Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета ( Теоретические и методологические аспекты определения бухгалтерского учета, основные задачи, функции бухгалтерского учета ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Теоретические и методологические аспекты определения бухгалтерского учета, основные задачи, функции бухгалтерского учета

Глава 2 Практическое описание выполнения задач и функций бухгалтерского учета на примере ОАО КБ «Региональный кредит»

2.1. Краткие сведения об ОАО КБ «Региональный кредит»

2.2. Практическое применение, обеспечение выполнения задач и функций бухгалтерского учета, определенных федеральными и отраслевыми стандартами в ОАО КБ «Региональный кредит»

Глава 3 Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность как неотъемлемая часть бухгалтерского учета на примере деятельности ОАО КБ «Региональный кредит»

3.1. Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности для кредитной организации. Регулирующие документы

3.2. Раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в ОАО КБ «Региональный кредит»

Заключение

Список литературы

Задача № 4: использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений;

Данные бухгалтерского учета являются базой для расчета величины капитала и обязательных нормативов, установленным Банком России, открытой валютной позиции по видам валют, на ежедневной основе. Наличие данной информации, представленной в постоянной динамике, позволяет принимать Руководству Банка грамотные управленческие решения по размещению и привлечению денежных средств.

Задача № 4 имеет тесную связь с аналитической функцией, информационной, функцией обратной связи.

Для выполнения вышеуказанных задач в ОАО КБ «Региональный кредит» осуществляются следующие практические меры: формирование методологической базы по направлению «Бухгалтерский учет», разработка Учетной политики, Налоговой политики, участие в методологической работе с сопряженными подразделениями, а именно с Департаментом развития бизнеса и методологии, Планово-экономическим Управлением, Управлением операций Казначейства.

В ОАО КБ «Региональный кредит» разработаны, утверждены руководителем в лице Председателя Правления и поддерживаются Департаментом бухгалтерского учета и отчетности в актуальном состоянии следующие документы, обеспечивающие ведение бухгалтерского учета в соответствии с Законодательством РФ:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации и ее подразделениях, основанный на Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях. Рабочий План счетов бухгалтерского учета на 2016 год приведен в Приложении к курсовой работе, приложение № 1;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, за исключением форм, предусмотренных нормативными актами Банка России.

В Банке издан Приказ № 235 от 29.12.2012 года, утверждающий формы первичных учетных документов. За основу приняты первичные учетные формы, утвержденные ранее Госкомстатом РФ. Первичные учетные формы, утвержденные Банком России с целью оформления наличных и безналичных операций по счетам клиентов, счетам доходов, расходов, учета требований и обязательств, имущества Банка не требуют дополнительного утверждения. Примером может служить приходный кассовый ордер (форма по ОКУД 0402008), объявление на взнос наличными (форма по ОКУД 0402001), банковский ордер (форма по ОКУД 0401067), мемориальный ордер (форма по ОКУД 0401108).

- порядок урегулирования взаимной задолженности и учета внутрибанковских требований и обязательств между филиалами кредитной организации или между головным офисом кредитной организации и ее филиалами. Данный Порядок предусматривает сверку на ежедневной основе входящих и исходящих остатков, тождественность оборотов по дебету и кредиту счетов расчетов по учету внутрибанковских требований и обязательств, урегулирование расчетов по требованиям и обязательствам на 01 января года ;


- порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих законодательству Российской Федерации, а также нормативным актам Банка России.

