Файл: Тема Теория фирмы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13 1) Открытый публичный рынок (бабушки у метро и на вокзале) имеет следующие преимущества: открытый доступ (продавец сам выбирает место обмена), низкие издержки поиска партнера, возможность торга, низкая цена, слабая роль государства как гаранта сделки. Но с другой стороны, повышаются издержки спецификации и защиты прав собственности, есть издержки переговоров, единственная защита от оппортунизма продавца – легкость разрыва отношений, ограниченный ассортимент, товары – исследуемые или малоценные.
2) Ремесленные лавки имеют следующие преимущества: низкая вероятность оппортунизма, значимость репутации, гарант качества – продавец, государство и может быть третья сторона (гильдия), соединение в одном лице производителя и продавца ведет к низким ценам, возможность торга, выполнения работ по заказу, пред- и послепродажного обслуживания.
Товар относится к типу специфических (уникальных), но издержки поиска товара существенно выше.
3) Ярмарка – третий тип рынка, на котором возможен торг продавца, стандартные товары, сравнительно низкие цены и издержки переговоров, заключения договора, спецификации и защиты прав собственности, действуют правила торговли, за выполнением которых следит организатор, он же обеспечивает защиту контрагентов и является гарантом качества товаров, значима репутация организатора ярмарки. Дополнительной защитой от оппортунизма является легкость смены продавца и гарантии власти
(государства).
4) Биржа является более сложной рыночной структурой пои организации продаж стандартизированных товаров крупными партиями, позволяющей снижать почти все виды трансакционных издержек благодаря стандартным правилам и торговать еще не произведенными товарами.
Высокие технологии и специализированные посредники обеспечивают высокую эффективность сделок, гарантами которых выступают организаторы, лицензирующие организации и государство.
5) Универсальный магазин осуществляет торговлю товаров широкого ассортимента в соответствии с установленными правилами, что снижает до минимума издержки ведения переговоров и заключения контрактов, оценки качества товаров. Гарантом выступает дирекция магазина и государство.
Одновременное существование всех пяти типов рынка связано с наличием сравнительных преимуществ в снижении трансакционных издержек.

14
Вопрос 4. Детерминанты траектории организационного развития.
Критерии выбора организационно-правовой формы.
Любая экономическая организация обладает следующими признаками:
1) Общая цель, не сводимая к индивидуальным целям ее членов;
2) Набор ресурсов и определенный способ их защиты;
3) Система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением;
4) Структура устойчиво воспроизводимых статусов (иерархия, постоянное формальное руководство);
5) Специфическое разделение труда между своими членами;
6) Наличие вознаграждений и наказаний за участие или (неучастие) в делах организации.
Возникает проблема развития новой внутрифирменной структуры в соответствии с потребностями, но для реализации этой потребности необходимы не только технологические условия, но и определенные организационные качества, конкурирующие с другими прогрессивными по форме организации фирмами. В этом случае имеет значение не только динамика трансакционных издержек, но и влияние предшествующей траектории развития организации («эффект исторической обусловленности развития»):
1) В рамках организации значительную роль играет организационная культура, аналогично роли идеологии на макроуровне, выражающаяся в нормах, правилах и традициях, регулирующих взаимодействия членов организации, являющаяся отражением их коллективных знаний и опыта.
2) В повседневном функционировании организации значение имеет рутина (запоминание действия через его регулярное повторение), выполняющая функцию обеспечения информационного обмена между членами организации: она лежит в основе их способности получать, интерпретировать, формулировать и передавать сообщения. Каждая организация имеет свой «организационный диалект» и тот, кто исключен из рутины повседневной жизни организации, не поймет этот язык. Осуществление контроля существенно облегчается, если процедура контроля приобретает характер рутины, предотвращая тем самым проявления оппортунизма со стороны работников. Рутина способствует решению проблемы принципала и агента через снижение информационной асимметрии внутри организации и облегчение


15 контроля, рутина в то же самое время приводит к воспроизводству уже сложившихся взаимоотношений ее участников.
Движение по заданной траектории предполагает накопление и закрепление на основе организационной культуры и рутин определенного типа взаимоотношений принципала и агентов. Поэтому важно знать ту ситуацию, в которой начинается организационное развитие, — она содержит в зародыше все варианты последующей эволюции. Возможно, что фирма, имеющая в нестабильной среде высокие трансакционные издержки, оказывается более эффективной и жизнеспособной в условиях стабильности.
И наоборот, фирма, структура которой сформирована в условиях нестабильности, обусловит потери при стабилизации внешних условий. В долгосрочной перспективе наиболее выгодной может оказаться неоптимальная в краткосрочной перспективе структура
(пример послевоенного развития японских фирм с высоким уровнем интеграции и централизации, имевших потери на первом этапе и преимущества на последующих этапах функционирования).
На процесс принятия и реализацию решений организации влияют следующие факторы: ценностные ориентации руководителя, опыт, компетентность; способность к риску; поведенческие факторы; личностные пристрастия; барьеры восприятия информации.
Существует множество организационно-правовых формы организаций
(ООО, ОАО, бюджетное учреждение и т.д.) выбор которых при создании нового или преобразовании существующего предприятия определяется действием следующих групп факторов:
1) Организационные (количество учредителей и их характеристики, законодательные ограничения);
2) Технические (сфера деятельности, характер выпускаемой продукции/услуг);
3) Экономические (размер стартового капитала);
4) Социальные (личностные характеристики предпринимателя, наличие команды).
Конкретный выбор организационно-правовой формы организации определяется исходя из следующих критериев:
Цели и виды деятельности, возможность извлечения прибыли ;
Распределение прибыли;
Ответственность учредителей (участников);
Особенности налогообложения;
Учет и отчетность;
Минимальный размер имущества организации;

16
Передача имущества организации ее учредителями (участниками);
Возможность участников получить часть имущества организации при выходе из нее и при ее ликвидации;
Управление.
Каждый критерий имеет свои плюсы и минусы для той или иной организационно-правовой формы. Все виды организаций подразделяются на коммерческие и некоммерческие, причем законодательство может жестко закрепить за той или иной деятельностью определенный вид организации: исключительно коммерческие организации создаются в банковской сфере и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг; фондовая биржа, благотворительные организации могут быть исключительно некоммерческими. Коммерческие организации создаются непосредственно для осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли, при этом в выборе видов деятельности коммерческие организации практически не ограничены. Некоммерческие организации, несмотря на то что целью их деятельности не является извлечение прибыли, тем не менее могут заниматься предпринимательской деятельностью, если она согласуется с уставными целями.