ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 263
Скачиваний: 2
в равные условия и предположив, что права обоих четко определены как права собственности, Коуз предложил передать определение размеров штрафа и компенсации рыночному механизму— так, по его убеждению, можно достичь наименьших потерь для общества. Идея вызвала жаркие споры16.
Не будем спорить, но отметим, что в данном конфликте есть и тре тья сторона, Коузом не учтенная, — природа как таковая, а не как объект чьей-то собственности. Отсутствие этой стороны в спорах во круг «теоремы Коуза» достаточно характерно: экономисты продол жают пребывать «в блестящей изоляции» и мыслить в категориях XVII в.
Авот блестящий образец российской реакции на премию Коуза:
«...Рынок способен сам, без участия государства устранять внешние эф фекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наи более рациональному решению. При этом не будет иметь значения, кто именно обладает правом собственности — скажем, фермеры на чистый воздух или хозяин фабрики на его загрязнение. Участник, способный из влечь из обладания правом большую выгоду, просто выкупит его у того, для кого оно представляет меньшую ценность»17. Как видим, нет речи даже о потерях общества, не говоря уж о потерях природы.
На чем же базируется анахронизм наших «реформаторов»? От вет видится мне в следующем. Общество, в котором мы выросли, исповедывало планово-приказную идеологию (вторая ПМ), а Запад — рыночную (третья ПМ), хотя реальные взаимоотношения давно уже
итам и тут заставили ученых разработать системные теории (четвер тая ПМ). Вместо того чтобы менять один реальный механизм управ ления на другой, «реформаторы» сумели лишь сменить идеологему,
ивряд ли могло быть иначе, поскольку от второй ПМ к четвертой пря мого пути, по-видимому, не существует: исторически ПМ следует од на за другой в определенном порядке.
Это очень важно — ни мы, ни Запад не жили и не живем по тем теориям, которые проповедуются. Их назначение — чисто идеологи ческое, и в этом Запад от Востока мало отличается, как мало отли чается наше настоящее от прошлого.
Советская система полностью подавляла инициативу предпринима теля, и популярность «перестройки» почти нацело объясняется ее деви зом возродить предпринимателя. В частности, было общим убеждение (ничем не обоснованное, кроме той же идиологемы благотворности рын ка), что предприниматели сопрягут требования экономики и экологии.
Это убеждение стоило бы обсудить, если бы оно не потеряло актуаль ность с прекращением «перестройки». Тогда ведь «государство быстро подавило социальные и экономические ростки самоорганизации (коопе ративы, общественные организации, гражданские инициативы)»18.
Это выразилось в мгновенном (в Москве — за одну июньскую ночь 1991 г.) физическом уничтожении всех ларьков, торговавших изде лиями советских частных предпринимателей, едва начавших стано виться на ноги. Официальный повод (неказистый вид большинства ларьков) оказался вполне достаточным — акция прошла при полном молчании общества, не заметившего, что новорожденные предпри ниматели были, говоря сталинским языком, «уничтожены как класс». Взамен выросли ларьки, торгующие государственной и импортной продукцией. Больше частный предприниматель не объявлялся, не ро дила его и приватизация. Предпринимателя сменил бизнесмен (не ви дящие разницы пусть глянут значение обоих слов в словаре).
Крушение прежней власти, естественно, вызвало потребность в новой идеологии, и она заимствована у Запада по тому же принци пу смены ПМ, о котором было сказано: чужое берется в самой прими тивной форме, его противоречия игнорируются. Естественно, что за имствовать устаревшую идеологию куда проще, чем новую практику.
Тот факт, что столь простой феномен, как положительная обрат ная связь, мог полвека после его формулировки оставаться непоня тым и в экономике, и в биологии, а ныне осознается легко, говорит о смене способа рассуждений, господствующего в обществе, с меха нического и статистического на какой-то иной. Очевиден системный подход, но не он один. У Артура (как и у Коуза) по сути уже идет на щупывание подхода к следующей ПМ, диатропической. В самом де ле, по его мнению, «небольшие события (исторические мутации) ча сто усредняются, однако время от времени они приобретают крити ческие значения в смысле своей способности переводить те или иные секторы экономики на новые структурные уровни»19. В наших терми нах это значит, что обычно случайности носят статистический харак тер (их можно усреднять), но в те критические моменты, когда поло жительная обратная связь обеспечивает скачок, они уникальны, тре буют рассмотрения диатропической случайности20. В биологии уже ясно, в чем состоит скачок — не в усреднении, а (если речь идет о про исхождении видов и других таксонов) в выстраивании гомологичес ких рядов Н.И. Вавилова и рефренов С.В. Мейена. В .экономике по добные ряды тоже начинают строить.