В Банке разработаны приложения к Учетной политике по отдельным направлениям бухгалтерского учета, например, в ОАО КБ «Региональный кредит» разработан Порядок учета командировочных расходов, Порядок учета затрат на повышение квалификации, обучения работников, Порядок учета страховых платежей, Порядок учета операций РЕПО, Порядок учета ГСМ, Порядок учета шин, Порядок учета арендной платы по арендуемым объектам и объектам, сдаваемым в аренду, Порядок аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа, Порядок учета затрат на рекламу, Порядок учета краткосрочных и долгосрочных вознаграждений работникам, Порядок признания доходов и расходов, Порядок отражения операций с использованием платежных карт, Порядок учета размещенных денежных средств, Порядок учета привлеченных денежных средств, Порядок учета предоставленных гарантий, Порядок учета переуступки прав требований, Порядок документооборота, Порядок составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, Порядок расчета и отражения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, всего 55 отдельных документов (порядков), являющихся приложениями к Учетной политике и соответственно, неотъемлемой её частью.

Необходимость в разработке и применении подробных внутренних нормативных актов обусловлена следующими факторами:

- регулятором в лице Центрального Банка РФ кредитным организациям предоставлено право самостоятельно определять порядок применения аналитики по значительному количеству счетов из действующего Плана счетов, с обязательным закреплением в Учетной политике избранного порядка учета [5]; [18]

- широким кругом операций, совершаемых в Банке, от комплексного расчетно-кассового обслуживания клиентов, до депозитарной, дилерской, брокерской деятельности в соответствии с имеющимися лицензиями, до операций инвестирования, включая работу с непрофильными активами, долгосрочными активами, предназначенными на продажу;

- оперативным отражением фактов хозяйственной жизни в момент совершения, так как, кредитные организации составляют ежедневный баланс со сроком заключения баланса не позднее 12 часов местного времени дня, следующего за отчетным; [5]

- необходимостью иметь в распоряжении работников, осуществляющих прием к учету, осуществляющих контроль за совершаемыми фактами хозяйственной жизни конкретного перечня документов, позволяющих принять к документы к бухгалтерскому и налоговому учету;


- большим количеством основных средств, материалов, иного имущества и соответственно, материально ответственных лиц в различных регионах страны, что вызвано широкой географией деятельности Банка;

- значительными объемами расходов, осуществляемых на обеспечение жизнедеятельности кредитной организации;

- обязанностью Банка раскрывать информацию о своей деятельности с приведением основных показателей на ежеквартальной основе на своем сайте www.bankrc.ru в сети Интернет или в печати;[19] [13]

Только верно оформленные, с соблюдением всех реквизитов, своевременно предоставленные в подразделение, осуществляющее бухгалтерский учет, документы находят отражение в аналитическом и синтетическом учете.

В качестве примера внутренних порядков, приложений к Учетной политике к курсовой работе приложены Порядок учета межбанковских кредитов и депозитов, Порядок учета операций по депонированию обязательных резервов в Банке России и в Агентстве по страхованию вкладов. Данные порядки приведены в приложении к курсовой работе, это приложение № 2 и приложение № 3.

Учитывая многообразие символов по учету доходов и расходов, применяемых для отражения экономической сути операций, рационально иметь в распоряжении работников бухгалтерского аппарата точные методологические рекомендации по классификации доходных и расходных операций.

- методы оценки активов и обязательств, а также методы оценки обязательств (требований) по выплате долгосрочных вознаграждений работникам по окончании трудовой деятельности, не ограниченных фиксируемыми платежами, прочих долгосрочных вознаграждений работникам, выходных пособий со сроком исполнения свыше 12 месяцев после окончания годового отчетного периода, в котором работники выполнили трудовые функции, обеспечивающие право на получение вознаграждений в будущем закреплены в Общей части Учетной политики Банка и в отдельных приложениях с указанием подробной корреспонденции счетов, символов финансового результата;

- способы ведения бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено закреплены в Учетной политике Банка с учетом требований отраслевых стандартов, закрепленных Положением Банка России от 22.12.2014 года № 448-П «Положение о порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях»;


- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

Процедура проведения инвентаризации, оформления итогов инвентаризации, сроки закреплены в отдельном Приложении к учетной политике. В ОАО КБ «Региональный кредит» ежегодно, по состоянию на 01 декабря на основании приказа проводится инвентаризация имущества и денежных средств. Ежегодно, по состоянию на 01 января проводится инвентаризация денежных средств, требований и обязательств Банка. Так же инвентаризация проводится при смене материально ответственного лица, при закрытии или смене места расположения внутреннего структурного подразделения Банка. Результаты инвентаризации после рассмотрения Руководством отражаются в бухгалтерском учете.

