Файл: Технология и механизация погрузки выгрузки наливных грузов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стоимость машино-смены определяется из следующего выражения:
, (9)
где Ро - постоянные расходы (погашение первоначальной стоимости машины, капитальные ремонты, содержащие базы механизации);

То - число рабочих смен в году;

Ее - единовременные расходы (монтаж, демонтаж, перебазировка);

Те - число рабочих смен машины на данном объекте;

Эр - эксплуатационные расходы (зарплата операторов, стоимость энергоресурсов, текущие ремонты, замена изношенного инвентаря, инструмента и т.п.).
Ниже приведем вариант расчета стоимости машино-смены с его расшифровкой:
, (10)
где См - стоимость машины;

А - процент амортизационных отчислений на погашение первоначальной стоимости машины и проведение капитального ремонта;

Б - амортизационные отчисления на содержание машины;

Тг - число рабочих дней в году;

n - число смен в сутки;

Смр - стоимость монтажных и ремонтных работ, доставка машины на объект;

m - число перебазировок машины;

Спб - затраты на перебазировку машины на объекте;

Сп - затраты на подготовительные работы на рабочей площадке;

Ксм - число смен на данном объекте;

а - коэффициент интенсивности работы в конкретных условиях эксплуатации машины;

Сэ - стоимость энергии, подводимой к машине;

Cгсм - стоимость горючесмазочных материалов;

Со - стоимость дополнительной сменной оснастки (тормозные ленты, канаты и т.п.);

Ср - стоимость ремонтов кроме капитального;

3 - зарплата рабочих, обслуживающих машину (операторы машины).

Укрупненные показатели оценки эксплуатационных качеств машин.

Стоимость единицы продукции:
, (11)
где Э, П - эксплуатационные расходы и выработка - производительность машины.

Производительность на одного рабочего:
, (12)
где z- число рабочих.

Металлоемкость процесса выработки:

, (13)

где G - масса машины.

Энергоемкость процесса выработки:
, (14)

где - установленная мощность машины.

Удельная стоимость машины:
, (15)
где Ц - стоимость машины.
РАЗДЕЛ 17

Подъемные краны
17. 1 Общее устройство и принцип работы кранов
Кранами называют грузоподъемные машины, предназначенные для подъема и горизонтального перемещения грузов на небольшие расстояния с последующим их опусканием.

Подъемные краны подразделяются (см. рисунок 15) на: консольные, мостовые, козловые, портальные и башенные. Наиболее распространенными кранами являются: стреловые переносные, башенные, стреловые самоходные краны.

Рисунок 17.1 - Виды подъемных кранов:

а – консольные, б - мостовые, в - козловые, г - портальные, д - башенные.
Консольный кран – передвижной или стационарный подъемный кран с поворотной, либо неподвижной консолью, по которой перемещаются грузовая тележка или таль. Передвижные консольные краны перемещаются по рельсовым путям. Расположенным один под другим. Грузоподъемность крана от 4т до 10т.

Мостовой кран - подъемный кран, выполненный в виде опорного или подвесного моста с грузовой тележкой или талью. Мост перемещается по подкрановым рельсам вдоль пролета цеха, а тележка (таль) – по мосту поперек пролета. Грузоподъемность крана от 5т до 450т.

Козловой кран – подъемный кран в виде моста на жестких опорах (козлах), передвигающихся по рельсовому пути или бетонному основанию. На мосту устанавливается грузовая тележка или таль. Применяют для обслуживания открытых складов и в строительстве. Грузоподъемность крана до 800т, пролет до 170м.

Портальный кран - подъемный кран, у которого стрела и поворотная платформа, устанавливаются на высоком портале, перемещающемся по рельсовому пути. Применяют в портах, на судостроительных заводах, в гидротехническом, жилищном и промышленном строительстве и т.п. Грузоподъемность крана до 300т, высота подъема груза до 45м, вылет стрелы до 100м.

