ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 366
Скачиваний: 2
Принцип 2: Одинаковые элементы («полимеры») целого должны действовать на основе однотипных внутренних программ.
Принцип 3: Согласование во времени однотипных программ по лимеров, необходимое для реализации взаимосодействия частей и порождающее удивительный феномен целостности, может быть обеспечено периодическими корректировками старта одинаковых процессов (например, разовыми сдвигами фаз пульсаций отдельных верхушек роста в распределительной системе гидроидов).
Принцип 4: Внутренняя дифференцировка системы достигается на основе переключений программно определенных функциональ ных состояний подсистем, происходящих в индивидуальном развитии или при периодических взаимных корректировках.
Принцип 5: Устойчивая целостность системы, находящейся в не равновесном состоянии, обеспечивается, во-первых, за счет изна чального тождества однотипных элементов; и во-вторых, за счет вза имной дополнительности неодинаковых элементов, на чем основана интеграция системы, которая возрастает по мере усиления степени дифференцировки целого.
Многократное структурное дублирование свойственно живо му на всех уровнях организации: молекулярном, клеточном, много клеточном, популяционном, экосистемном, биосферном. На всеоб щее значение полимеризации как основополагающего явления ука зывали множество раз. Тем не менее значение полимеризации не ограничивается а) увеличением надежности системы благодаря дублированию и б)возможностью прогрессивной дифференциров ки (специализации первоначально однотипных частей), на что в ос новном и обращают внимание. Мы полагаем, что не менее важное значение биологической полимеризации заключается в снижении роли каждого отдельного элемента путем увеличения числа иден тичных элементов. Таким образом, результат деятельности органа достигается суммированием активности множества равнозначных элементов (таких, как клетки или зооиды). Ошибки и сбои в работе отдельных элементов взаимно нейтрализуются. Это позволяет по низить требования к точности воспроизводства программы или ре акции на изменения среды. Взаимосогласование осуществляется в таком случае по принципу: «эффект воздействия элемента на дру гие составляющие системы возрастает по мере совпадения с пре обладающим суммарным воздействием всей совокупности одно именных элементов»9.
Обнаруженные простые механизмы физиологической интеграции организма, не требующие высокой централизации, прямого управле ния, наличия мощных центров переработки и анализа информации, представляют общенаучный интерес. Есть основания предполагать, что принципиально такие же механизмы саморегуляции и самоорга низации действуют на различных уровнях организации материи: от атомного и молекулярного до социального, включая происхожде ние и эволюцию жизни, возникновение высших форм сознания, раз витие государств и цивилизаций.
Действительно, в основе всех этих систем лежит в той или иной форме и степени взаимосогласование относительно независимых элементов целого, достигаемое на основе в значительной мере слу чайного взаимодействия, будь то движения атомов, или формирова ние нейронной сети в мозгу позвоночных животных, или поведение членов социума10. Механизм интеграции подобен взаимосогласованию множества ничтожных пульсаторов в колонии гидроидов, порож дающему сильный, можно сказать «синергический», эффект — про тяженное течение жидкости в длинном и разветвленном трубчатом теле колонии.
Эффект от взаимодействия может быть нелинейным, т. е. резуль тат непропорционален воздействию, что связано с нелинейным ха рактером изменения степени взаимосогласования активности эле ментов. Также и в социуме — не столь важно количество энергии и продукции, созданной множеством людей, как взаимное соответст вие их деятельности. Используем этот пример для пояснения роли не централизованной саморегуляции. Казалось бы, что разумные дирек тивы из центра способны в наибольшей степени усилить эффектив ность совместной работы и жизнедеятельности коллектива. Однако жесткая централизация ограничивает личную инициативу. Возможны два варианта последствий. Первый — подавление инициативы рядо вых членов общества тормозит прогресс, так как всякое отклонение от привычного, в том числе и признание всякого нововведения, сдер живается громоздкой процедурой согласований для принятия реше ния. Второй — личная инициатива находит иные формы выражения и самореализации — вне плоскости общегосударственных задач, что также снижает эффективность планируемой совместной деятельно сти. Оптимальный вариант организации социума предполагает сво боду личной инициативы при условии подчинения каждого общим для всех правилам поведения, предусматривающим безвредность по
следствий частной деятельности для остальных членов общества. Это означает некоторое ограничение степеней свобод элементов, как необходимое условие самоорганизации. Важно, однако, подчеркнуть, что самоорганизация основывается на сохранении самостоятельнос ти элементов, объединенных общей средой и едиными правилами взаимодействия.
