ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 325
Скачиваний: 2
составляющих, получил название редукционизма. По мнению Н.Н. Моисеева: «Он сыграл огромную положительную роль в разви тии естествознания»16. Правда, в дальнейшем исследователи обнару жили, что изучение всех свойств системы не может быть сведено к изучению свойств отдельных ее элементов. Например, зависимость плотности воды от температуры не выводима из свойств ее элемен тов — кислорода и водорода. Можно сказать, что некоторые системы как бы определяют свойства своих элементов. Не только свойства си стемы зависят от свойств элементов, но и свойства элементов, состав ляющих систему, могут зависеть от свойств системы. Говоря о сис темных представлениях различной природы, Н.Н. Моисеев заметил: «Порой мне представляется, что многие системы напоминают инже нера, управляющего сложной машиной. Если какая-либо деталь не удовлетворяет его требованиям, он не исправляет ее, а просто выбра сывает и подбирает новую, лучше соответствующую требованиям к системе. Это обстоятельство особенно хорошо просматривается на уровне систем общественной природы»17. Обсуждая понятие систе мы, он замечал, что можно говорить о «целях» системы, какой бы при роды она ни была. В системах мира живого — это стабильность, име нуемая гомеостазисом. В неживых системах — это стабильность и развитие, непрерывное усложнение организационной структуры и многообразия элементов. В системах общественной природы он от мечал возникновение целого спектра целей. Причем в каждой из та ких систем цели её подсистем далеко не всегда совпадают с целями самой системы. Отсюда возникает представление о соразвитии или коэволюции подсистем, которое означает такое развитие, которое не нарушает развития системы, частями которой они являются.
Наряду с множеством вариантов представлений понятия «систе ма», описанных в различной литературе к настоящему времени, для данного исследования в избранном направлении автор сформу лировал следующее: системой называется модель какого-либо объ екта, явления или процесса, состоящая из множества элемен тов — категорий, понятий или определений, представленных в виде образов и взаимосвязей или отношений между ними.
По существу, здесь понятие модели совпадает с ее математичес ким представлением в теории алгебраических структур, где моде ли — это множества с определенными на них отношениями18. Они представляют собой частный тип алгебраических систем. Упорядо ченные множества — специальный класс моделей.
Следует отметить, что в настоящей работе предложено проводить анализ единства во взаимосвязи систем различного рода, представ ленных соответствующими моделями, а не синтез этих систем. Автор исходит из предположения, что сам по себе мир един и не нуждается в синтезе или интеграции. В процессе познания мы ищем те модели, которые, отражая какую-либо из сторон мироздания, необходимы че ловеческому обществу для существования и выполнения своей мис сии в этом мире. Поэтому человек, анализируя наблюдаемый им мир, старается отобразить это единство в виде взаимосвязанных моделей, пригодных для использования в развитии своих теоретических пред ставлений и в практической деятельности. И тем самым учесть пре достережения Иоганна Гёте, говорившего устами Мефистофеля:
«Во всем подслушать жизнь стремясь, Спешат явленья обездушить, Забыв, что если в них нарушить Одушевляющую связь, То больше нечего и слушать»19.
Отмечу то фундаментальное положение, которое изложил Берталанфи еще в 1962 г. в своем критическом обзоре, где он писал: «Каж дая наука является в широком смысле слова моделью, то есть поня тийной структурой, имеющей целью отразить определенные аспекты реальности. Одной из таких весьма успешно действующих моделей является система физики. Но физика — это только одна модель, име ющая дело с определенными аспектами реальности. Она не может быть монопольной и не совпадает с самой реальностью, как это пред полагали механистическая методология и метафизика»20.
Того же мнения был У. Росс Эшби, который в своем исследовании общей теории систем как научной дисциплины21 писал: «Многие раз делы теоретической физики рассматривают объекты, которые не су ществуют и никогда не существовали: частицы, имеющие массу, но не имеющие объема, шкивы без трения, пружины без массы и т. п.»22.
К. Боулдинг в своих работах23, придерживаясь в теории систем подхода Л. фон Бертапанфи, писал: «Общая теория систем — тер мин, вошедший в употребление для обозначения такого уровня тео ретического моделирования, который расположен где-то между край не абстрактными построениями чистой математики и конкретными теориями специальных дисциплин»24.
Л. Берталанфи также отмечал: «Вероятно, возможно введение других моделей, имеющих дело с явлениями, находящимися вне ком петенции физики»25. В дальнейшем это его предположение подтвер дилось, и теория систем стала рассматривать не только физические, химические, биологические и другие явления, рассматриваемые в ес тественно-научной области, но и процессы, являющиеся объектом рассмотрения гуманитарных наук, например, экономики, социологии и политологии. Здесь также используются категории, понятия, опре деления в чистом виде и достаточно определенном смысле или коли чественном представлении. И так же, как и в случае с физикой, мы имеем дело с моделями, понятийными структурами таких наук, как экономика, социология и политология.
Вданной работе я придерживаюсь еще одного фундаментально го положения методологии системных исследований, которое Бер таланфи сформулировал следующим образом: «Один из важных ас пектов современного развития научной мысли состоит в том, что мы более не признаем существования уникальной и всеохватывающей картины мира. Все научные построения являются моделями, пред ставляющими определенные аспекты, или стороны, реальности.
...Они не исключают друг друга и часто сочетаются при их исполь зовании»26.
Общая теория систем предполагает ее применимость во всех слу чаях системного представления, когда в рассматриваемой области можно выделить элементы и их связи друг с другом. Другими слова ми, она представляет собой всеобщую теорию систем. Предполага ется при этом, что формальный аппарат такой теории должен быть применим к различного рода системам. В этом смысле, к примеру, И.В. Прангишвили в описании системного подхода использует поня тие «общесистемные закономерности»27.