Башенный кран - подъемный кран, применяемый в основном в строительстве и имеющий высокую башню, поворотную стрелу и подъемную лебедку. Башня передвижного крана опирается на ходовые колесные или гусеничные тележки, которые перемещаются по рельсовому пути или по земле. Грузоподъемность передвижного башенного крана достигает 100т, а стационарных кранов – до 400т. Высота подъема груза составляет 150м, а вылет стрелы – 50м.



Велосипедный кран – стреловой поворотный подъемный кран на колонне, которая установлена на 2-4 колесных тележках, перемещающихся по одному рельсу (см. рисунок 17.2).



Рисунок 17.2 - Велосипедный кран:

1 – тележка; 2 – колонна; 3 – укосина; 4 – направляющая; 5 – верхний ролик; 6 – противовес; 7 – лебедка
Верхняя часть колонны удерживается роликами в двух балках. Грузоподъемность крана до 10т, вылет стрелы – 3-7м Основными механизмами, общими для всех кранов, являются: механизм подъема груза (грузовая лебедка), механизм подъема стрелы (стреловая лебедка), позволяющий изменять вылет крюка, механизм передвижения крана и механизм вращения поворотной части.

Основными показателями кранов являются:

  • грузоподъемность - наибольшая допустимая масса груза, поднимаемая краном;

  • вылет стрелы - расстояние от оси вращения крана до крюка;

  • наибольшая высота подъема и опускания груза;

  • скорость подъема и опускания груза, скорости передвижения и поворота крана;

  • мощность силовой установки.

Грузоподъемность, высота подъема и вылет для стреловых кранов являются величинами переменными, зависящими друг от друга.

Зависимость между грузоподъемностью и вылетом стрелы принято называть грузовой характеристикой крана, которая приводится в паспорте.

Стреловые переносные краны имеют небольшую массу и габариты, просты по конструкции, удобны и надежны в эксплуатации. В зависимости от условий работы они могут устанавливаться на грунте, на перекрытиях, в оконных или дверных проемах и на лестничных площадках строящихся зданий. Поворот платформы и передвижение крана осуществляется вручную. Грузоподъемность этих кранов 0,5 - 1,0т, вылет стрелы 2 - 4м, высота подъема груза 4,5 - 20м.

Башенные краны различают по следующим признакам:

  • по способу установки - передвижные (самоходные), стационарные (приставные) и самоподъемные (опирающиеся на возводимое сооружение);

  • виду ходового оборудования - на рельсовом и гусеничном ходу;

  • по конструкции башни - с поворотной и неповоротной башней;

  • по способу изменения вылета крюка - с подъемной стрелой, изменяющие вылет путем ее наклона; с балочной стрелой и грузовой тележкой.

Башенные краны широко применяются для выполнения строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ на различных видах строительства. Основными частями таких кранов являются: башня, оголовок со стрелой, и платформой для противовеса; опорно-поворотное устройство; кабина управления и механизмы подъема груза, изменения вылета и поворота стрелы и передвижения крана.


Индекс башенных кранов (см. рисунок 17.3) состоит из буквенной цифровой частей, например, КБ - 573: КБ - кран башенный; 5 номер размерной группы, отвечающей определенному грузовому моменту; 73 - номера по регистрации (от 00 до 69 - краны с поворотной башней, от 70 до 99 - краны с неповоротной башней или поворотной головкой).



1. Крюковая подвеска; 2. Грузовая тележка; 3. Стрела; 4. Противовес; 5. Грузовая лебедка;
6. Кабина машиниста; 7. Башня; 8. Поворотно-опорное устройство;
9. Балласт; 10. Опорная часть/Монтажное устройство.

Рисунок 17.3 – Кран башенный
Краны в северном исполнении дополнительно имеют в обозначении буквы ХЛ (холодный климат). Краны, имеющие обозначения, состоящие из букв МСК (мобильный складывающийся кран) и цифр, показывающих грузоподъемность и максимальный вылет (например, МСК-10-20) или грузовой момент (например, МСК-250), а также из букв БК и цифр, показывающих величину грузового момента (например, БК-1000).

