ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 316
Скачиваний: 2
Двойственность. Закон композиции и отношение порядка.
Логическая форма понятия сама состоит из двух различных логи ческих форм: пары единичное — особенное, единичное — всеоб щее, особенное — всеобщее образуют «диады», а их целостность, своеобразная независимость от логической формы диады требует своего названия — «триада». Эти две логические формы, еще не различавшиеся Гегелем на правах логических форм7 лежат в осно вании математики. Их выделение стало возможным тогда, когда из вестная группа математиков, писавшая под коллективным именем Бурбаки, в анализе основных математических структур сумела вы делить две качественно различные математические структуры. Их намечавшиеся названия примерно соответствуют «закону компози ции» и «отношению порядка». Их философское содержание, кото рое лежит за рамками математики, и принадлежат к логическим формам, обозначается логической формой диады и логической формой триады.
Математической формой записи логической формы «диады» яв ляются формулы, в которых соединяются знаком равенства два вы ражения, отличающиеся друг от друга по написанию (А = В). И в ле вой, и в правой частях этой формулы могут быть понятия, отнесен ные к одной из двойственных пар, входящих в триаду и задающих «отношение порядка», «направление», «ориентацию». Внематематической формой этого «следования» и является логическая форма «триады». Поэтому простейшая логическая форма умозаключения должна учитывать это обстоятельство и тогда вместо одной формы записи (А = В) мы получим четыре:
А = не В; не А = В; В = не В; А = не А.
Вместе с первоначальной записью: А = В теперь имеем минимум пять формул.
Мы сумеем лучше уяснить всю глубину этих кажущихся удивитель ными для здравого смысла выражения, если расположим их в сле дующем виде:
А = не А |
А = не В |
не А = В |
В = не В |
Это опять та же структура, с которой мы уже встречались при рас смотрении соотношения одного и многих через гегелевское понятие «от-
талкивания». Откуда же она взялась? Мы добавили, и добавили вполне обоснованно, исходя из логики движения, к первоначальной записи ча стицу «не», так как в изменяющемся мире А есть В и А не есть В.
Шеллинг о двойственности. Обратимся теперь к рассуждениям Шеллинга. Шеллинг пишет: «Природа должна изначально стать для самой себя объектом, такое превращение чистого субъекта в объект для самого себя немыслимо без изначального раздвоения в самой природе.
Эту двойственность далее физически редуцировать невозможно, ибо, будучи условием природы вообще, она есть принцип всякого фи зического объяснения, а всякое физическое объяснение может быть направлено лишь на то, чтобы свести все встречающиеся в природе противоположности к той изначальной противоположности внутри природы, которая сама уже не являет себя. Не потому ли в природе нет ни одного изначального феномена без этого дуализма, что в при роде все бесконечно есть субъект и объект друг для друга, а приро да есть продукт и продуктивность одновременно?»8 В этих рассуж дениях заложена идея двойственности, где за «субъектом» и «объек том», «продуктом» и «продуктивностью» скрываются две ветви и че тыре параметра.
Если природа изначально есть двойственность, то в продуктивно сти природы должны быть заложены противоположные тенденции. Положительной тенденции должна быть противопоставлена другая, как бы антипродуктивная, тормозящая продукцию; не в качестве от рицающей, а в качестве отрицательной, реально противоположной первой. Лишь в этом случае в природе, несмотря на ограничение, нет пассивности, если и то, что ее ограничивает, также положительно, а изначальная ее двойственность есть борьба реально противопо ложных тенденций.
Для того чтобы возник продукт, эта противоположные тенденции должны столкнуться. Однако поскольку они положены равными (ибо нет основания полагать их неравными), то, столкнувшись, они унич тожат друг друга; следовательно, продукт будет равен нулю, т. е. и в этом случае не возникнет.
Это неизбежное, хотя до сих пор недостаточно осознанное проти воречие (а именно то, что продукт может возникнуть лишь вследст вие столкновения противоположных тенденций, а эти противополож ные тенденции взаимно уничтожают друг друга) может быть разре шено только следующим образом. Устойчивое пребывание продукта
немыслимо без постоянного его воспроизведения. Продукт следует мыслить в каждый момент уничтоженным и в каждый момент вновь воспроизведенным. Мы видим, собственно говоря, не пребывание продукта, а только его постоянное воспроизведение.
