Файл: Федеральное агентство по образованию московский государственный индустриальный университет институт дистанционного образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 2. Религиозная ситуация в России Для понимания роли религии в современном российском обществе необходимо оценить количество религиозных объединений и их последователей, уровень и степень религиозности в обществе, направленность и интенсивность религиозных проявлений, те. проанализировать религиозную ситуацию в современной России.
– Трансформация государственно-религиозных отношений
– Изменение общественного мнения
– Основные черты религиозной ситуации
– Общемировые тенденции
– Истоки современной религиозной ситуации Трансформация государственно-религиозных отношений. Отношение общества и власти к религии в России, как уже отмечалось, начинает заметно меняться со второй половины х гг. XX в. Для того чтобы оценить степень этих изменений, необходимо кратко охарактеризовать религиозную ситуацию, сложившуюся до указанного периода. Жесткий государственный контроль за деятельностью религиозных организаций приводил к запрету на проповедь и распространение религиозных воззрений, верующие преследовались и т. п. Это сопровождалось тотальным насаждением атеизма как "единственно возможной" мировоззренческой позиции. Для достижения максимального эффекта в деле атеизации населения использовалась вся мощь государственного идеологического влияния. Справедливости ради следует сказать, что снижение

316 уровня религиозности — процесс, характерный для всего мирового сообщества. Секуляризация, как уже говорилось, имеет свои причины и объективно влияет на религиозность. Нов советском государстве процесс секуляризации дополнялся насильственным искоренением религии. Тем не менее добиться полного исчезновения верующих в СССР таки не удалось. Статистические данные свидетельствуют, что уровень религиозности в советский период в городах составлял от 10 до 20%, а в сельской местности — от 25 до 50% населения. Вместе стем интерес к религии начинает возрождаться уже в конце х гг. и прежде всего среди творческой интеллигенции и молодежи. В результате кризиса официальной идеологии значительная часть общества с интересом обратилась к роли религии в истории, ее традициям, атрибутике и, конечно, моральным нормам. Таким образом, ко времени празднования 1000-летия принятия христианства на Руси в обществе назрела потребность в реальном осуществлении свободы совести и вероисповедания. Вначале в. можно смело говорить о радикальном изменении положения религии в государстве и о значительном повышении ее роли в обществе, иными словами, о ситуации практически реализованной свободы совести и вероисповедания. Со стороны государства значительное изменение отношения к религии выразилось в ряде официальных документов органов государственной власти и прежде всего в Федеральных законах "О свободе вероисповеданий" (1990 г, "О свободе совести и религиозных объединениях" (1997 г) и, конечно, в Конституции Российской Федерации г. Кроме этого, государство предприняло шаги для исправления прошлых своих действий в отношении религии и верующих. Так, указ Президента РФ о реабилитации жертв политических репрессий вернул доброе имя многим пострадавшим за свои религиозные убеждения. Распоряжение Президента и Постановление правительства РФ сделали возможным возвращение религиозных зданий, культового имущества, изъятых у различных религиозных организаций государством. Действия государства за последние полтора десятилетия в достаточной мере показывают, что сегодня религия признается в качестве одного из важнейших общественных институтов современности, немало сил отдавшего для формирования российской государственности и культуры.
Но при всей позитивной оценке процесса изменения отношения к религии со стороны государства нельзя не указать и на ошибки, перегибы, на необдуманные и невзвешенные действия, которые были допущены входе его реализации. Этому есть множество причин, что, однако, не устраняет самого факта принципиальной трансформации государственно-религиозных отношений. Изменение общественного мнения. Сегодня мы видим, что позиция государства по отношению к религии более или менее определена, хотя и требует некоторой конкретизации. В этой связи имеет смысл рассмотреть изменение и общественного мнения по отношению к религии. Здесь необходимо сказать о ряде тенденций, среди которых рост престижа религиозных организаций и доверия к ним в широких слоях населения, значительное повышение уровня религиозности российского общества — увеличение количества верующих, рост терпимости и доверия к религии среди неверующих. Это подтверждается данными социологических опросов. Так, поданным Всероссийского центра изучения общественного мнения и фонда "Общественное мнение, количество верующих в России в настоящее время превысило 60%, что резко контрастирует с ситуацией, характерной для советского периода. Хотя при этом неучи- тывается тот факт, что, отвечая на вопрос о конфессиональной принадлежности, граждане говорят о той религиозной традиции, к которой они себя относят. Часто эти люди имеют весьма смутное представление об основах вероучения и нравственных принципах этих религий, плохо знакомы со священными текстами, да и попросту редко посещают богослужения, слабо участвуют в религиозной жизни своей конфессии. Похожая ситуация была описана еще в
XVI в. Мартином Лютером в его работе "Краткий катехизис. Помилуй, Боже праведный, с какой беспросветной тьмой я столкнулся Простые люди, особенно в деревнях, даже понятия никакого не имеют о христианском учении. И, увы, многие пасторы совершенно неспособны и неготовы учить так что стыдно и говорить об этом. Тем не менее, все утверждают, что являются христианами, были крещены и принимают общее Святое Причастие, хотя при этом они не понимают и не могут даже прочесть по памяти Отче наш, Символ веры или Десять Заповедей 1
См Лютер М. Краткий катехизис. — Минск, 1998.

318 Учитывая эти соображения, следует несколько скорректировать представления о степени религиозности российского общества, те. о глубине проникновения религиозных воззрений в сознание людей в их межличностные связи и общественные институты. По степени религиозности Россия — одна из самых нерелигиозных из развитых стран мира. Изменение отношения к религии в обществе также характеризуется позицией средств массовой информации, которые теперь вполне свободно обращаются к религиозной тематике. Основные черты религиозной ситуации. Основные черты современной религиозной ситуации в России, опираясь на вышеизложенное, следующие. Конфессиональное пространство России разнородно и насыщено. Это означает, что население нашей страны исповедует большое количество самых разнообразных религий. Это в свою очередь приводит к противостоянию различных религиозных организаций в деле привлечения дополнительного числа последователей в свои ряды. Для религиозных объединений страны сегодня стоит актуальная задача пополнения количества своих адептов за счет нерелиги- озной части населения. К слову, уровень неверующих в России в последние годы стабилизировался и составляет около 33% всех граждан. Утрата семейной религиозной традиции на протяжении последних трех поколений, массовое атеистическое образование в советскую эпоху и светское образование постсоциалистического времени позволяют рассматривать этот контингент в качестве благоприятной миссионерской нивы. Другая черта современной религиозной ситуации, о которой уже говорилось, — высокий уровень религиозной свободы. Свобода религиозной принадлежности, пропаганды и распространения религии, закрепленная законодательством, свидетельствует о соответствии государственно-религиозных отношений в России международным правовым нормам. Религиозная ситуация характеризуется также высоким авторитетом религиозных организаций, прежде всего Русской православной церкви, среди населения России. Справедливости ради можно отметить, что рейтинг доверия церкви за последнее время несколько снизился и составляет около 40%, в то время как вначале х гг. XX вон приближался к 60%. Среди причин падения рейтинга следует особо выделить попытки использования как церкви, таки религии в целом в политических целях. Религиозные организации действительно бывают втянуты в политические игры и не без доброй на то воли представителей духовенства. К другому важному выводу приводит анализ динамики уровня религиозности в нашей стране. Сегодня все более очевидно, что в ближайшее время не следует ожидать сколько-нибудь серьезного увеличения количества верующих, а в будущем их число будет постепенно снижаться, следуя общемировым тенденциям секуляризации. Отсюда проистекает важная задача налаживания диалога между верующими и нерелигиозной частью населения страны во избежание противостояния или даже открытых конфликтов. В этой связи особо следует подчеркнуть необходимость создания условий для пропаганды и распространения нерелигиозного мировоззрения (по существу материалистического, чему в последнее время уделяется явно недостаточно внимания. Общемировые тенденции. Анализ религиозной ситуации в современной России следует дополнить рассмотрением некоторых тенденций мирового масштаба. Рассматривая религиозный портрет ряда развитых стран, можно прийти к выводу о сходстве ряда явлений. Во многих странах мира происходит увеличение многообразия в конфессиональной структуре, значительный рост количества религиозных организаций, в том числе так называемых новых религиозных движений. Усложнение религиозной картины происходит также путем миграции населения вследствие войн, природных катастроф или в результате возросшей мобильности трудовых и интеллектуальных ресурсов. Так, в традиционно христианских государствах Европы уже сегодня существуют многомиллионные мусульманские общины. Этот факт приводит к повышению напряженности в обществе, несмотря на культивирование одной из главных ценностей либерализма толерантности и пропаганде процесса "диалога культур. Истоки современной религиозной ситуации. В связи с этим возникает вопрос об истоках нынешней религиозной ситуации. И здесь необходимо вспомнить, что сложностью и многообразием конфессиональный портрет нашей страны стал характеризоваться задолго до начала XXI в. Следует признать, что входе исторического развития Россия включала в орбиту своего влияния народы, исповедовавшие самые разнообразные религии — от ислама, буддизма, католицизма и протестантизма до родоплеменных культов и шаманизма. Только на заре своего становления русское государство было, да и то с поправкой на древнее славянское язычество, моноконфес- сиональным православным. Народы, вошедшие в состав России в результате завоеваний и мирного расширения империи, стремились сохранить свою религиозную идентичность. Этому способствовала и взвешенная политика российского государства. Если православие справедливо рассматривалось в качестве официальной (титульной) религии, то это не означало насильственного вытеснения других вероисповеданий. Такая позиция существовала ив отношении иностранцев, приезжавших в Россию жить и работать, и по отношению к завоеванным народам. Единственными достаточно жестким условием со стороны имперской власти был запрет на распространение иных религий в православной среде. Подобная политика российских государей Ивана Грозного, Петра I, Екатерины II — позволила выстраивать взвешенные государственно-религиозные отношения и избегать многих в противном случае неизбежных конфликтов. Пройдя ряд этапов, усложнение религиозной ситуации натер- ритории России происходило в течение всего XX в, продолжается оно ив наши дни. После либерализации отношения к религии сначала х гг.
XX в. в Россию устремилось большое количество иностранных миссионеров, представлявших в основном протестантские течения. При значительной финансовой поддержке из-за рубежа они достигли за последнее десятилетие определенных успехов. Кроме того, стали возникать новые религиозные движения ив самой России. К этому следует добавить и определенные процессы, происходящие внутри русского православия, приведшие к появлению многочисленных самостоятельных православных объединений. Таким образом, современная Россия продолжает оставаться многоконфессиональной страной. Границы распространения тех или иных религий размываются. Сегодня мы уже не в состоянии говорить о каких бы тони было районах России как о моноконфес- сиональных.
Резюме Из вышеизложенного следует несколько выводов. Во-первых, сложность конфессионального пространства России — реальность, с которой следует считаться как государству, таки отдельным гражданам. Во-вторых, признавая приоритет Русской православной церкви в религиозном пространстве России, нельзя забывать о закрепленном Конституцией РФ равенстве всех религий перед законом, а также о том, что значительная часть (немногим более 30%) населения — люди неверующие. В-третьих, исходя из первых двух выводов, особую актуальность приобретает проблема диалога на самых разных уровнях и самого разного содержания. Необходим и возможен диалог руководителей различных конфессий. Необходимо и возможно терпимое отношение друг к другу широких масс верующих. И наконец, необходим и возможен диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрений.

