ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 322
Скачиваний: 2
тура отражает пройденный путь, функциональный трепет — выбор на правления движения, поиск следующего шага. Подвижность функций в диапазоне, заданном структурным исполином прошлого, дает неко торое основание предположить вибрационную модель функциональ ного поиска продолжения эволюционного пути в условиях определен ной экологии.
Конкуренция и отбор имеют фундаментальное значение для про цессов эволюции, но сами по себе они еще не приводят к эволюции. Естественно возникает вопрос: какие механизмы необходимо приве сти в действие для того, чтобы система, обладающая свойствами са мовоспроизведения, мультистабильности, конкуренции и отбора, об рела способность к эволюции? Таким механизмом служат мута ции, т. е. случайное производство альтернативных возможностей. Одна отдельная мутация, как правило, означает ухудшение системы в смысле эволюции. Но если случайно возникает новая благоприят ная возможность и она усиливается, то эволюция делает шаг вперед. Такие благоприятные возможности называются инновациями. Меха низм мутаций присущ самовоспроизводящимся системам. Причина заключается в физических законах квантовой механики и статисти ческой термодинамики, лежащих в основе каждого процесса воспро изведения. Эти законы гарантируют возможность появления ошибки, первопричиной которой являются как квантовомеханические, так и термодинамические флуктуации. Как показал Эйген17, мутации яв ляются единственным источником новых структур и новой информа ции. С помощью случайных процессов эволюция может порож дать совершенно новые структуры: благодаря им эволюция обрета ет творческий и скачкообразный характер. Возникновение новой сущности всегда происходит скачком в некий дискретный момент времени (Эбелинг18). Можно предположить, что этот скачок соответ ствует р-му золотому сечению некоторой меры, и новая сущность су меет занять свое место в мире, если мера, ее характеризующая, бу дет равна (р + 1)-й степени меры двойственной ей сущности.
Взаимодействие мутаций и отбора в процессах эволюции разыг рывается по следующей общей схеме. Каждая мутация означает воз мущение в установившемся на некоторое время равновесии. Мутант приводит к проверке системы на устойчивость относительно появле ния нового сорта. Если мутация не дает никаких преимуществ по сравнению с существовавшими ранее сортами, то новый сорт исче зает в результате процесса отбора. Система оказывается устойчивой
относительно возмущения. Отбор ведет к уничтожению нового сор та, и система возвращается исходное состояние. Но если оказывает ся, что мутант обладает определенным преимуществом по сравне нию с первоначально имевшимися сортами, то отбор ведет к росту нового сорта. Система оказывается неустойчивой относительно воз мущения. Усиливая эти возмущения (мутанты), система постепен но переходит в новое селекционное равновесие, соответствующее переходу на более высокий уровень эволюции. Следовательно, про цесс отбора описывает замкнутые петли и открытые спирали, причем последние выводят систему на более высокий уровень эволюции.
В рамках имитационных игр на компьютере показано, что в ре зультате процессов самовоспроизведения, отбора и мутации возни кают определенные характерные последовательности символов. Важную роль играет при этом выбранный алгоритм оценивания при способляемости. Самые интересные и разнообразные структуры воз никали в численных экспериментах в тех случаях, когда алгоритм оценивания был внутренне противоречив. Это явление было названо фрустрацией. Типичным для этих экспериментов по численному мо делированию было порождение процессом, стремящимся удовлетво рить одновременно нескольким противоречивым требованиям опти мальности, весьма сложных и иерархически упорядоченных последо вательностей символов. Тем самым, отмечает Эбелинг, затро нут весьма общий и глубокий аспект эволюции, заслуживающий бо лее глубокого рассмотрения19. Но нам, исходя из нашего понимания двойственности, понятно, что иначе и быть не может. Противоречи вые внешние функциональные требования будут, естественно, по рождать сложные структуры. При этом выясняется принципиальное сходство между процессами эволюции и сложными техническими проблемами оптимизации.
|
ПРИМЕЧАНИЯ |
1 Природа фирмы. Под ред. О.И. Уильямсона и др. М., 2001. |
|
2 |
Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов |
//Системные исследования. Ежегодник— 1969. М., 1969. |
|
3 |
Цит по: Богданов А. Тектология. 4.1. М., 1989. С. 143. |
4 |
Попков В.В. Двойственность. Тектологический альманах. М., 2000. |
5 |
Г9гель Г Наука логики, М., 1998. С. |
6 |
Hegel G. Enziklopedie der Vissenschafte. Verlag, Berlin, 1975. S. |
7 Кузнецов П.Г Тождество и противоположность грамматических и логических
форм // Ильенковские чтения-99: Сб. тез. выступл. на Междунар. научн. конф., 18-20 февраля 1999 г. Москва-Зеленоград.
8 Шеллинг Ф. Сочинения, М., 1998. С. 255.
9 Там же. С. 154.
