Файл: Системный подход в современной науке..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 330

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

посылкой когнитивной науки является то, что субъективная ценность любого опыта не должна ставиться под сомнение только потому, что он выходит за рамки обыденных представлений (например, «спири­ тический», «мистический», «эзотерический» и т. п. опыт). Можно ос­ паривать теории и интерпретации, связанные с причинно-следствен­ ными связями или социальным контекстом, но опыт сам по себе яв­ ляется существенной информацией об онтологическом бытии чело­ века.

Имеющийся у каждого человека опыт необходимо систематизи­ ровать и структурировать, чтобы можно было в нем ориентировать­ ся. Это достигается путем поиска различных причинно-следственных связей и отношений, которые и упорядочивают когнитивные карты человека.

Восприятие причинно-следственных отношений лежит в основе когнитивных моделей мира. Эффективный анализ, исследование и моделирование любого рода подразумевает определение причин наблюдаемых явлений. Под причинами понимаются базовые элемен­ ты когнитивных репрезентаций, ответственные за объяснение воз­ никновения и существования того или иного явления или ситуации.

Разумеется, не все утверждения о причинно-следственных отно­ шениях одинаково обоснованны и надежны. Одни из них могут быть обоснованны, но не завершены. Другие имеют смысл только при оп­ ределенных условиях. Основная опасность заключается в том, что подобные утверждения могут быть чрезмерно упрощены и/или по­ верхностны. Большинство явлений возникает в результате множест­ ва причин, а не одной-единственной, поскольку реальность состоит из множества двусторонних причинно-следственных связей. Нередко причины оказываются менее очевидными, более широкими и систе­ матическими по своей природе, чем исследуемое явление.

Например, человек может видеть, слышать или ощущать взаимо­ действие молекулярных частиц, гравитационное или электромагнит­ ное поля. При этом он оказывается в состоянии только воспринимать и измерять их проявления. Для объяснения причин подобных эффек­ тов вводится, например, понятие «гравитация». Это понятие, а также «электромагнитное поле», «атомы», «причинно-следственные отноше­ ния», «энергия», «время», «пространство», как и большинство физи­ ческих, математических понятий, во многом произвольно созданы че­ ловеческим воображением, но не окружающим миром, чтобы класси­ фицировать и привести в порядок наш сенсорный опыт. В этой связи


А. Эйнштейн писал: «Юм ясно видел, что некоторые понятия (напри­ мер, причинность) не могут быть выведены из данных опыта логичес­ ки... Все понятия, даже наиболее близкие к нашему опыту, с точки зре­ ния логики являются произвольно выбранными условностями»10.

Суть этой мысли А. Эйнштейна заключается в том, что наши чув­ ства в действительности не могут воспринять ничего похожего на «причины», они воспринимают лишь тот факт, что сначала произош­ ло первое событие, а следом за ним — второе. Человек воспринима­ ет только последовательность событий, но не причину, которая явля­ ется произвольно выбранным внутренним конструктом, применяе­ мым к воспринятой взаимосвязи. По А. Эйнштейну, основополагаю­ щие законы реальности, которые мы учитываем, действуя в ней, не поддаются наблюдениям в рамках непосредственного опыта. Ины­ ми словами, теорию можно проверить опытом, но невозможно на ос­ нове опыта создать теорию. Чем ближе мы оказываемся к настоящим первичным взаимосвязям и законам, определяющим наш опыт и уп­ равляющим им, тем дальше мы отходим от всего, что подлежит не­ посредственному восприятию. Человек может физически ощутить не фундаментальные законы и принципы, управляющие его поведени­ ем и восприятием, а только их следствия.

Аристотель в работе «Вторая аналитика» выделил четыре основ­ ных типа причин, которые необходимо учитывать в любом аналити­ ческом процессе, в том числе и при создании когнитивных репрезен­ таций реальности:

побудительные причины — относящиеся к прошлому события, действия или решения, которые оказывают влияние на настоящее со­ стояние системы через цепочку «действие— реакция»;

удерживающие причины — относящиеся к настоящему време­ ни взаимосвязи, допущения и условия, которые поддерживают теку­ щее состояние системы вне зависимости от того, каким путем она пришла в это состояние;

конечные причины — относящиеся к будущему задачи и цели,

которые направляют и определяют текущее состояние системы, при­ дают действиям значения, важность и смысл;

формальные причины — базовые определения и образы чеголибо, т. е. основные допущения и когнитивные карты. Этот тип при­ чин Аристотель называл «интуицией». Для того чтобы исследовать что-либо, необходимо иметь представление о том, что это явление в принципе существует.