322
§ 3. Основные религиозные организации России
1
Для формирования адекватного представления о современной ситуации в России и тенденциях ее развития необходимо также представить картину изменения количества официально зарегистрированных религиозных организаций.
– Общее число религиозных организаций
– Организации Русской православной церкви
– Организации Римской католической церкви
– Мусульманские организации
– Буддийские организации
– Организации иудаистов Общее число религиозных организаций Религиозная ситуация в России вначале х гг. XX в. характеризовалась бурным всплеском числа зарегистрированных религиозных организаций. Если в 1990 г. их насчитывалось 6650, то через пять лет уже более чем в два раза больше (рис. 12.1).
1
Использованы статистические данные Министерства юстиции Российской Федерации
(1998—2004) и издания Религии народов современной России Словарь. — МС. Рис. 12.1. Общее число зарегистрированных в России религиозных организаций (1990—2004)
6650 13580 16017 17427 20215 20441 21448 21664 0
5000 10000 15000 20000 25000 1990 1995 1998 2000 2001 2002 2003 2004
Рис. 12.2. Число зарегистрированных в России организаций Русской православной церкви (1990—2004)
3442 6942 8653 9236 10912 10965 11299 11525 0
2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000 1990 1995 1998 2000 2001 2002 2003 Рис. 12.3. Число зарегистрированных в России организаций Римской католической церкви (1990—2004)
34 170 223 236 258 267 268 248 0
50 100 150 200 250 300 1990 1995 1998 2000 2001 2002 2003 2004

324 В течение следующих шести лет рост числа религиозных объединений, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации продолжился прежними темпами. Если за предыдущие 5 лет количество объединений возросло на 6930, то за следующие 6 лет — на 6635. Однако период с 2001 по 2004 г. наглядно свидетельствует о стабилизации религиозной ситуации в России, число религиозных организаций растет значительно меньшими темпами. Организации Русской православной церкви Перейдем к рассмотрению динамики развития отдельных религий России и прежде всего отметим рост количества зарегистрированных организаций Русской православной церкви в период с 1990 по 2004 г. В течение пяти лет, с 1990 по 1995 г. число организаций Русской православной церкви увеличилось более чем в два раза, что, впрочем, соответствует общей тенденции развития религиозной ситуации в России в тот период. За следующие 6 лет дог. рост составил примерно 150%, нов последующие годы резко снизился в среднем до 1,7% в год. Однако можно говорить о том, что динамика развития Русской православной церкви полностью вписывается в общую картину религиозной ситуации в России (рис. 12.2). Организации Римской католической церкви Анализ роста числа религиозных организаций Римско-католической церкви, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации в 1990—2004 гг. свидетельствует, что, несмотря на феноменальный скачок началах гг. (с 1990 дог. количество этих организаций увеличилось враз) и продолжившийся дог. рост, впервые годы нового тысячелетия число организаций католицизма в России оставалось неизменным, ас г. пошло на убыль. Эти факты не могут не настораживать Ватикана также ставят под сомнение обширные планы римского католицизма на дальнейшее распространение в России (рис. 12.3). Протестантские организации Наиболее значительный рост протестантских организаций пришелся на период с 1995 по 2001 г.
— 185%. Последние же три года в соответствии с общей тенденцией развития религиозной ситуации в России динамика становится более умеренной — 109%
1
(рис. 12.4).
1
Подробнее о развитии протестантских направлений см. параграф "Протестантизм в России.
Рис. 12.5. Число зарегистрированных в России исламских организаций (1990—2004)
914 2708 2891 3098 3048 3186 3467 3537 0
500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 1990 1995 1998 2000 2001 2002 2003 Рис. 12.4. Общее число зарегистрированных в России протестантских организаций (лютеране, кальвинисты, баптисты, евангельские христиане, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, иеговисты) (1990—2004)
1746 2266 2673 2974 4208 4296 4496 4568 0
500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 4500 5000 1990 1995 1998 2000 2001 2002 2003 2004

326 Мусульманские организации Что касается увеличения числа религиозных организаций мусульман за рассматриваемый период, то, как видно изданных Министерства юстиции, основной рост пришелся на первую пятилетку х гг. и продолжается скорее за счет прироста населения традиционно мусульманских регионов Российской Федерации. Поданным Всероссийской переписи населения рождаемость в мусульманских областях значительно выше, чем в традиционно православных. Это говорит также и о том, что ислам в нашей стране развивается в основном собственными ресурсами, а не в результате привлечения новых последователей (рис. 12.5.). Буддийские организации Третья мировая религия — буддизм развивалась темпами, превышающими даже развитие католицизма с 1990 по 1995 г. число буддийских организаций увеличилось враз. Однако в настоящее время после пика 2003 г. динамика стала отрицательной. Сегодня буддийских организаций примерно столько же, сколько и 3 года назад, что, возможно, вызвано некоторыми противоречиями внутри буддийского руководства рис. 12.6). Организации иудаистов. Количество религиозных организаций иудаистов, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации с 1990 по 2004 г, как это ни удивительно, вполне сравнимо с числом организаций буддистов и католиков, что особенно показательно, если учесть, что во всем мире буддистов насчитывается около 350 млн человек, католиков — 1 млрд, а иудаи- стов всего 14,5 млн. На рис. 12.7 видно, что рост числа иудаистских организаций России происходил последовательно дог, нов г. впервые за полтора десятилетия он прекратился. Резюме Таким образом, возвращаясь к общей картине религиозной ситуации в России, можно сказать, что всплеск религиозности началах гг. XX в. сменился стабилизацией обстановки и даже некоторым уменьшением числа официально зарегистрированных религиозных организаций. Кроме этого, следует указать, что некоторый продолжающийся рост общего числа религиозных организаций происходит за счет увеличения влияния доминирующих в России религий — православного христианства, ислама ив некотором смысле протестантизма.
Рис. 12.6. Число зарегистрированных в России организаций буддистов (1990—2004)
16 95 160 176 193 202 218 192 0
50 100 150 200 250 1990 1995 1998 2000 2001 2002 2003 Рис. 12.7. Число зарегистрированных в России организаций иудаистов (1990—2004)
34 71 96 130 197 228 270 267 0
50 100 150 200 250 300 1990 1995 1998 2000 2001 2002 2003 2004

328
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30

§ 4. Новые религии в России В предыдущей главе были рассмотрены различные виды новых религиозных движений, их место на религиозной картине современного мира. Мы узнали, что их массовое появление во второй половине XX в. обусловлено рядом причини представляет собой процесс общемирового масштаба. Не исключением из этой тенденции является и Россия. В современном российском государстве, как уже говорилось, значительное распространение новых религий приходится на последнее десятилетие
XX в.
– Новые религии в конфессиональном пространстве России
– Правовое положение новых религий
– Новые отечественные религии
– Церковь Божьей Матери Державная
– Церковь Последнего завета