Вдругом случае, в противоположность предыдущему представле
нию, полагают, что теория систем не может быть общей. Взамен ис пользуют понятие обобщенной теории, когда предлагается ряд тео рий, описывающих системы различного рода или типа. Количество таких теорий может быть бесконечно большим.
В настоящей работе предлагается третье представление — тео рия общих систем28, отличие которой от общей и обобщенной теорий систем состоит в следующем.
Теория общих систем предполагает, что не может быть всеобщей системы или суперсистемы, применимой во всех случаях системных
представлений объектов и описывающей все. С другой стороны, тео рия общих систем предполагает возможность преобразования суще ствующих моделей разнородных систем в тот вид, при котором из не скольких таких систем, связанных между собой, можно было бы в рамках определенных граничных условий, например, пространст венных и временных, создать модель, отображающую какую-либо сторону мироздания. В идеале должен существовать набор моделей разнородных систем, из которых можно было бы, выбрав доминиру ющие, создавать модели, отображающие восприятие человечеством различных аспектов мироздания в пределах существующих знаний. Под доминирующими системами понимаются те, которые достаточ ны для создания модели, адекватно отображающей определенный фрагмент мироздания или наблюдаемого нами процесса. Сама же модель в таком случае представляет собой общую систему.
Иллюстрация представления об общей системе изображена на рис. 1, где видно, что модель общей системы представляет собой вза имосвязанные модели доминирующих разнородных систем. На ри сунке доминирующими являются: политические, экономические, со циальные, экологические, правовые, этнические, промышленные и философские системы, взаимосвязь которых обозначена жирными линиями. Присутствуют здесь и остальные разнородные системы с взаимосвязями, обозначенными тонкими линиями, но они не явля ются доминирующими и поэтому в модель общей системы в данном примере не входят.
Каждая из разнородных систем состоит из семейства однородных систем. Экономические системы представлены множеством моделей экономики различных стран или различных отраслей промышленно сти одной страны. Политические системы представлены различными разновидностями монархических, капиталистических или социалис тических государств. Экологические системы состоят из различных типов систем такого рода, представленных в виде моделей, отобра жающих взаимоотношения различных организмов и человека с ок ружающей средой. Причем каждая из этих моделей зачастую отоб ражает определенный конкретный тип взаимоотношений. Подобным образом можно было бы продолжить иллюстрацию остальных се мейств однородных систем.
К разнородным системам относят: экономические, политические, экологические, социальные, религиозные, информационные, безо пасности, философские, технические, аграрные, промышленные, ес-
Рис. 1. Изображение модели общих систем, состоящей из разнородных систем и взаимосвязей между ними.
тественно-научные, этические, этнические, криминальные, право вые, демографические, образовательные, культурные, гендерные.
Содержательная часть элементов моделей перечисленных выше систем создается в процессе развития соответствующих наук: эконо мики, политологии, экологии, социологии и других. Таким образом, предлагаемое теорией общих систем построение модели позволит сохранить «одушевляющую связь» по И. Гёте.
При создании модели, отображающей общую систему, необходи мо определить ее граничные условия, в рамках которых функциони руют модели составляющих их разнородных систем, оказывающих доминирующее влияние на функционирование общей системы.
Кграничным условиям общей системы относятся, например:
—период времени, в течении которого рассматривается общая система;
—пространственное или географическое расположение области ее применения;
—исходное состояние ее в начале рассматриваемого временно го периода;
—какие-либо иные условия.
Практически понятия универсальной алгебры применимы для представления каждой из разнородных систем: философских, техни ческих, экономических, социальных и других. Все условия для этого созданы как развитием математики, так и различных областей, в ко торых она применяется. Примером тому может служить появление и развитие теории нечетких множеств и применение ее в различных областях человеческой деятельности29.
Множество систем различного рода, о которых здесь идет речь, можно сравнить с алфавитом какого-либо языка. Пользуясь таким ал фавитом, можно по определенным правилам составлять слова, пред ложения и в результате описывать интересующие нас объекты. Мно жество разнородных систем со временем будет меняться, как меня ется алфавит языка. Кстати, таких языков может быть несколько, в зависимости от эпохи и формы развития цивилизации.
Таким образом, теория общих систем предназначена не для объе динения наук, как это обсуждалось в 60-е годы XX в.30, а для описания картины мира палитрой представлений о нем различными науками. Общая система не представляет собой систему систем31, а всего лишь описывает взаимосвязь разнородных систем, имеющих свою модель, описываемую математическим аппаратом, который может отличаться от аппаратов используемых для описаний другого рода систем.
Методология32 теории общих систем позволяет на современном этапе приступить к работам по созданию информационной модели мировоззрения общества33. Потребность в такой модели порождена бурным ростом потока информации и накоплением ее объема про граммно-аппаратными средствами.
Так, например, крупнейшая в мире Российская государственная библиотека, до недавнего времени называвшаяся Государственной библиотекой им. В.И. Ленина, по состоянию на 1 января 2001 г. вклю чала в себя приблизительно 42,8 млн учетных единиц34. Из них кни ги и брошюры составляют 15,9 млн экземпляров, журналы — 13,1 млн экземпляров, диссертации — 758,8 тыс. экземпляров и т. д. И это ко личество увеличивается на несколько сот тысяч ежегодно (в 2000 г. на 357,8 тыс. экземпляров), представляя собой значительную часть информационной системы, являющейся информационным сло ем — носителем культуры от античных времен до наших дней. В по