В поисках побудительных причин проблема или ее решение рас­ сматриваются как результат тех или иных событий и переживаний прошлого. Анализ удерживающих причин приводит к восприятию проблемы или ее решения как продукта условий, соответствующих текущей ситуации. При обсуждении конечных причин проблема рас­ сматривается как результат мотивов и намерений вовлеченных в нее людей. В попытке найти формальные причины проблемы ее следует рассматривать как функцию тех определений и допущений, которые применимы к данной ситуации. Формальные причины сложнее всего установить, потому что они являются частью неосознаваемых допу­ щений и посылок. Их поиск подразумевает исследование базовых оп­ ределений, допущений и интуитивных представлений относительно проблемы или ситуации.

Таким образом, можно предположить, что человек строит когни­ тивные карты действительности для того, чтобы «навести в ней по­ рядок» путем установления причинно-следственных отношений меж­ ду разнообразными событиями и явлениями.

Сам процесс репрезентирования реальности включает в себя по­ следовательность мысленных тестов и внутренних критериев, кото­ рые человек применяет для оценки «реальности» того или иного пе­ реживания или события. По сути дела, это есть те стратегии, с помо­ щью которых мы отличаем «фантазии» от «действительности».

В детстве многим доводилось испытывать ощущение, что нечто воображаемое произошло на самом деле. Даже взрослые не всегда могут сказать наверняка, реальным или выдуманным было какое-ни­ будь яркое впечатление их детства.

Как показывают современные исследования когнитивных процес­ сов, человеку не дано узнать наверняка, что такое реальность, по­ скольку наш мозг на самом деле не знает разницы между вообража­ емым и вспоминаемым. Фактически за воспроизведение того и дру­ гого отвечают одни и те же клетки мозга. Не существует такой части мозга, которая отвечала бы только за «фантазии» или «реальность». Поэтому человеку необходима когнитивная стратегия, которая под­ скажет, что информация, воспринятая органами чувств, прошла опре­ деленные тесты, которые не смогла бы пройти воображаемая инфор­ мация. Оказывается, что характеристики сенсорной информации для реального переживания кодируются более тщательно, чем для вооб­ ражаемого, и именно в этом заключается основное различие, которое можно считать фундаментальным критерием реальности, позволяю­



щим человеческой психике различить, разнести когнитивные репре­ зентации, относящиеся к реальному миру, и когнитивные репрезента­ ции, относящиеся к воображаемым фактам, событиям, образам.

Свои суждения о действительности человек выносит прежде все­ го из когнитивных репрезентаций реальности, чем определяется адекватность его существования и результаты проявляемой активно­ сти. Он конструирует реальность на основе имеющихся у него мен­ тальных карт (если быть более точным, то следует говорить о соци­ альном конструировании реальности). Именно социальные репрезен­ тации моделируют и корректируют индивидуальные репрезентации индивида. Но, прежде всего, человек сам определяет для себя сте­ пень соответствия своих представлений действительности, на осно­ вании чего и строит свое поведение.

Следовательно, проблема различения реального и воображаемо­ го выступает в качестве основной когнитивной задачи, можно ска­ зать, что в этом состоит назначение самого процесса познания. Фак­ тически именно невозможность отличить воображаемое от действи­ тельности считается одним из симптомов психоза и других серьез­ ных психических расстройств. Таким образом, понимание, обогаще­ ние, адаптирование и укрепление когнитивных репрезентаций реаль­ ности оказывается основным ресурсом психического здоровья и ком­ фортного психологического состояния каждого человека.

Помимо фундаментального критериями реальности являются так­ же качества внутренних зрительных образов человека, звуков и ощу­ щений (так называемые субмодальности). Можно выделить еще сле­ дующие критерии, с помощью которых человек убеждается реально­ сти происходящего11:

хронология — когнитивная репрезентация кажется соответствую­ щей реальности потому, что оказывается первой ассоциацией, если человек начинает о чем-то думать или что-то вспоминать;

задействованность множества репрезентативных систем — с не­ которой репрезентацией связаны определенные звуки, образы, чувст­ ва, вкусовые качества, запахи. Обычно чем больше органов чувств за­ действовано в представлении, тем более «реальным» оно кажется;

субмодальность — сенсорное качество внутреннего опыта явля­ ется одним из наиболее распространенных критериев реальности. Если когнитивный образ наделен ассоциативными связями, насы­ щен, четок, его элементы соответствуют реальному масштабу и т. д., он кажется более «реальным»;