Антисектантское движение Новые религии в конфессиональном пространстве России Провалившаяся попытка создания в нашей стране общества без религии привела к всплеску религиозности. На этой почве сегодня в России наблюдается массовое появление новых (нетрадиционных) религиозных движений, проповедующих самые разнообразные идеи. При этом нетерпимое отношение к новым конфессиональным образованиям — типичное явление в современной массовой периодике. К сожалению, ярлыком тоталитарности средства массовой информации часто наделяют вполне благопристойные религиозные течения, никоим образом не относящиеся к тоталитаризму. Ранее мы уделили внимание новым религиям зарубежного происхождения, возникшим на далеких от России землях и присутствующим в религиозном пространстве многих государств. А сейчас мы приступим к рассмотрению тех новых религиозных движений, что имеют отечественное происхождение, явились плодом российских духовных поисков. Это представляется актуальным, коль скоро за прошедшие почти полтора десятка лет количество таких религий в нашей стране неуклонно растет. Правовое положение новых религий. Для того, чтобы материал темы воспринимался адекватно, необходимо сказать, что большинство новых религиозных движений вполне законно существует на территории России, поскольку они прошли официальную регистрацию. Поэтому некорректно, а порой и противоправно, как
это делают некоторые средства массовой информации, обвинять такие религиозные течения в тоталитарности, деструктивности, преступлениях против личности и общества. Более здравыми взвешенным будет равно терпимое и уважительное отношение ко всем проявлениям религиозности, за исключением тех, что официально, на уровне судебных инстанций признаются общественно опасными. Если стремление построить правовое государство в России для нас имеет значение, тов такой тонкой области, как религия, тем более следует проявлять осторожность в суждениях. Всякий гражданин Российской Федерации волен в своих духовных исканиях, а потому критика новых религиозных движений должна быть научно обоснованной, тщательно аргументированной. Эти соображения, однако, не всегда принимаются во внимание в погоне за мнимой сенсацией, в попытках завоевать сиюминутные симпатии аудитории. В качестве обвинений в адрес новых религий можно услышать, что они прибегают к обману с целью вербовки своих последователей, практикуют психологические приемы контроля сознания, формируют зависимость и покорность воле лидеров, что в конечном итоге используется для незаконного обогащения руководителей таких религиозных движений. Для обозначения таких религий используют понятие "деструктивный культ. Кроме деструктивности, часто указывают на чрезмерную жесткость организации новых религий, слепое поклонение авторитету. В этом случае вводят понятие "тоталитарная секта. По нашему мнению, понятия "деструктивный культи "тоталитарная секта" не вполне отражают специфику этих религий, односторонне враждебно трактуют их деятельность. Необходимо признать, что эти понятия не являются общепризнанными в современной науке. Добавим, что количество последователей новых религий в России, по некоторым оценкам, остается незначительным по отношению ко всему населению страны. Новые отечественные религии. Теперь нам предстоит познакомиться с такими новыми религиями, как Церковь Божьей Матери Державная и Церковь Последнего завета. Обширное исследование всего многообразия новых религиозных движений России выходит за рамки объема учебного пособия, а потому мы остановимся лишь на относительно крупных, да и то дадим только их краткую характеристику.

330 Церковь Божьей Матери Державная. Наиболее распространенной зарегистрированных организаций на 1 января 2003 г) из новых отечественных религий является Церковь Божьей Матери Державная. Это религиозное направление является неохристиан- ским, точнее, неоправославным, поскольку выделилось из Истинно православной (катакомбной) церкви. Дата официальной регистрации г. Основатель и лидер этой религиозной организации Архиепископ Иоанн (Вениамин Береславский, родившийся в 1946 г. в Москве. Церковь имеет множество названий Богородичный центр, Российская Марианская Церковь, Церковь Божией Матери Преображающейся и др. В своем вероучении Церковь Божьей Матери Державная опирается на Священное писание (Библию, принимает
Никео-Цареградский Символ веры, апостольскую традицию и определения семи Вселенских соборов, но дополняет их Откровением Божьей Матери, переданное через Береславского, по его утверждению, Богородицей. Откровения Божьей Матери совершаются поучению Береславского по всему миру, в том числе ив России. Церковью признаются все семь православных таинств. В своей религиозной жизни последователи Береславского стремятся к возрождению традиций русского подвижничества и идей нестяжа- тельства. Ратуя за духовное возрождение России, сторонники этого вероучения призывают к реализации евангельского принципа любви к ближнему в реальной жизни, те. в семье, политике, экономике, культуре и т. п. Церковь также выступает за диалог христианства и других религий. В 1992 г. Церковь Божьей Матери Державная была принята в Международный совет общинных церквей Всемирного Совета Церквей при ООН. Показательна динамика развития Церкви. Зарегистрированных религиозных организаций Церкви в 1998 г. было 17, в 2000 г.
— 20, в г. — 28, в 2002 г. — 30, в 2003 г. — 29. Таким образом, как уже было сказано, Церковь Божьей Матери Державная является самым крупным новым отечественным религиозным движением. Церковь Последнего завета. Второй по числу организаций зарегистрированных организаций на 1 января 2003 г. — новой отечественной религией является Церковь Последнего завета, основанная С.А. Торопом, принявшим имя Виссарион. Источником вероучения этой Церкви является Священное писание и Последний завет, принадлежащий перу самого Виссариона.
Последний завет содержит 61 заповедь и большое число иных религиозных наставлений. Для наиболее близкого знакомства с вероучением обратимся к словам Виссариона, которого почитают как Слово Божие, принявшее облик человека. Миру были явлены четыре основные религии даосизм, буддизм, христианство и ислам. Много веков существуют сии религии, не осознавая, что составляют части единого древа, в коем заключена сущность единой религии. Последний завет явлен Вам в критический миг развития. Он явлен, дабы совершить великое священное воссоединение всех существующих религий. Новое духовное имя Учителя Любви — Виссарион, что значит "Дающий жизнь. Учение Его призвано объединить все Религии и Духовные учения в Одну Религию Всеединства, Религию Единой Веры, сформировать миропонимание людей Новой Эпохи эпохи Любви, Истины и Света, заложить основу духовного и культурного единения Человечества в Единый народна Земле и наметить пути развития его во Вселенной. Признавая равенство всех религий перед всевышними несущественность внешних форм религиозности, Виссарион, тем не менее, указывает на свою церковь как на носительницу подлинного откровения — Последнего завета. Управление в Церкви Последнего завета организовано вполне типично для новых религиозных движений. Главой является Виссарион как основатель и духовный лидер Церкви, а функции управления возложены на Устроителя церкви, Церковный совет и рядовых священников. Церковь Последнего завета практикует строгое вегетарианство и дополнительные ограничения в пище. Наряду с православными таинствами крещения и венчания в Церкви вводятся и свои обряды. Центральным праздником в Церкви Последнего завета выступает день рождения Виссариона (14 января, отмечаемое как Рождество Христово. Кроме прочего, учением Виссариона признается переселение души существование Внеземного Разума. В целом религия Виссариона представляет собой эклектичное соединение христианского вероучения и восточных религиозных практик.
Антисектантское движение. Добавим, что сначала х гг.
XX в. появляется так называемое антисектантское движение, ставящее своей целью искоренить новые религии независимо от их происхождения. Русская православная церковь также осуждает деятельность новых религиозных организаций. Справедливости ради отметим, что необходимость терпимого отношения к иным мировоззренческим системам не отвергает того факта, что некоторые религиозные течения действительно являются антиобщественными по своей сути. Так, скандально известны в нашей стране АУМ Сен- рикё, ЮСМАЛОС и пр. Резюме Итак, появление значительного числа новых религиозных движений усложнило и без того многоконфессиональную ситуацию в современной России. Процесс появления новых религий привлекает внимание широких общественных слоев и вызывает неоднозначную оценку. В настоящее время государство ищет пути построения адекватных отношений с различными конфессиональными организациями, для чего необходимо обладать знаниями о сущности тех или иных новых религиозных движений и о религиозной ситуации в России в целом.
§ 5. Религия и российское общество Религиозная жизнь российского общества часто носит весьма сложный характер. О взаимоотношениях политики, общества, армии и религии, причинах конфликтов в религиозной сфере и путях их преодоления читайте в следующем параграфе.
– Принцип религиозной терпимости
– Межконфессиональные отношения в современной России