Примером может быть поведение муравьев, стремящихся коопе ративно перетащить тяжелый предмет. Результирующая согласован ность действий достигается не передачей команд или централизован ным руководством, а подчинением каждого муравья простым прави лам поведения, ориентирующимся на доминирующий импульс. Такое поведение у социальных перепончатокрылых в англоязычной лите ратуре получило название «Collective или Swarm Intelligence» («кол лективный разум»). Оно в значительной мере основывается на мето де «проб и ошибок». Оказалось, что эффективность кооперации за висит в том числе и от размеров колонии, возрастая в больших му равейниках11.
Поведение колониальных насекомых послужило примером для со здания моделей коллективной работы роботов, в основе которых ока зались сходные с нашими принципы относительной независимости действий роботов, способность к переключению нескольких алгорит мов в зависимости от локальной ситуации12.
Не надо думать, что только низшие беспозвоночные демонстри руют не столь высокую, как предполагается, внутреннюю взаимоза висимость частей. Яркое описание способности сложнейшей систе мы функционировать после множественного нарушения связей меж ду ее основными подсистемами дано еще нейрофизиологом Р. Спер ри на примере мозга кошки: «В некоторых работах, проведенных в на шей лаборатории, мы буквально изрешетили зрительную и соседнюю с ней области коры мозга кошки с помощью иголок и булавок из тан таловой проволоки. Мы втыкали в ткань коры дюжины иголок, пока она не стала похожа на густо истыканную подушечку для булавок
ипока наше терпение не истощилось. Так как эти иголки были био логически инертны, мы их просто оставили в мозгу. И несмотря на это, в последующих тестах на околопороговое различение образов характеристики зрения были практически такими же хорошими, как
ираньше. ...Насколько резко с этим сохранением в живом мозге ор ганизованных функций контрастирует положение, наблюдаемое в по строенных человеком цепях, когда одна единственная перегоревшая
лампа или одна сломанная проволочка производят разрушительный эффект!»13
Р. Сперри далее перечисляет главные условия такой поразитель ной саморегуляции сложной системы, а именно: 1) фактор множест венного соединения; 2) широкое перекрытие связей соседних эле ментов; 3) множественное подкрепление любой данной функции из многочисленных и разнообразных источников, каждый из которых способен самостоятельно поддерживать свою активность; 4) дубли рование органов.
Как, исторической справедливости ради, не вспомнить И.И. Шмальгаузена, подчеркивавшего особую роль в регуляторных процессах по лимеризации и многократного дублирования на всех уровнях органи зации биологической системы! Обратим внимание, что главным усло вием самоорганизации нормальной работы мозга оказывается дубли рование элементов и процессов, а вовсе не точность передачи и пере работки информации, столь необходимые в автоматах.
Основоположник синергетики Г. Хакен привлек внимание к сход ству кооперативных явлений в неравновесных системах, используя накопившиеся к этому времени знания о фазовых переходах, гидро динамических неустойчивостях и автокаталитических реакциях.
Эти идеи получили особенно впечатляющее развитие в нейроин форматике и более всего в той ее области, которая занимается со зданием искусственного интеллекта, или «нейрокомпьютеров». В ос нову теории были положены принципы работы нейронных сетей — со вокупности равнозначных элементов, взаимосвязанных друг с другом наподобие сети. Каждый элемент (имитирующий нейрон) принимает сигналы от множества входов, суммирует с учетом их «удельного ве са», может трансформировать нелинейно выходной сигнал, который в общем случае может поступать на множество таких же искусствен ных «нейронов». Обычно исходные сигналы одновременно поступа ют на множество «нейронов» и параллельно обрабатываются, а за тем могут взаимодействовать на выходе. Если сигналы далее посту пают к следующей совокупности «нейронов», то такая сеть становит ся многослойной. В подобной системе практически невозможно точ но предсказать характер прохождения сигналов в различных частях устройства. Однако именно такие «нейрокомпьютеры» лучше обыч ных способны решать разнообразные задачи без перенастройки, «самообучаться» путем изменения параметров трансформации сигна лов «нейронами» и сравнения получаемого результата с эталоном.