Файл: Негосударственное образовательное частное учреждениевысшего образования московский финансовопромышленный университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Конкуренция и сотрудничество в предпринимательстве
1.1.Система управления деловыми коммуникациями:
внутрифирменными и межфирменными
Термин «коммуникация» (от лат. communicatio) появился в научной литературе в начале ХХ века. Один из основоположников американской социологии Чарльз Кули считал, что «под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений - все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени.
1
Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова,
письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует.
Однако вместе с рождением внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей, с нее начинается традиционное развитие коммуникации. Сегодня коммуникация представляет собой общение, передачу информации от человека к человеку,
от одной системы к другой.
Коммуникация также обозначает связь,
сообщение,
известие,
взаимодействие,
обмен информацией в
обществе,
создание и
распространение информации, а также средство связи. Кроме того, этот термин используется для обозначения связи любых объектов материального и духовного мира.
1
Рубин Ю.Б. Что такое конкуренция? (Введение в теорию конкурентного поведения) //
Современная конкуренция. - 2018. № 1 (43). c. 101-126 10

В зоопсихологии и этологии выявлен целый ряд средств передачи информации от одной особи к другой. Основу «языка животных» составляют генетически обусловленные системы сигналов: звуков, поз и движений,
запахов.
Для отображения коммуникаций, осуществляемых между социальными субъектами с целью «выявления общих представлений или общих интересов и
достижения взаимопонимания»,
применяют понятие
«связи с
общественностью».
Классическая парадигма коммуникации, основанная американским политологом Гарольдом Лассуэллом (1902-1978) в 1948 году, базируется на последовательном ряде вопросов, касающихся передачи информации: кто передал, что передал, по какому каналу, кому и с каким результатом (какой эффект вызывает).
В.
П.
Конецкая выделяет следующие проблемы массовой коммуникации:
- обоснование сущности и функций массовой коммуникации;
- механизм обратной связи;
- моделирование массовой коммуникации; - роль социологических доминант в массовой коммуникации;
- влияние массовой коммуникации на социальную нормативность речи;
- специфика прессы, радио и телевидения как средств массовой коммуникации.
Когда люди общаются между собой в рамках бизнеса, важно максимально ясно донести информацию до получателя, чтобы он понял, что имел в виду отправитель. Сообщение должно быть простым и четким, не вызывать сомнений и не допускать двусмысленного понимания у получателя.
11


Также процесс коммуникации должен позволить адресату правильно обработать полученную информацию для составления ожидаемого ответа –
только в этом случае коммуникация будет успешна.
У партнеров в бизнесе не должно возникать недопонимания или неверной трактовки сообщения, иначе могут возникнуть проблемы в работе.
Для эффективной работы люди должны не только доносить информацию правильно, но и при возникновении недопонимания исправлять ошибку и продолжить продуктивное взаимодействие.
2
Правильная коммуникация между руководителями и подчиненными располагает не только к продуктивной работе, но и к своевременному решению проблем в бизнесе и внутри коллектива. Когда сотрудники уверены,
что их всегда выслушают, вероятность возникновения конфликтных ситуация крайне мала. Из этого также следует, что при благополучных условиях на работе, сотрудники будут лучше выполнять свои обязанности. Даже если они допустят ошибку или поймут, что не могут выполнить работу в срок, они все равно знают, что могут обратиться за помощью к коллегам руководителю.
Благоприятное настроение в коллективе дает работе хороший темп и повышает продуктивность.
Работа бизнес-компании строится на обмене информацией. Задача управленца этот процесс регулировать.
Деловая коммуникация в бизнес-компании необходима для следующих задач:
1. Коллеги, занимающие разные должности, могут обмениваться данными.
2. Организовывается интеллектуальный и эмоциональный обмен управленческой информацией.
2
Рубин Ю.Б. Что такое конкуренция? (Введение в теорию конкурентного поведения) //
Современная конкуренция. - 2018. № 1 (43). c. 101-126 12

