ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кисломолочные смеси обладают меньшим аллергизирующим действием (по сравнению с пресными смесями), кроме того, они оказывают антиинфекционное действие, нормализуют моторику кишечника и стул ребёнка. Тем не менее кисломолочные продукты раздражают слизистую ЖКТ, поэтому в первые дни жизни, особенно у недоношенных, они могут вызывать эзофагит и усиливать срыгивания. Если ребёнку с пищевой аллергией 50% суточного объёма пищи заменили адаптированными кисломолочными смесями, то оставшиеся 50% лучше давать в виде физиологических пресных молочных смесей.
При недостаточном эффекте от такого вида вскармливания можно перевести ребёнка временно только на кисломолочные продукты. При использовании кисломолочных смесей происходит частичное удаление белка коровьего молока из рациона ребёнка. Однако при более выраженной пищевой аллергии этого недостаточно.
Лечебно-профилактические смеси.
В этих ситуациях применяют лечебно-профилактические смеси. К ним относят безмолочные смеси на основе соевого белка (соевые смеси), а также специальные продукты на основе гидролизата молочного белка с низкой (частичной) степенью гидролиза. Несмотря на то, что соевые смеси используют более 60 лет и каких-либо неблагоприятных последствий от их применения не зарегистрировано, следует учитывать, что соевый белок - растительный. Между тем на долю белков животного происхождения у детей первого года жизни должно приходиться не менее 90% от их общего количества. В настоящее время соевые смеси назначают не ранее 5-6 мес. По всей видимости, при пищевой аллергии и отсутствии эффекта от кисломолочных смесей лучше сразу переходить к смесям на основе гидролизата белка со слабой степенью гидролиза. При приёме этих смесей положительная динамика при среднетяжёлых формах пищевой аллергии наступает у 90% детей уже через 2-3 нед от начала их применения. Нередко рекомендуют использовать эти смеси длительно, не менее 3-6, иногда до 9 мес, тем не менее с учётом низкого содержания в них цельного животного белка целесообразно постепенно, но как можно раньше переходить на кисломолочные, а в дальнейшем и пресные физиологические смеси. Смеси с частичным гидролизом белка можно применять также для профилактики пищевой аллергии при переводе на смешанное или искусственное вскармливание детей из группы высокого риска с отягощённым аллергическим анамнезом.
При тяжёлых формах пищевой аллергии и отсутствии эффекта от применения вышеназванных смесей следует использовать смеси на основе высокой степени гидролиза (т.е. полного расщепления) белка. Эффект от них наступает, как правило, очень быстро, так как они практически лишены аллергенных свойств. В то же время в этих смесях практически нет цельного белка, длительное отсутствие которого у грудного ребёнка может привести к запаздыванию развития нервной системы. Они имеют горьковатый вкус, и некоторые дети отказываются от их приёма. Кроме того, отсутствие аллергенов в смесях на основе высокой степени гидролиза белка препятствует формированию пищевой толерантности у ребёнка, что не способствует снижению сенсибилизации и в дальнейшем. Наконец, они очень дороги. Поэтому после исчезновения симптомов заболевания нужно постепенно переводить ребёнка на лечебно-профилактические, затем профилактические и, наконец, физиологические смеси.
Ошибки при искусственном вскармливании
• Слишком частые изменения в пище (замена одной смеси на другую).
• Перевод ребёнка на другую смесь при малейшем ухудшении стула.
• Назначение кисломолочных смесей в большом количестве, особенно недоношенным в первые дни жизни.
• Перевод на лечебные (соевые, на основе гидролизата белка) смеси при незначительных проявлениях аллергии.
Профилактические смеси – гипоаллергенные, анти-рефлюкс (AR) на основе камеди рожкового дерева и на основе крахмала, анти-колики, анти-запоры, комфорт.
Лечебные смеси – при фенилкетонурии, целиакии, муковисцидозе (нутрилон пепти TSC).
СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
Смешанное вскармливание – вид вскармливания, при котором ребенок получает женское молоко в объеме менее 80% и более 20% с докормом до необходимого объема ЗЖМ
Принципы смешанного вскармливания:
-сохранить частое прикладывание к груди (хотя бы не менее 3х раз), особенно ночью
-объем докорма зависит от кол-ва грудного молока, получаемого ребенком от матери
-в качестве докорма использовать адаптированные ЗЖМ
-смесь дают ребенку только после полного опорожнения груди
-докорм смесью – только из чашки или ложки
-первое утреннее кормление может быть проведено полностью грудным молоком, а последующее-докорм
-даже при небольшом количестве ЖМ сохранить как можно дольше грудное вскармливание
-потребность в ингредиентах такая же, как при естественном вскрамливании
11. Питание детей старше года.
Принципы составления рациона питания детям в возрасте от года до трех лет:
-питание должно удовлетворять основные потребности детей в макро- и микронутриентах
-соблюдать разумное разнообразие рациона
-ежедневно включать в рацион все группы продуктов (овощи, фрукты, мясо/рыба, молочные, злаковые, сливочное и растительное масла)
-учитывать индивидуальные, национальные особенности ребенка, семейные традиции
Изменения в питании детей старше 1 года жизни:
-меньшая протертость пищи, более плотная консистенция
-объем молочных продуктов – 600 мл/сутки
-включают сыр, творог, сметану через 1-2 дня
-увеличивается объем мяса, рыбы
-используют мясо: говядина, телятина + печень свиньи, молодая баранина, кролик, курица, субпродукты (1 раз в 7-10 дней)
По особенностям и характеру питания выделяют следующие возрастные группы:
I – 1-1,5 года
II – 1,5-3 года
III – 3-7 лет
IV – старше 7 лет
Суточный расчет питания детей старше 1 года:
-калорийность =1000+100n
-объем (г или мл) = 1200+100n (не считая чая и напитков), где n-возраст в годах
Режим питания – 3 основных кормления и 2-3 дополнительных (полдник, молочный напиток перед сном и/или 2й завтрак перед прогулкой)
Распределение суточной калорийности калорийности пищи:
Завтрак 25% (100/4=25%)
Обед 30-35% (25 + 5-10%)
Полдник 15-20% (25 - 5-10%)
Ужин 20%
Рекомендуемые нормы физиологических потребностей в основных веществах и энергии:
Возраст | белки | Жиры | Углеводы | Энергетическая ценность | |
| всего | В т.ч. животного происхождения | | | |
| г/сут | % | г/сут | г/сут | Ккал/сут |
Второй год | 36 | 70 | 40 | 174 | 1200 |
Третий год | 42 | 70 | 47 | 203 | 1400 |
Соотношение Б:Ж:У=1:1:4 (12%+30%+58%)
Основные аспекты питания детей в дошкольных учреждениях:
-в примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в смежные дни
-ежедневно в меню должны быть включены:
молоко,
кисломолочные напитки,
сметана,
мясо,
картофель,
овощи,
фрукты,
соки,
хлеб,
крупы,
сливочное и растительное масло,
сахар,
соль.
Остальные продукты (творог, рыба, сыр, яйцо и др.) – 2-3 раза в неделю
-в течение двух недель ребенок должен получить все продукты в полном объеме в соответствии с установленными нормами
-при отсутствии свежих овощей и фруктов следует включать в меню соки, свежезамороженные овощи и фрукты
Перечень продуктов и блюд, запрещенных к использованию в дошкольных образовательных учреждениях:
-субпродукты, кроме печени, языка, сердца
-замороженные мясо и субпродукты со сроком годности более 6 мес.
-мясо с массовой долей костей, жировой и соединительной ткани свыше 20%
-замороженное мясо птицы
-мясо птицы механической обвалки
-молочные продукты, творожные сырки и мороженое с использованием растительных жиров
-любые пищевые продукты, принесенные из дома и не имеющие документов, подтверждающих их качество и безопасность
-продукты, содержащие алкоголь: ряд кондитерских изделий, квас, кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола более 0,5% и т.п.
-молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости с/х животных, а также не прошедших тепловую обработку и пастеризацию
-блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы, не прошедших тепловую обработку (кроме соленой рыбы)
-костные бульоны, жареные в жире продукты, чипсы, пищевые концентраты первых и вторых блюд
-ядра абрикосовой косточки и арахис (с целью профилактики возможных отравлений и аллергических реакций)
-карамель, в т.ч. леденцы
-окрошки и холодны супы
-холодные напитки и морсы из плодово-ягодного сырья (без термической обработки)
Не используется в питании детей первых лет жизни:
-грибы
-закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты
-консервированные продукты домашнего приготовления
-консервированные продукты в томатном соусе
-сухие концентраты для приготовления гарниров
-острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, майонез
-натуральный кофе
-соки и напитки в виде сухих концентратов
-сладкие газированные напитки
-продукты, содержащие пищевые добавки (ароматизаторы, красители искусственного происхождения, в т.ч. жевательная резинка)
-комбинированные жиры
-торты и пирожные
Ранний возраст – критический период для формирования пищевого поведения и стойких нарушений аппетита.
Причины нарушения аппетита:
-недостаточная продолжительность сна
-чрезмерное эмоциональное возбуждение (подвижные игры, изменение обстановки)
-состояние после проведения профпрививок
-период острых заболеваний и реконвалесценции
-смена климатических зон
-жаркое время года
Без коррекции эти проявления становятся частыми и устойчивыми, что может привести к невротизации ребенка или перерасти в расстройство пищевого поведения.
Режим питания детей старше года
До 1,5 лет ребёнок питается 4-5 раз в день, а после этого - 4 раза в день. Для сохранения аппетита и лучшего усвоения необходимо соблюдать определённые часы приёма пищи. В промежутках между ними ребёнка не следует подкармливать, особенно сладостями. Если он не может дождаться установленного времени кормления, можно дать несладкие сорта свежих фруктов и овощей. Детям с пониженным аппетитом за 10-15 мин до еды можно выпить 1/4-1/2 стакана простой воды комнатной температуры. Она обладает выраженным сокогонным эффектом.
Важно правильно распределить пищевой рацион по энергетической ценности, учитывая, с одной стороны, необходимую длительность насыщения, с другой - допустимую нагрузку на ЖКТ. В каждое кормление необходимо включать энергетически ценные продукты (яйцо, творог, сыр или мясо), а также содержащие балластные вещества блюда из круп и овощей.
У детей дошкольного возраста завтрак должен содержать 25% суточной энергетической ценности и состоять из каши, сваренной на молоке, яйца или сыра, хлеба с маслом, чая или кофе с молоком. Такой завтрак обеспечивает необходимую длительность чувства насыщения, сравнительно лёгкое усвоение и появление аппетита ко времени следующего приёма пищи. На обед приходится 35% суточной энергетической потребности. Рекомендуют супы, мясо или рыбу с гарниром. На ужин и полдник (40% энергетической потребности) включают овощные блюда, творог, молоко, печёные изделия.
Для детей школьного возраста режим питания изменяют с учётом повышенной затраты энергии в первую половину дня. Именно у этих детей наиболее заметны нарушения пищевого статуса - дефицит животных белков, полиненасыщенных жирных кислот, большинства микроэлементов на фоне избыточного поступления животных жиров. Школьники едят мало свежих овощей, фруктов, молочных продуктов (менее 50% нормы). В это же время у детей и подростков в периоде ускоренного роста и полового созревания повышается потребность организма в основных пищевых ингредиентах. Недостаток белков и микроэлементов приводит к снижению иммунитета, дефициту массы тела, низкорослости, отставанию в учёбе. Дети должны получать дополнительный горячий завтрак в школе. Энергетическую ценность их пищевого рациона в течение дня распределяют следующим образом: первый завтрак - 25%, второй - 20%, обед - 35%, ужин - 20%.
12. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста: виды дистрофий, принципы развития, профилактика. Гипотрофия, классификация, клиника, лечение, профилактика.
Дистрофия – хроническое расстройство питания и трофики тканей, нарушающее правильное гармоничное развитие ребёнка (Г.Н. Сперанский). В годы социальных потрясений дистрофия может развиться в любом возрасте, но особенно ей подвержены дети первых 3 лет жизни. Заболевание сопровождается значительным нарушением обменных процессов, снижением иммунитета, задержкой физического, психомоторного, а в дальнейшем и интеллектуального развития.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Выделяют три вида дистрофии.
• Гипотрофия (дефицит массы тела по отношению к росту).