Внутриконфессиональные противоречия
– Политика и религия Принцип религиозной терпимости Толерантность в религиозной сфере означает терпимое и уважительное отношение кот- личной от собственной мировоззренческой позиции. При высоком уровне культуры в обществе возможно даже доброжелательное отношение к представителям иных религиозных систем. Толерантность — отношения между последователями разных религий, а также между верующими и неверующими, характеризующиеся признанием и реальным воплощением в жизненной практике принципа мировоззренческого плюрализма. В тоже время
необходимо признать, что в общественной жизни стабильно терпимые отношения в религиозной сфере явление редкое. Реализация религиозной толерантности сталкивается с рядом трудностей, среди которых
– культурное наследие (исторически сложившиеся модели взаимоотношений представителей разных религий
– участие государственных структур в религиозной ситуации выделение в качестве приоритетной, "традиционной, государственной какой-либо одной религии при насыщенной по- ликонфессиональности общества
– претензии религиозного руководства на исключительную роль в политической, экономической, культурной жизни общества, несоизмеримые с реальным весом религиозной организации, которую они представляют
– формы нетерпимости, смешивающие политические, экономические, этнические и прочие конфликты с религиозным фактором. Несмотря на то что государство и общество в целом заинтересованы в установлении гармоничных отношений в религиозной сфере, а также на то, что нормативно-правовая база предоставляет соответствующие для этого возможности, линии напряжения сегодня усматриваются между православными и мусульманами, мусульманами и иудаистами и т.д. Проявления нетерпимости свойственны в основном молодежи, что связано с возрастными психологическими и мировоззренческими особенностями. Способствовать религиозной толерантности может реализация конституционного принципа равенства всех религий перед законом. Но само по себе существование хорошей правовой базы, очевидно, не может предопределить утверждение этого принципа в общественной практике. Личностные предпочтения государственных чиновников, с одной стороны, и, как уже было сказано, претензии руководителей различных религиозных объединений — с другой, а также стереотипы общественного сознания ставят значительные преграды распространению толерантности. Вместе стем не следует считать, что религиозная нетерпимость в современной России преобладает. Можно признать, что большинство населения вполне лояльно относится к религиозному разнообразию в обществе. Но здесь необходимо отличать толерантность как принцип, осознанно принятый и практикуемый членами общества, от видимости терпимости, происходящей от безразличного отношения к этой проблематике. Индифферентность по отношению к религии — весьма распространенное явление. Достаточно сказать, что среди неверующих лишь 15% являются убежденными атеистами, остальные относятся скорее к "безразличным" или "сомневающимся. Псевдотолерантность в религиозной сферы может мгновенно превратиться в свою противоположность и стать причиной очередного конфликта. Межконфессиональные отношения в современной России Проблема отношений между различными религиозными объединениями значительно обострилась после распада СССР. Связано это прежде всего с предоставлением и реализацией определенных свобод свободы совести, свободы вероисповедания, а также с установлением конкурентных отношений между религиозными объединениями. Строго говоря, соперничество среди религий за последователей явление достаточно древнее. Однако наличие общего оппонента атеистического государства — в советский период России сглаживало многие потенциальные противоречия. Кроме того, законодательный запрет на миссионерскую деятельность снимал проблему конкуренции. Какого же рода противоречия в межконфессиональном пространстве возможны Важнейшим элементом борьбы для религиозных объединений является стремление завоевывать все большую популярность и большее число последователей. Население бывшего СССР в результате активной пропаганды атеистического мировоззрения вначале х гг. XX в. рассматривалось руководителями религиозных объединений в качестве потенциальных адептов. И даже сегодня при относительной стабильности численности последователей религиозных направлений треть населения России остается нерелигиозной, а значит, может служить полем миссионерской активности. Именно здесь сегодня сталкиваются основные интересы православных, мусульман, протестантов, католиков и др. Из проблемы увеличения паствы прямо вытекают экономические вопросы и вопросы влияния в обществе. Вместе стем следует признать, что межконфессиональные противоречия носят характер частных проявлений и не являются системными. Ведущие религиозные объединения страны широко взаимодействуют в благотворительной, милосердной и миротворческой деятельности, других видах социального служения, участвуют в выработке правовых норм, касающихся религиозной жизни. В целом можно сказать, что межконфессиональные отношения в современной России характеризуются становлением диалога, процессом углубления взаимопонимания.
Внутриконфессиональные противоречия Кроме актуализации межконфессиональных противоречий, на современном этапе развития России можно выделить и проблемы внутриконфессио- нальные. Так, распад СССР явился причиной раскола в структуре Русской православной церкви. Получила самостоятельность Украинская православная церковь, которая в свою очередь разделилась на несколько конкурирующих православных церквей. Более дифференцированной стала структура руководства религиозной жизнью российских последователей Мухаммада в результате появления нескольких десятков духовных управлений мусульман.
Внутриконфессиональные противоречия проявились ив веро- учительных и культовых вопросах. Здесь речь идет о процессе модернизации, коснувшемся религиозных объединений России. Идеи сделать вероучение и культовую практику близкими современности по-своему понятны, но должны во избежание конфликтов быть согласованы с историко-культурными традициями модернизируемой религии. Сторонникам модернизации противостоит консервативно настроенная часть верующих, не приемлющих каких бы тони было изменений, их позиция остается по-прежнему сильной. Политика и религия Особое место в религиозной ситуации современной России занимают отношения между религиозными объединениями и государственной властью. Мощь государства, с одной стороны, используется религиозными объединениями для достижения своих целей, с другой — государство использует авторитет религий в своих нуждах. Близкие отношения с властью одной из религий порождают определенные конфронтационные тенденции. Здесь вполне можно говорить о проблеме "политики и религии" или о "политизации религии. Политика и религия — две, на первый взгляд, несвязанные области общественной и личной жизни. Об этом заявляет большинство политических деятелей современных государство том же говорят документы основных религий. Однако на практике, в истории и современности религиозное пространство и политическое оказываются тесно переплетены. В каждую конкретную историческую

336 эпоху складывались вполне определенные отношения между политической властью и последователями духовных учений. Несмотря на то что, начиная с эпохи Просвещения, общественное развитие идет по пути секуляризации, религиозные организации играют в наши дни заметную роль в социально-политической жизни. В то время как отделение религии от государства — факт, зафиксированный в большинстве законодательных систем мира, религиозные организации не остаются в стороне от насущных проблем современности. Проблемы нравственного здоровья общества, пожалуй, в первую очередь касаются и религиозной, и политической сфер. Наиболее распространены две позиции в отношении проблемы религии и политики. Одна из них видит в социальной деятельности религиозных организаций прямую угрозу принципу светскости государства, претензии на активное участие в политической жизни. Эта позиция в основном характеризуется антиклерикальными настроениями. Другая позиция находит, что участие религий в общественной жизни может быть желательным, исходя из серьезности проблем, которые стоят перед социумом, и необходимости совместного их решения. В этом случае определенную опасность представляют крайние формы слияния религиозных и политических организаций, когда религия и политика используют друг друга в своих целях, забывая об интересах общества. В этой связи можно говорить об уместности религиозного участия в решении значимых общественных проблем при условии регулирования этого процесса со стороны независимых демократических институтов. В этом случае возможно взвешенное соотношение религиозного и политического в общественном пространстве. Религия как мировоззренческая система определяет социальное поведение своих последователей, и поэтому можно говорить о том, что интенсивность влияния религии на общественную и, соответственно, на политическую жизнь зависит от числа ее приверженцев. Однако здесь следует учитывать степень религиозности населения, глубину воздействия религиозной этики наличность. При внимательном анализе оказывается, что внешняя религиозность не говорит о принятии нравственных предписаний религиозного учения. Вместе стем следует признать, что миротворческая, благотворительная и милосердная деятельность религиозных организаций находит широкую поддержку среди населения России. В целом отношения религиозной и политической сфер общественной жизни носят сложный взаимосвязанный характер, в них имеют место как крайности, таки примеры конструктивного сотрудничества. Религия и армия Взаимоотношения между религиозными объединениями и воинскими частями в России имеет весьма богатую традицию. В истории России немало примеров участия Русской православной церкви в делах армии. Достаточно вспомнить, что без церковного благословения не начинался ни один военный поход, более того, известны факты участия монашеских отрядов в военных действиях. В современной России идет процесс восстановления воинско- религиозных отношений, что соответствует общим тенденциям в государственно-религиозных отношениях конца XX — начала
XXI в. Наиболее прочные связи в армии установились с РПЦ. Еще в
1994 г. было подписано совместное заявление Министерства обороны РФ и Московской патриархии, результатом которого стало широкое распространение в армии литературы религиозного содержания и проч.
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30

Резюме Религия в общественной жизни современной России играет заметную роль. Особенно показательны благотворительность ими- лосердие религиозных объединений. Несмотря на трудности в реализации принципа толерантности, общая обстановка в религиозном пространстве России характеризуется как относительно стабильная. Что касается межконфессиональных и внутриконфессиональ- ных противоречий, то, как отмечено в параграфе, они носят частный, а не системный характер. Наибольшую озабоченность вызывают политико-религиозные контакты. Однако и здесь можно говорить о постепенном установлении взвешенных, продуманных отношений.