3. Коллеги устанавливают взаимные связи.
4. Общение определяет характер отношений внутри компании.
5. В процессе работы коллеги общаются и успешнее достигают общие цели.
По виду коммуникации бывают:
-вертикальными (информация идет от вышестоящего к нижестоящему и назад) или горизонтальными (данными обмениваются сотрудники отделов);
-вербальными (речью) и невербальными (жестами, мимикой);
-формальными и неформальными;
-передающими информацию эмоциями или инструментами интеллекта.
Что касается формы коммуникации, она бывает в виде письма, устной речи, электронного послания, в видеоформате, выраженная эмоциями.
Средствами коммуникации в организации, кроме речи и жестов, станут бумаги, гаджеты и электронные носители, видео- и теле аппаратура.
Без общения невозможно развитие компании. Коммуникацией оценивается положительный эффект управленческих решений. Эффективная коммуникация в организации помогает взаимодействовать сотрудникам и отделам, убирает формальность в ходе их взаимных действий.
Одним из важных факторов становления компании является правильное общение в бизнесе. Достижение поставленных целей, решение вопросов либо получение необходимого результата возможно только при обеспечении корректного взаимодействия для обмена информацией,
знаниями,
деятельностью. В зависимости от применяемых средств общения,
особенностей субъекта коммуникации могут быть межличностными либо осуществляться с помощью профильных устройств, информационных технологий.
Устная речь, как система кодирования, является вербальным средством коммуникации, которое по-прежнему популярно в современном бизнесе. Его
13

достоинствами считаются спонтанность, быстрота, способность обширного применения невербальных сигналов вместе со словами. Сообщения, которые передаются без применения устной речи, к примеру, при помощи взгляда,
жеста, мимики, позы, — это невербальные инструменты коммуникации.
Чаще всего они задействуются для передачи отношения к партнёру по бизнесу, установления эмоционального контакта.
Для упорядочивания и ограничения информационных потоков используется формальная коммуникация.
Особенно такой канал взаимодействия в современном бизнесе характерен для организаций,
имеющих иерархическую управленческую структуру.
В
частности,
совещание, как формальный вариант общения, является в данном случае ключевым способом.
3
В ходе встречи руководителя с приглашёнными сотрудниками, главами подразделений происходит обмен оперативной информацией, подитоживание по предыдущим договоренностям. Результатом такой коммуникации обычно становятся принятие конкретных решений, назначение ответственных за их исполнение. Для дистанционного управления на местах проводятся селекторные совещания.
4
Поскольку на работе не избежать выражения потребности людей в общении, в бизнесе всегда присутствует неформальный канал коммуникации.
Чаще всего информация распространяется в виде слухов, которые, по мнению исследователей, будут точными на 75%. Обычно руководители используют такой канал общения, чтобы выяснить мнения сотрудников по определенным вопросам, их готовность к принятию перемен в организации.
4
Рубин Ю.Б. Тактические хитрости в конкурентном взаимодействии фирм // Современная конкуренция. - 2015. Том 9. № 5 (53). с. 119-141 3
Рубин Ю.Б. Что такое конкуренция? (Введение в теорию конкурентного поведения) //
Современная конкуренция. - 2018. № 1 (43). c. 101-126 14

Общение внутри компании может иметь восходящий или нисходящий вектор. Когда информация передается от рядового сотрудника к более высокому по уровню управления персоналу, имеет место восходящая коммуникация. Положительными моментами такого общения являются повышение эффективности групповой работы коллектива, обеспечение доверия между сотрудниками и донесение до них особенностей функционирования организации.
При нисходящей коммуникации поток информации направлен от руководства к подчиненным. Такой способ общения приемлем в случаях,
когда есть уверенность в отсутствии помех или низкой квалификации обычных сотрудников для выполнения задач руководства. С целью обеспечения роста организации иногда некоторые полномочия передаются сотрудникам, что также позволяет показать образцовое руководство коллективом.
5
Чтобы компания могла достичь необходимых целей, одним из наиболее эффективных видов общения (90%) будет горизонтальная коммуникация. С
её помощью происходит координация, интеграция деятельности сотрудников разных отделов, секций. Когда руководство поощряет подобный вид общения, работники имеют возможность эффективно использовать все виды ресурсов организации, обмениваться идеями и новой информацией для достижения общих целей — развития бизнеса и получения большей прибыли.
Вертикальные коммуникации не так результативны,
как горизонтальные. Считается, что только 20–25% сведений, полученной от вышестоящего руководства, доходит до исполнителей, а также правильно интерпретируется ими. Ещё общение между работниками отделов,
5
Рубин Ю.Б. Тактические хитрости в конкурентном взаимодействии фирм // Современная конкуренция. - 2015. Том 9. № 5 (53). с. 119-141 15

