ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 257
Скачиваний: 2
ров. Есть также правила аналогичные тем, которые используются в со временной математической логике: modus ponens' и modus tollens.
Спомощью этих аксиом и правил вывода доказываются теоремы
ипроизводные правила ЯТО. Теоремы ЯТО не следует смешивать
стеоремами ОТС. Эти утверждения внутренние для самого формаль ного аппарата. Например: A=>t°. Любой объект атрибутивно имплици рует какой-то объект, отличный от наперёд заданного.
Отметим ещё некоторые особенности излагаемого аппарата. В нём имеется значительный элемент параконсистентности. Он свя зан с тем, что неопределённые объекты являются амбивалентными, т. е. они одновременно имеют взаимоисключающие валентные зна чения — истинность и ложность.
Далее — он является семантически замкнутым. Здесь нет необ ходимости деления на объектный и метаязыки, а значит, необяза тельно использование готических символов для обозначения формул этого языка. В этом отношении ЯТО похож на натуральный язык. Правда, в ряде статей у нас использовались готические символы, но это делалось скорее из соображений логической респектабельно сти, чем логической необходимости.
ЯТО — формализм несомненно логический. Однако он удовлетво ряет всем требованиям, которые предъявляет к понятию «математиче ская структура» группа Бурбаки. Поэтому можно считать ЯТО и мате матикой. Во всяком случае — логико-математическим формализмом.
Сейчас уже можно говорить о том, что ЯТО прошёл довольно дли тельный путь своего развития. Можно выделить 4 этапа, различаю щихся по числу изучаемых объектов и операций:
ЯТО — I. Это статья «Об одном варианте логико-математическо го аппарата системного исследования» // Проблемы формального анализа систем (М., 1968).
ЯТО — II. Статья «Формальные аспекты систематизации научно го знания и процедур его развития» // Системный анализ и научное знание (М., 1978).
ЯТО — III. Монография «Системный подход и общая теория сис тем» (М., 1978).
ЯТО — IV. Статья «Основы формального аппарата параметрической общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник (М., 1984).
Три статьи «The Language of Ternary Description as a deviant Logic», опубликованные в журнале математического общества штата Пара на (Бразилия) по рекомендации известного бразильского логика Нью
тона да Косты (Boletim de Sociedade Paranaense de M atem atica-1995, vol. 15 № 1-2, pp 25-35; 1997 vol. 17 № 1-2, pp 71-81; 1998 vol. 18
№ 1-2. P. 173-190).
Сейчас публикуется статья «The Ternary Description Language as a Formalism for the Parametric General Systems Theory» — в «International Genera! Systems» — журнале, наследующем издание Л. фон Берталанфи. Первая часть опубликована в 1999 г. vol. 28 (4-5). Р. 351-366, вторая — в печати.
Часто, услышав про ЯТО, задают вопрос: а почему вы не исполь зовали логику предикатов? Отвечаю — использовали, точнее пыта лись использовать (работы С. Переймера22). Но очень скоро было вы явлено, что язык логики предикатов слишком беден для выражения значений системных параметров.
Мне не известен ни один из вариантов ОТС, который был бы ос нован на использовании логики предикатов.
В заключение я перечислю несколько теорем параметрической ОТС, которые доказаны с помощью ЯТО. Предварительно раскрою содержательный смысл тех значений атрибутивных систем парамет ров, которые использовались в этих теоремах.
1.Структурно-открытая система — такая система, структура ко торой допускает усложнение без того, чтобы превратиться в другую систему.
2.Структурно-неточечная система — это такая система, структу ра которой не является однозначно определённой.
3.Гомеомерная система — такая система, структура подсистем которой совпадает со структурой системы в целом.
4.Неминимальная система допускает удаление каких-то её эле ментов без разрушения системы.
5.Автомодельная система — такая, в которой каждый элемент обладает свойствами системы в целом, и поэтому система в каждом своём элементе моделирует сама себя.
6.Субстратно-гомогенной системой является такая система, в ко торой произвольное свойство какого-то объекта является свойством всех подсистем данной системы.
7.Неэлементарная система — такая, в которой имеются элемен ты, представляющие собой системы в том же смысле, т. е. с тем же концептом, что и система в целом.
8.Тоталитарная система — такая, в которой любое отношение
всубстрате определяется концептом системы.
