ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 369
Скачиваний: 2
грации индивидуумов (особей), а наследуется от одноклеточного ор ганизма. Сторонниками этой гипотезы были многие известные биоло ги, такие, как: Седжвик, Деляж, Хаджи, Паке, Де Бир и др., противни ками — не менее известные ученые: И.И. Мечников, А.В. Иванов и др. Обе альтернативные гипотезы, по моему мнению, не были в достаточ ной степени подкреплены фактами и поэтому оставались в значитель ной мере умозрительными. Однако в гипотезе целлюляризации снята проблема происхождения целостности в силу того, что все усложне ние организма происходит в рамках уже существующего целого.
Специальные исследования целостности на биологических объек тах долгое время были разрозненными и фрагментарными. Лишь в последние 20 лет удалось добиться определенного успеха благода ря целенаправленному изучению колониальных беспозвоночных — прежде всего из группы гидроидов и кораллов (Hydrozoa, Anthozoa). Полученные факты опровергают ложное представление, восходящее еще к Ж.-Б.Ламарку, о формировании колонии за счет «способности многих полипов срастаться между собой». Нет оснований полагать, что колонии когда-либо происходили таким путем. Колониальный тип строения возникает благодаря неотделению дочерних зооидов от ма теринского. В этом принципиальное отличие от гипотезы постепенно го ослабления «индивидуальности» членов колонии по мере их инте грации в целостную колонию. До момента отделения полипа он не об ладает индивидуальностью особи. Следовательно, неотделившиеся полипы — всего лишь недоразвитые особи, остающиеся частями ма теринского тела.
Рассмотрим два способа изучения и познания объекта, морфоло гический и онтогенетический. Мы берем сложный объект и хотим по нять, как он устроен и функционирует.
Используя морфологический метод, мы вначале описываем раз меры, форму, особенности внешнего вида объекта, концентрируя внимание на всех различимых частях (отдельностях). Так же мы по ступаем и при изучении внутреннего строения. Результатом подобно го исследования становятся описание состава (т. е. перечня частей) и структуры объекта (т. е. взаимного пространственного расположе ния частей). В своих формулировках мы невольно характеризуем ма териальный объект через части, которые мы смогли различить. Уже на этих первых шагах морфолого-анатомического познания мы вы нужденно совершаем ошибку, низводя целое к совокупности неких деталей, которые на самом-то деле таковыми не являются.
В лучшем положении оказывается эмбриология, основным мето дом познания которой является описание развития организма (онто генетический подход). Эмбриолог видит, как каждый будущий орган возникает изнутри целого — например, основные члены образуются
ввиде крошечных выпячиваний, которые по мере роста превратятся
вконечности. Таким же путем происходят внутренние органы, кото рые начинаются с группы клеток в ряду подобных, а затем приобре тают некую различимую форму, специализацию, собственную струк туру. Лишь по ходу развития мы назовем их частями, отдельностями или даже «деталями», но в начале формирования подобную «деталь» невозможно распознать в недифференцированном целом. При таком онтогенетическом подходе эмбриологического исследования состав
иструктура развивающегося организма оказываются непостоянны ми, а структура целого описанной по принадлежности каждой части (системы органов) надсистемному уровню. Структурированность це лого оказывается не абсолютной, а относительной. Целое остается существовать во взаимосвязанных оформившихся органах.
Теперь можно утверждать, что особь не возникает в результате объединения других особей ни исторически, ни в своем индивидуаль ном развитии. Нельзя считать особью почку дочерней гидры — она всего лишь часть материнского тела. Также и дочерняя гидра, сфор мированная наполовину или на 3/4, остается принадлежностью мате ринского организма. Она 1) не имеет завершенного строения (до пол ного отделения отсутствует подошва), 2) не может переместиться
впространстве, 3) физиологически связана с материнским телом, так как они обладают единой внутренней средой, через которую осуще ствляется обмен веществ, 4) представляет с матерью субстанциаль но целостное тело. Поэтому неотделившаяся почка или зооид оста ются частью матери, а целостность материнского организма таким путем передается всей колонии.
Не следует путать рассматриваемые варианты роста колонии и ве гетативного размножения с внутриутробным развитием плода у мле копитающих. В последнем случае плод, развившийся из оплодотво ренной яйцеклетки, с самого начала представляет собой отдельный полноценный организм, в котором потенциально имеются все необхо димые структуры. Чаще всего он еще и отличается от матери генети чески. Присутствие зародыша в утробе матери скорее подобно вре менному паразитированию, чем развитию части внутри целого. Поэто му и финал подобного сосуществования неизбежен в виде отторже
ния созревшего плода. Он никогда не может остаться в постоянной те лесной и физиологической связи с материнским организмом.
