкой ЦИАТИМ-221, а подшипники скольжения — кольцевой смазкой.

Для смазки и охлаждения подшипников насосов и электродвигателей мощностью более 1000 кВт, а также зубчатой муфты каждый насосный агрегат комплектуется маслосистемой, в состав которой входят рабочей насос 1115-25-3,6/4, устанавливаемый на маслобаке, подачей 3,6 м3/ч, дав­ лением нагнетания 0,4 МПа с приводом от электродвигателя АОЛ2-31-4; маслобак БМ-0,32 полезным объемом 0,32 м3 (полный объем 0,36 м3); маслоохладитель МХ-4 с поверхностью охлаждения 4 м2; маслофильтр двойной ФДМ-32 с поверхностью фильтрации 0,13 м2 и пропускной спо­ собностью 7,4 м3/ч; предохранительный клапан и запорная арматура.

Маслосистема, включающая в себя оборудование и арматуру, обес­ печивает подачу масла турбинного Т22 ГОСТ 32—74 для охлаждения под­ шипников насоса и электродвигателя мощностью свыше 1000 кВт, а так>^е зубчатого зацепления зубчатой муфты.



Перед включением насосного агрегата запускается маслонасос для подачи масла на подшипники и зубчатую муфту агрегата. При достиже­ нии давления в конце масляной линии 0,1 МПа подается импульс на включение насоса.

В насосном агрегате ЦНС 180-950 зубчатое зацепление смазывается консистентной смазкой ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9333—70). Система водя­ ного охлаждения предусматривает подачу воды на маслоохладитель МХ-4, охлаждение и запирание сальников концевых уплотнений насоса при ра­ боте с давлением на входе в насос меньше атмосферного. Расход воды на маслоохладитель составляет 6 м3/ч, такое же количество воды расхо­ дуется на охлаждение и запирание сальников. В насосном агрегате ЦНС 180-950, где предусмотрена кольцевая смазка подшипников скольжения, расход охлаждающей воды составляет 7 м3/ч.

Насосный агрегат ЦНС 500-1900

Центробежный насосный агрегат на базе насоса ЦНС 500-1900 применяется, когда для поддержания пластового давления необходима закачка большого количества воды в нагнетательные скважины.

Насосный агрегат включает в себя центробежный насос ЦНС 5001900, электродвигатель СТД-4000-2, маслоустановку, систему КИП и А, обратный горизонтальный клапан типа В-419 (условный проход 225 мм, давление 23 МПа). Насос с электродвигателем соединен зубчатой муфтой.

Насос центробежный, горизонтальный, однокорпусный, восьмиступен­ чатый с гидравлической пятой, устанавливается на чугунной плите.

Базовыми деталями насоса служат входная и напорная крышки.

Корпус

на

плите фиксируется

двумя шпонками. Входной и напорный

патрубки

направлены вертикально

вверх.

Секции

стягиваются восемью

шпильками М 76 X 4, крышки отлиты

из углеродистой стали марки 25Л-11. Секции, разгрузочный диск и защит­

ные рубашки

отлиты

из нержавеющей стали

марки

2X13, направля­

ющие

аппараты и рабочие

колеса диаметром

402 мм — из нержавеющей

стали

марки

20Х13Л.

Вал

насоса — поковка

из

стали

40ХФА. Опорами

ротора служат подшипники скольжения с принудительной смазкой. Техни­ ческая характеристика насоса приведена ниже.

Подача, м8/ч

 

 

 

400;

500;

 

700

Напор, м

 

 

 

ч2020;

1875;

1600

 

 

 

л ппп

 

 

Мощность привода, кВт

мин 1

4000

 

Частота вращения

вала,

3000

 

Напряжение,

В

мм:

 

 

 

 

 

Габариты насоса,

 

 

 

 

 

длина

 

 

 

 

 

 

 

ширина

 

 

 

 

 

 

 

высота

кг

 

 

6300

 

 

Масса насоса,

 

кг

 

 

Масса электродвигателя,

&fi21

000

 

Привод

 

 

 

Синхронный

электро­

 

 

 

 

двигатель

с

 

замкну­

 

 

 

 

тым циклом

вентиля­

 

 

 

 

ции