Файл: Курсовая работа по модулю Психологопедагогический Тема Влияние средств массовой информации на личностное развитие подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»
Факультет математики, физики и информатики

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

по модулю «Психолого-педагогический»

Тема

Влияние средств массовой информации на личностное развитие подростков


Выполнил:

студент 2 курса (направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

профили: «Математика» и

«Информатика»)

очной формы обучения

Коняшкина Наталья Васильевна
Подпись _ _
Научный руководитель:

к.пс.н., доцент Григорьева Н.В.
Подпись_________

Курсовая работа защищена

«» 2021 г.
Кол-во баллов__ Оценка___________


Самара, 2021

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

ВВЕДЕНИЕ 7

1. Теоретические основы влияния средств массовой информации на личностное развитие подростков 9

9

1.1. Сущность понятия влияния средств массовой информации на развитие личности 9

1.2. Воздействие просмотра средств массовой информации на познавательную деятельность и поведение подростков 21

Подростковый период завершается подготовкой личности к собственной жизни, формированием ценностей, установок, выбором профессиональной деятельности и продвижением гражданской значимости личности. В результате под влиянием этих социальных и личностных факторов вся система взаимоотношений молодого человека с окружающими его людьми была перестроена, и его отношение к себе меняется. Из-за этого социальный статус и его отношение к школе для общественно полезной деятельности, и учеба меняются, и устанавливается связь между интересами будущей профессии, воспитанием интереса и поведенческими наклонностями [14, с. 36]. 21

В результате психологических исследований установлено, что развитие личности, личности и формирование возникает, в частности, в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В разные периоды человеческой жизни связь между социальными и биологическими отношениями неоднозначна. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека возрастает. 21

Многочисленные последовательности биологического и социального созревания находят свое выражение в противоречиях, наиболее часто наблюдаемых в подростковом возрасте. 21

Вот что писал Н. Ф. Добрынин: "Можно сделать вывод, что возрастные особенности выражаются, во-первых, в анатомо-физиологических особенностях, характерных для данного периода роста и развития. В то же время с возрастом растет отношение личности к учению, к самому себе, к окружающей среде, к реальности изменений, с точки зрения всего того, что для этого человека меняется. Смысл меняется, потому что меняются потребности, интересы, убеждения человека, его взгляды и отношение ко всему окружающему и к себе [7, с. 76]. 21

Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с социальной средой, в которой он живет, учится и действует. Человек не только вступает в эти социальные отношения, но и формирует часть этих отношений. Существенной особенностью, особенно для подростков, является необходимость изменения отношения к себе в этом возрасте всех его действий, и, следовательно, выражается в большинстве случаев довольно значительно, даже если иногда скрыто, но что не разрушается при его эффективном применении." 21

Полученная информация свидетельствует о том, что в сообщениях СМИ подростки не ищут новых знаний, которые они "не изучали в школе." Сначала приходит желание повеселиться. Этот вывод основан на опросе, проведенном в 2009 году Центром социологического образования Российской академии наук и предназначенном для изучения мотивов жалоб подростков на телевидение [12]. 22

Будучи активными потребителями информации для средств массовой информации, подростки не всегда понимают скрытый смысл сообщения, мотивы и механизмы их формирования. Это утверждение основано на результатах эксперимента, проведенного в 2008 году сотрудниками ЦО и медиа-лаборатории при активном участии учителей московских школ. 22

Проблема "параллельной школы", как ее называют радио, телевидение, СМИ и кино, часто обсуждается самими СМИ. Поскольку невозможно остановить или ограничить влияние средств массовой информации на подростков, необходимо научиться подросткам отделять "плевелы от зерна", то есть средства массовой информации являются не соперником, а союзником учителя. Пути решения описанных проблем уже давно являются предметом научных исследований в России и за рубежом. В 60-е годы понятие "визуальная грамотность", появившееся в Соединенных Штатах Америки, авторы исходили из того, что в современном мире человек, находящийся под влиянием большого количества знаков, должен искать: человеческий голос, аудио и картинки, по всему миру. Школа должна учить подростков невербальному общению и, прежде всего, их визуальным формам. 22

Понятие, появившееся в то время в Европе, условно можно назвать "оценкой". Впервые она столкнулась с трудностями в развитии "иммунных" свойств психики против ее манипулирования средствами массовой информации. Основной задачей автора считается формирование критического мышления, которое играет роль "информационной безопасности" [12]. 22

