Файл: Курс лекций Основы философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УРОК № 13-14

Время выполнения: 2 часа

Практическая работа №1. «Восточная философия»

Цель помочь разобраться в основных этапах формирования Восточной философии.

Средства для выполнения практической работы: философский текст

Литература:

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические концепции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989

2. Аникеева Е.Н. Индийская предфилософия ведического периода. М., 1997

3. Бхагавадгита (любое издание).

4. Клюев А.Г. Аюрведа: Единство философии и практики в ведическом знании. М.,1995.

5. Конфуций. Изречения. М., 1994.

6. Лао-Цзы. Книга пути и благодати: Дао Цзин. М., 1994.

7. Упанишады: в 3 кн. М., 1992.

8. Элиаде М. Йога: Свобода и бессмертие. Киев, 2000.

Задание№1. подберите самостоятельно материал по теме:

«Основные черты культуры Древней Индии»

«Основные черты культуры Древней Индии»

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия — страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов».Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги. Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность. Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной .Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности - от местных дравидов до пришлых ариев. По сути, индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов. Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».


«Основные образы мифологии Древнего Китая. Философско-мифологические идеи

«Книги перемен».

«Основные образы мифологии Древнего Китая. Философско-мифологические идеи»

Миф о хаосе (хунь дунь), являющем собой бесформенную массу, по видимому, относится к числу древнейших (судя по начертанию иероглифов хунь и тунь, в основе этого образа лежит представление о водяном хаосе). Признаки нерасчлененности (сросшиеся ноги, зубы) обнаруживаются и у ряда мифических первопредков. Согласно трактату «Хуайнань-цзы», когда не было ещё ни неба, ни земли и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, из хаоса возникли два божества. Представление об изначальном хаосе и мраке отразились и в термине «кайпи» (букв. «отделение» - «начало мира», которое понималось как отделение неба от земли). В «Хронологических записях о трех и пяти правителях» («Сань у ли цзи») Сюй Чжэна (3 в. н. э.) говорится, что небо и земля пребывали в хаосе, подобно содержимому куриного яйца. Отделение неба от земли происходило по мере роста Пань-гу, с которым связывается и происхождение явлений природы: с его вздохом рождался ветер и дождь, с выдохом - гром и молния, он открывает глаза - наступает день, закрывает - наступает ночь. Когда Пань-гу умирает, его локти, колени и голова превращаются в пять священных горных вершин, насекомые на его теле - в людей. Миф о Пань-гу свидетельствует о наличии в Китае характерного для ряда древних космогонических систем уподобления космоса человеческому телу и соответственно о единстве макро- и микрокосма (в период поздней древности и средневековья эти миф. представления закрепились и в других областях знаний, связанных с человеком: медицине, физиогномике, теории портрета и т. п.). Более архаичным в стадиальном отношении следует признать, видимо, реконструируемый цикл мифов о прародительнице Нюй-ва, которая представлялась в виде получеловека-полузмеи (или дракона), считалась создательницей всех вещей и людей (но миф о создании ею вселенной неизвестен). Согласно одному из мифов, она вылепила людей из лёсса и глины. Поздние варианты мифа связывают с ней и установление брачного ритуала. Если Пань-гу не творит мир, но сам развивается вместе с отделением неба от земли, то Нюй-ва предстает и как своеобразный демиург. Она чинит обвалившуюся часть небосвода, отрубает ногигигантской черепахе и подпирает ими четыре предела неба, собирает тростниковую золу и преграждает путь разливу вод («Хуайнань-цзы»). Можно предполагать, что Пань-гу и Нюй-ва изначально входили в различные племенные мифологические системы, образ Нюй-ва возник либо в юго-восточных областях древнекитайских земель, либо в районе культуры Ба в юго-западной провинции Сычуань, а образ Пань-гу - в южнокитайских областях.



«Книги перемен»

Книга Перемен (более правильно Канон Перемен; цзин (кит. трад. 易經, упр. , пиньинь: Yì Jīng; также известно под названием «Чжоу И» - 周易, предположительно, по названию эпохи Чжоу (во время которой была написана наиболее авторитетная редакция). По другому предположению иероглиф Чжоу () понимается как «цикл, кругооборот», иероглиф И () как «перемены», таким образом «Чжоу И» - означает цикличность перемен. И-цзин является наиболее ранним из известных истории китайских философских текстов. Принят конфуцианской традицией в II веке до н. э. как один из канонов конфуцианского Пятикнижия.