338 Послесловие Курс "Основы религиоведения" закончен. Надеемся, чтение этой книги не было излишне утомительными читатели смогли почерпнуть не только интересные сведения о тех или иных религиях, но и сформировать собственную позицию по важным мировоззренческим вопросам. Цель данного издания — не столько удовлетворение потребности в информации, предоставление достоверных данных, сколько "живая" беседа, побуждающая мылить самостоятельно. Знать и помнить все невозможно, да и вряд ли есть в том необходимость. Но способность самим ориентироваться в захватывающем потоке информации на основе понимания — это действительно то, чему мне хотелось бы содействовать, предлагая изучать религиоведение. Автор благодарит прежде всего своих студентов, которые на протяжении ряда лет, сами того не подозревая, являлись участниками создания учебного пособия. Их активность и любознательность стимулировали исследования, а поиск ответов на студенческие вопросы позволял находить самые неожиданные повороты в изложении материала. Работа над этим учебным пособием будет продолжена и автор с благодарностью примет все предложения по его совершенствованию.
Литература
1.
Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. — Новосибирск, 1983.
2. Авеста. — М, 1994.
3.
Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии М, 1998.
4. Андреев Д. Роза мира. — М, 1993.
5. Анонимные атеистические трактаты. Бич веры. Мысли Спи- нозы. О трех обманщиках. — М, 1969.
6. Апокрифы древних христиан. — М, 1989.
7.
Арабаджян АЗ. Истоки духовности Религия и атеизм. — М,
1999.
8.
Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа Монография. — Архангельск, 1998.
9.
Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России морфол. анализ. — М, 1999. Ч. 1.
10. Балагушкин Е.Г., Квасникова СМ. Новые религиозные движения и секты. — М, 1993.
11. Баркер А. Новые религиозные движения. — СПб., 1997.
12. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. — М, 1992.
13. Бергсон А. Два источника морали и религии. — М, 1994.
14. Бердяев НА. Самопознание. — М, 1991.
15. Библейская энциклопедия. — М, 1991.
16. Библия. Книги Ветхого и Нового завета. — М, 1993.
17. Блаватская Е.П. Теософский словарь. — М, 1994.
18. Бонгард-Левин ГМ, Ильин Г.Ф. Индия в древности. — М,
1985.
19. Бубер М. Два образа веры. — М, 1995.
20. Буддизм Словарь. — М, 1992.
21. Будущее религии проблемы и перспективы В 2 тт. — М,
1992.
22. Булгаков С.Н. Православие. — М, 1991.
23. Булгаков С.Н. Свет невечерний. — М, 1994.
24. Васильев Л.С. История религий Востока. — М, 1988.
25. Вебер М. Избранное. Образ общества. — М, 1994.
26. Вебер М. Избранные произведения. — М, 1990.
27. Вестминстерское Исповедание Веры (1647—1648 гг.). — М,

340 1993.
28. Владимиров ЮС. Фундаментальная физика, философия и религия. — Кострома, 1996.
29. Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. — М, 1995.
30. Галленкамп Ч. Майя загадка исчезнувшей цивилизации. — М, 1966.
31. Гараджа В.И. Религиеведение. — М, 1995.
32. Гараджа В.И. Социология религии. — М, 1996.
33. Гегель Г.В.Ф. Философия религии Вт М, 1975, 1977.
34. Гольбах П. Избранные произведения Вт М, 1963.
35. Государственно-церковные отношения в России Курс лекций М, 1995. Ч. 1, 2.
36. Государственно-церковные отношения в России Материалы "круглого стола" / Под ред. НА. Трофимчука, В.И. Ефремен- ко. — М, 1993.
37. Гусейнов А.А. Великие моралисты. — М, 1995.
38. Девятова СВ. Христианство и наука от конфликтов к конструктивному диалогу. — М, 1999.
39. Джатаки. — М, 1979.
40. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. — М, 1993.
41. Дзэн-буддизм. — Бишкек, 1993.
42. Древние цивилизации. — М, 1989.
43. Дхаммапада / Перс пали, введение и коммент. В.Н. Топоро- ва; Отв. ред. Ю.Н.Рерих. — М, 1960.
44. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. — М.
45. Ефимов И. Современное харизматическое движение сектантства М, 1990.
46. Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия материалы семинаров. Ноябрь декабрь 2000 г, Москва / Под ред. А.В. Пчелинцева и
Т.В. Томаевой. — М, 2001.
47. Зарубежные концепции истории и эволюции христианства.
— М, 1990.
48. Зеньковский В. Основы христианской философии. — М,
1992.
49. Зиммель Г. Социология религии // Зиммель Г. Избранное. Философия культуры. — М, 1995. Т. 1.
50. Иваненко СИ. Трофимчук НА. Новые религиозные объединения поиски, противоречия, надежды, — М, 1991.

341 51. Иллюстрированная история религий Вт Под. ред. Д. П.
Шантепп деля Соссей. — М, 1992.
52. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. — М, 1993. Т. 1,2.
53. Индийская философия. Тексты. — М, 1981.
54. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. — М, 1996.
55. Ислам. Энциклопедический словарь. — М, 1991.
56. История и теория атеизма. — М, 1982.
57. Карташов А.В. Вселенские соборы. — М, 1994.
58. Карташов А.В. Очерки из истории русской церкви. — М,
1992—1993. Т. 1, 2.
59. Католицизм. Словарь. — М, 1991.
60. Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Наука и религия историко- культурный очерк. — М.
61. Классики мирового религиоведения. — М, 1996.
62. Климович ЛИ. Книга о Коране, его происхождении и мифологии М, 1986.
63. Книга согласия. Вероисповедание и учение лютеранской церкви. — М, 1996.
64. Константинов В.Н. История свободомыслия. — Владимир,
1993.
65. Конфуций. Изречения. — М, 1994.
66. Конфуций. Я верю в древность / Сост, переводи коммент.
И.И. Семененко. — М.
67. Концевич ИМ. Православие и буддизм. — М, 1994.
68. Коран / Пери коммент. И.Ю. Крачковского. — М, 1986.
69. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. — М, 1983.
70. Краткая философская энциклопедия. — М, 1994.
71. Крывелев И.А. История религии. Очерки в х т. — М, 1988.
72. Культура и религия линии сопряжения. — М, 1994.
73. Кураев А. Традиции. Догмат. Обряд. — М, 1995.
74. Кьеркегор С. Страхи трепет. — М, 1992.
75. Лайтман М. Каббала. Тайное еврейское учение. — Новосибирск. Лао Цзы. Дао дэ цзин. — М, 1990.
77. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении М, 1994.
78. Леви-Строс К. Первобытное мышление. — М, 1994.
79. Ленин В.И. Социализм и религия // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 12.

342 80. Лопаткин Р.А. Конфессиональное пространство России глазами социолога // Религия и право. — М, 2001. № 4.
81. Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет страны к характеристике современной религиозной ситуации Брошюра. — М, 2001.
82. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М, 1991.
83. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. — М, 1991.
84. Лютер М. Избранные произведения. — СПб., 1994.
85. Лютер М. Краткий катехизис. — Минск, 1998.
86. Лютер Мартин. Disputatio pro declaratione virtutis indulgen- tianum. Диспут о прояснении действенности индульгенций
(95 тезисов) / Перс лат А.И.Рубана под ред. Ю.А.Голубца.
— СПб., 1996.
87. Малявин В.В. Чжуан-цзы. — М, 1985.
88. Мартишина НИ. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. — Омск, 1997.
89. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока.
— М, 1982.
90. Мень А. История религии В поисках Пути, Истины и Жизни Вт М, 1993.
91. Мечковская Н.Б. Языки религия. — М, 1998.
92. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения Рабочая книга преподавателя и студента. Учеб. пособие. — М,
1998.
93. Мирошникова ЕМ. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ. — Тула, 1997.
94. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. — М, 1998.
95. Митрохин Л.Н. Религии "нового века. — М, 1985.
96. Митрохин Л.Н. Философия религии. — М, 1993.
97. Мифологический словарь / Гл. ред. ЕМ. Мелетинский. — М,
1992.
98. Мифологический словарь. — М, 1991.
99. Мифы народов мира. Энциклопедия в х т. / Гл. ред. С.А.
Токарев. — М Сов. энциклопедия, 1992.
100. Москаленко АТ. Идеология и деятельность христианских сект. — Новосибирск, 1998.
101. На пути к свободе совести. Сборник. — М, 1989.
102. Нарайан Р.К. Боги, демоны и другие. — М, 1975.

343 103. Наука, религия, гуманизм. — М, 1996.
104. Ницше Ф, Фрейд З, Фромм Э, Камю А, Сартр Ж. Сумерки богов. — М, 1989.
105. Новиков М.П. Атеизм в духовной жизни общества. — М,
1984.
106. Новые религиозные культы, движения и организации в России Словарь-справочник. — М, 1998.
107. Основы религиоведения Учеб. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Ябло- ков, К.И. Никонов и др Под ред. И.Н. Яблокова. — М,
2000.
108. Очерки истории западного протестантизма. — М, 1995.
109. Перспективы межрелигиозного сотрудничества в контексте современных социальных и духовных проблем в России. — М, 1993.
110. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии.
1990. №8.
111. Плоть и кость дзен. — Калининград, 1992.
112. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. — М, 1997.
113. Православие вехи истории. — М, 1989.
114. Православие Словарь. — М, 1989.
115. Православная церковь. Современные ереси и секты России.
— СПб., 1995.
116. Протестантизм Словарь. — М, 1990.
117. Пучков ПИ, Казьмина О.Е. Религии современного мира. — М, 1997.
118. Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. — М, 1985.
119. Радугин А. А. Введение в религиоведение Курс лекций. — М, 1996.
120. Религии мира. Энциклопедия для детей. Т. 6. ЧМ. Религии народов современной России Словарь. — М, 2002.
122. Религиоведение Учебное пособие и учебный словарь-мини- мум по религиоведению / Под. ред. И.Н. Яблокова. — М,
1998.
123. Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. — М, 1993.

