ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 637
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА IПроблема изучения стертой дизартриив специальной литературе
ГЛАВА IIКлинико-педагогическая характеристика детейсо стертой дизартрией в специальной литературе
ГЛАВА IIIОсобенности моторных функций у детейсо стертой дизартрией
3.1. Роль двигательного анализаторав развитии речевой деятельности
3.2. Особенности моторики (общей, мелкой, артикуляционной)при стертой дизартрии
3.3. Диагностика нарушений моторного развития
ГЛАВА IVФонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии
4.1. Физиологические основы формирования речевой функции
4.2. Развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе
4.3. Особенности фонетических нарушенийу детей со стертой дизартрией
4.4. Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией
4.5. Развитие фонематического слуха в онтогенезе
4.6. Особенности формирования фонематического слухау детей со стертой дизартрией
4.7. Диагностика сформированности фонематического слухау детей со стертой дизартрией
ГЛАВА VОсобенности звукослоговой структуры речипри стертой дизартрии
5.1. Развитие слоговой структуры слова у детей в онтогенезе
5.2. Особенности слоговой структуры словау детей со стертой дизартрией
5.3. Обследование слоговой структуры слову детей со стертой дизартрией
ГЛАВА VIОсобенности лексико-грамматического строя речипри стертой дизартрии
6.1. Лексическое развитие ребенка в онтогенезе
6.2. Особенности формирования лексики при стертой дизартрии
6.3. Исследование лексики у детей со стертой дизартрией
6.4. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
6.5. Нарушения формирования грамматического строя речиу детей со стертой дизартрией
6.6. Обследование грамматического строя языка детейсо стертой дизартрией
ГЛАВА VIIОсобенности просодической стороны речипри стертой дизартрии
7.1. Развитие просодической стороны речи в онтогенезе
7.2. Особенности просодики у детей со стертой дизартрией
7.3. Исследование просодической стороны речиу детей со стертой дизартрией
Продолжение таблицы
Структуры предложения | | Возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | |||||
Усвоение флективной системы языка | 2 года 1 мес. - 2 года 3 мес. | Дальнейший рост простого предложения до 5-8 слов. Появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами | Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значений: «лоском» (ложкой), «вилком» (вилкой), «сипут» (сыпят). Суффиксы -ок, -чик и др. | Усваиваются дательный и творительный падежи. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед. числе: -у, -е, -а -ом, реже -ой. Во мн. числе с окончанием -ы (фонетически -и). | Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн. числа). Разграничивается настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род. | 23 прилагательных. Нарушается согласование с существительными. Употребляются преимущественно после существительных мн. числа только в именительном падеже. | Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее. | Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда. | В многосложных словах чаще опускается предударный слог, иногда приставки: «ципилась» (зацепилась), «линулись» (оглянулись). | Твердые [с], [л], затем [ы], [в], [р], [з]. Смешение артикуляционно близких звуков: [ч],[ш], [ж], [щ]; твердый [ц]. | Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. | Нет |
Продолжение таблицы
Усвоение грамматической системы языка | | Возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | |||||
Усвоение служебных слов | 2 года 3 мес. - 3 года | Развитие сложного предложения | Появляются сложноподчиненные предложения. Усваиваются служебные слова, остается неусвоенной категория рода. К трем годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется. | Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн. числа: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -ов на слова других склонений: «лампов». Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а (рога), -я (стулья). Суффиксы увеличительности, принадлежности. | Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело», унификация приставок. | С трех лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, Появляются краткие причастия. | Отмечается смешение рода у местоимений: «майя папа» (мой папа), он, она (о яблоке, свинье). | Появляются предлоги: в, на, у, с, в. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда. | Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. | | Заканчивается усвоение групп согласных. | Нет |
Продолжение таблицы
Усвоение морфологической системы языка | | Возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | |||||
| 3-4 года | Дальнейшее развитие сложноподчиненного и сложносочиненного предложения | Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: - -ов, -ев, -ей - нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчество («ежинята» - ежата, «водопадит» - сильно течет вода). | Продолжается влияние окончания -ов на слова других склонений. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении, ошибки в использовании чередования и ударения. При словоизменении сохраняется основа: «пени» (пни), «левы» (львы). | Часто нарушается чередование в основах «ачисту» (почищу) Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок: «намокрил» (намочил), «искомочил» (смял в комок). | Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных. | Усваиваются сравнительные степени наречий. | Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы что, куда, сколько, столько. Частица «бы» в условном наклонении. | - | Звуковая структура усвоена (верхняя граница нормы). | - | После трех лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов. |
Продолжение таблицы
| | Возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | |||||
| 4 года - 7 лет | Иногда затрудняется в построении придаточных предложений с союзным словом «который». | Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий (правильное чередование ударения, употребление рода, редких оборотов речи, числительных). | Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. | Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет - самостоятельное образование глаголов от других частей речи. | Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах. | Употребляется одно деепричастие «сидя». | Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. | - | - | - | С 4 лет 6 месяцев попытка объяснить слова на основе их значения (детская этимология). С пяти лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами. |
Первые слова детей многозначны и могут обозначать как предмет, так и признак, действие с предметом. Слова дополняются выразительными жестами, мимикой, т.е. широко используются паралингвистические средства для уточнения значения слов.
Постепенно слова кроме предметной1 соотнесенности приобретают и понятийную2 соотнесенность. Путь от конкретной предметной соотнесенности проходит к формированию обобщенного понятийного соотнесения слова и предмета, т.е. определяются ведущие признаки предмета и далее, но уже к концу дошкольного возраста вырабатывается контекстуальное значение слов, переносное их значение.
Таким образом, можно выделить следующие основные компоненты значения слова:
- Денотативный компонент, т.е. отражение в значении слова особенностей предмета (денотата);
- Понятийный, или лексико-семантический компонент, отражающий формирование понятий, связи слов в языковой системе, т.е. сигнификата;
- Коннотативный компонент, определяющий эмоциональное отношение ребенка к значению слова;
- Контекстуальный компонент, обусловлен различными типами ситуаций, контекстов. (А.А. Леонтьев, Н.Г. Комлев, Н.Я. Уфимцева и др.)
В процессе развития значения слова, в основном у детей от 2 до 2,5 года, отмечаются явления «сверхгенерализации». Ребенок вычленяет признак знакомого ему предмета и распространяет его название на другой предмет, обладающий тем же признаком. Так, словом «киса» может быть и кошка, и меховой воротник, и меховая шапка, и даже целая шуба. Но это явление в детской речи, если речевое развитие укладывается в нормативные сроки,
долго не задерживается. По мере роста активного словаря сверхгенерализация достаточно быстро сокращается.
В процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста - наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий. Значение слова, таким образом,