Файл: Курсовая работа по модулю Психологопедагогический Тема Влияние средств массовой информации на личностное развитие подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Происходит переход от внешнего управления к самоуправлению личности. Как уже упоминалось, управление требует, чтобы молодой человек искал информацию в своем внутреннем и внешнем мире вокруг себя. Поэтому вполне естественно, что в нынешнюю эпоху часто возникает сильное желание, то есть стремление к СМИ, через который можно видеть в далеком мире, на расстоянии, не жертвуя изоляцией своей собственной глубоко личной сферы.

Долгое время мнение СМИ считалось безопасным, однако в недавнем прошлом было много разговоров о том, что частый и случайный просмотр информации может привести к очень печальным последствиям не только для здоровья подростка (нарушение зрения, недостаток физических упражнений, плохая осанка уже многое сказали), но и для его психического развития. Теперь, когда растет первое поколение «экранов», эти последствия становятся все более очевидными [12, с. 36].

Воображение и творческая активность детей резко снижаются. Они теряют способность и желание что-то делать. Они не пытаются изобретать игры, сочинять сказки или создавать свой собственный воображаемый мир. Они устали рисовать, придумывать новые истории. Они ничем не интересуются и не увлекаются. Отсутствие внутреннего покоя отражается на отношениях. Отмечается, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: нечего обсуждать.

Как уже упоминалось, дети и подростки особенно чувствительны к влиянию. В период полового созревания подростки, как правило, смотрят все более и более внимательно. Изменения в теле и вариации в опыте наблюдаются со смесью любопытства, интереса и иногда страха. В попытке включить эти новые образы и чувства в новые сексуальные роли, которые сами ищут образцы для подражания среди членов семьи, друзей, одноклассников и знаменитостей через средства массовой информации. Широко изучена роль средств массовой информации в гендерных ролях. Подростки, которые долгое время смотрят телевизор, имеют более стереотипное отношение к сексуальным ролям, чем подростки, которые смотрят телевизор меньше.

Психологи считают, что просмотр СМИ развивает нездоровый интерес к сексу и служит источником соблазна. Явные намеки, сексуальные взгляды и соблазнительное поведение женщин доминируют в рекламе и музыкальных клипах, а также в большинстве других программ.


Выводы по 1 главе
Таким образом после теоретического исследования темы в первой главе, можно сказать, что в современном мире люди постоянно сталкиваются со средствами массовой информации (СМИ), которые настолько прочно вошли в повседневную жизнь, что люди часто не представляют себе существования без них.


Современные люди получают доступ к информации в кратчайшие сроки с помощью различных средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, интернета. Эта тема актуальна для современного общества и широко изучается как в России, так и за рубежом, но до сих пор нет единого мнения о характере влияния средств массовой информации.

Многие ученые склоняются к негативному влиянию этих средств, например, Богатырева М. Г. [12], Гриценко А. В. [13], изучая роль телевидения и молодежных журналов в социализации молодежи, пришли к выводу, что эти факторы создают определенный повторяющийся образ жизни подростка, структуру его свободного времени, негативно влияют на его мировоззрение, лишая его волевых и интеллектуальных качеств. Но в то же время существует совершенно противоположная точка зрения, ученые Сычева И., Цымболенко С. [13] в своих работах по информационной культуре отмечали необходимость воздействия средств массовой информации на молодежь, поскольку эти средства способствуют установлению эффективной связи с социальной средой.

Проблема влияния средств массовой информации на такую социальную группу, как подростки, сегодня достаточно актуальна, поскольку молодое поколение, которое хочет быть в курсе всех событий, происходящих не только в своем городе, но и во всем мире, является наиболее активной частью общества с точки зрения использования средств массовой информации.
2. Практические аспекты влияния средств массовой информации в подростковом возрасте
2.1. Методы исследования, результаты исследования
Исследование проводилось на выборка состоявшей из подростков.

Опрос по теме: «Современные средства массовой информации в подростковом возрасте».

Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ «ОЦ» им. С.Ф. Зинченко пос. Глушицкий. В исследование приняли учащиеся 8 класса, их количество составило 23 человека.

Использованы следующие методики:

Разработанная анкета (приложение №1).

Процедура исследования:

1 этап. Участникам исследования предлагалось ответить на вопросы анкеты. Обработка результатов осуществлялась вручную.

2 этап. Анализ средств массовой информации.

Сначала разрабатывались критерии анализа средств массовой информации, затем было рассмотрено влияние молодежных сериалов, транслируемых по средствам массой информации:



  1. Сериал «Энн». В сериале рассматривается: «Энн, тринадцатилетняя сирота. Девочка рано лишилась родителей и с тех пор живёт в детском приюте. Жизнь героини резко меняется, когда в результате ошибки она попадает к новым приёмным родителям, старой деве и её младшему брату».