344 124. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. к.ю.н.
А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский. — М, 2001.
125. Религиозные традиции мира Вт М, 1996.
126. Религия в истории и культуре / Под ред. проф. МГ. Писма- ника. — М, 2001.
127. Религия и демократия На пути к свободе совести. — М,
1993.
128. Религия и общество Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, ЕД. Руткевич. — М, 1996.
129. Религия и политика в современной России. — М, 1997.
130. Религия и права человека. На пути к свободе совести. — М,
1996.
131. Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе СПб., 1991.
132. Религия, национальное согласие и возрождение России. — М, 1993.
133. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. — М, 1996.
134. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. — М,
1996.
135. Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. — М,
1995.
136. Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви.
— М, 1994.
137. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. — М, 1992.
138. Розенберг О.О. Труды по буддизму. — М, 1994.
139. Савельев В.Н. Свобода совести история и теория. — М,
1991.
140. Самыгин СИ, Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение социология и психология религии. — Ростов-на-
Дону, 1996.
141. Свенцицкая И.С. Апокрифические евангелия. — М.
142. Свободомыслие и атеизм в древности, Средние века ив эпоху Возрождения. — М, 1986.
143. Словарь символов. — М, 1994.
144. Смысл жизни. Сокровища русской религиозно-философской мысли. Антология. — М, 1994.
145. Сорокин ПА. Человек. Цивилизация. Общество. — М, 1992.
146. Социология религии классические подходы. — М, 1994.

345 147. Сторчак В.М. Оживление язычества миф о древнеславянской вере // Мир культур России. 2002. № 5.
148. Тажуризина ЗА. Идеи свободомыслия в истории культуры.
— М, 1987.
149. Тайлор Э. Первобытная культура. — М, 1989.
150. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. — М, 1992.
151. Токарев С.А. Ранние формы религии. — М, 1990.
152. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. — М, 1986.
153. Тора. — М, 1993.
154. Торчинов Е.А. Даосизм. — СПб., 1993.
155. Торчинов Е.А. Религии мира. — СПб, 1997.
156. Трофимов В.П. Гуманизм, религия, свободомыслие. — М,
1992.
157. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в историю религии. — М, 1990.
158. Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. — М, 1992.
159. Фромм Э. Бегство от свободы. — М, 1990.
160. Фромм Э. Иметь или быть. — М, 1990.
161. Фромм Э, Судзуки Д, Марино Р. Дзэн-буддизм и психоанализ М, 1995.
162. Фрэзер Дж. Золотая ветвь исследование магии и религии Вт М, 2001.
163. Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. — М, 1996.
164. Шестов Л.Н. Избранные сочинения. — М, 1993.
165. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. — М, 1994.
166. Штайнер Р. Теософия. Введение в сверхчувствительное познание мира и назначение человека. — Ереван, 1990.
167. Щербатской ФИ. Теория познания и логика поучению позднейших буддистов. — М, 1995. Ч. 1, 2.
168. Щипков А.В. Во что верит Россия Курс лекций. — СПб.,
1998.
169. Элиаде М. Космос и история. — М, 1987.
170. Элиаде М. Священное и мирское. — М, 1994.
171. Энциклики его святейшества Папы Римского 1891, 1981,
1991 гг. — Киев. 1993.
172. Эра царствующих богов 3000—1500 гг. дон. э. / Перс англ. В. Мартова. — М, 1998.
173. Юнг КГ. Архетип и символ. — М, 1991.

346 174. Юнг КГ. Ответ Иову. — М, 1995.
175. Ян Гус, Мартин Лютер, Жан Кальвин, Торквамада, Лойола.
— М, 1995.
176. Ясперс К. Смысли назначение истории. — М, 1992.
177. World Christian Encyclopedia. 2nd edition. A comparative sur- vey of churches and religions in the modern world. — Oxford
University Press, 2001.
Интернет-ресурсы
1. Атеистический сайт. Атеизм и религии в России. http://www.ateism.ru/
2. Государство и религия. http://www.state-religion.ru/
3. Дорога к храму. http://religion.rin.ru/
4. Мир религий. http://www.religio.ru/
5. Народы и религии мира. http://www.cbook.ru/peoples/
6. Научный атеизм. http://www.atheism.ru/
7.
НГ религии. http://religion.ng.ru/
8. Религия в светском обществе. http://religion.sova-center.ru/
9. Религия и СМИ. http://www.religare.ru/
10. Российский Религиоведческий портал. Все о религиоведении и религиях. http://www.religiovedenie.ru/
11. Славянский правовой центр. http://www.rlinfo.ru/
12. Упельсинкина страница. Сайт религиоведа. http://www.upelsinka.com/

347

348 Указатели Именной указатель
Абеляр П. 61
Абу Бакр.................................... 272
Аввакум..................................... 226 Авеста ............... 126, 127, 129, 339
Авраам .....136, 137, 138, 139, 140,
142, 146, 149, 194, 270, 273,
275, 277, 306
Аксаков К.С............................... 311 Алексий II.................................. 208 Али ............................................ 272
Аменхотеп IV .............................. 77
Анаксагор.................................... 54
Антоний..................................... 219 Аристотель ......................... 14, 279
Аскольд..................................... 217
Баха-Улла................................. 306
Бахофен И. ................................. 20
Белинский В.Г............................. 55
Береславский В. 330
Борунков Ю.Ф............... 14, 27, 343
Бросс Ш. де ................................ 19
Бруно Д. .......................... 50, 51, 56
Брюллов К. ................................. 86
Бубер М. 11 Будда Гаутама .. 22, 154, 155, 156,
158, 159, 160, 161, 162, 166,
167, 168, 169, 173, 174, 176,
177, 182, 306
Булгаков С.Н. ..................... 26, 339 Вала Л. 54 Василий II ................................. 217 Вебер М. ..................... 18, 254, 343
Вергилий................................... 187
Виклиф Дж. 243 Владимир Святославович. 216
Вольтер Ф. ............................ 54, 62
Вундт В. ...................................... 19
Гай Юлий Цезарь. 187 Галилей Г. 50
Гельвеций КА. .............. 18, 54, 62
Герцен АИ. 55
Гете ............................................. 86
Гоббс Т. 18, 24, 62
Гольбах ПА. 17, 54, 62 Гораций. 187 Грехопадение ............................. 40 Григорий VII .............................. 231
Гус Я. 243, 346
Дарий I ...................................... 126
Джемс У. ..................................... 19
Дидро Д. 54
Добролюбов НА. ....................... 55 Достоевский Ф. 215
Дюпюи Ш.-Ф................................ 19
Дюркгейм Э. 18
Еврипид .................................... 187 Екатерина II ...................... 227, 320
Зиммель Г. 18
Зороастр ................... 125, 126, 306 Иван IV Грозный. 260, 320 Иисус Христос ...60, 149, 183, 184,
185, 186, 187, 188, 189, 190,
191, 193, 194, 195, 196, 197,
198, 199, 200, 201, 202, 205,
207, 209, 210, 212, 213, 214,
216, 233, 234, 235, 237, 246,
247, 248, 249, 250, 251, 253,
255, 257, 265, 270, 273, 275,
292, 306, 307 Илларион .................................. 218 Иоанн Предтеча ....................... 190
Иов ............................................ 226 Иосиф ....................................... 139 Иосиф Волоцкий ...................... 225 Ирод Великий ........................... 188 Исаак. 138
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30

Исидор ...................................... 223
Кальвин Ж. ....................... 247, 256 Кант И. ........................................ 17 Карл Великий ........................... 230
Климент I .................................. 233
Ключевский ВО. ...................... 222
Коллинз А. .................................. 53 Константин I................ 96, 210, 230