Задание№2. Занимательные задачи:

1) Китайские пословицы:

«Кто больше всех лжет? – Тот больше всех говорит о себе».

«Лучше совсем не стрелять в тигра, чем только ранить его».

Как вы думаете, почему?

Китайская пословица: «Лучше совсем не стрелять в тигра, чем только ранить его».

Я не могу не согласиться с этой пословицей, ведь она несёт в себе древнюю восточную мудрость: лучше вообще не браться за дело, чем делать его только наполовину.

И действительно, зачем без толку тратить своё время? Здесь уместно привести слова древнекитайского философа Лао-Цзы: «лучше вообще ничего не делать, чем быть занятым ничего не делая.»

Миллионы людей часто говорят: «Я так занят! Мне важно быть таковым, быть значительным, быть не просто так.» «Мне нужно сделать тысячу дел. У меня никогда нет времени на что-то ещё.» - и т.д.

И ведь люди всегда говорят так о множестве мелких, ничего не значащих делах, которыми заменены несколько каких-либо важных дел.

Взять реальный пример из общественной жизни. Студенты, которые решили заняться важным делом просвещения, учатся. Их дела по сути должны заключаться в посещении занятий, усвоении знаний, выполнении каких-либо работ по учёбе и т.д. Но так выходит не всегда. Одни студенты учатся как положено, но другие в учёбе не успевают. Это касается тех, кто начинает прогуливать занятия, не выполнять работы, заданные на дом и т.п. Все они при этом ссылаются на занятость, что им некогда, они были там-то, ходили по делам или «болели».

Как результат таких студентов отчисляют или они уходят сами, бросают поистине важное дело на полпути.

В такой ситуации вполне уместна приведённая выше пословица. Нужно понимать эти слова и помнить, ведь заключённая в них мудрость значительна. Нужно различать важные дела и незначительные пустяки, которые ни как не влияют на ход вещей. Нужно помнить, что взявшись за дело, нужно доводить его до конца.

2) Восточная мудрость:

«Искать истину в жизни, а не в изъеденных червями книгах; Чтобы видеть месяц, надо смотреть на небо, а не в лужу».

Согласны, аргументируйте свой ответ.

Данная мудрость учит, что истину можно найти только через самостоятельное познание жизни, через трезвый взгляд и анализ окружающих нас вещей. Я согласна с данным выражением лишь отчасти, так как чтобы познать что-либо, найти истину, необходимо опираться на опыт, наблюдение и эксперимент, но ведь не всегда можно положиться лишь на свой опыт, чтобы познавать, найти настоящую истину, а не её отражение.

Чужой опыт можно воспринимать через общение с людьми, изучение книг, несущих в себе древнюю мудрость, которую не смог бы пересказать ни один человек. Ведь книги содержат в себе чужой опыт, опыт тех, кто написал эти книги, кто жил в различные периоды времени. Парадоксом данной мудрости является то, что и мудростью этой пользоваться не нужно, а «искать истину в жизни…». Согласна, не всякая книга является источником мудрости, ниточкой ведущей к истине.

Истина – это правильное, достоверное отражение предметов и явлений. Обратимся к фактам. Взять например изучение природных явлений. Изучение данных явлений началось давно, с обычных взираний на небо, анализа поведения например, дождя и т.п. Путь к истинной природе таких явлений был долгий, но сейчас можно наблюдать результат, наука метеорологии, природоведения и т.п., возможность предсказывать непогоду… Этот результат, рождение наук, порождён чужим опытом, записями о первых исследованиях.

А вот если бы человек не пытался изучать природные явления или делал бы это не правильно, если бы путал небо со звёздами, отражёнными в поверхности пруда, что тогда? Воспользуюсь аллегорией. Это было бы всё равно, как если бы корень морковки пытался отыскать причины и следствия своего существования, называя результат обдумываний таинственным конфликтом корня и ботвы, а дождь считал бы неразгаданной созидающей силой…

Вот и выходит, что истину нужно искать в жизни, при этом пользуясь «изъеденными червями книгами», полагаться на чужой, не только на свой опыт, смотреть в правильном направлении месяца, а не искать истину в отражениях и иллюзиях.
Домашняя работа. Составьте презентация по темам:


- Традиционные школы древнеиндийской философии

- Основные положения философии и моральные заповеди джайнизма.

- Философские аспекты буддизма.

- Тема любви в философии и литературе Древней Индии

-Философия Конфуция

- Китайская буддийская философия

УРОК 15-16. Семинарское занятие №2