ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УРОК № 43-44
Дисциплина Основы философии
Тема занятия Философия и история
Тип урока Систематизация и обобщение знаний
Цель занятия: обобщить знания
Задачи:
1.Образовательная: повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, раскрыть философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф Гегель, К. Маркс), концепции Многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер), циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин).Иметь представления об исторической самобытности России
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ компьютер
Ход урока
Вопросы для закрепления материала:
1. Как соотносятся между собой ценность и идеал? Сравните идеалы античной и средневековой культуры, культуры нового времени и наших дней.
2. Быть добрым - это искусство. Сталкивались ли вы в жизни или в исторических примерах с тем, что люди пытаясь делать добро, творили только зло?
3. Какая из триад вам ближе всего по духу:
• Истина. Добро. Красота.
• Вера. Надежда. Любовь
• Свобода. Равенство. Братство.
Составьте свою триаду и объясните, почему вы сделали этот выбор?
-
Составить таблицу: «Многообразие бытия ценностей».
Философия и история
Наш век с его небывалыми историческими катаклизмами, срывами в варварство, казалось бы окончательно утвердившимся в своем прогрессивном движении европейским человечеством вновь радикально поставил вопрос о сути истории, о природе самого феномена историчности. Мы остановимся на двух значительных философско- исторических концепциях нашего века- К.Ясперса и А.Тойнби.
Центральным положением исторической концепции Ясперса является понятие осевого времени. Что же такое осевое время? Согласно Ясперсу, осевое время есть вполне конкретная историческая эпоха, начинающаяся в 7 веке до н.э. и продолжающаяся вплоть до начала нашей эры, до явления Христа. Эта эпоха определяется небывалыми ни до, ни после в истории человечества прорывами духа к подлинному бытию, выразившимися в фейерверке идей, учений, религиозных реформ, в появлении новых, доселе неведомых человеку духовных образований. Именно в этот исторический период возникают все мировые религии. По Ясперсу, подлинная реальность, «объемлющее» мира, то, что собственно и имеет любой акт действительного философствования, не может быть адекватно выражен с помощью языка мысли. «Объемлющее» не может стать «объемлемым». В то же время мы можем открываться миру, быть в сознании своей причастности миру, своей «объемлемости» им. Такая реальность- это и есть подлинная ось бытия. , в том числе и бытия исторического. Приближение или удаление от оси мира, наша открытость или закрытость по отношению к ней образует некий универсальный ритм исторического процесса. С точки зрения Ясперса, история есть своего рода пульсация. И осевое время является такой фазой в исторической пульсации, когда человечество ближе всего к оси бытия, когда оно открыто ему. Ясперс описывает пульсирующий мир истории, который достаточно укладывается в рамках традиционного циклизма. Правда, этот цикл у него единственный. Свои надежды на будущее человечества он связывает с возможностью нового осевого времени. Для Ясперса человеческая история есть в первую очередь история человеческого духа. А материальное воплощение в нее- есть следствие духовной истории
Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)-британский историк, дипломат. Его 12- томный труд «Исследование истории» представляет собой попытку уяснить смысл исторического процесса на основе систематизации огромного фактического материала в контексте определенной схемы философии истории. История описывается Тойнби как сверхприродный феномен, реализующийся посредством действий сверхприродных существ- людей. Их сверхприродность заключается в том, в частности, что их мир излишен с точки зрения природного существования. Можно хоронить умерших, и это будет оправдано с точки зрения природных причин- иначе может начаться эпидемия. Природа диктует такую форму обращения с умершими. Рисуя схему цивилизационного процесса
Тойнби выделяет несколько стадий: возникновение цивилизации, связанное с успешным ответом на некоторый первоначальный для данной цивилизации вызов, далее- рост цивилизации, который возможен только, если она будет успешно отвечать на последующие вызовы времени. С точки зрения Тойнби, в каждом возникающем и растущем общественном организме присутствует два элемента: творческое меньшинство, которое в действительности находят ответы на вызовы мира- и абсолютное большинство, которое и вызов не видит, да и не в состоянии найти на них оптимальный ответ. Социальное поведение абсолютного большинства определяется тем, что Тойнби называет мимесисом- имитацией. Оно имитирует поведение человека, систему ценностей и целей творческого меньшинства, а это означает, следует за ним. Следующую стадию в эволюции цивилизации Тойнби обозначает словом «надлом». Цивилизационный надлом не является неизбежной судьбой всякого исторического образования. Так, например, английский историк, выделяет так называемые «задержанные общества», т.е такие, которые столь удачно адаптировались в своем окружении, что утратили потребность преобразовать его по своему подобию. Равновесие сил здесь столь точно выверено, что вся энергия общества уходит на поддержание ранее достигнутого положения. Такого рода исторические образования могут существовать неопределенно долго, но история творится не ими. Она творится теми обществами, которые готовы идти на риск собственной трансформации. Конечной стадией на пути к распаду цивилизаций, завершающих свой исторический путь, являются по Тойнби- универсальные государства- последние попытки извлечения умирающего общественного тела. В конце концов эти социальные образования гибнут: либо вследствие военного положения, нанесенного им другим универсальным государством, либо вследствие естественных катастроф, либо, наконец, вследствие внутренних катаклизмов, вытекающим из полного раскола между правящим меньшинством, навязывающим свою власть силой, и отчуждением от власти большинством, которое английский историк называет внутренним пролетариатом.