9. Система невариативна по своей структуре, если в ней не мо жет существовать никаких отношений, отличных от системообразую щего.
10. Жесткая система — такая, в которой структура однозначно определяется концептом.
Указанные значения атрибутивных системных параметров связы ваются следующими теоремами параметрической ОТС:
1.Любая структурно открытая система является структурно нето чечной.
2.Любая гомеомерная система является неминимальной.
3.Любая автомодельная система является субстратно-гомоген
ной.
4.Если система неминимальна, она также неэлементарна.
5.Если тоталитарная система является неваритивной по своей структуре, она также является жёсткой.
Это лишь ничтожная часть того, что может быть доказано с помо щью ЯТО. Каждый может принять участие в этих доказательствах,
вслучае необходимости развивая формализм ЯТО. Таким образом можно будет превратить ОТС в множество теорем ОТС. Ну, а где же аксиомы ОТС? Их нет. ОТС состоит только из теорем. Роль аксиом выполняет применение формализма. Отсутствие аксиом ОТС избав ляет нас от опасности того, что ОТС станет тривиальной теорией, что некоторое время тому назад выдвигалось как аргумент против самой возможности такой теории.
Мы остановились на том, что я считаю главным в развитии пара метрической ОТС. Кроме того, в её рамках разработано много дру гих, также существенных для науки вопросов. Так, сформулированы критерии, определяющие меры сложности систем как линейного АСП23. В отличие от многочисленных работ по сложности, у нас эти меры различны для разных системных дескрипторов. Так, различа ются концептульная, структурная, структурно-субстратная, субстрат но-структурная простота— сложность.
Яхочу закончить свою статью чем-то вроде антиэпиграфа. В от личие от эпиграфа, дающегося в начале текста, антиэпиграф я поме щаю в конце. Это та мысль, которую мне хотелось бы опровергнуть.
Мой старый друг В.Н. Садовский пишет: «Что же касается собст венно общей теории систем, то она, как и 20-25 лет тому назад, пред ставляет собой лишь проект — в форме ли системной метатеории или в любом другом виде, причём проект, относительно которого се-
годня трудно сказать и то, как его осуществить, и даже то, возможно ли вообще такой проект реализовать»24.
ПРИМЕЧАНИЯ
1Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования. Ежегодник 1969. М., 1969.
2 Бурбаки Н. Архитектура математики // Математическое просвещение. 1960, № 5. 3 Берталанфи Л. фон. Общая теория систем. С. 33.
4 Садовский В.Н. Смена парадигм системного мышления // Системные иссле дования. Ежегодник 1992-1994, М., 1996.
5 Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. С. 92-102.
6 Холл А.Д., Фейджин Р.И. Определение системы // Исследования по общей теории систем. М., 1969.
7 Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные ис следования. Ежегодник 1973, М., 1973. С. 29.
8 Уёмов А.И. Вещи, свойства и отношения. М., 1963. С. 168. 9 Садовский В.Н. Основания общей теории систем. С. 96.
10 Портнов Г.Я., Уёмов А.И. Исследование зависимостей между системными па раметрами с помощью ЭВМ // Системные исследования. Ежегодник 1971, М., 1972; Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.
11 Жолондз М.Я. Сахарный диабет. Новое понимание. Спб., 1999. 12 Ачильдиев И.У. В рабстве у систем. М., 1995. С. 25.
13 Bertalanffy L. von. System Theory. Fondations, Development Applications. N.Y., 1969. P. 96.
14 Уёмов А.И. Общая теория систем. Аналогический и параметрический вари анты // Природа. 1975, № 1 1 .
15 Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем. С. 32.
16 Тахтаджян А Л . Тектология: история и проблемы // Системные исследования. Ежегодник 1971, М., 1972. С. 274.
17 Малиновский А.А. Общая теория систем и проблема её математизации. // Ergo. Екатеринбург, 1994. С. 111.
18 Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. М., 1978.
19 Шрейдер Ю Л., Шаров А.А. Системы и модели. М, 1982.
20 Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем. С. 24-25.
21Уёмов А.И. Вещи, свойства и отношения.
22Переймер С. Общесистемные закономерности, выявленные аналитическими
методами // Логика и методология системных исследований. Киев — Одесса. 1977 С. 73-79.
