Файл: Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 663

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА IПроблема изучения стертой дизартриив специальной литературе

ГЛАВА IIКлинико-педагогическая характеристика детейсо стертой дизартрией в специальной литературе

ГЛАВА IIIОсобенности моторных функций у детейсо стертой дизартрией

3.1. Роль двигательного анализаторав развитии речевой деятельности

3.2. Особенности моторики (общей, мелкой, артикуляционной)при стертой дизартрии

3.3. Диагностика нарушений моторного развития

ГЛАВА IVФонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии

4.1. Физиологические основы формирования речевой функции

4.2. Развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе

4.3. Особенности фонетических нарушенийу детей со стертой дизартрией

4.4. Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией

4.5. Развитие фонематического слуха в онтогенезе

4.6. Особенности формирования фонематического слухау детей со стертой дизартрией

4.7. Диагностика сформированности фонематического слухау детей со стертой дизартрией

ГЛАВА VОсобенности звукослоговой структуры речипри стертой дизартрии

5.1. Развитие слоговой структуры слова у детей в онтогенезе

5.2. Особенности слоговой структуры словау детей со стертой дизартрией

5.3. Обследование слоговой структуры слову детей со стертой дизартрией

ГЛАВА VIОсобенности лексико-грамматического строя речипри стертой дизартрии

6.1. Лексическое развитие ребенка в онтогенезе

6.2. Особенности формирования лексики при стертой дизартрии

6.3. Исследование лексики у детей со стертой дизартрией

6.4. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе

6.5. Нарушения формирования грамматического строя речиу детей со стертой дизартрией

6.6. Обследование грамматического строя языка детейсо стертой дизартрией

ГЛАВА VIIОсобенности просодической стороны речипри стертой дизартрии

7.1. Развитие просодической стороны речи в онтогенезе

7.2. Особенности просодики у детей со стертой дизартрией

7.3. Исследование просодической стороны речиу детей со стертой дизартрией



В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса - паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами. Таким образом, единицей речевого ритма становится слово или группа слов, ограниченные от последующих при помощи паузы.

Логическое ударение

Это выделение наиболее важного слова в ряду остальных для предания предложению точного смысла. Логическим признается смысловое ударение, максимально сильно акцентируемое, четко выделенное интонационно (силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением). Специфика логического ударения - в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова. Следовательно, средствами выражения логического ударения являются: усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога.

Речевое дыхание

Это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменить силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах).

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания.

Полетность голоса

Это способность голоса быть слышимым на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего.

Дикция

Основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.


Просодические элементы речи: мелодика, сила произнесения слов и слогов, соотношение отрезков речи и пауз, общая тембровая окраска не зависят от качества звуков речи. Кратчайшая просодическая единица языка - слог или мора (лат. mora - «промежуток времени, пауза»).

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма - отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она выступает как ритмический элемент устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией.

По данным Винарской, голосовые реакции детей раннего возраста в довербальный период развития имеют богатую эмоциональную семантику. Крики, гуление, лепет, формирующиеся на их основе псведослова и псевдосинтагмы, еще не обладают языковым значением, но носят функцию коммуникации.

По мнению Жинкина, просодия является наивысшим уровнем развития языка, а генетически просодические средства языка древнее, чем словесные. Просодические проявления можно отметить уже у детей в младенческий период.

Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. До двух месяцев голосовые выражения дифференцируются благодаря разным интонациям голоса (крика, плача), но более подробной дифференциации плач уже не получает, так как после двух месяцев дифференцируются звуки. В сочетании с выразительными мимическими движениями интонированный крик и модулированные звуки являются средством выражения состояния ребенка. Р.В. Тонкова-Ямпольская указывает, что во время крика ребенка активизируются специфические зоны коры. Ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию.

В 2-4 месяца у ребенка появляются короткие звуки - гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого. Прежде всего, дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности, что становится возможным начиная с конца третьего месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчетливыми по интонации.



Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после шестого месяца в течение седьмого месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и новых звуков появляется мало. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным. От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Общение осуществляется с помощь эмоциональной интонации. Примерно к 11 месяцам появляются активные лепетные цепи слогов. При этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Beроятнее всего, это начальная стадия формирования ударения.

Данные онтогенеза свидетельствуют о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем начинается формирование словесной речи. Исследование Тонковой-Ямпольской показали, что процесс овладения интонационной системой языка начинается у ребенка уже на стадии гуления. Гвоздев отмечает, что ребенок пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования уже в период однословного предложения. Примерно в то же время появляются разновидности восклицательной интонации, а на втором году жизни - вопросительные.

