Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета ( Теоретические и методологические аспекты определения бухгалтерского учета, основные задачи, функции бухгалтерского учета ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период. [3][7]
Регулирование бухгалтерского учета, органы регулирования,
документы в области регулирования бухгалтерского учета
Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган – Министерство финансов [8][8]и Центральный банк Российской Федерации.
Регулирование бухгалтерского учета в РФ могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.
Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами, закрепленными в Федеральном законе № 402-ФЗ[3]:
- соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
- единства системы требований к бухгалтерскому учету;
- установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ;
- применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
- обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
- недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.
Документами в области регулирования бухгалтерского учета являются:[3] [9]
- федеральные стандарты;
- отраслевые стандарты;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты экономического субъекта.
Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.[3]
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
- определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
- допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
- порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
- требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
- план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения; [6][10]
- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
- условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
- состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
- состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы.
Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.
Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Центрального банка Российской Федерации.
Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.
Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.
Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.
Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону « О бухгалтерском учете». Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.
Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учетом положений Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Документы для организации и ведения бухгалтерского учета Центральным банком Российской Федерации, в том числе план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом.[7][11]
Виды учета, краткая характеристика
В настоящее время в системе бухгалтерского учета принято выделять три подсистемы: бухгалтерский (финансовый) учет, управленческий учет и
налоговый учет.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» содержит требования к организации и ведению только бухгалтерского (финансового) учета.
Главное различие состоит в целях этих видов учета, основных пользователях учетной информации, а также правилах ведения.
Бухгалтерский (финансовый) учет обязателен для экономических субъектов, конечной целью ведения является составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предназначенной для внутренних и внешних пользователей бухгалтерской информации. Принципы учета, применение метода двойной записи, периодичность предоставления информации закреплены законодательно.
Управленческий учет представляет собой систему учета затрат
организации, нормирования, бюджетирования, анализа и контроля, которая
систематизирует информацию для управленческих решений. Данные управленческого учета используются только внутренними пользователями информации – руководителями и специалистами экономического субъекта, и являются коммерческой тайной. Государственное регулирование не требуется, внедрение зависит только от решения руководства организации.
Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации
для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных
документов, сгруппированных в налоговые регистры с целью составление налоговых деклараций, выписка счетов - фактур по налогу на добавленную стоимость, ведение журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и продаж в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Правила налогового учета существенно отличаются от правил финансового учета. Это в частности касается порядка отражения и определения доходов и расходов, определении результата деятельности в бухгалтерском (финансовом) и налоговом учете.
Основные задачи и функции бухгалтерского учета
Проведя анализ норм, закрепленных в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно сделать вывод о задах, стоящих перед бухгалтерским учетом:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности экономического субъекта и его активах и обязательствах, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении экономическим субъектом фактов хозяйственной жизни и целесообразностью, наличием и движением активов и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов и соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов при осуществлении фактов хозяйственной жизни и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости экономического субъекта.[3] [12]
Бухгалтерский учет выполняет следующие функции: информационную, контрольную, обеспечение сохранности собственности, обратной связи и аналитическую. Рассмотрим каждую из функций.
Информационная функция бухгалтерского учета направлена на обеспечение сбора и распространение среди уполномоченных пользователей актуальной информации.
В бухгалтерском подразделении информация обрабатывается и передается для корректировки дальнейшей работы в различные управленческие сегменты экономического субъекта. Объектами сбора информации служат все структурные единицы, факты хозяйственной жизни и иные операции, непроизводственная или производственная деятельность субъекта. На основе полученной информации работники в соответствии со своим функционалом обрабатывают, анализируют полученные данные, вырабатывают стратегию, принимают управленческие решения.
Контрольная функция бухгалтерского учета в идеале осуществляется в три этапа, каждый из которых является отдельным видом контроля бухучета:
- предварительный контроль — этот этап осуществляется до момента выполнения факта хозяйственной жизни;
- текущий контроль — непосредственно в процессе совершения факта хозяйственной жизни;
- последующий контроль — после завершения выполнения факта хозяйственной жизни.
Контроль, осуществляемый в бухгалтерской службе - это комплекс действий, направленный на наблюдение за следующими аспектами: выполнением всех видов утвержденных на данный период времени планов или программ, касающихся денежных затрат (прибыли), использованием всех видов ресурсов, задействованных экономическим субъектом для осуществления производственной или непроизводственной деятельности с точки зрения его рациональности и эффективности, использованием под учетных активов (имущества) , отчислений на амортизацию, формированием себестоимости единицы продукции до реализации (работ или услуг), полной себестоимости для реализации, выполнением утвержденных смет расходов, осуществлением деятельности структурных единиц экономического субъекта, выполнением операций с различным ценными бумагами, эффективностью мероприятий, направленных на снижение всех видов издержек и затрат, формированием всех видов необходимой отчетности, формированием свода по финансовой деятельности экономического субъекта и его подразделений, сбором информации о конкурентах, правильными расчетами, связанными с налоговым учетом – ведением налоговых регистров, составлением деклараций.