ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Философский подход основан на предвидении будущего как следующей стадии развития природы и общества в рамках познания общих закономерностей этого развития.
Изучая второй вопрос, «глобальные проблемы современности и пути их решения», следует обратить внимание на то, что указанные проблемы являются проблемами общечеловеческого масштаба.
Глобальные проблемы - это проблемы, которые охватывают весь мир и представляют угрозу для существования цивилизации. Ученые сгруппировали глобальные проблемы в три основные группы. К первой группе относятся: проблемы мира, войны, разоружения, выживания. Вторая группа - это проблемы использования достижений научно- технического прогресса, демографические, развития образования, здравоохранения, культуры. Третья группа - это проблемы, связанные с природными ресурсами, энергией, продовольствием, экологией.
При рассмотрении третьего вопроса «Перспективы социального развития» следует исходить из того, что решение глобальных проблем требует нового подхода к пониманию взаимодействия государств и общественных движений.
Социальный прогресс - это непрерывное поступательное развитие общества, в которых достигаются новые, более высокие рубежи, уровни и лучшие качественные его состояния. Важной особенностью социального прогресса является его необратимый характер. Научное предвидение позволяет на основе знаний определенных закономерностей и тенденций исторического развития находить практические средства для решения социальных проблем. Второй особенностью социального прогресса является возрастание его темпов, динамики, стремительности поступательного развития. Для него характерны также: насыщенность переменами и интенсивность научных открытий, технический изобретений, международного обмена в сфере науки и культуры
На пути социального прогресса стали глобальные проблемы. Мир встал перед выбором- погибнуть или выжить. Никогда в прошлом исторический выбор не был таким ясным и однозначным. Ныне живущие поколения должны найти выход не в трагическом эпилоге, а вдохновляющем прологе общечеловеческой солидарности гуманистическая миссия социального прогресса обеспечить реальный поступательный процесс развития человечества в соответствии с объективными закономерностями и тенденциями.
Вопросы для закрепления материала:
-
Понятие социального прогнозирования и его виды -
Глобальные проблемы современности и пути их решения -
Перспективы социального развития -
Составить таблицу «Глобальные проблемы и их влияние на мировую экономику»
Глобальные проблемы | Влияние на мировую экономику |
Глобальное потепление | Повышение средней температуры климатической системы Земли. |
Демографическая | Резкое увеличение численности населения в слаборазвитых странах и резкое уменьшение численности населения в развитых странах. |
Экономическая отсталость развивающихся стран | Среднедушевые доходы в 20 наиболее богатых странах мирав 37 раз превышает соответствующий показатель в 20 беднейших странах, причем за последние 40 лет этот разрыв удвоился. Различные значения темпов экономического роста приводит к увеличению разрыва между богатыми и бедными странами |
Экологическая | К главным направлениям обострения экологического кризиса относятся вывод из землепользования засоленных почв, подверженных ветряной и водной эрозии; чрезмерное употребление химических удобрений; все большее химическое воздействие на продукты питания, воду, среду обитания человека, уничтожение лесов, растущий выброс в атмосферу загрязняющий веществ, ведущий к уничтожению защитного озонового слоя, стремительный рост отходов |
Терроризм | Специалисты, исследующие проблему терроризма, выделяют 2 возможные стратегии борьбы с терроризмом- прогрессивную и консервативную. Консервативная стратегия- подразумевает частичные уступки требованиям террористов- выплату выкупа, территориальные и моральные уступки. Прогрессивная стратегия -означает безоговорочное уничтожение террористов |
Домашнее задание:
-
Знать конспект, основные понятия темы -
Написать письменную самостоятельную работу (эссе) на тему: «Глобальные проблемы и пути выхода из них»
УРОК 47-48
Время выполнения-2 часа
Практическая работа №4 «Понятие материи»
Тема «Понятие материи в науке и в философии»
Цель – сформулировать и раскрыть смысл основного философского понятия.
Средства для выполнения практической работы: философский текст
Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.
2. Виноградовский В.Г. Социальная организация пространства. М., 1988.
3. Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.
4. Ильенков Э.В. Идеальное // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 219-227.
5. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6, 7.
6. Петров Ю.А., Французова Н.П. Категория материи. Логико-методологические и научно-
прикладные проблемы // Философские науки. 1998. № 7.
7. Пригожий И., Стенгерс М. Бремя, хаос, квант. М., 1997.