С нашей точки зрения, с акцентом на коммуникационные проблемы в образовании, можно рассматривать как предшественника проблем взаимодействия школ и средств массовой информации. Многие отечественные и зарубежные эксперты разделяют точку зрения Л. Мастермана (Великобритания): образование в этой области должно быть направлено на развитие у молодых людей «понимания того, как работают СМИ, их использования выразительных средств, механизма создания реальности, их осведомленности об аудитории». Речь идет о "понимании", с акцентом на развитие критического мышления в отношении средств массовой информации, ранее предоставленных для оценки. 23

В 1995 году эти цели были в основном пересмотрены. В этот период проводится различие между исследованием коммуникации, основанным на аудиовизуальных средствах, с одной стороны, и развитием различных типов процессов коммуникации и передачи, с другой. 23

В России в 80-90-е годы в Н.У. Акновым был разработан курс, связанный с проектированием навыков и художественного восприятия подростков. Были созданы образовательные программы и дидактические материалы. С середины 90-х. годов начались исследования возможностей традиционных учебных предметов для формирования у подростков навыков работы с информацией в средствах массовой информации. 23

Решение проблем защиты информации для подростков является обязанностью учителя. Однако известно, что учитель работает в состоянии постоянного информационного стресса. Поэтому еще одним аспектом информационной безопасности, помимо проблем преподавания, является защита учителей от перегрузки информацией, требующей немедленного решения [12]. 23

Рожденное в условиях научно-технического прогресса, стремительного развития духовной культуры, телевидение, в свою очередь, стало одним из самых мощных факторов, способных способствовать дальнейшему развитию человеческого общества, обеспечивая людей всевозможной информацией, представляющей для них интерес, в естественной и соответствующей отражению истинной реальности форме [13]. 23

Самосознание – это характеристика личности старшеклассника. Уровень самосознания определяет уровень требований подростков, к окружающим их людям и к самим себе. Они становятся все более критичными к высоким требованиям, предъявляемым к ментальному образу взрослого и профессионала: "Рост уверенности в себе и интереса к собственному "Я" у юношей связан не только с подростковым возрастом, как это было в биогенетической школе психологии. 24

Происходит переход от внешнего управления к самоуправлению личности. Как уже упоминалось, управление требует, чтобы молодой человек искал информацию в своем внутреннем и внешнем мире вокруг себя. Поэтому вполне естественно, что в нынешнюю эпоху часто возникает сильное желание, то есть стремление к СМИ, через который можно видеть в далеком мире, на расстоянии, не жертвуя изоляцией своей собственной глубоко личной сферы. 24

Долгое время мнение СМИ считалось безопасным, однако в недавнем прошлом было много разговоров о том, что частый и случайный просмотр информации может привести к очень печальным последствиям не только для здоровья подростка (нарушение зрения, недостаток физических упражнений, плохая осанка уже многое сказали), но и для его психического развития. Теперь, когда растет первое поколение «экранов», эти последствия становятся все более очевидными [12, с. 36]. 24

Воображение и творческая активность детей резко снижаются. Они теряют способность и желание что-то делать. Они не пытаются изобретать игры, сочинять сказки или создавать свой собственный воображаемый мир. Они устали рисовать, придумывать новые истории. Они ничем не интересуются и не увлекаются. Отсутствие внутреннего покоя отражается на отношениях. Отмечается, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: нечего обсуждать. 24

Как уже упоминалось, дети и подростки особенно чувствительны к влиянию. В период полового созревания подростки, как правило, смотрят все более и более внимательно. Изменения в теле и вариации в опыте наблюдаются со смесью любопытства, интереса и иногда страха. В попытке включить эти новые образы и чувства в новые сексуальные роли, которые сами ищут образцы для подражания среди членов семьи, друзей, одноклассников и знаменитостей через средства массовой информации. Широко изучена роль средств массовой информации в гендерных ролях. Подростки, которые долгое время смотрят телевизор, имеют более стереотипное отношение к сексуальным ролям, чем подростки, которые смотрят телевизор меньше. 25

Психологи считают, что просмотр СМИ развивает нездоровый интерес к сексу и служит источником соблазна. Явные намеки, сексуальные взгляды и соблазнительное поведение женщин доминируют в рекламе и музыкальных клипах, а также в большинстве других программ. 25