- правила документооборота и технология обработки учетной информации, включая филиалы (структурные подразделения);

В целях своевременности обработки, подбора первичных документов разработан порядок документооборота, являющийся отдельным Приложением к Учетной политике. Данный порядок обязателен для выполнения всеми подразделениями Банка.

- порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

Контрольную функцию бухгалтерского учета можно рассмотреть на примере организации процесса в ОАО КБ «Региональный кредит».

Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня полностью проверяются на основании первичных документов, записей в лицевых счетах и в типовых формах аналитического и синтетического учета ответственными работниками в соответствии с должностными инструкциями.

Для обеспечения контроля за совершаемыми в Банке операциями в должностной инструкции Начальника Отдела внутрибанковских операций закреплена обязанность осуществления последующего контроля совершенных внутрибанковских бухгалтерских операций за истекший день. Обязанность сверки кассовых операций вменена в обязанности Директору Департамента бухгалтерского учета и отчетности.

Предварительный контроль осуществляется в течение дня посредством проверки и визирования документов до совершения операции ( по операциям, требующим дополнительного контроля).[5] [20]

В Офисе по обслуживанию клиентов по лицевым счетам проверяется, все ли записи подтверждены соответствующими документами, прошедшими контроль со стороны полномочных работников ОАО КБ «Региональный кредит» и подписанными ими при оформлении операций, правильность переноса в лицевые счета соответствующих реквизитов и сумм документов, правильность переносов из предыдущего дня входящих остатков и выведение исходящих остатков - соответствие их ведомости остатков по счетам, правильность оформления документов, послуживших основанием отражения операций по счетам, соблюдения правил выдачи клиентам выписок по счетам, правильность совершения исправительных записей, если они делались.[5]


Внутренний контроль осуществляется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете.[5][21]

Внутренний контроль в Банке направлен:

- на обеспечение сохранности средств и ценностей;

- на соблюдение клиентами положений по оформлению документов;

- на своевременное исполнение распоряжений клиентов на перевод (выдачу) денежных средств;

- на перевод и зачисление денежных средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах, принимаемых к исполнению.

По операциям, требующим дополнительного контроля, бухгалтерские записи совершаются бухгалтерскими работниками, ведущими соответственно дебетуемый и кредитуемый счета, только после проверки уже оформленного документа специально выделенным сотрудником (контролирующим работником). С данной целью в Банке издан Приказ № 188 от 21.08.2015 года.

Оформление документа и его проверка удостоверяются собственноручными подписями бухгалтерского и контролирующего работников, а в необходимых случаях подписями других должностных лиц. В установленных случаях подпись заверяется печатью (штампом).

Организация внутреннего контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы возложено на главного бухгалтера.

В соответствии с должностной инструкцией обязанность обеспечения контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов для исключения возможности их утери или использования в целях злоупотреблений возложена на директора Департамента бухгалтерского учета и отчетности. Учет печатей и угловых штампов ОАО КБ «Региональный кредит» ведется в Книге учета печатей и штампов, в которой указываются фамилии и должности лиц, у которых они находятся, и выдаются им под роспись. Книга храниться в несгораемом шкафу у директора Департамента бухгалтерского учета и отчетности.

Обязательной и неотъемлемой частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль.[5] [22]

При проверках контролируется правильность учета и оформления надлежащими документами совершенных операций.

Последующие проверки проводятся на основании Плана последующих проверок, утверждаемого на полугодие с таким расчетом, чтобы работа каждого бухгалтерского работника проверялась в сроки, установленные руководителем, но не реже одного раза в год.[5]