ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 633
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА IПроблема изучения стертой дизартриив специальной литературе
ГЛАВА IIКлинико-педагогическая характеристика детейсо стертой дизартрией в специальной литературе
ГЛАВА IIIОсобенности моторных функций у детейсо стертой дизартрией
3.1. Роль двигательного анализаторав развитии речевой деятельности
3.2. Особенности моторики (общей, мелкой, артикуляционной)при стертой дизартрии
3.3. Диагностика нарушений моторного развития
ГЛАВА IVФонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии
4.1. Физиологические основы формирования речевой функции
4.2. Развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе
4.3. Особенности фонетических нарушенийу детей со стертой дизартрией
4.4. Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией
4.5. Развитие фонематического слуха в онтогенезе
4.6. Особенности формирования фонематического слухау детей со стертой дизартрией
4.7. Диагностика сформированности фонематического слухау детей со стертой дизартрией
ГЛАВА VОсобенности звукослоговой структуры речипри стертой дизартрии
5.1. Развитие слоговой структуры слова у детей в онтогенезе
5.2. Особенности слоговой структуры словау детей со стертой дизартрией
5.3. Обследование слоговой структуры слову детей со стертой дизартрией
ГЛАВА VIОсобенности лексико-грамматического строя речипри стертой дизартрии
6.1. Лексическое развитие ребенка в онтогенезе
6.2. Особенности формирования лексики при стертой дизартрии
6.3. Исследование лексики у детей со стертой дизартрией
6.4. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
6.5. Нарушения формирования грамматического строя речиу детей со стертой дизартрией
6.6. Обследование грамматического строя языка детейсо стертой дизартрией
ГЛАВА VIIОсобенности просодической стороны речипри стертой дизартрии
7.1. Развитие просодической стороны речи в онтогенезе
7.2. Особенности просодики у детей со стертой дизартрией
7.3. Исследование просодической стороны речиу детей со стертой дизартрией
I. Инструкция: «Как сказать: чей дом? Чье гнездо? Чья вещь? Чей след? Например, гнездо орла - орлиное».
# ружье охотника -
# дупло белки -
# клюв птицы -
# берлога медведя -
# хвост рыбы -
# гнездо воробья -
# яйцо курицы -
# следы зайца -
# следы волка -
# свисток милиционера -
2.4. Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных.
Материал для исследования: словосочетания, предметные картинки с изображением одинаковых по цвету, но разных по величине предметов.
Инструкция: «Как сказать про маленький предмет? Например, дом желтый, а домик? - желтенький».
# Лиса рыжая, а лисенок -
# Волк серый, а волчонок -
# Шуба пушистая, а шубка -
# Сапоги зеленые, а сапожки -
# Звезда красная, а звездочка -
# Машина белая, а машинка -
# Огурец соленый, а огурчик -
# Яблоко вкусное, а яблочко -
3. Образование названий детенышей животных.
Материал для исследования: слова, предметные картинки с изображением животных и их детенышей.
Инструкция: «Как назвать одного детеныша у животных? Как назвать если их несколько? Например, у овцы - ягненок, а если их несколько, то - ягнята».
| один | несколько | | один | несколько |
у кошки - | ... | ... | у коровы - | … | … |
у собаки - | ... | … | у козы - | … | … |
у курицы - | ... | ... | у льва - | … | … |
у утки - | ... | … | у волка - | … | … |
у лисы - | ... | ... | у птицы - | … | … |
4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Материал для исследования: парные сюжетные картинки с изображением действий: в стадии выполнения и в стадии завершения действия.
Инструкция: «Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал».
# Этот пишет, а этот уже ...
# Этот снимает, а этот уже ...
# Этот вешает, а этот уже ...
# Этот стирает, а этот уже ...
# Этот режет, а этот уже ...
# Этот пилит, а этот уже ...
# Этот льет, а этот уже ...
# Этот ест, а этот уже ...
# Этот умывается, а этот уже ...
# Этот моет, а этот уже ...
5. Словообразование профессий женского рода
Материал для исследования: слова или предметные картинки с изображением разнообразных профессий.
Инструкция: «Скажи, как будет называться профессия, если ее выполняет женщина?»
-
# учитель - ...
# крановщик - ...
# певец - ...
# каменщик - ...
# воспитатель - ...
# артист - ...
# портной - ...
# повар - ...
# продавец - ...
# проводник - ...
6. Словообразование по дефиниционному типу.
Материал для исследования: словосочетания, которые нужно заменить одним словом. Например, «чинит сапоги - сапожник», «собирает грибы - грибник», «пилит дрова - пильщик».
Инструкция: «Скажи, как называют человека, который ...?»
# водит машину - ...
# играет в теннис - ...
# водит поезд - ...
# ловит рыбу - ...
# подстригает волосы - ...
# сочиняет стихи - ...
# играет на скрипке - ...
# играет в футбол - ...
# чинит часы - ...
# ведет самолет - ...
7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.
Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий и пары слов (глаголов).
