ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 520
Скачиваний: 10
теля, приводимый в действие компримируемым газом под давлением 0,63 МПа. Охлаждение газомотокомпрессора осуществляется отдельными системами. Система охлаждения водяной рубашки двигателя и турбокомп рессоров выполнена от центробежного насоса с цепным приводом от ко ленчатого вала двигателя подачей 375 м3/ч при давлении 0,24 МПа, а система охлаждения контура охладителя воздуха, охладителя масла и компрессоров цилиндра также выполнена от центробежного насоса с цеп ным приводом от коленчатого вала двигателя подачей 170 м 3/ч при дав лении 0,28 МПа.
Газомотокомпрессор оборудован системой автоматического регулиро вания частоты вращения коленчатого вала типа САРС.
Регулятор скорости допускает ручное и дистанционное управление числом оборотов в пределах от 220 до 330 мин-1.
Система контроля и управления «САГАЗ» предусматривает различную степень автоматизации процессов — от ручного запуска газомотокомпрес сора до полностью автоматизированного дистанционного управления.
Система аварийной остановки отключает топливный газ при повыше нии температуры охлаждающей воды в зарубашечном пространстве, при понижении давления масла, при увеличении температуры коренных и мотылевых подшипников, при увеличении частоты вращения коленчатого вала, при чрезмерной вибрации (табл. 108).
Т А Б Л И Ц А 108
Техническая характеристика газомотокомпрессоров Д Р -12
Марка
Число ступе ней сжатия
Диаметр цилиндра, мм
Отсек №
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ДР-12/(35—45) = |
56 |
1 |
406,4 |
406,4 |
406,4 |
406,4 |
406,4 |
406,4 |
ДР-12/(35—52) = |
76 |
1 |
406,4 |
406,4 |
406,4 |
406,4 |
406,4 |
406,4 |
ДР-12/50 = (125—150) |
2 |
317,5 |
247,65 |
317,5 |
247,65 |
317,5 |
247,65 |
|
|
|
|
|
|
П р о д о л ж е н и е т а б л . 108 |
|||
|
|
|
|
|
Давление, МПа |
|
|
|
Марка |
|
Подача, ма/ч |
|
|
|
Масса, |
||
|
на |
на |
|
кг |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
приеме |
выходе |
|
|
ДР-12/(35—45) = |
56 |
335 |
000—554 000 |
3,5-4,5 |
5.6 |
|
270 200 |
|
ДР-12/(35—52) = |
76 |
220 |
000—480 000 |
3,5-5,2 |
7.6 |
|
270 200 |
|
ДР-12/50 = (125—150) |
160 |
000—135 000 |
5 |
12,5—15 |
183 000 |
П р и м е ч а н и е . Габариты газомотокомпрессора ДР-12 мм: длнна10770; ши рина 10620; высота 5230.
IX. Оборудование для поддержания пластового давления
Рост добычи нефти обеспечивается не только вводом в разработку новых месторождений, но и постоянным улучшением эксплуатации разра батываемых и вновь вводимых месторождений. Для повышения нефтеот дачи пластов наиболее эффективен метод поддержания пластового давле ния закачкой воды.
При освоении новых месторождений важную роль играет прогрессив ный метод нефтеотдачи — законтурное и внутриконтурное заводнение нефтяных пластов. Применение этого метода обеспечивает повышение удельного веса фонтанной добычи нефти. Заводнение продуктивных пла
стов (как метод поддержания |
пластового |
давления) применяется, за |
редким исключением, на всех |
нефтяных |
месторождениях Советского |
Союза. |
|
|
В последние годы для поддержания пластового давления широко используются сточные и пластовые воды. Это позволяет наиболее эко номично и надежно решить проблему защиты водных ресурсов и окру жающей среды.
В систему подготовки и закачки воды в нефтяные пласты входят водозаборные сооружения с насосной станцией первого подъема, водо очистные установки, насосные второго и третьего подъемов, насосные станции по закачке и нагнетательные скважины.