23Мамчур ЕЛ ., Овчинников Н.Ф., Уёмов А.И. Принцип простоты и меры слож ности. М., 1989, гл. II—IV.
24 Садовский Н.В. Смена парадигм системного мышления. С. 71.
М.С. Каган
НАСЛЕДИЕ Л. ФОН БЕРТАЛАНФИ И ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В СФЕРЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
1.
С первых шагов становления системного мышления — в России начиная с «тектологии» А.А. Богданова, на Западе — с «общей тео рии систем» Л. фон Берталанфи — оно осознавалось не как узко био логическое, хотя и разрабатывалось биологами, и даже не как обоб щающее методологические принципы естественно-научного знания, а как программа познавательной деятельности, имеющей всеобщий характер, т. е. распространяющейся и на познание антропо-социо- культурной сферы бытия. В своем критическом обзоре» процесса ста новления системного мышления в науке XX в. Берталанфи система тически утверждал методологическую общность «биологических, бихевиоральных и социологических областей» научного знания и, более того, посвятил специальный раздел этого обзора — «Теория личнос ти» — системному подходу к анализу психологии и поведения чело века, противопоставив его упрощенной бихевиористской концепции, «основанной на схеме стимул— реакция», порожденной, проницатель но замечает он, «духовным климатом высокомеханизированного об щества», ибо «схема S— R упускает из виду такие сферы психической деятельности, как игра, научное исследование, творчество, самосо знание и т. д...... специфически человеческие формы деятельности, большинство из которых составляют “человеческую культуру” »1. Столь же упрощенной считает создатель общей теории систем и пси хоаналитическую теорию, поскольку «подавляющая часть биологиче ского и человеческого поведения не подчиняется действию принципов утилитарности и гомеостазиса, а также действию по схеме сти мул— реакция». Берталанфи убежден в том, что только системное ос мысление форм поведения, «характерных для человеческой деятель
ности и человеческой культуры», «открывает новые перспективы не только в теории, но и на практике — применительно к проблемам пси хогигиены, образования и общества в целом»2.
Заключительный раздел данного критического обзора Берталанфи и счел необходимым посвятить проблеме познания «тех высших и пока еще весьма смутно определяемых явлений, которые обычно называют человеческой культурой и цивилизацией»; речь идет о том, поясняет он, что обычно называлось «философией истории», а сам он предпочитает именовать «теоретической историей». Подвергая критике «грандиозные исторические конструкции, построенные, на пример, Вико, Гегелем, Шпенглером и Тойнби», а также противопо ставление неокантианцами «номотетического» метода познания при роды и «идиографического» познания истории, Берталанфи утверж дает, что, хотя теория систем не может, разумеется, обеспечить ис торикам «конечные решения» их проблем, она предоставляет им «бо лее здравую методологическую установку», ибо протягивает «свя зующую нить между «наукой» и «гуманитарными дисциплинами», и в частности между «социальными науками» и «историей»»3. Бер таланфи не называет здесь имени Ч. Сноу, но имеет в виду именно его, типично позитивистскую, концепцию «двух культур», в которой «гуманитарность» была выведена вообще за пределы «науки»4.
Еще раньше в обобщавшей его организмическую концепцию кни ге «Биологическая картина мира. Место жизни в природе и науке», вышедшей в свет в Берне в 1949 г. и переизданной в Вене в 1990 г., в главе «Единство наук» Берталанфи не только выделил характери стики психологии и философии наряду с физикой и биологией, за ключив этот обзор параграфом «Общая теория систем»; философия рассмотрена им пунктирно-исторически, начиная с диалектического положения Гераклита «Все течет...», включая соответствующие идеи Николая Кузанского, Лейбница, Гёте, Н. Гартмана, холизм МейерАбиха, и кончая — что особенно интересно нам и необычно для ев ропейской научной мысли — абзацем, посвященным советской фи лософии: «Диалектический материализм, — говорится здесь, — ис ходит, с одной стороны, из философии Гегеля, а с другой, из учения об обществе Маркса и Энгельса. Его основные положения состоят в том, что природа является, во-первых, не нагромождением изоли рованных единичностей, но органическим целым, порождаемым вза имосвязью и взаимодействием составляющих его частей; что, во-вто рых, природа находится не в состоянии покоя и неподвижности,