349
Конт О. ........................................ 18 Конфуций. 132, 133, 341 Коперник Н. 50
Куланж Ф. де. 20
Лактанций ............................. 22, 23
Лао-цзы..................................... 134
Леви-Брюль Л. 19 Ленин В. ...................................... 24 Лермонтов М. ............................. 86
Локк Дж. ...................................... 62 Ломоносов МВ. 54 Лука ................................... 186, 210
Лукреций ..................................... 54
Лэнг Э. 31
Лютер М. ..232, 242, 243, 244, 245,
246, 247, 249, 250, 251, 252,
255, 317, 342, 346
Маймонид ................. 146, 148, 151 Македонский А. .................... 72, 91 Мани. 130 Марк .......................................... 186 Маркс К. ...................................... 24
Матфей ..................................... 186
Мень А. 26, 187 Мечников И.И. ............................ 55 Мечников ЛИ. ............................ 55 Моисей .......47, 136, 140, 141, 142,
143, 144, 146, 148, 151, 198,
270, 273, 275, 306
Монтескьё Ш.-Л. ......................... 18
Мухаммад ....22, 72, 266, 267, 268,
269, 270, 271, 272, 273, 274,
275, 277, 278, 279, 280, 281,
282, 306, 335
Навуходоносор......................... 149 Николай Кузанский .............. 50, 56 Никон. 226
Никонов К.И. ................. 14, 27, 343 Нил Сорский ............................. 224 Ной .................................... 138, 270 Ньютон И. ................................... 49
Огарев Н.П................................ 310
Оккам У. ...................................... 61
Октавиан Август. 96 Петр I......................... 227, 310, 320
Петрашевский МВ. 310
Пий I .......................................... 233
Пий XII....................................... 234 Пифагор. 49, 88, 101 Платон ...................................... 187 Понтий Пилат ........................... 190
Протагор ..................................... 54
Птолемей .................................... 50 Пушкин А. 86
Радищев АН. ............................. 54 Рахманинов С. 212
Рембрандт Х.в.Р. ....................... 86
Робертсон Смит У. 20
Руссо Ж.-Ж. ................................ 18
Сергий Радонежский ............... 222
Сеченов ИМ. 55 Соловьев В.С. ............................ 17 Соломон. 146, 148, 270
Софокл...................................... 187
Спиноза Б. ............................ 56, 62
Судзуки Д. 177
Тамерлан .................................. 222
Тертуллиан К. 61
Тиллих П. .................................... 11
Тимирязев КА. ........................... 55 Тихон (Белавин) ....................... 227 Толстой Л. 215
Тороп С. .................................... 330
Трельч Э. .................................... 18
Умар .......................................... 272
Усман ........................................ 272
Фейербах Л. 24
Феодосий .................................. 219 Феофан Прокопович ................ 227
Флоренский ПА. 26
Флурнуа Т. .................................. 19
Фрейд З. 19, 286
Фромм Э. ...................... 19, 26, 286
Хаббард Р. 307
Хадиджа.................................... 269
Хаммурапи.................................. 81
Хлодвиг ..................................... 230 Хомяков АС. ............................ 311 Цицерон ................................ 22, 91 Чайковский П. 212
Чернышевский Н.Г. .................... 55
Чингисхан ................................. 221
Шекспир ...................................... 86
Шмидт В. 31

350
Эмпедокл .................................... 88
Эпикур......................................... 54
Эриугена ..................................... 61
Эсхил ........................................ 187
Эхнатон................................. 72, 77
Юм Д. .................................... 17, 54 Юнг КГ. 19, 286
Яблоков И.Н. ................ 14, 27, 343 Ян .............................................. 134 Ярослав Мудрый. 219, Указатель религий, религиозных направлений и учений
Адвентизм......................... 257, 262
Ананда Марга ........................... 304 Англиканство .................... 256, 265 Анимизм. 68 Арианство ................................. 290 Армия Спасения. 265 Баптизм. 257, 261
Бахаизм .................................... 306 Брахма Кумарис....................... 304 Буддизм .6, 7, 22, 45, 46, 131, 132,
135, 154, 155, 161, 162, 163,
167, 168, 169, 170, 171, 173,
174, 175, 176, 177, 178, 179,
180, 181, 182, 221, 284, 288,
290, 291, 292, 294, 295, 297,
298, 301, 303, 304, 320, 326,
331, 339, 340, 341, 344, 345 Даосизм ...131, 132, 133, 134, 135,
136, 331
Дзен-буддизм ........................... 177
Донатизм................................... 290 Евангельские христиане в духе апостолов ............................. 265
Жидовствующие....................... 225 Зороастризм ............................. 125 Индуизм ...118, 119, 120, 121, 122,
124, 144, 154, 155, 174, 285,
291, 294, 295, 297, 301, 304,
305, 341 Ислам, 22, 45, 46, 72, 118, 121,
125, 127, 137, 146, 221, 231,
266, 267, 268, 269, 270, 271,
272, 273, 274, 275, 276, 277,
278, 279, 280, 281, 282, 288,
291, 292, 293, 294, 295, 297,
298, 300, 301, 302, 303, 306,
319, 326, 327, 331, 339, 341 Италийская религия. 84 Иудаизм .....45, 118, 136, 140, 142,
144, 146, 148, 150, 151, 152,
153, 185, 197, 199, 225, 266,
267, 270, 279, 283, 288, 290,
295, 297, 326 Кальвинизм, 250, 255, 256,
260, 261 Католицизм, 51, 71, 183, 187,
203, 204, 206, 229, 230, 231,
232, 233, 234, 235, 236, 237,
238, 239, 240, 241, 242, 243,
247, 251, 292, 299, 300, 309,
320, 322, 324, 326, 341 Квакеры. 259 Китайская народная религия .. 131 Культ Богини-Матери..... 65, 84, 88 Ламаизм. 175, 181 Лютеранство. 255, 260 Манихейство. 130
Махаяна .................................... 176 Международное общество сознания Кришны ................ 304 Меннониты. 259, 265 Методисты ................................ 265 Миссия божественного света. 304 Митраизм .................................. 128 Монофизитство ........................ 290 Моравские братья. 259 Мормоны. 259, 265
Неоязычество........................... 307 Несторианство ......................... 290
Нестяжатели............................. 208
Новоапостольская церковь ..... 265
Оккультизм ............................... 308 Пантеизм .................................... 56 Православие ..... 71, 183, 187, 204,
205, 211, 216, 218, 220, 222,
227, 230, 232, 292, 320, 324,
339, 341, 343 Протестантизм .... 61, 71, 183, 187,
203, 204, 232, 242, 243, 247,
249, 251, 252, 253, 254, 255,
256, 257, 258, 260, 261, 265,
292, 299, 300, 320, 324, 327,
343
Пятидесятничество.......... 258, 263 Религия ацтеков. 114 Религия германцев .................. 102 Религия Древнего Египта. 71 Религия Древнего Крита ........... 83 Религия Древнего Рима ............ 92 Религия Древней Греции. 86 Религия Древней Месопотамии 78 Религия древних славян ......... 105 Религия инков .......................... 115 Религия кельтов. 98 Религия майя. 112 Реформатство. 299 Сатанизм .................................. 308 Свидетели Иеговы........... 259, 264 Синтоизм .................. 135, 136, 290
Суннизм ............................ 281, 294 Суфизм ............................. 282, 294 Тибетский буддизм .......... 175, 181 Тотемизм .................................... 66 Трансцендентальная медитация ............................ 304
Тхеравада................................. 176
Унитарии................................... 259 Фетишизм ................................... 68
Хариджизм................................ 281
Хинаяна .................................... 176 Христианство, 11, 14, 17, 18, 40,
46, 60, 62, 71, 72, 76, 82, 83, 86,
96, 100, 111, 118, 125, 130, 137,
146, 183, 184, 185, 187, 188,
196, 204, 205, 206, 207, 209,
210, 216, 217, 218, 220, 221,
222, 225, 228, 229, 230, 231,
232, 237, 246, 259, 266, 267,
268, 270, 273, 279, 288, 289,
290, 291, 292, 293, 294, 297,
298, 299, 302, 303, 306, 310,
316, 327, 330, 331, 340 Церковь Божьей Матери Державная. 329, 330 Церковь объединения ............. 305 Церковь полного Евангелия. 265 Церковь Последнего Завета .. 329,
330 Церковь сайентологии. 307 Церковь Христа. 305 Шаманизм. 69 Шиизм ............................... 281, 294 Эллинская религия .................... Указатель богов и божеств
Агни ........................................... 122 Адонис ........................................ 91 Аид ........................................ 85, 89
Амон-Ра ...................................... 77 Ан ................................................ 79
Анахита..................................... 125
Анхра-Манью.................... 126, 127 Аполлон .......................... 87, 90, 95
Арвернорикс ............................. 101
Арес............................................. 94 Асы ............................................ 104
Атон............................................. 77
Аттис ........................................... 95
Атум ............................................ 74 Афродита. 94
Ахура-Мазда............. 126, 128, 129
Ба ................................................ 75
Бахрама .................................... 127