В качестве насосных станций для закачки воды в нефтяные пласты применяются блочные кустовые насосные станции БКНС, изготавливае мые централизованно на заводах Министерства нефтяной промышлен ности. БКНС изготавливаются на базе центробежных насосных агрегатов ЦНС-180 и ЦНС-500. Для оборудования устья нагнетательных скважин применяется арматура 1АНЛ60-200 и 1АНЛ50-320, взамен которой в дальнейшем стала выпускаться арматура АНК1-65 Х210 и АНК-65 X 350.
Центробежные насосные агрегаты для нагнетания воды в пласт
Вода в нагнетательные скважины для поддержания пластового давления закачивается центробежными насосными агрегатами на базе
насосов типа ЦНС 180 и ЦНС 500. |
|
||
Конструкция насоса типа ЦНС 180 |
разработана с учетом создания |
||
на одной |
корпусной базе |
четырех модификаций с давлением нагнетания |
|
от 9,5 до |
19 МПа (табл. |
109). |
|
Насос типа ЦНС 180 (рис. 115) центробежный, горизонтальный, сек |
|||
ционный, |
однокорпусный |
с односторонним |
расположением рабочих колес, |
с гидравлической пятой, подшипниками скольжения и концевыми — перед
ним и задним уплотнениями комбинированного типа |
(щелевое уплотне |
ние и уплотнение с мягкой сальниковой набивкой |
марки АГ-1, ГОСТ |
5152—77). |
|
РИС. 115. Схема |
центробежного насоса ЦНС |
180-1900: |
|
|
||
/ — крышка всасывания; 2 — рабочее |
колесо |
первой ступени; |
3 — направляющий |
аппарат первой ступени; 4 — рабочее колесо промежу |
||
точной |
ступени; |
5 — направляющий |
аппарат |
промежуточной |
ступени; 6 — секция; |
7 — направляющий аппарат последней ступени; 8 — |
крышка |
напорная; 9 — концевое уплотнение; |
10 — подшипник |
скольжения; 11 — отжимное устройство; 12 — плита |
и напорная крышки с лапами, расположенными в плоскости, параллель ной горизонтальной насосу. Насос фиксируется на плите двумя цилиндри ческими штифтами, устанавливаемыми в лапах входной крышки. Входной патрубок расположен горизонтально, напорный — вертикально.
Напорная крышка отлита из качественной углеродистой стали марки 25Л, крышка входная — из чугуна марки СЧ 21-40, корпуса секций выпол нены из поковок хромистой стали марки 20X13. В секции по напряжен ной посадке посажены направляющие аппараты, цельнолитные из хроми стой стали марки 20X13, которые от проворачивания застопорены штиф тами в секциях.
Герметичность стыков секций обеспечивается металлическим контак том уплотняющих поясков секций. Для дополнительного уплотнения в стыках установлены резиновые кольца. Секции центрируются на заточ ках и стягиваются входной и напорной крышками восемью шпильками М76Х4.
Ротор насоса состоит из рабочих колес, посажен-ных на вал по скользящей посадке, разгрузочного диска, защитных втулок и других деталей. Рабочие колеса отлиты из хромистой стали марки 20X1ЗЛ, разгрузочный диск и защитные втулки выполнены из стали марки 10X13, вал — из поковки легированной стали марки 40ХФА. Во избежание перетока воды по валу стыки рабочих колес притираются до плотного металлического контакта. Уплотнения рабочих колес щелевого типа.
Опорами ротора служат подшипники скольжения с принудительной смазкой, а для насоса ЦНС 180-950 — с кольцевой смазкой. Вкладыши подшипников стальные, залитые баббитом, имеют цилиндрическую по садку в корпусе подшипника. В корпусе подшипника выполнено отвер стие для подвода масла в подшипник и установки датчика температуры, для слива масла внизу также имеется отверстие. На заднем подшипнике смонтирован визуальный указатель осевого положения ротора. На период выбега при отключении электроэнергии в подшипники предусмотрена по дача смазочного масла.
Насос с электродвигателем соединяется с зубчатой муфтой. Обойма зубчатой муфты закрыта кожухом. В насосном агрегате ЦНС 180-950 зубчатое зацепление муфты смазывается консистентной смазкой ЦИАТИМ-221, а подшипники скольжения — кольцевой смазкой.