  2. Сериал «Половое воспитание». В сериале рассматривается: «Стеснительный и необщительный подросток-девственник Отис живёт с мамой, которая работает секс-терапевтом. Объединившись с одноклассницей Мэйв, Отис проводит сеансы терапии для своих сверстников, чтобы помочь им разобраться с неловкими и запутанными ситуациями».

  3. Сериал «Когда они нас увидят». В сериале рассматривается: «Пятеро подростков, афроамериканцев и мексиканцев из Гарлема, были приговорены к тюремным срокам за жестокое изнасилование белой девушки, которого они не совершали».

Мы придерживались такой стратегии анализа: чтобы отметить, что критерий анализа присутствует в сериале, достаточно один раз увидеть сцену им описываемую.

Под образцами негативного поведения мы понимали неуважительное отношение к другому человеку во время взаимодействия с ним, а также действия, которые разрушают общение [15, с.326].

Придерживаясь данного понимания, для проведения контент-анализа выбранных средств массовой информации, мы выделили следующие критерии:

- Наличие оскорблений.

- Наличие обмана друг друга.

- Наличие невыполненных обещаний.

- Совершение нелепых поступков.

- Наличие вульгарных выражений или действий.

Данные критерии отражают негативную сторону общения между людьми. Так как наша цель состоит в изучении того, могут ли СМИ, а именно фильмы влиять негативно, то именно их (критерии) мы и сформулировали.

Результаты исследования:

Анализ средств массовой информации по критериям показывает (таблица 1, приложение 1), что в двух сериалах (станция фрутвейл, сериал Энн) есть все 5 негативных проявлений, которые могут повлиять на развитие подростка. В сериале «Когда они нас увидят» критерий «Вульгарные выражения или действия» присутствует, но в значительно меньшей степени, чем в других сериалах.

Проводя контент-анализ средств массовой информации по выделенным критериям, мы обратили внимание и на наличие положительных моментов (таблица 3, приложение 2). В первом сериале, есть сцены, которые учат выполнять должностные обязанности, во втором сериале - умение оказывать поддержку друзьям и родным, в третьем сериале - умение извиняться, уделять внимание другому, умение признавать свои ошибки. Но, сравнивая количество негативных и положительных образцов поведения в сериалах, мы видим, что количество положительных критериев, намного меньше, чем количество отрицательных (таблица 4, приложение 2).


Таким образом, мы можем сделать вывод: гипотеза о том, что современные средства массовой информации демонстрируют подросткам образцы негативного поведения, подтвердилась.

В данном исследовании мы изучили то, насколько подростки осознают просматриваемые современные средства массовой информации. Это мы сделали с двух позиций.

1. Причины, по которым подростки выбирают просмотр средств массовой информации. Из таблицы 5 (приложение 2) мы видим, что для 36,4% самым привлекательным является то, что Современные средства массовой информации смешные. Вероятно, это связано с тем, что в подростковом возрасте развивается чувство юмора. 31,4% подростков не смогли выделить причину, по которой нравится тот или иной сериал. Вероятно, это связано с тем, что данные Современные средства массовой информации просматриваются для того, чтобы просто занять чем-то свое время. Для 27,3% опрошенных привлекательным является сюжет (так как во всех сериалах показываются отношения между людьми, то этот ответ является закономерным, поскольку для подростков сфера общения ведущая) и 9,09% не могут определить причину просмотра, четко понимают, что им они интересны.

2. Ответы на важный вопрос о том, чему могут научить Современные средства массовой информации, которые смотрят подростки, показывает, что (таблица 6, приложение 2) 57,1% опрошенных отмечают, что ничему не могут научить, 20% подростков затруднились ответить и по 11,4% отмечают «юмор» (т.е. перенимать шутки), и «жизни» (т.е. увидеть, какие жизненные ситуации могут быть).

Таким образом, сопоставление результатов контент-анализа средств массовой информации и ответов подростков, показывает, что ни один из опрошенных не отмечает негативные влияния, оказываемые фильмами. Это значит, что негативное содержание средств массовой информации не осознается подростками, может действительно повлиять на формирование негативных образцов поведения в общении.


2.2. Профилактика и рекомендации для просмотра средств массовой информации среди подростков
Исходя из вышеизложенных выводов, мы разработали следующие предложения для потребителей средств массовой информации:

Перед просмотром фильмов постарайтесь как можно внимательнее посмотреть трейлер. Хотя, как оказалось, трейлеры не отражают 100% содержания фильмов и даже могут быть обманчивыми, тем не менее зритель имеет возможность заметить общий посыл фильма.

Обратите внимание на возрастные ограничения. Если вы укажете "16+" или "18+", то вы с большей вероятностью найдете в фильме порнографические сцены, употребление табака, алкоголя, наркотиков без порицания, нецензурную брань, сцены жестокости и насилия (в том числе оправданные сюжетом), картины, вызывающие ужас, подробное изображение насилия, половой акт.


Следует также помнить, что некоторые фильмы с более ранними возрастными ограничениями, например "12+", игнорируют соответствующие нормативы [14, с.43].