352
Белатукадрос ........................... 102
Беленос..................................... 101
Бенбен ........................................ 74 Брахма ...................................... 123 Валькирии. 104
Ваны.......................................... 104
Варуна............................... 122, 125
Вёльва ...................................... 105 Венера ........................................ 94 Веста ..................................... 92, 93
Вишну................................ 122, 123
Геб......................................... 72, 73 Гера. 89, 94 Геракл ................................... 90, 91 Гермес. 85
Гея............................................... 89 Гномы. 103 Гор. 72, 73
Даждьбог................................... 109
Дарга ......................................... 101
Деметра ................................ 89, 91 Диана .......................................... 94 Диве ............................................ 85 Дионис. 85
Дир ............................................ 217 Европа. 84
Ёрмунганд................................. 105 Зевс. 84, 86, 88, 91
Иакатекутли.............................. 115 Иисус Христос ... 60, 149, 183, 184,
185, 186, 187, 188, 189, 190,
191, 193, 194, 195, 196, 197,
198, 199, 200, 201, 202, 205,
207, 209, 210, 212, 213, 214,
216, 233, 234, 235, 237, 246,
247, 248, 249, 250, 251, 253,
255, 257, 265, 270, 273, 275,
292, 306, 307
Ильяна ...................................... 116
Инти........................................... 116
Исида .................................... 76, 91
Ицамна...................................... 113
Иш-Чебель-Йаш ....................... 113
Иш-Чель.................................... 113 Ка 75
Камулос .................................... 101
Катурикс.................................... 102
Квирин......................................... 92
Кецалькоатль ........................... 115
Ки ................................................. 79
Кибела......................................... 95
Кинич-Ахау................................ 113
Кодициус................................... 102 Кора. 91
Кром .......................................... 101
Кронос......................................... 84
Левцетиос ................................. 101 Леший. 106
Либер .......................................... 94
Либера ........................................ 94
Мара.......................................... 158
Мардук ........................................ 80 Марк .......................................... 186 Марс ................................ 92, 93, 94 Минотавр .................................... 84 Митра ..91, 122, 125, 128, 129, 130
Моккус ....................................... 101
Мокошь ..................................... 109
Муло.......................................... 101
Никсы ........................................ 103
Нун .............................................. 74 Нут. 72, 73
Огмиос .............................. 101, 102 Один. 103
Осирис .................................. 76, 91
Пачакамак................................. 116 Персефона ................................. 89
Перун ........................................ 110 Посейдон .............................. 85, 90 Прометей .................................... 91
Пуруша...................................... 122
Ра ................................................ 72 Рея .............................................. 84 Род ............................................ 108 Русалки ..................................... 106
Самхан ...................................... 101
Сантий....................................... 101
Сварог ....................................... 108
Себек........................................... 73
Семаргл .................................... 109 Семья. 305 Сет. 72, 73
Сехмет ........................................ 73
Стрибог ..................................... 108

353
Супай ........................................ 116
Таммуз ........................................ 80
Таранис..................................... 101
Тарвос....................................... 101
Тепеу......................................... 113
Тескатлипока............................ 115
Тефнут .................................. 72, 73
Тлалок....................................... 115
Тлептолем .................................. 90
Токсарис ..................................... 90 Тор. 104 Тот ......................................... 72, 73 Тролли ...................................... 103
Тюр............................................ 104
Уицилопочтли........................... 115 Феникс. 74 Фортуна. 94
Фрейр ........................................ 104
Фрейя ........................................ 104
Хатхор................................... 72, 73
Хепри .......................................... 74
Хнум ............................................ 73
Хорс........................................... 109
Хунаба....................................... 113 Церера ........................................ 94
Цернуннос................................. 101
Чаку ........................................... 113
Чкуилья ..................................... 116
Шан-ди ...................................... 133 Шива. 122, 123
Шиутекутли............................... 114 Шу. 72
Эа ................................................ 79 Эльфы. 103
Энки............................................. 79
Энлиль ........................................ 79
Эпона ........................................ 101 Эрос ............................................ 89 Эскулап ....................................... 95
Эсус........................................... 101
Эсхил ........................................ 187 Эфир ........................................... 89 Юнона ......................................... 94 Юпитер. 92, 93
Яхве .138, 140, 141, 142, 143, 144,
145, 148, 194, 273 Предметный указатель Авеста ............... 126, 127, 129, 339
Агни ........................................... 122
Анатман .................................... 168 Анафема ................................... 246 Антиклерикализм ....................... 55 Антропоморфизм ....................... 82
Архат......................................... 173 Астрология. 88 Атеизм. 57, 293
Атман ........................................ 124 Библия .....20, 45, 49, 78, 137, 138,
139, 141, 142, 143, 148, 183,
185, 186, 200, 206, 247, 249,
251, 252, 255, 256, 257, 259,
307, 330, 339 Бог ............................................... 28 Богоборчество. 55 Богослужение ............................... 7 Брахман .................................... 124 Варвары. 86 Ватикан ..................................... 235 Ведун. 107 Веды. 121, 129 Ведьма ...................................... 107 Венчание. 207
Внеконфессиональный.............. 11 Волхв. 107 Восьмеричный путь ................. 164 Грехопадение ............................. 40 Дао ............................ 132, 134, 341 Деизм .......................................... 56
Декалог ..................................... 143 Деноминация. 41 Десятина ................................... 218

354 Десять заповедей .................... 143 Джихад ...................................... 278 Догмат. 7 Догматическое вероучение ....... 22 Доктрина ....................................... 7
Дхарма ...................................... 119 Евхаристия ............................... 211 Единобожие. 73 Елеосвящение. 207 Епархия. 205 Епископ ..................................... 205 Жертвоприношение ................... 85
Закят ......................................... 276
Зиккурат ...................................... 82
Зоолатрия................................... 73 Зооморфный. 82 Иерархия .................................... 40 Иконопочитание ....................... 210 Индульгенция ........................... 244 Инициация .................................. 66 Искусство. 45 Исповедь. 207 История религии ........................ 19
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30

Кааба......................................... 268
Калам ........................................ 281 Капище. 108 Карма ................................ 120, 155 Клинопись ................................... 81 Книга мертвых. 76 Колдун. 67
Конкиста.................................... 114 Конфессия .................................... 8 Космогония ................................. 73 Крещение. 207 Культовая деятельность ........... 36 Культовая система. 39 Культура ..................................... 43 Курган. 109 Литургия. 211 Магический ................................. 32 Магия. 67
Мантры...................................... 121 Матриархат. 89 Мегалитические сооружения .. 101 Медитация .................................... 7 Метафизика. 93 Минимум религии ...................... 36 Мировоззренческий плюрализм Миропомазание. 207 Миссионерство. 11 Мистерии .............................. 71, 76
Мисты.......................................... 91 Митрополит .............................. 205
Мишна....................................... 150 Многобожие ................................ 73 Модернизация .......................... 285 Молитва ........................................ 7 Монашество. 207 Монотеизм .................................. 31 Монофизитство ........................ 290 Мораль. 46 Мощи. 210 Мумификация. 75 Мумия. 76 Муфтий ..................................... 268 Намаз ........................................ 275 Неопалимая купина ................. 142 Неофит. 76, 91 Нестяжание .............................. 208 Нирвана .................................... 159 Ном. 73 Нравственность. 46
Нумен .......................................... 93 Обряд. 7, 32, 39 Оракул. 87 Пантеизм .................................... 56 Пантеон. 71 Папа Римский ........................... 235 Папирус. 75 Пасха. 212 Патриарх. 205 Патриархат ................................. 89 Патриции .................................... 93 Первородный грех ..................... 40 Плебеи ........................................ 93 Покаяние. 207 Политеизм .................................. 73
Пополь-Вух ............................... 113 Посвящение. 66 Послушание. 208 Пост. 113 Причащение ............................. 207 Психология религии. 19 Рака. 211
Религиоведение. 10 Религиозный индифферентизм 55 Религиозный культ. 39 Религиозный скептицизм .......... 56 Религия ....................................... 21 Римская Курия.......................... 236 Ритуал. 7 Сакральное. 41 Самосознание ............................ 33
Сангха ....................................... 166
Сансара .................................... 120 Сверхъестественное ................. 29 Сверхъестественные существа 42 Свобода совести. 59 Свободомыслие ......................... 53 Священное ................................. 38 Священство ................................ 40 Секта ........................................... 40 Секуляризация 41, 45, 54, 62, 283,
284, 285, 286, 287, 288, 289,
311, 316, 319, 336 Символ. 7, 39 Соборование ............................ 207 Сома. 122 Социализация ............................ 66 Социология религии .................. 18 Срединный путь ....................... 158 Столпы ислама ........................ 275
Сунна ........................................ 280 Табу. 67 Таинства ................................... 206 Талмуд ...................................... 150 Теократия ................................. 181 Теология ..................................... 13
Типитака ................................... 168 Тора, 105, 142, 146, 148, 150,
151, 153, 183, 274, 345 Тризна ....................................... 109
Тришна...................................... 163 Уния. 223
Упанишады ............................... 122
Ураза......................................... 277 Усыпальница .............................. 72 Фараон ........................................ 71 Феномен. 14
Фикх........................................... 278
Филиокве .................................. 232
Фитра ........................................ 274 Функции религии ........................ 41 Хадж. 277 Харизматический ....................... 40
Хиджра...................................... 271 Целомудрие. 208 Церковь. 21, 40 Четыре благородных истины .. 160
Шахада.............................. 274, 275
Ширк.......................................... 274 Экспансия ................................... 99 Экуменизм ........................ 284, 288 Юродство. 209