Выводы по 1 главе 25

Таким образом после теоретического исследования темы в первой главе, можно сказать, что в современном мире люди постоянно сталкиваются со средствами массовой информации (СМИ), которые настолько прочно вошли в повседневную жизнь, что люди часто не представляют себе существования без них. 25

Современные люди получают доступ к информации в кратчайшие сроки с помощью различных средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, интернета. Эта тема актуальна для современного общества и широко изучается как в России, так и за рубежом, но до сих пор нет единого мнения о характере влияния средств массовой информации. 25

Многие ученые склоняются к негативному влиянию этих средств, например, Богатырева М. Г. [12], Гриценко А. В. [13], изучая роль телевидения и молодежных журналов в социализации молодежи, пришли к выводу, что эти факторы создают определенный повторяющийся образ жизни подростка, структуру его свободного времени, негативно влияют на его мировоззрение, лишая его волевых и интеллектуальных качеств. Но в то же время существует совершенно противоположная точка зрения, ученые Сычева И., Цымболенко С. [13] в своих работах по информационной культуре отмечали необходимость воздействия средств массовой информации на молодежь, поскольку эти средства способствуют установлению эффективной связи с социальной средой. 26

Проблема влияния средств массовой информации на такую социальную группу, как подростки, сегодня достаточно актуальна, поскольку молодое поколение, которое хочет быть в курсе всех событий, происходящих не только в своем городе, но и во всем мире, является наиболее активной частью общества с точки зрения использования средств массовой информации. 26

2. Практические аспекты влияния средств массовой информации в подростковом возрасте 26

2.1. Методы исследования, результаты исследования 26

2.2. Профилактика и рекомендации для просмотра средств массовой информации среди подростков 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34


ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению темы «Влияние средств массовой информации на личностное развитие подростков».

Актуальность нашей работы в том, что современный мир открывает перед подростком множество возможностей для его изучения. Удобный доступ к ТВ, интернету через компьютер, телефон, планшет, ноутбук — это и хорошо, и плохо. Хорошее явление, потому что подросток может быстро обнаружить факты, которые его интересуют, и плохое, потому что подросток может искать информацию, не подходящую для его возраста. Современные средства массовой информации, могут нести различное влияние на новое поколение.

Наше исследование продиктовано желанием понять, интерес подростков к средствам массовой информации и влияние данного явления на личностное развитие подростков, есть ли реальная опасность в данном интересе. Этот вопрос актуален в связи с тем, что сегодняшние подростки являются основой будущего общества, и то, что их сейчас окружает, влияет на формирование их личности. Позитивно сформированная личность может способствовать позитивному развитию общества, человек с моральными проблемами может разрушать позитивные ценности. [16, с.125].

Положение молодежи и подростков также вызывает озабоченность. Родители так много работают, что не могут уделять достаточно внимания своим детям подросткового возраста. Подростку некуда пойти в свободное время.

В современной литературе появляется все больше статей и публикаций, посвященных теме влияния средств массовой информации на подростков [11, с.25].

Объект исследования – подростки, в возрасте пятнадцати лет.

Предмет исследования – явление влияния средств массовой информации на личность подростков.

Исследование проводилось среди учащихся 8 класса, средней общеобразовательной школы.

Цель работы – изучение темы влияния средств массовой информации на формирование личности подростков.

Задачи исследования:

1.Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

2.Изучить влияние средств массовой информации на формирование личности подростков.

3.Провести исследование.

4.Разработать критерии для анализа содержания средств массовой информации.

Гипотеза исследования: современные средства массовой информации демонстрируют подросткам образцы негативного поведения в процессе общения.

По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Источниковую базу исследования составили научные исследования, статьи и монографии последних лет, а также литературные источники



1. Теоретические основы влияния средств массовой информации на личностное развитие подростков

1.1. Сущность понятия влияния средств массовой информации на развитие личности
Содержание средств массовой информации, транслируемых или показываемых в свободном доступе в Интернете, освещение различных областей жизни человека в общих докладах и мнениях по темам политики, культуры и текущих событий, образования, искусства, развлечений и художественных программ, поэтому его влияние на жизнь нации невозможно в кратком изложении назвать иначе, чем большим.