Просодические проявления, выражающиеся в виде эмоционально-выразительных вокализаций, являются предпосылкой языкового развития ребенка. Ход преобразования врожденных голосовых реакций в знаки эмоциональной выразительности отражен в таблице № 7, которую заимствовали из работы Е.Н. Винарской1 (2005 г.).

Эмоционально-выразительные предпосылки

фонетических средств русского языка

Таблица № 7

Врожденные и приобретенные на их основе национально-специфические знаки эмоциональной выразительности

Фонетические формы языковых знаков

Младенческие крики меняющейся громкости и производные от них голосовые реакции умеренной разговорной интенсивности

Динамические единицы логического выделения единиц текста (тема-рематического членения)

Реакции гуления и производные от них знаки эмоциональной выразительности - вокализации

Ударные и безударные гласные

Реакции лепета и производные от них знаки эмоциональной выразительности - сегменты восходящей звучности

Слоги открытого типа СГ, различающиеся по сумме признаков слогового контраста

Лепетные псевдослова

Слоговые ритмические структуры фонетических слов

Поздний мелодический лепет

Мелодические конструкции коммуникативных типов синтагм: повествовательных, вопросительных, восклицательных и незавершенных



Минимальной значащей единицей интонации фразы является просодема.

Акустические компоненты, передающие мелодику, называются мелодемой.

Акустические компоненты, передающие временные характеристики, называются хронемой.

Компоненты, передающие интенсивность и экспрессию, называются акцентемой.

Более сложной единицей высказываний, определяющей разные коммуникативные функции, является интонема. В интонему входят разные просодемы для выражения разных семантических оттенков речи.

Мелодемы передают синтаксическое значение.

Темповые хронемы подчеркивают противопоставления в речи. Паузальные хронемы применяются для пояснения чего-то, убеждения в чем-то.

Интонация - основная составляющая просодии. Интонация включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу звучания голоса, мелодику, паузы, словесное логическое ударение, темп речи. Эти акустические характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса.

Интонация увеличивает объем сообщения, сообщая не только то, что содержится в тексте, но и то, что в подтексте. Анатомо-физиологическую природу интонации составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуковой речи (Жинкин).

Интонация уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций - повествования, перечисления, выделения ударных слов, изменения темпа речи.

Реакции младенца на тон голоса проявляются довольно рано: в 4 месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого, реагирует улыбкой, смехом, гулением, может насторожиться и заплакать, то есть адекватно реагирует на тон взрослого.

Восприятие интонации отмечается у детей раньше, чем воспроизведение. Это связывают с тем, что интонационное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (воспроизведение интонации) заканчивается только в период формирования устной речи.


Классификацию типов интонации предложил А. К. Целлитис и выделил следующие:

1. Интеллектуальные

2. Волюнтативные

а) повествовательные

б) побудительные

3. Эмотивные

4. Изобразительные

Значение интеллектуальных типов интонации представляет собой отраженные в языке моменты мыслительной деятельности, связанной с порождением высказываний: утверждение (передача информации) или вопрос (выражение желания получить информацию).

Волюнтативные значения интонации относятся к сфере речевой деятельности человека. Выделяют две группы волюнтативной интонации:

а) повествовательные - интонация констатации в высказываниях факта или суждения, но не выражающих интонационно волю или эмоциональное состояние говорящего; интонация совета, но без принуждения исполнить его;

б) побудительные типы интонации: интонация приказа; интонация просьбы.

Эмотивная интонация - выражение эмоций интонационными средствами: гнева, испуга, нежности, печали, равнодушия, стыда, удивления.

Изобразительные типы интонации служат для воспроизведения физических свойств явления, предмета. Семантика этих типов интонации связана с такими психическими процессами, как восприятие, ощущение, воображение. Например, для сообщения о чем-то большом используется низкий диапазон голоса, т.е. низкие частоты и замедленный темп, а для характеристики чего-то маленького используется высокий диапазон голоса.

Мелодика является основным компонентом интонации и обеспечивает повышение и понижение тона голоса. Фонетическая мелодика в сочетании с ударением и паузами оформляет смысловые отношения между частями фразы. Русской речи свойственно четыре вида мелодики по направлению движения тона: нисходящая мелодика, восходящая мелодика, восходяще-нисходящая мелодика, ровная мелодика.

Мелодика определяет коммуникативный тип предложения. Выделяются три вида мелодики:

1. Повествовательная мелодика речи, которая характеризуется понижением голоса на последнем ударном слоге.

2. Вопросительная мелодика речи, которая характеризуется повышением тона голоса на том слове, которое служит смысловым центром (ключевым словом) вопроса.

3. Восклицательная мелодика речи, свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

В интонацию включается ударение. В основе ударения лежит интенсивность, сила звука. Акустически ударение выражается интенсивностью, длительностью, повышением или понижением основного тона. Выделяют словесное, синтагматическое, фразовое и логическое ударение.