8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
9. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия. Минск, 1998.
10. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Задание №1 Прочитайте внимательно следующий текст
Постарайтесь вспомнить представления о материи, характерные для эпохи средневековья, Нового времени, современности. Не могли бы ВЫ выяснить, какой дух выявился в этих представлениях (в частности, в известном ленинском определении)?
Насколько важен выбор имени (слова) для обозначения понятия «материя»? Характерен
ли такой выбор (мастерство выбора) для философии «диалектического материализма»?
Продемонстрируйте на историко-философском материале многообразие в выборе имени для «материи».«Другой простой пример – аристотелевское понятие материи. Говоря теперь «материя», мы, конечно, неимоверно далеки от понимания того, что, собственно, хочет сказать своим понятием Аристотель. На самом деле, первоначально лес, который применяется для мелких работ в строительстве, понимается Аристотелем как онтологический принцип. В том, что греки подняли это слово на одно из центральных мест в философии, выявился их технический дух. Они видят в форме (эйдасе) выход технического достижения, которое преобразует нечто неоформленное. Но мы недооценили бы Аристотеля, решив, что такое массивное понятие существующего в себе и для себя материала будто и есть аристотелевский смысл. Этим массивным понятием из
сферы ремесла Аристотель хотел описать онтологические взаимоотношения, структурный
момент бытия, который выполняет свою функцию во всяком мышлении и познании истинного. Он хотел показать, что познавая и определяя нечто как нечто, мы всегда имеем
ввиду пока что не определенную вещь, которую мы только отграничиваем путем дополнительной детерминации от всего другого…»
В основе античных взглядов лежит представление о материи как о начальном материале, из которого состоят тела и предметы. Позднее Демокрит выдвинул идею о том, что все вещи состоят из простейших неделимых частиц — атомов, что стало характерным для эпохи средневековья.
Второй этап развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI—XVII вв.). Понятие материи в то время отождествлялось с физическим понятием «вещество» как сумма определенных неизменных свойств. Третий этап развития представлений о материи характерен для философии XX в. Теперь - на первое место в понимании материи был поставлен не естественнонаучный, а философский аспект. Это взгляд на материю как сущность - субстанцию, лежащую в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и предметов. Материю стали рассматривать как объективную реальность.
В представлениях о материи была выявлена взаимосвязь между материальным и идеальным. В частности это было определено Лениным, в содержании его определения «материи».
Выбор названия для обозначения материи важен, как ориентир для понятия и восприятия этого определения. Для диалектического материализма выбор имени для понятия материи не характерен.
Материя разнообразна, она может отличаться друг от друга консистенцией, цветом и другими физическими свойствами. Так и список имён для данного определения довольно разнообразен: субстанция, вещество, субстрат, сущность, бытие, квинтэссенция и т.д.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия; Петров Ю.А., Французова Н.П. Категория материи. Логико-методологические и научно-прикладные проблемы; Хайдеггер М. Время и бытие.
Задание №2. Сравните следующие положения, высказанные представителями одного итого же философского направления
а) «Материя, как таковая, - это чистое сотворение мысли и абстракция. Мы абстрагируемся до качественных отличий вещей, когда
«объединяем их, как телесно существующие, под понятие материи. Материя как таковая, в
отличие от вполне существующих материй, не является таким образом, чем-то чувственно
существующим».
б) «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Во всем ли совпадают взгляды авторов на «материю» (судя по приведенным выше
высказываниям)? Если допустить, что перед Вами не два высказывания, а одно (одного
автора, на один и тот же предмет), то не найдете ли Вы в нем каких-нибудь противоречий? Не кажется ли Вам внутренне противоречивым второе (ленинское) положение?
Классическим в диалектическом материализме считается определение материи, данное В. И. Лениным: «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
В чем основное содержание этого определения? Во-первых, материя рассматривается как мыслительное сокращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве, сообразно их общему свойству быть объективной реальностью, т. е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и всего человечества.
Во-вторых, если единственным свойством материи, которое имеет значение для философского материализма, является свойство «быть объективной реальностью», то никакие природные тела, вещества, элементы не могут рассматриваться в качестве первоначал. В этом смысле все, начиная от гена и атома и кончая Галактикой, равноценно.
Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Материи как таковой не существует, материя как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое.
В этой связи Энгельс писал: «Материя как таковая, это - чистое создание мысли и абстракции. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим».