Файл: Курсовая работа по модулю Психологопедагогический Тема Влияние средств массовой информации на личностное развитие подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В развитых странах Запада, послуживших образцом для нашего дома средств массовой информации, тема домашнего насилия уже давно вызывает серьезную озабоченность, как со стороны правительства, так и общественности в целом. Широко известны данные о насыщенности СМИ насилием и жестокостью. Криминальные хроники занимают одно из ведущих мест в области видеокультуры. Статус образовательных программ в нашей стране за последние 30 лет демонстрирует тенденцию к снижению, предпочтения общественности с годами менялись, начиная от образовательных программ и новостей, развлечений, особенно тех, которые ранее были доступны по политическим или экономическим причинам. Тенденция в представлении материала в средствах массовой информации, особенно на телевидении, заключается в смешении жанров, стирании граней между реальными событиями и вымышленными фактами. Подростки не отличают реальные события от воображаемых, которые реалистичны.

Влияние телевидения на многие аспекты повседневной жизни, особенно на формирование эстетического вкуса и идей, во многом зависит от того, что, в отличие от других видов видео культуры, оно является частью домашней среды. Этот факт сам по себе весьма противоречив и оценивается по-разному с разных исследовательских позиций. Наибольшее влияние телевидения, помимо его фактического содержания, оказывает сам факт его существования, его по-прежнему доступность, распространенность, как правило, присутствие в каждом доме и его способность сводить сотни миллионов граждан на уровень пассивного зрителя, который большую часть своей жизни. СМИ занимает личное взаимодействие между семьей и обществом [3].

Интересно отметить, что это "всеведение " СМИ в повседневной жизни приводит к тому, что его звуковой ряд доминирует над каналами связи. Интересный парадокс в этом контексте, он больше всего связан с нашими отношениями с телевидением, отношениями слушателя, а не зрителя. Многие исследователи СМИ, занимающие критическую позицию по этому вопросу, отмечают, что он сам по себе не обладает высоким эстетическим потенциалом. Однако, как и отрицание эстетического потенциала телевизора, не учитывается особая эстетика, которая существенно отличается от традиционной, и может потребовать новых исследовательских подходов.

Итак, чтобы не превратить человека в придаток технологий (особенно видео), необходима четкая позиция со стороны государства и семьи, как в плане контроля над СМИ и коммуникациями, так и в плане оптимального использования их возможностей для образования, полного представления.



Еще в 1986 году ученые из Университета Миссури начали изучать, как формальные компоненты современных медиа могут влиять на человека и его психику. Ученые пришли к выводу, что эти медиа-приемы действительно являются причиной непреднамеренного воздействия на человека, тем самым удерживая его внимание. Природа этих реакций восходит к эволюционной способности людей распознавать движения вокруг себя и реагировать на них. Таким образом, СМИ не так уникально по своему содержанию, как по своей форме.

Формальный язык современных средств массовой информации влияет на память зрителя. Увеличение частоты ракурсов, показывающих одну и ту же сцену, улучшает память.

Эти законы направляют создателей СМИ, видео и телевизионных рекламодателей, которые используют быструю смену кадров, чтобы удержать свое внимание, хотя смысл того, что они видят, часто не раскрывается.
1.2. Воздействие просмотра средств массовой информации на познавательную деятельность и поведение подростков
Подростковый период завершается подготовкой личности к собственной жизни, формированием ценностей, установок, выбором профессиональной деятельности и продвижением гражданской значимости личности. В результате под влиянием этих социальных и личностных факторов вся система взаимоотношений молодого человека с окружающими его людьми была перестроена, и его отношение к себе меняется. Из-за этого социальный статус и его отношение к школе для общественно полезной деятельности, и учеба меняются, и устанавливается связь между интересами будущей профессии, воспитанием интереса и поведенческими наклонностями [14, с. 36].

В результате психологических исследований установлено, что развитие личности, личности и формирование возникает, в частности, в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В разные периоды человеческой жизни связь между социальными и биологическими отношениями неоднозначна. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека возрастает.

Многочисленные последовательности биологического и социального созревания находят свое выражение в противоречиях
, наиболее часто наблюдаемых в подростковом возрасте.

Вот что писал Н. Ф. Добрынин: "Можно сделать вывод, что возрастные особенности выражаются, во-первых, в анатомо-физиологических особенностях, характерных для данного периода роста и развития. В то же время с возрастом растет отношение личности к учению, к самому себе, к окружающей среде, к реальности изменений, с точки зрения всего того, что для этого человека меняется. Смысл меняется, потому что меняются потребности, интересы, убеждения человека, его взгляды и отношение ко всему окружающему и к себе [7, с. 76].

Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с социальной средой, в которой он живет, учится и действует. Человек не только вступает в эти социальные отношения, но и формирует часть этих отношений. Существенной особенностью, особенно для подростков, является необходимость изменения отношения к себе в этом возрасте всех его действий, и, следовательно, выражается в большинстве случаев довольно значительно, даже если иногда скрыто, но что не разрушается при его эффективном применении."

Полученная информация свидетельствует о том, что в сообщениях СМИ подростки не ищут новых знаний, которые они "не изучали в школе." Сначала приходит желание повеселиться. Этот вывод основан на опросе, проведенном в 2009 году Центром социологического образования Российской академии наук и предназначенном для изучения мотивов жалоб подростков на телевидение [12].

Будучи активными потребителями информации для средств массовой информации, подростки не всегда понимают скрытый смысл сообщения, мотивы и механизмы их формирования. Это утверждение основано на результатах эксперимента, проведенного в 2008 году сотрудниками ЦО и медиа-лаборатории при активном участии учителей московских школ.

Проблема "параллельной школы", как ее называют радио, телевидение, СМИ и кино, часто обсуждается самими СМИ. Поскольку невозможно остановить или ограничить влияние средств массовой информации на подростков, необходимо научиться подросткам отделять "плевелы от зерна", то есть средства массовой информации являются не соперником, а союзником учителя. Пути решения описанных проблем уже давно являются предметом научных исследований в России и за рубежом. В 60-е годы понятие "визуальная грамотность", появившееся в Соединенных Штатах Америки, авторы исходили из того, что в современном мире человек, находящийся под влиянием большого количества знаков, должен искать: человеческий голос, аудио и картинки, по всему миру. Школа должна учить подростков невербальному общению и, прежде всего, их визуальным формам.


Понятие, появившееся в то время в Европе, условно можно назвать "оценкой". Впервые она столкнулась с трудностями в развитии "иммунных" свойств психики против ее манипулирования средствами массовой информации. Основной задачей автора считается формирование критического мышления, которое играет роль "информационной безопасности" [12].

С нашей точки зрения, с акцентом на коммуникационные проблемы в образовании, можно рассматривать как предшественника проблем взаимодействия школ и средств массовой информации. Многие отечественные и зарубежные эксперты разделяют точку зрения Л. Мастермана (Великобритания): образование в этой области должно быть направлено на развитие у молодых людей «понимания того, как работают СМИ, их использования выразительных средств, механизма создания реальности, их осведомленности об аудитории». Речь идет о "понимании", с акцентом на развитие критического мышления в отношении средств массовой информации, ранее предоставленных для оценки.

В 1995 году эти цели были в основном пересмотрены. В этот период проводится различие между исследованием коммуникации, основанным на аудиовизуальных средствах, с одной стороны, и развитием различных типов процессов коммуникации и передачи, с другой.

В России в 80-90-е годы в Н.У. Акновым был разработан курс, связанный с проектированием навыков и художественного восприятия подростков. Были созданы образовательные программы и дидактические материалы. С середины 90-х. годов начались исследования возможностей традиционных учебных предметов для формирования у подростков навыков работы с информацией в средствах массовой информации.

Решение проблем защиты информации для подростков является обязанностью учителя. Однако известно, что учитель работает в состоянии постоянного информационного стресса. Поэтому еще одним аспектом информационной безопасности, помимо проблем преподавания, является защита учителей от перегрузки информацией, требующей немедленного решения [12].

Рожденное в условиях научно-технического прогресса, стремительного развития духовной культуры, телевидение, в свою очередь, стало одним из самых мощных факторов, способных способствовать дальнейшему развитию человеческого общества, обеспечивая людей всевозможной информацией, представляющей для них интерес, в естественной и соответствующей отражению истинной реальности форме [13].

Самосознание – это характеристика личности старшеклассника. Уровень самосознания определяет уровень требований подростков, к окружающим их людям и к самим себе. Они становятся все более критичными к высоким требованиям, предъявляемым к ментальному образу взрослого и профессионала: "Рост уверенности в себе и интереса к собственному "Я" у юношей связан не только с подростковым возрастом, как это было в биогенетической школе психологии.