Основным достоинством башенных кранов является расположение стрелы на большой высоте, что позволяет ей проходите над монтируемым сооружением.

Предусмотрен выпуск типового ряда кранов серии КБ девять базовых типоразмеров с грузовым моментом 25 - 1000тм, грузоподъемностью 3 - 50т, вылетом стрелы 19 - 45м и высотой подъема груза 21 - 50м. Они имеют единую конструктивную схему, комплектуются из унифицированных механизмов, узлов и деталей.

Характерными конструктивными особенностями этих кранов являются: наличие поворотной башни; нижнее расположение - противовеса и всех механизмов крана на поворотной платформе; запасовка канатов обеспечивает горизонтальное перемещение груза при изменении вылета подъемом стрелы; возможность передвижения крана по прямому и криволинейному подкрановому пути; использование электрического многомоторного привода с питанием от электросети; использование устройств для плавной посадки строительных конструкций.

Конструкция передвижного башенного крапа на рельсовом ходу с поворотной башней и нижним расположением противовеса, оснащенного подъемной или горизонтальной стрелой, приведена на рисунке 9: 1 - платформа поворотная; 2 - противовес; 3 - полиспаст стреловой; 4 - стрела подъемная; 5 - стрела балочная; 6 - обойма крюковая; 7 - каретка грузовая; 8 - кабина управления; 9 - башня; 10 - секция базовая; 11 - лебедка стреловая; 12 - лебедка грузовая; 13 - рама; 14 - те лежка ходовая.

Телескопическая решетчатая башня опирается на поворотную платформу, вращающуюся относительно рамы ходового устройства с помощью роликового опорно-поворотного механизма. Высота подъема груза обеспечивается наращиванием снизу дополнительных секций башни. Сбоку на башне установлена кабина управления.


К верхней части башни крепятся стрелы - подъемная с грузовым полиспастом и с крюковой обоймой, либо балочная горизонтальная стрела с перемещающейся грузовой кареткой. Стрелы удерживаются стреловым полиспастом и поднимаются стреловой лебедкой.

Башня шарнирно крепится на передней части поворотной платформы и фиксируется в вертикальном положении двумя подкосами к неподвижной секции башни.

На поворотной платформе установлены реверсивные грузовые и стреловые лебедки, механизм поворота и противовес. Поворотная платформа опирается на раму ходового устройства с помощью шарикового или роликового двухрядного опорно-поворотного круга, через который передаются нагрузки на ходовое оборудование. Ходовая рама имеет опору из четырех ходовых балансирных тележек, установленных на подкрановый путь. Две тележки являются ведомыми, две другие - ведущими с тормозными устройствами и аварийными захватами.

Башенные краны переводятся с объекта на объект в сложенном или частично разобранном виде автомобилями или седельными автомобилями-тягачами. Монтаж их производится по стандартным технологическим схемам с использованием вспомогательных средств - гусеничных или пневмоколесных кранов.
17.2 Стреловые самоходные краны
К этой группе относятся стреловые полноповоротные краны, смонтированные на самоходных шасси, имеющих гусеничный или пневмоколесный ход.

Положительными характеристиками являются автономность привода, надежность в работе, высокая маневренность и мобильность, возможность быстрой переброски с одного объекта на другой, высокая универсальность.

Эти краны классифицируют по следующим признакам:

  1. по грузоподъемности:

  • на легкие, грузоподъемностью 0,4 - 10т;

  • средние - 10 - 25т;

  • тяжелые - более 95т.

  1. по типу ходового устройства:

  • на гусеничном ходу;

  • пневмоколесном ходу.

Краны на пневмоколесном ходу подразделяются на автомобильные и имеющие специальные шасси:

1) по виду привода:

  • одномоторные (с механическим приводом от двигателей внутреннего сгорания);

  • многомоторные (дизель - электрическим или гидравлическим приводом);

2) по способу подвески стрелы:

  • с гибкой подвеской посредством канатного полиспаста;

  • с жесткой подвеской посредством гидравлических цилиндров и телескопических стрел.