Идея объединения частей в целое механистична, а в случае живых объектов ошибочна. Части возникают в организме внутри его плоти, под «покровительством» существующей целостности. Предположение о возможности объединения частей внутренне противоречиво. Целое не пользуется готовыми частями. В этом случае части с тем же успе хом могли бы не только соединяться вместе, но и выходить из целого. Этот вариант целостности присущ неживой природе. В ней динамиче ское равновесие примитивно: синтез и распад — равновероятные со бытия, зависящие от локального стечения обстоятельств. В живом це лое перерабатывает «заготовки» (поступающие части), разлагает и пе рестраивает их. Это и есть суть питания, свойственная живому с моле кулярного уровня. Из переработанных заготовок в целом формируют ся новые части, которые исходно неполноценны, а потому не могут су ществовать вне целого. Поэтому целое неразложимо на части. Для нас принципиально важно, что части органического целого — обязательно продукты самого целого, пройденные через него. Это отличает живое от неживого, объясняет невыделимость частей и несводимость целого к сумме свойств частей. Части, будучи изначально ущербными, лише ны самостоятельности и не обладают собственными свойствами: их свойства проявляются только в составе целого.
В живом организме части иногда могут по мере своего развития становиться все более самодостаточными и даже выходить из соста ва родительского организма, превращаясь в независимые организ мы, как это наблюдается при вегетативном размножении. До момен та отделения такие части еще не обладают всеми свойствами цело го, но способны их приобрести путем регенерации недостающих ор ганов после того, как станут полностью независимыми.
Особь, в свою очередь, может терять отдельные части, оставаясь жизнеспособной. Это достигается благодаря а) дублированию частей и б) способности к их регенерации.
Экспериментальные исследования показали, что в отделившемся от гидры дочернем полипе вначале происходит формирование недо стающих частей тела (подошвы), только после этого он становится полноценной особью. Так же и при разделении колонии гидроидов на фрагменты они остаются жизнеспособными, но регенерируют недо стающие составляющие: если отрезать побег, то в первую очередь восстановится столон, а если оставить голый столон, то на нем преж
де всего произойдет регенерация побегов. Более того, даже пропор ции между разными составляющими колонии восстанавливаются. Полученные результаты позволяют развеять иллюзию относительно принципиального отличия низших организмов, переносящих расчле нение организма на части, от высших, у которых отделенные части нежизнеспособны. Различие оказывается не в целостности, а в спо собности к регенерации недостающих частей целого организма.
Дублирование частей (или полимеризация гомологичных органов) имеет выдающееся значение для живого на всех уровнях его органи зации. Эта способность не только страхует от возможных утрат от дельных частей организма и не только служит усилению структур и функций, но и ведет к образованию в процессе эволюции более вы соких уровней организации, является обязательным условием цело стности сложных биологических систем.
Особь может не только терять, но и включать в себя новые части. Например, в случае прививок черенков на растения или при имплан тации тканей и органов у животных. Однако приживаемые части должны быть либо родственными, либо приспособившимися в тече ние длительной эволюции к совместному существованию, либо, на конец, специально приспособленными человеком для этого.
Создать (синтезировать) особь, как об этом мечтали в средние ве ка, смешивая различные субстанции в колбе, невозможно. Целост ность индивида возникала в течение всей эволюции живого на Зем ле. Ясно, что колониальный уровень индивидуальности не возник из интеграции независимых зооидов. Сомнительно, чтобы многоклеточ ный уровень индивидуальности мог возникнуть путем объединения независимых клеток.
В современной биологии накопилось много фактов, свидетельст вующих в пользу симбиотической природы клетки. Например, мито хондрии, скорее всего, когда-то были самостоятельными организма ми, длительное время паразитировавшими в клетках. Существует ги потеза, что и клеточное ядро — основа эукариотической клетки — всего лишь пришелец. Заметим, что и в этом случае клетка не воз никла в процессе соединения различных самостоятельных частей. Органеллы были инкорпорированы в существовавшую до этого це лостную структуру. Они, безусловно, претерпели значительные изме нения за длительный период симбиотического сосуществования.
Среди современных организмов можно найти яркие примеры да леко зашедшего симбиоза. Так, у многих водных беспозвоночных —