Файл: Негосударственное образовательное частное учреждениевысшего образования московский финансовопромышленный университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Проявление сотрудничества и соперничества сторон в
бизнес-коммуникациях
Взаимодействия между людьми весьма различны, подчас причудливы.
Стремление приоткрыть завесу над будничными, но в то же время не всегда осознаваемыми повседневными взаимоотношениями между людьми побуждает нас разобраться в видах и формах социальных взаимодействий, к которым, в частности, относятся сотрудничество и соперничество, власть и конфликт и др.
23
Существует два основных стиля поведения человека в социальных отношениях - стиль сотрудничества и стиль соперничества.
Стиль сотрудничества связан с альтруистическим поведением и предполагает учет в своем поведении как собственных целей, так и целей партнера, в идеале должны победить оба.
Стиль соперничества, в свою очередь, ориентирует человека на собственную победу при проигрыше партнера. Поскольку существует многообразие форм взаимодействий, мы сделаем акцент на базовых образцах взаимоотношений, к которым так или иначе может быть сведено это многообразие. При таком подходе дружба, любовь, партнерство и т.д. могут
24
быть отнесены к формам сотрудничества, а воспитание ребенка выявляет
24
Одегов Ю. Г., Абдурахманов К. Х., Котова Л. Р. Оценка эффективности работы с персоналом. Методологический подход; Мир - Москва, 2017. - 752 c.
23
Одегов Ю. Г., Абдурахманов К. Х., Котова Л. Р. Оценка эффективности работы с персоналом. Методологический подход; Мир - Москва, 2017. - 752 c.
29
много общего с влиянием морального авторитета на сограждан, средств массовой информации на аудиторию и т.д.
Сотрудничество как вид взаимодействия проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба,
солидарность,
политический союз между партиями, государствами,
сотрудничество между фирмами и др.
Оно является основой объединения людей в организации или группы,
проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви. Отличительные черты взаимодействий типа сотрудничества:
- обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при котором ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т.е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным;
- возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства;
-подкрепление длительного взаимовыгодного сотрудничества такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.
Сотрудничество предполагает взаимосвязанные действия индивидов,
направленные на достижение общих целей по взаимной выгодой для взаимодействующих сторон.
Сотрудничество — это такой вид деятельности, который означает координацию усилий ее участников, составления, комбинирование этих усилий. Включенность в деятельность всех ее участников создает определенные отношения, выполняют функцию их соединения в кооперацию.
25 25
Одегов Ю. Г., Абдурахманов К. Х., Котова Л. Р. Оценка эффективности работы с персоналом. Методологический подход; Мир - Москва, 2017. - 752 c.
30


А.Н. Леонтьев обратил внимание на две основные черты совместной деятельности: распределение единого процесса деятельности между ее участниками и смену деятельности каждого из них. Системообразующим фактором совместной деятельности,
объединяет людей в
единую кооперацию, общая цель, которая оказывает влияние на партнеров по осуществляемой деятельности.
Важным вопросом в связи с этим является выяснение того, на каком основании формируется общая цель и как с ней соотносятся индивидуальные цели. Б.Ф.Ломов отмечает следующие моменты, важные для поиска ответа на данный вопрос.
Во-первых, в процессе жизни в личности формируется определенная система целей, так сказать своеобразное «поле целей», в котором одни цели занимают ведущее, другие — подчиненное положение. их соотношение является динамическим. Благодаря существующему в личности поле целей создается возможность согласования индивидуальных целей и формирования той общей цели, которая нужна для организации конкретной совместной деятельности.
Во-вторых, общая цель связана с потребностями группы как целостного образования, поэтому важно, чтобы члены группы понимали свою роль в реализации общей цели и могли ее трансформировать в собственную цель.
Как отмечает А.Н. Леонтьев, «общение не просто опосредует совместной деятельности людей, оно позволяет представить каждому из участников этой деятельности некоторые ее элементы, начиная с цели и задачи деятельности и включая ее структуру (до операционной), цели отдельных действий, входящих в ее состав, о объекты деятельности,
используемые в ней орудия, сведения о ситуации, необходимые для обстановочной афферентации, обобщенные данные о вероятном опыт отдельных участников деятельности и вообще о психологических
31
особенностях их личностей, необходимые для принятия решения совместной деятельности в целом. »
Вследствие контакта и целенаправленной деятельности между индивидами группы образуются отношения состязательности, которые являются ведущими в образовании свойства, не имела места относительно индивидов, входящих в совокупной деятельности субъекта.
26
Это свойство Б.Ф.Ломов характеризует как энергию совокупного субъекта, как такую, что может значительно усиливать способности отдельных индивидов, входящих в совокупный субъекта. Это видно на примере того, как напряжение приумножение психических и физических сил в процессе коллективной производственной деятельности становится одним из условий повышения производительности труда в кооперации.
Даже в условиях простого объединения однородной труда многих людей их совместное сила превышает сумму индивидуальных сил этих лиц,
так как в результате контакта и состязательности, вызываемые этим контактом, происходит увеличение энергии.
27
Уже сам общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии, который увеличивает индивидуальную производительность отдельных лиц.
Значительный интерес в
этом плане составляют социально психологические исследования,
в частности,
А.В.
Петровского,
подтверждающие существование в коллективе механизмов, приводящих к усилению индивидуальных способностей.
Под влиянием взаимопомощи, единства целей, передачи трудового опыта, стимулирования обучения у членов коллектива формируются такие
27
Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. Основы маркетинга. - М.: Издательство
Вильямс, 2017. - с. 752 26
Одегов Ю. Г., Абдурахманов К. Х., Котова Л. Р. Оценка эффективности работы с персоналом. Методологический подход; Мир - Москва, 2017. - 752 c.
32