10 Попков В., Шипицын Е. Двойственность и золотое сечение в термодинамике II Вестник Международного института А. Богданова. М., 2001. № 3 (7).
11Румер Ю.Б., Рыбкин М.Ш. Термодинамика, статистическая физика и кинети ка. М., 1977.
12Павел Флоренский. Соч. в 4-х томах, т. 3 (1), М., 1999. С. 463.
13Николис Дж. Роль хаоса в коммуникативных системах // Синергетика и пси хология. Тексты. Вып. 2. Социальные процессы, М., 1999. С. 153.
14Стахов А Л . Коды золотой пропорции. М., 1984.
15Базаров И Л . Термодинамика. М., 1991.
16 Гамалей Ю.В. Таксономическая и экологическая специфичность структур
ифункций растений. Ботанический журнал. 1999. Т. 84. № 6.
иЭйген М., Ш устер П., Гиперциклы: принципы самоорганизации макромоле кул. М., 1982.
]вЭбелинг В., Энгель А., Файстель Р. Физика процессов эволюции (синергети ческий подход). М., 2001.
19 Там же.
В.С. Ратников
ОБНОВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НАУКОЙ ФЕНОМЕНА СЛОЖНОСТИ
В 60-е годы XX в. такие понятия, как «система», «системный под ход», «метод системно-структурного анализа», «общая теория сис тем» для отечественной философии казались новыми и непривыч ными. Многие авторы (пока довольно осторожно) видели в них зна чительный эвристический потенциал. К настоящему же времени эти понятия стали настолько популярными инструментами философ ско-методологических исследований, что порою даже встречаются суждения об их тривиальности (за исключением, быть может, по следнего: есть большие сомнения в возможности построения общей теории систем). Тем не менее существуют вопросы, относящиеся
кнаучной, рациональной репрезентации сложных систем, и вообще
ксистемному освоению сложного, которые до сих пор весьма акту альны.
Естествознание все чаще сталкивается с необходимостью иссле дования сложных динамических систем, а также самоорганизующих ся эволюционирующих объектов1. Кроме того, специалисты, работа ющие в социальной и экономической сфере, политике и гуманитар ных науках, сознают, что основные проблемы человечества также от личаются сложностью, глобальностью и нелинейностью2. Тем самым в XXI в. наука вступает все настойчивее вводя в свою предметную об ласть сложность. Современный научный дискурс уже не избегает сложности.
Сложность стала подлинным объектом научной репрезентации сравнительно недавно. Довольно часто говорят даже о формирова нии цикла наук о сложном, например, о сложных эволюционирующих объектах. Сложность, как и эволюция, становится трансдисциплинар ным научным понятием. Г. Хакен, например, назвал активное вовле чение многообразия сложных систем в орбиту научных исследований своеобразным «вызовом искусству исследователя»3. Создаются да
же специальные научные общества по изучению сложности, напри мер такое, какое уже около десяти лет существует в Германии4.
Однако так было не всегда. Еще не так давно наука, стремясь к простоте, относилась к сложности негативно или по крайней мере нейтрально, не видя в ней продуктивной и конструктивной значимо сти ни в онтологическом, ни в эпистемологическом плане.
Какие же изменения и трансформации произошли в методологи ческой культуре, прежде чем наука достигла современного уровня ос воения феномена сложности, и каковы основные характеристики это го уровня? Этому и посвящена данная статья.
Традиционно сложность противопоставляют простоте. Последую щий анализ обновления методологической культуры в процессе ос воения наукой феномена сложности мы представим в виде некото рой историко-методологической реконструкции указанного освоения, разбив динамику последнего на три качественно своеобразных и свя занных между собой этапа.
Первый этап охватывает главным образом становление и разви тие классической науки. Как известно, среди регулятивных принци пов научной картины мира, формировавшейся в эпоху Нового време ни, видное место занимал принцип простоты. «Почти три столетия, — отмечают Г. Николис и И. Пригожин, — вера в простоту мироздания на фундаментальном уровне являлась одной из движущих сил клас сической науки»5. Простота к тому же выступала и в качестве идеа ла научного описания природы. Утверждалось, что мир прост (по крайней мере в смысле его фундаментального устройства), описыва ющие его законы и модели также просты. Культ разума в Новое вре мя предусматривал, что мир — прост и можно постичь эту простоту, если потрудиться освоить язык, на котором написана книга природы, и уметь задавать ей корректные вопросы. Сложность рассматрива лась как своеобразное «инородное тело» в тогдашней картине мира. В ней доминировал принцип сведения сложного к простому, неизве стного и непривычного к известному и более привычному и т. п. Боль шую роль в утверждении такой позиции сыграли атомистические идеи и вообще аналитический подход к исследованию природы.
Среди способов описания природных объектов, которые форми руются в это время, наиболее эффективными становятся так назы ваемые динамические способы, которые вскоре приобретают парадигмапьный статус. Эти способы описания ориентируют исследова теля на простоту описания (прежде всего в смысле формальной про