Важно понять, что нельзя объединять под одним словом «конку ренция» все формы столкновения интересов (что, к сожалению, мы видим и в экономике, и в биологии): борьба корпораций за рынки, как и борьба между крупными таксонами в экосистеме (например, меж ду хвойными и лиственными), не имеет ничего общего с той индиви дуальной конкуренцией, на которой основывали свои учения Смит и Дарвин. И если их модели имели в свое время познавательное зна чение, пусть и грубо приблизительное, то распространение их после дователями идеи борьбы на все уровни видится мне не более чем из держкой статистической ПМ.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Позвольте действовать, позвольте [делам] происходить — франц. 2 Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993. С. 48, 62, 67. 8 Marshall A. Principles of economics. L., 1890.
4 Kropotkin P. Mutual aid among animals // Nineteenth Century, 1890, Sept., Nov. Les Nobel prix 1991. Stockholm, 1992.
5 Московии А. Этика предпринимательства //Аргументы и факты. 1990, № 36. 8 Артур У. Механизмы положительной обратной связи в экономике // В мире
науки. 1990, № 4. 7 Там же. С. 66.
8 A ttali J. Les trois mondes. Pour une theorie de I’apres-crise. Paris, 1981.
9 Russel P. The global brain: speculations on the evolutionary leap to planetary con sciousness. Los Angeles, 1983.
19 Юданов А.Ю . Типы конкурентной стратегии: «биологический» подход к классификации компаний // Мировая экономика и международные отношения. 1990, № 10.
11 Артур А. Механизмы положительной обратной связи в экономике. С. 60, 66. *12 Чайковский Ю.В. Идея равновозможности в физике и биологии // Физичес
кое знание: его генезис и развитие. М., 1993.
Экологическая антология. Экологические произведения западных авторов. Гуманитарная инициатива Golubka. М. — Бостон, 1992. С. 201-202.
14 Les Nobel prix, 1992. С. 184-185.
15 Нобелевские лауреаты. М., 1994. С. 199.
18 Давтян X. Рыночные инструменты защиты окружающей среды // Зеленый крест. 1995, № 4.
Капелюшников Р. Сотворение рынков // Независимая газета. 1991, № 6. Яницкий. О.Н. Экологическое движение в России. М., 1996. С. 78.
19 Артур А. Механизмы положительной обратной связи в экономике. С. 66. 20 Чайковский Ю.В. Ступени случайности и эволюции // Вопросы философии.
1996, № 9.
Е.Р. Карташова, А.В. Олескин, М.В. Гусев
БИОСОФИЯ
В конце XX в. в эпицентр человеческого существования встали проблемы культуры, основанные на ценностях биоса. Чтобы стать до стоянием большей общности людей, которые имели бы полное пра во называть XXI в. эрой биокультуры и экологической безопасности, необходимо научно-философской базе биологического знания обре сти более широкую гуманитарную направленность. Этим целям слу жит интегративная биология и одна из ее граней — биософия.
Биософия представляет интегративную, осмысленную с позиции философии систему знаний о жизни, основанную на изучении много уровневых объектов биоса, являющихся носителями жизни.
Биософия предполагает понимание мира, основанное на высших естественных ценностях бытия. Являясь частью биоса, человек, реа лизующий свое созидающее начало, должен стать его гарантом. Био софия стремится развить глубокое и всестороннее понимание уни кальности жизни организмов, населяющих Землю, способа их суще ствования, их сложность и хрупкость, тем самым закладывает идеа лы реального гуманизма. Биософия стремится пробудить любозна тельность, интуицию, любовь к биосу, развить инстинкт самосохра нения путем осмысления своего единения со всем живым. Это мож
но |
назвать этико-философской доктриной биософии, связанной |
с |
идеей благоговения перед жизнью, выдвинутой А. Швейцером |
и рассматривающим ее как базис новой культуры. |
|
|
Понятие «биософия» в какой то мере синонимично понятию «био |
философия»; и то и другое представляет концептуальный синтез би ологии и философии и в настоящее время выходит на широкий ми ровоззренческий уровень осмысления феномена жизни в планетар ном масштабе как уникальной ценности. При этом философия вно сит оценочный момент в понимание жизни, ее места и роли в миро здании и мировоззрении. Если биофилософию можно представить как комплексную, интегративную, биологически ориентированную междисциплинарную отрасль знания, вскрывающую мировоззренче ско-методологические, гносеологические, онтологические и аксиоло
гические проблемы бытия Универсума через призму исследования феномена жизни, то биософия объективирует отдельные грани из вечной проблемы специфики живого, помогая создать общие пред ставления о живом. Биософия включает в себя некий костяк понятий.
Само понятие «биос», введенное в международную практику пре- зидентом-основателем Биополитической Интернациональной Орга низации доктором Агни-Влавианос-Арванитис, обозначает «совокуп ность всех форм живого на планете», которую Арвантис уподобляет единому телу.
В России слово «биос» для обозначения совокупности планетар ной жизни широко использовали русские религиозные философы («софиологи») на рубеже XIX-XX вв., в частности П.А. Флоренский. «Биос» представлял собой нечто большее, чем все взятые вместе жи вотные, растения и микроорганизмы планеты Земля, — речь шла о вселенской стихии, одушевляющей и одухотворяющей материю. По словам Флоренского, вся природа одушевлена, вся — жива, в це лом и в частях. Все дышит вместе друг с другом. Энергии вещей вте кают в другие вещи, и каждая живет во всех, и все — в каждой.
Черты, характерные для всего биоса, лежат в основе концепций и логических связей, присущих живым системам и отличающие их от неживых. В совокупности они составляют базисные концепции био логического знания и являются фундаментом философских пред ставлений о биосе.
Например, в 1964 г. экологами был предложен термин «коэволю ция» как взаимное приспособление видов, при котором они становят ся взаимно необходимыми, результатом чего являются взаимные адаптации видов, обеспечивающие возможность их совместного су ществования и повышения устойчивости биоценоза как целостной биологической системы. Далее биологи прослеживают коэволюционные процессы на генномолекулярном, клеточном, тканевом, организменном уровнях вплоть до биосферы.
Эти данные получают философское обобщение, становятся ба зисными концепциями биологического знания. Философская мысль подхватывает, развивает идеи коэволюционной стратегии природы, проанализированные и обобщенные биософией, создается новая па радигма XXI в. Следовательно, биософия помогает созданию цело стности представлений о живом, несмотря на многообразие, созда нию системы обобщающих суждений об организации живого с мо мента начала биологической эволюции.
Установка на абсолютную ценность биоса во всех его формах, на понимание человека и человечества как его части планетарного биоса, лежит в основе идеи биоцентризма.
Представление о гуманистике — подходе к живым существам, как к родственным человеку и сходными ним, с подключением способно сти к эмпатии (сопереживанию) — разрабатывается А.В. Олескиным.
Биософия отходит от частных проблем, связанных с отдельными сторонами деятельности живых систем, и рассматривает их общие свойства. Многие из рассматриваемых понятий еще не установились, биософия продолжает развиваться и углубляться. По-прежнему ос новным вопросом биософии остается специфика жизни. К живому у нас имеется особый внутренний доступ — мы познаем его не толь ко логическим анализом, но и через сопереживание. Отсюда специ фику живого мы ощущаем как одушевленность.
Исследователи — биологи, физики, химики — подвергли анализу свойства живого и убедились, что отдельные признаки жизни прису щи и неживой природе, однако только в совокупности, в целом они могут характеризовать живое. При этом сразу же подчеркнем, что це лое больше суммы его частей, объединенных системообразующими связями.
Посмотрим глазами ученых различных научных дисциплин на эти основные свойства живых организмов. Организм — носитель реаль ной жизни, ее комплексной отдельности. Причем жизнь каждого ор ганизма ограничена сравнительно небольшим временным отрезком (часы, годы), напротив, сообщества таких организмов подвергаются естественному отбору, срок их жизни во многом зависит от условий среды обитания, к которым они адаптированы, при этом временные отрезки их существования исчисляются тысячелетиями и миллиона ми лет. Основной единицей, служащей объектом изучения в биоло гии, является непрерывная пространственно-временная конфигура ция — биологическая система, связывающая родительский организм с его потомками, вернее, сообщество таких организмов.
Поэтому биологи рассматривают жизнь как способ существова ния совокупности организмов планеты (биологической системы) и от дельного организма (биологического элемента), состоящий в сохра нении ансамбля специфических внутрисистемных отношений.
Иной аспект в трактовке жизни выделяют физики. Жизнь, с точки зрения физика, — это упорядоченное и закономерное поведение ма терии, основанное не только на одной тенденции переходить от упоря