типичные черты, как интерес, «вкус» к умственному труду, интерес к вопросам воспитания, творческое отношение к труду, сознательное и принципиальное отношение к общественной работе.
Все это создает условия, которые формируют коллективные способности, становятся фактором влияния на партнеров взаимодействия.
Массовая деятельность индивидов, их сплоченность, единство цели развивают в них те способности, которые были присвоены подспудно.
В исследованиях А.В. Петровского была доказана зависимость процессов взаимодействия от содержания деятельности партнеров. Было доказано, в частности, что возникающие в коллективе отношения, которые опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности, вызывают на индивидов иное воздействие, чем отношения, возникающие в «диффузной группе».
Например, взаимопонимания между некоторыми членами коллектива,
которые «болеют» за одну и ту же футбольную команду, положительно влияют на взаимоотношения в коллективе.
Итак, характер взаимодействия определяется самим предметом деятельности. М. Андреева подчеркивает, что в реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается человек, а по поводу чего он общается.
Рассматривая коллектив в качестве субъекта совместной социально обусловленной деятельности, А.В.Петровский замечает, что можно увидеть,
как субъект отмечается в объекте своей деятельности, и вместе с тем, как этот объект представлен в субъекте, в коллективе, опосредующих и превращая межличностные связи и отношения.
Условием для возникновения сотрудничества является наличие между людьми,
объединенными в
малую группу,
общих целей и
взаимодополняющих для их выполнения способностей. Основной метод
33
взаимодействия в процессе сотрудничества - добровольный обмен мыслями,
усилиями, информацией.
28
А та атмосфера, то эмоциональное состояние, которое возникает у людей в процессе сотрудничества, а также чувства, которые они при этом испытывают, можно определить как партнерские. Это поддерживающие, а не разобщающие, как в соперничестве, или не подавляющие как при доминировании, отношения.
Соперничество как тип взаимодействия предполагает в качестве предпосылок наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон
(голоса избирателей, авторитет, территория, властные права, полномочия и др.).
Если сотрудничество строится на основе взаимоподдержки, стремлении учесть интересы партнера, чтобы упрочить, стабилизировать взаимодействие,
то основу соперничества составляют:
- стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника, т.е. ущемить его в неприемлемой для него степени, форме;
- отсутствие общих, совместных целей, но обязательное наличие аналогичных целей относительно неделимого объекта: оба хотят овладеть кошельком покупателя (экономическая конкуренция), властью (политическая конкуренция) и т.д. Каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели;
- подкрепление длительного соперничества негативными средствами обмена
(зависть,
хитрость,
неприязнь,
озлобление,
неискренность,
скрытность), сила проявлений которых за висит от формы соперничества.
Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. При наличии конкуренции соперники пытаются просто опередить друг друга
28
Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. Основы маркетинга. - М.: Издательство
Вильямс, 2017. - с. 752 34


(предложить более качественный или более дешевый товар, убедить избирателей,
что предлагаемая им политическая программа более соответствует их интересам и т.д.).
29
При наличии конфликта предпринимаются более жесткие, агрессивные попытки заставить соперника отказаться от притязаний на неделимый объект,
навязать свою волю, изменить поведение соперника, отстранить его от неделимого объекта, а может быть, и вообще социально-статусно или даже физически устранить его.
Говоря о конфликте, можно также говорить и о стилях сотрудничества и соперничества как вариантах поведения в конфликте и возможном варианте разрешения конфликтной ситуации.
Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек,
обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.
Его можно использовать, если:
- исход конфликта очень важен и человек делает большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
- обладает достаточной властью и авторитетом, и ему представляется очевидным, что предлагаемое им решение - наилучшее;
- чувствует, что у него нет иного выбора и нечего терять;
- должен принять непопулярное решение, и у него достаточно полномочий для выбора этого шага;
- взаимодействует с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.
29
Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. Основы маркетинга. - М.: Издательство
Вильямс, 2017. - с. 752 35

Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких, личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать.
Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда человек не обладает достаточной властью, а его точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.
Стиль сотрудничества можно использовать,
если,
отстаивая собственные интересы, человек вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы.
Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным.
Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
- необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
- у человека длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
- основной целью является приобретение совместного опыта работы;
-стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
- необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.
36


Kонкуренция —Соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ
Конкуренция (от лат. concurrere «сталкиваться», «соперничать») —
соперничество в какой-либо области с целью получения выгоды.
Готовность к сотрудничеству проявляют прежде всего фирмы, которые пришли на рынок надолго и намерены прочно закрепиться на нем.
Руководство таких фирм способно оценить не только сиюминутную выгоду для себя, но и увидеть рынок в целом, правильно оценить роль влияющих на него факторов, увидеть выгоду от общения с противником и даже врагом. Это и есть умение выйти за пределы прямолинейного восприятия человека или ситуации, способность взглянуть на все как бы со стороны.
Иногда всего одно управленческое решение способно «разрядить»
обстановку между конкурентами. Подскажите конкуренту в приемлемой,
уважительной форме, какие ошибки допускают его менеджеры (если это происходит): вполне возможно, что, сделав однажды первый шаг навстречу,
вы получите руку помощи в трудный момент.
Рассматривая отношения с конкурентом, в любом случае для начала нужно понять, чем ваши конкуренты могут быть вам полезны, и чем вы можете быть полезны им. Исходя из этого можно будет определить,
«стоит ли игра свеч», можно ли сотрудничать, какие общие задачи могли бы решить конкурирующие фирмы.
Деятельность каждой компании направлена прежде всего на достижение частных целей, что отражает ее стремление к конкуренции.
Однако здравый смысл и практика показывают, что оперирующие на одном рынке конкуренты могут не только иметь целый ряд общих целей,
но и проводить совместные акции, способствующие укреплению их позиций на рынке.
37

Объединяющие конкурентов цели можно разделить на две большие группы. В первую можно включить общеотраслевые цели. Они никак не связаны с прямой конкуренцией, но требуют объединения усилий большинства участников рынка, связанных прямой конкуренцией.
К общеотраслевым целям конкурентов могут быть отнесены:
1) ведение конкуренции добросовестными методами, что представляет собой тот минимальный уровень позитивного взаимодействия с конкурентами, в котором заинтересовано каждое отраслевое предприятие.
Речь идет о готовности придерживаться неписаных норм цивилизованного ведения бизнеса и отказе от агрессивных действий против конкурентов.
Специалисты по менеджменту отмечают,
что цивилизованный предприниматель должен:
-быть убежденным в полезности своего труда для общества;
-уважать собственность и государство;
-уважать личность и труд других людей;
-уважать профессионализм;
-внимательно,
заинтересованно относиться к инновационным процессам;
-соблюдать требования технической и экологической безопасности;
2) создание единых стандартов обслуживания потребителей и контроль их соблюдения. Создание единых стандартов качества обслуживания предполагает, что компании совместными усилиями разрабатывают правила работы с клиентами (этический кодекс), а в ряде случаев создают отраслевую ассоциацию, которая призвана проводить добровольную сертификацию компаний, работающих в данной сфере, вести реестр недобросовестных участников рынка.
38