Вопросы для закрепления материала:
-
Концепция К.Ясперса -
Концепция А.Тойнби -
Составить таблицу: «Исторические типы и формы государства»
Исторические типы государства | Сущность государства | Формы государства | ||
Формы правления | Формы государственного устройства | Политический режим | ||
Рабовладельческое государство | Власть рабовладельцев | Республика, монархия, олигархия | Города-государства, полисы, империи, царства | Демократия, аристократия, деспотия (авторитаризм, тоталитаризм) |
Феодальное государство | Власть феодалов | Абсолютная монархия, городская республика | Феодальные, раздробленные и централизованные государства | Абсолютизм, феодальная демократия в городской республике |
Буржуазное государство | Власть буржуазии | республика( президентская, парламентская), монархия (конституционная, парламентская) | Федерация, конфедерация, Унитарное государство | Либеральная демократия, диктатура ( авторитаризм, тоталитаризм) |
Социалистическое государство | Власть трудящихся | Республика Советов, народно- демократическая республика, народная республика | Федерация, унитарное государство | Народная демократия, диктатура ( авторитаризм, тоталитаризм) |
Домашнее задание:
-
Составить таблицу: «Исторические типы цивилизаций»
| Технологический переворот | Производство | Технология |
Традиционное общество | Неолитическая революция- возникновение земледелия | Производство на основе ручных орудий труда | Технология на основе эмпирических рутинных приемов |
Индустриальное общество | Промышленная революция 17-19 век | Крупное фабрично-заводское машинное производство | Индустриальная технология |
Постиндустриальное общество | Научно- техническая революция середина 20 века | Автоматизированное производство | Информационная технология, биотехнология, микроэлектроника |
УРОК 45-46
Дисциплина: Основы философии
Тема занятия. Глобальные проблемы современности
Тип урока. Систематизация и обобщение знаний
Цель: Разобрать и классифицировать глобальные проблемы современности
Цели занятия:
1.Образовательная:
Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, раскрыть кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающих стран. Создание мировой системы хозяйства. Рассмотреть попытку глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества, борьбу за права человека, науку, и ее влияние на будущее человечества
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ компьютер
Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Глобальные проблемы современности
Понятие социального прогнозирования
При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на то, что проблема прогнозирования связана с изучением законов материального мира и с применением этих знаний на практике. Получение социальных вопросов в различных сферах общества очень важно. Для понимание сущности этих прогнозов необходимо выяснить содержание таких понятий, как «предвидение». «предсказание», прогнозирование», зафиксированная способность видеть существенное в процессах и явлениях до того, как это обнаружено в опыте, на практике, способность познающего субъекта к опережающему отражению действительности. Прогноз означает предсказание, предположение, прогностическую модель, представляющее собой научно- обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их достижения.
Социальные прогнозы представляют собой разработки, параллельные планированию, программированию. Проектированию, управлению социальными процессами.
Прогнозирование разделяется на следующие виды:
-
Поисковое, т.е. определяющее наиболее вероятное состояние в будущем на базе выявленных тенденций; -
Нормативное, т.е. определяющее оптимальное, желательное состояние на базе определенных социальных идеалов, потребностей, норм. -
Комплексное, т.е. содержащее элементы поискового и нормативного прогнозирования. -
Системный прогноз, т.е системное представление о объекте прогнозирования -
Интервальный прогноз, т.е. характеристика объекта прогнозирования в виде определенного интервала
Исторически сложились следующие типы мировоззренческих подходов к проблеме будущего явлений и процессов: религиозный, утопический и философский.
Религиозный подход основан на вере в то, что будущее определяется сверхъестественными силами, что будущее можно познать путем гадания или божественного откровения, и, что на будущее можно влиять, обращаясь к сверхъестественным силам
Утопический подход отрицает настоящее, абсолютизирует будущее. Не справедливому и не разумному настоящему устройству общества утописты противопоставляют. Детально расписанные, созданные силой их воображения, порядки справедливого будущего.