Во время экскурсии по различным средствам массовой информации, воздействующим на психику посредством использования различных форм передачи информации, одновременного сотрудничества органов зрения и слуха, слои подсознания активно задействуются для достижения наибольшего манипулятивного эффекта. Менее чем за полчаса просмотра телевизора мозг поглощает всю информацию, которая поступает в эфир. Помните, что одним из механизмов манипулирования массами является внушение. Различная реклама основана на этом принципе. Например, человек получает известность. Предположим, что в начале такой человек явно отверг доказанный материал (т. е. у человека другое представление об этом продукте). Такой человек смотрит, слушает, извиняется, говоря, что не купит ничего подобного [7, с. 76]. Если сигнал попадает в информационное поле в течение длительного времени, данные неизбежно сохраняются в подсознании. Это означает, что если в будущем будет выбор между тем, какой продукт купить, то такой человек будет бессознательно отдавать предпочтение продуктам, о которых он уже "что-то слышал". Более того. Этот продукт позже запустит серию положительных ассоциаций в его памяти. Вызовет в памяти что-то знакомое. В результате, когда такой человек сталкивается с выбором продукта, о котором он ничего не знает, и продукта, о котором он уже "что - то слышит", - тогда инстинктивно (то есть подсознательно) будет сделан для известного продукта.

Говоря языком нейрофизиологии, у такого человека происходит очаговое возбуждение коры головного мозга, в результате чего возникает доминирующая установка личности. И если происходит повторение ранее записанных данных, и информация очень эмоциональна (чувства, которые необходимы, чтобы преодолеть предел критики, вполне вероятно, что психологическое отношение формируется в подсознании этого человека). В результате вся такая информация, которая загружается в подсознание и фиксируется там серией пробегов, создается паттерн поведения, определяющий последующее появление у такого человека, то есть соответствующих мыслей,
желаний и действий, в результате которых он удовлетворяет желания [13, с. 46].

Если такая информация откладывалась в детстве или подростковом возрасте, и тогда, в таком случае, мы получили почти стопроцентный выход, так как чем больше проходит времени, тем эффективнее (важной и необходимой для подростка становится информация, заложенная в детстве), а в подсознании, как и у большинства людей, период детства психоаналитически связан с радостью, по виду эта информация уже будет подлежать хранению, и психика прикажет к хорошим вещам, они всегда самые приятные.


Время, которое человек тратит на просмотр современных СМИ, действительно впечатляет. В развитых странах эта деятельность длится в среднем три часа в день, и все больше людей живут только для того, чтобы работать и спать. Отчасти привлекательность СМИ является результатом врожденного свойства, так называемого исследовательского рефлекса. В 1927 году он был впервые описан академиком И. П. Павловым. Исследовательский рефлекс — это инстинктивная, визуальная или слуховая реакция на неожиданный или новый стимул.

Средства массовой информации – учреждение, создаваемое путем открытой, публичной передачи информации для каждого лица с использованием специальных технических устройств, – это относительно автономная, характеризующаяся множеством составляющих элементов система содержания, характеристик, форм и методов, а также на некоторых уровнях организации в стране, в регионе столицы.

В частности, средства массовой информации включают в себя:

- печатные издания: газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;

электронные (радио, телевидение, интернет, видео и аудиозаписи, кино.

Основными функциями средств массовой информации являются:

- связь - функция связи, установление контакта, называемая начальной функцией;

- непосредственная организационная (максимально понятна роль СМИ как т.е. "четвертой силы" в обществе);

- идеологическая (социально - ориентированная), которая связана со стремлением оказать существенное влияние на идеологические основы и ценности политики общества, самосознание людей, их идеалы и устремления, в том числе на мотивацию поведения, поступки общества;

- культурно-просветительская, состоящая из одного учреждения культуры, обществ, занимающихся пропагандой и распространением высоких культурных ценностей в жизни общества, воспитанием людей по образцам мировой культуры, способствуя тем самым разностороннему развитию личности;

- реклама и ссылки, относящиеся к удовлетворительно применяемым требованиям, касающимся рабочих интересов различных сегментов аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т. д.);

- отдых (развлечения, досуг, снятие стресса, удовольствие).

Особыми характеристиками средств массовой информации являются:

- публичная информация, т. е. неограниченное количество пользователей