Разбирая взаимодействие тепла и вещества (воды), Шеллинг так же отмечает наличие четырех параметров. «Природа, которая любит смешения и, без сомнения, пришла бы к всеобщей нейтрализации, если бы не постоянное влияние чуждых ей принципов не заставляло ее останавливаться в собственном созидании, сохраняет себя в веч ном круговороте, разъединяя на одной стороне то, что связывает на другой, и соединяя здесь то, что разъединила там. Окисление и дефлогистизация, флогистизация и раскисление — относительные по нятия, которые могут быть по отношению друг к другу положитель ными или отрицательными, но каждое из которых выражает не что иное, как определенное отношение»9.
Флогистон — это понятие, которое использовалось в прошлом для объяснения передачи взаимодействий; от него давно уже отказались, но при этом была потеряна нетривиальная и трудно улавливаемая идея взаимодействия четырёх факторов, два из которых принадле жат «наблюдаемому» миру (в указанном примере это окисление и раскисление), а два «невидимому» миру взаимодействий, описы ваемому в терминах флогистизации и дефлогистизации.
Цикл Карно. Для дальнейшего уяснения глубины и следствий предложенной модели двойственности рассмотрим хорошо извест ный в термодинамике пример и увидим, как концепция двойственно сти позволяет сделать новые выводы.
Цикл Карно составляют два вида процессов — изотермический
иизоэнтропический; каждый из них протекает дважды — в прямом
ив обратном направлении. Следовательно, у нас вновь происходит двойное раздвоение, в результате чего опять возникает четверка объ ектов (четыре этапа цикла Карно) и наблюдается двухуровневая двойственность. Получим теперь явный вид к.п.д. г| идеальной теп ловой машины и к.п.д. X обратной ей холодильной машины (работаю щей по обратному циклу Карно)10. Можно показать, что
Г| = 1 - т
и
\ = —
1 - т
где величина т представляет собой отношение температур холо дильника и нагревателя идеальной тепловой машины:
а интервал ее возможных значений имеет вид:
О < т < 1.
Исключая величину т, получаем выражение
(1 + Х)Л = 1,
связывающее воедино две ветви (тепловую и холодильную машины) рассматриваемого двойственного объекта (идеальной тепловой ма шины) и тем самым позволяющее одной ветви однозначно опреде лять другую.
Зададим теперь вопрос: в какой точке равноправны обе ветви вы шеуказанной двойственности, какому условию будет соответство вать предположение об одинаковой эффективности тепловой и холо дильной машин, объединенных в одном устройстве — идеальной теп ловой машине? Для этого приравняем друг другу тепловой и холо дильный к.п.д. цикла Карно, то есть
Х = ц,
с учетом которого получим уравнение:
Г)2 + п = 1 .
Решением этого уравнения является так называемое «золотое се чение». Тепловой и холодильный к.п.д. цикла Карно в случае их сов падения представляют собой золотое сечение.
Заметим теперь, что более тщательный подход к исследованию идеальной тепловой машины позволяет обнаружить, что рассмотре ние цикла Карно означает изучение не двух машин (тепловой и холо дильной, которые были рассмотрены нами ранее и могут быть назва ны «прямыми»), а четырех попарно связанных друг с другом. Так, с «прямой» тепловой машиной связана «обратная» холодильная ма
шина; последняя фактически представляет собой холодильную маши ну Вселенной, которая работает за счет естественных поглотителей тепла. И наоборот, с «прямой» холодильной машиной (которая явля ется обратной к «прямой» тепловой) связана «обратная» тепловая ма шина— тепловая машина Вселенной, из которой также нужно извлечь энергию для охлаждения заданного объема ее пространства.
Тепловая машина и Вселенная образуют двойственный объект, состоящий из «видимой» (сама машина) и «невидимой» (вся осталь ная часть Вселенной) частей.