подразделений разных иерархических уровней может строиться по типу диагональной коммуникации. Как правило, такой способ общения применяется, когда другие варианты передачи информации внутри компании затруднены.
Для расширения деятельности организации активное внимание уделяется внешним связям. С этой целью многие компании устанавливают офисные телефонные станции, такие как Oktell с возможностью подключения от 2 до 500 сотрудников. Основным преимуществом подобной коммуникации является получение достоверной информации о
покупателях,
их предпочтениях, а также данных о конкурентах.
Письменные связи, как форма общения с посторонними людьми,
позволяют обеспечить лёгкость восприятия предлагаемой компанией информации. Деловая переписка может вестись в форме запросов,
предложений, опровержений, требований, поздравлений и так далее.
Оформление писем, которые сегодня отправляются обычно по электронной почте, осуществляется сообразно тематике и направлению. Обязательными являются формулы вежливости.
Публичные выступления, вебинары, семинары, видеоконференции —
виды коммуникаций,
которые ощутимо изменили принципы функционирования бизнеса и
позволили значительно сократить материальные затраты. Секретом финансового благополучия фирмы является организация информационных и
рекламных семинаров,
выставок,
позволяющих не только представить продукцию фирмы, но и в деталях объяснить её преимущества, а также подчеркнуть профессиональный имидж компании.
6 6
Рубин Ю.Б. Тактические хитрости в конкурентном взаимодействии фирм // Современная конкуренция. - 2015. Том 9. № 5 (53). с. 119-141 16

Для многих фирм, проведение частых совещаний или конференций с акционерами, а также прочими заинтересованными сторонами, может выступать отличным способом создания внешних связей, который привлечёт в будущем необходимых специалистов, инвесторов, клиентов. Также неотъемлемыми элементами внешней коммуникации являются факсы,
плакаты, телеграммы, прочее.
Чтобы каждый из видов общения (внутреннего и внешнего) был максимально эффективным, необходимо избегать основных ошибок —
неоперативности, безличности, несистемности, монологичности. Владельцам бизнеса, работающим в определённых нишах, надо знать приёмы организации разных видов коммуникации для улучшения функционирования фирмы и атмосферы внутри компании, взаимодействия с клиентами,
партнерами.
Различают пять видов коммуникации: познавательную, убеждающую,
экспрессивная, суггестивную, ритуальную. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, а также коммуникативные формы и средства.
1. Познавательная коммуникация. Цель: расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию, прокомментировать инновационные сведения.
2. Убеждающая коммуникация. Цель: вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки;
убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.
3. Экспрессивная коммуникация. Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию.
17


4. Суггестивная коммуникация. Цель: оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения.
5. Ритуальная коммуникация. Цель: закрепить и поддерживать конвенциальные отношения в деловом мире; сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые.
Типы коммуникации: личностная, межличностная, массовая, групповая.
Личностная коммуникация - коммуникация человека самим с собой, со своим Я.
Межличностная коммуникация предполагает непосредственный контакт людей – лицом к лицу, тет-а-тет. Здесь возможна известная психологическая близость партнеров, наличие сочувствия, понимания и сопереживания. В межличностной коммуникации можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (в узком смысле слова
«коммуникация»), перцептивную и интерактивную.
7
Массовая коммуникация – процесс распространения информации и еѐ
влияния на общество посредством печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим массам людей.
8
Основные функции массовой коммуникации:
– информирование о происходящих событиях;
–помощь обществу в решении его проблем;
– передача знаний об обществе от одного поколения к другому (так называемая социализация и обучение);
– развлечение.
8
Шарков Ф. И., Бузин В. Н. Интегрированные коммуникации. Массовые коммуникации и медиапланирование. – М.: Дашков и ко, 2016.
7
Рубин Ю.Б. Тактические хитрости в конкурентном взаимодействии фирм // Современная конкуренция. - 2015. Том 9. № 5 (53). с. 119-141 18

Значение массовой коммуникации огромно. Ее воздействие на аудиторию возможно только с опорой на общественное, массовое сознание.
Данное обстоятельство учитывается в PR- практике при выборе того или иного канала коммуникации.
Групповая коммуникация. О ней говорят, как правило, в тех случаях,
когда имеет место общение в малых группах (от 3 до 20 человек). В
групповой коммуникации действуют все закономерности, присущие межличностной коммуникации.
9
Вместе с тем, проявляются и специфические для данного типа коммуникаций особенности:
-руководство группой (лидерство): процесс межличностного влияния,
стимулирования группы, нацеливания ее на выполнение задач;
-процесс принятия группового решения: обсуждение значимых для группы проблем, выяснение позиций ее членов, поиск общего группового решения;
-формирование структуры коммуникации в группе: совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.
Виды коммуникации: вербальная, устно-речевая, письменно-речевая,
невербальная.
Под вербальной коммуникацией понимают словесную передачу информации, которая может осуществляться в двух основных формах: устной и письменной. Выделяют такие виды речевой деятельности, как говорение,
слушание, письмо, чтение. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации. К наиболее известным вербальным средствам общения относится, прежде всего,
9
Шарков Ф. И., Бузин В. Н. Интегрированные коммуникации. Массовые коммуникации и медиапланирование. – М.: Дашков и ко, 2016.
19