Для смазки и охлаждения подшипников насосов и электродвигателей мощностью более 1000 кВт, а также зубчатой муфты каждый насосный агрегат комплектуется маслосистемой, в состав которой входят рабочей насос 1115-25-3,6/4, устанавливаемый на маслобаке, подачей 3,6 м3/ч, дав лением нагнетания 0,4 МПа с приводом от электродвигателя АОЛ2-31-4; маслобак БМ-0,32 полезным объемом 0,32 м3 (полный объем 0,36 м3); маслоохладитель МХ-4 с поверхностью охлаждения 4 м2; маслофильтр двойной ФДМ-32 с поверхностью фильтрации 0,13 м2 и пропускной спо собностью 7,4 м3/ч; предохранительный клапан и запорная арматура.
Маслосистема, включающая в себя оборудование и арматуру, обес печивает подачу масла турбинного Т22 ГОСТ 32—74 для охлаждения под шипников насоса и электродвигателя мощностью свыше 1000 кВт, а так>^е зубчатого зацепления зубчатой муфты.
Перед включением насосного агрегата запускается маслонасос для подачи масла на подшипники и зубчатую муфту агрегата. При достиже нии давления в конце масляной линии 0,1 МПа подается импульс на включение насоса.
В насосном агрегате ЦНС 180-950 зубчатое зацепление смазывается консистентной смазкой ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9333—70). Система водя ного охлаждения предусматривает подачу воды на маслоохладитель МХ-4, охлаждение и запирание сальников концевых уплотнений насоса при ра боте с давлением на входе в насос меньше атмосферного. Расход воды на маслоохладитель составляет 6 м3/ч, такое же количество воды расхо дуется на охлаждение и запирание сальников. В насосном агрегате ЦНС 180-950, где предусмотрена кольцевая смазка подшипников скольжения, расход охлаждающей воды составляет 7 м3/ч.
Насосный агрегат ЦНС 500-1900
Центробежный насосный агрегат на базе насоса ЦНС 500-1900 применяется, когда для поддержания пластового давления необходима закачка большого количества воды в нагнетательные скважины.
Насосный агрегат включает в себя центробежный насос ЦНС 5001900, электродвигатель СТД-4000-2, маслоустановку, систему КИП и А, обратный горизонтальный клапан типа В-419 (условный проход 225 мм, давление 23 МПа). Насос с электродвигателем соединен зубчатой муфтой.
Насос центробежный, горизонтальный, однокорпусный, восьмиступен чатый с гидравлической пятой, устанавливается на чугунной плите.
Базовыми деталями насоса служат входная и напорная крышки.
Корпус |
на |
плите фиксируется |
двумя шпонками. Входной и напорный |
патрубки |
направлены вертикально |
вверх. |
|
Секции |
стягиваются восемью |
шпильками М 76 X 4, крышки отлиты |
из углеродистой стали марки 25Л-11. Секции, разгрузочный диск и защит
ные рубашки |
отлиты |
из нержавеющей стали |
марки |
2X13, направля |
|||
ющие |
аппараты и рабочие |
колеса диаметром |
402 мм — из нержавеющей |
||||
стали |
марки |
20Х13Л. |
Вал |
насоса — поковка |
из |
стали |
40ХФА. Опорами |
ротора служат подшипники скольжения с принудительной смазкой. Техни ческая характеристика насоса приведена ниже.
Подача, м8/ч |
|
|
|
400; |
500; |
|
700 |
Напор, м |
|
|
|
ч2020; |
1875; |
1600 |
|
|
|
|
л ппп |
|
|
||
Мощность привода, кВт |
мин 1 |
4000 |
|
||||
Частота вращения |
вала, |
3000 |
|
||||
Напряжение, |
В |
мм: |
|
|
|
|
|
Габариты насоса, |
|
|
|
|
|
||
длина |
|
|
|
|
|
|
|
ширина |
|
|
|
|
|
|
|
высота |
кг |
|
|
6300 |
|
|
|
Масса насоса, |
|
кг |
|
|
|||
Масса электродвигателя, |
&fi21 |
000 |
|
||||
Привод |
|
|
|
Синхронный |
электро |
||
|
|
|
|
двигатель |
с |
|
замкну |
|
|
|
|
тым циклом |
вентиля |
||
|
|
|
|
ции |
|
|
|