Сюжетные картинки: | Пары слов: |
мальчик залез на дерево | залез - облез |
мальчик перешел дорогу | перешел - обошел |
заяц обогнал волка | прогнал - обогнал |
мальчик разбил вазу | разбил - пробил |
птичка вылетела из клетки | влетела - вылетела |
дети поливают огород | заливают - поливают |
мальчик порвал рубашку | порвал - сорвал |
мама пришила пуговицу | пришила - вышила |
мама стирает белье | моет - стирает |
мальчик спускается по лестнице | поднимается - спускается |
Инструкции:
1. Посмотри на картинку.
2. Послушай два слова. Одно из них подходит к картинке, например, на картинке девочка развесила белье. Два слова - «развесила» - «обвесила», какое слово подходит?
3. Назови слово.
4. Произнеси все предложение.
Для иллюстрации результатов исследования словаря приводим график № 5, на котором отражается степень сформированности пассивного и активного словаря, состояние семантической структуры слова и лексической системности, а также специфика словообразовательных процессов у ребенка со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня, обучающегося в логопедической группе по программе ОНР (возраст 6 лет 3 мес).
Профиль развития лексики
Г
рафик № 6
Параметры исследования:
1 Понимание существительных
2 Понимание глаголов
3 Понимание прилагательных
4 Активный словарь существительных
5 Активный словарь глаголов
6 Активный словарь прилагательных
7 Классификация
8 Группировка существительных
9 Группировка глаголов
10 Группировка прилагательных
11 Подбор синонимов
12 Подбор антонимов
13 Объяснение значения существительных
14 Объяснение значения прилагательных
15 Объяснение значения глаголов
16 Добавление слова к двум словам
17 Дополнение к глаголу
18 Дополнение слова в предложение
19 Образование уменьшительно-ласкательных существительных
20 Образование относительных прилагательных
21 Образование качественных прилагательных
22 Образование притяжательных прилагательных
23 Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных
24 Образование названий детенышей животных
25 Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов
26 Словообразование профессий женского рода
27 Словообразование по дефиниционному типу
28 Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом
Выводы
1. Различают грамматическое, лексическое и психологическое значение слова.
2. Слова выполняют определенные функции: номинативную (дефинитивную), обобщения, коммуникативную, экспрессивную.
3. Л.С. Выготский отмечает, что развитие значения слова у детей связано с развитием познавательной деятельности и отражает процесс формирования понятий.
4. Развитие словаря у ребенка тесно связано с развитием мышления, а также с развитием всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
5. Обогащение словаря зависит от жизненного опыта ребенка, усложнения вида его деятельности, общения с окружающими людьми.
6. Количественная и качественная характеристики словаря детей в онтогенезе изучены достаточно полно и представлены верхней и нижней границами нормы, что отражает индивидуальные особенности ребенка и условия воспитания.
7. В детском словотворчестве отражается постепенный процесс формирования языкового обобщения, становление системы словообразования.
8. Развитие понимания речи, т.е. пассивная лексика (импрессивная речь) идет поэтапно. Условно выделяют шесть уровней развития понимания речи (Е.М. Мастюкова).
9. Обобщенно развитие лексики представлено в исследовании А.Н. Гвоздева. На основании этих данных Н.С. Жукова разработала схему системного развития нормальной детской речи.
10. Слова не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей.
11. У детей со стертой дизартрией отмечается ряд особенностей лексики, проявляющиеся в неточном употреблении слов, ограничении словарного запаса, вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудности актуализации словаря.
12. Н.В. Серебряковой выделены этапы организации семантических полей у дошкольников.
13. Условно выделяют три группы детей со стертой дизартрией (ФН, ФФН, ОНР) в зависимости от сформированности языковых средств.
Учебные вопросы и задания
1. Сравните данные по развитию словаря детей в онтогенезе разных авторов: Гвоздева, Аркина, Штерн.
2. Как характеризует Л.П. Федоренко путь формирования обобщения слов по смыслу в зависимости от возраста?
3. Как можно охарактеризовать качественный состав словарного запаса дошкольника?
4. Какие уровни развития понимания речи в онтогенезе проходит ребенок?
5. Какие части речи появляются первыми в словаре ребенка?
6. Когда в речи ребенка появляются наречия, служебные слова, числительные?
7. Проследите по схеме системного развития нормальной детской речи (см. табл. 1) начало появления прилагательных и их согласование с существительными.
8. Какие этапы развития системной организации детского словаря выделяет А.И. Лаврентьева?
9. Какие особенности лексики детей со стертой дизартрией отмечает Л.В. Лопатина?
10. Какие особенности лексики выявлены Н.В. Серебряковой?
11. Проведите обследование пассивного и активного словаря ребенка-дошкольника, используя балльные критерии оценки.
12. Проведите обследование семантической структуры слова, используя балльные критерии оценки.
13. Проведите обследование навыка словообразования ребенка, используя балльную систему оценки.
14. Составьте график профиля развития лексики ребенка.