Отметим также тот факт, что «прямая» тепловая и «прямая» хо лодильная машины взаимоисключают существование друг друга (в смысле одновременной работы), а «прямая» тепловая и «обрат ная» холодильная (а также «прямая» холодильная и «обратная» теп ловая), напротив, предполагают совместное (взаимодополняющее) функционирование.
Вышеизложенный подход к изучению цикла Карно (базирующий ся на рассмотрении четырех машин вместо двух) позволяет сделать более понятным и обоснованным приравнивание друг к другу тепло вого и холодильного к.п.д: теперь оно означает вполне естественную задачу поиска оптимальной точки взаимодействия двух необходимо существующих вместе машин — «прямой» тепловой и «обратной» хо лодильной (или, другими словами, тепловой машины Карно и холо дильной машины Вселенной), а также «прямой» холодильной и «об ратной» тепловой (холодильной машины Карно и тепловой машины Вселенной).
Из приведённых примеров уже вырисовывается структура двой ственности, состоящая из четырех параметров, попарно сопряжён ных друг с другом. Сопряженные параметры образуют две ветви, про цессы движения в которых направлены в противоположные стороны. Одна из ветвей может быть «невидима» в том смысле, что аппарат ными средствами наблюдения другой ветви она не выявляется, так как принадлежит другому структурному уровню. Оптимальному соот ношению двух ветвей, выраженному в мерах энергии, пространствен ных соотношений или времени, соответствует равенство величин, служащих выражением этой меры, золотому сечению.
Двойственность. Классическая термодинамика. Для иллюстра
ции снова вернёмся к термодинамике. Первое начало связывает пол ный дифференциал dU (функцию состояния системы U) с двумя не полными дифференциалами 8А и 5Q, где А и Q соответственно рабо
та и теплота. Следовательно, работа и теплота являются по отдельно сти «неполными» характеристиками системы, причем как в физичес ком смысле (описывая лишь один из двух способов энергетического воздействия на систему), так и в математическом (будучи неполными дифференциалами, т. е. не являясь функцией состояния системы) до полняют друг друга «до полной» характеристики (внутренней энергии) и тем самым представляют собой две двойственные структуры в од ном «энергетическом» теле, связанные первым началом термодина мики. Для равновесных процессов 8А= PdV и 5Q=TdS, где Р — дав ление, V — объем, Т — температура, S — энтропия. Экстенсивные па раметры V и S называют обобщенными координатами, а интенсивные параметры Р и Т — обобщенными силами, причем, «сила» Р сопря жена с координатой V, а «сила» Т с координатой S. Между этими па рами параметров (P,V) и (Т, S) существует взаимно однозначное со ответствие; так называемый якобиан перехода11от одной пары к дру гой равен единице, что делает равноправными координатными плос кости (Р, V) и (Т, S). Отметим асимметрию в четверке Р, V, Т, S; если первые три параметра являются реально измеряемыми величинами, то энтропию измерить невозможно. Указанная четверка является па раметрами двойственных понятий более высокого уровня — четырех термодинамических потенциалов: внутренней энергии U (V, S), сво бодной энергии F(V,T), энтальпии Н( P,S) и потенциала Гиббса G (Р,Т). Каждый такой потенциал является функцией двух параметров, один из которых принадлежит паре (P,V), а другой — (T,S). Можно показать, что V, F, Н, G связаны между собой отношениями двойственности.
Золотое сечение — модель двойственности и ее структура.
Превосходные по точности и глубине рассуждения о природе двойст венности и её связи с золотым сечением принадлежат П. Флоренско му. Множество вообще открывается как полярно-сопряжённая двой ственность, и закон связи его полюсов должен быть выразим как не которая общая формула единства. Расчленение целого в простран стве и времени есть расчленение качественное, которое в простран стве и времени является как количественная разница. Следователь но, из двух полярно-сопряжённых частей одна должна быть большей (М), а другая — меньшей (т), ибо только «больше» и «меньше» мо гут различать пространственно-временные образования. Сравнени ем частей может быть измерение одной части другою, т. е. отноше нием m/М. Но т и М не являются произвольными величинами, а об разуют целое Т, или Т = m + М. Далее Флоренский рассуждает еле-