Файл: Протокол 2 от 21 октября 2021 г. Утверждаю Директор мбоу кго.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 262
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС ООО:
-
обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; -
освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам ее освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; -
овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС ООО.
Одним из условий готовности образовательной организации к введению ФГОС ООО является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС ООО.
3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Требованиями ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
-
обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к уровню начального общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый; -
обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса; -
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к уровню начального общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый, могут включать: учебное сотрудничество, совместную деятельность, разновозрастное сотрудничество, дискуссию, тренинги, групповую игру, освоение культуры аргументации, рефлексию, педагогическое общение, а также информационно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса.
При организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на уровне основного общего образования можно выделить следующие уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне образовательной организации.
Основными формами психолого-педагогического сопровождения:
-
диагностика, направленная на определение особенностей статуса обучающегося, которая может проводиться на этапе перехода ученика на следующий уровень образования и в конце каждого учебного года; -
консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется учителем и психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией образовательной организации; -
профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения:
-
сохранение и укрепление психологического здоровья; -
мониторинг возможностей и способностей обучающихся; -
психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; -
формирование у обучающихся понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни; -
развитие экологической культуры; -
выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями и особыми возможностями здоровья; -
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; -
поддержка детских объединений и ученического самоуправления; -
выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.
В школе созданы психолого-педагогические условия для реализации основной образовательной программы основного общего образования. Образовательный процесс осуществляется на основе программ развивающего обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, соблюдением комфортного психоэмоционального режима. Активное использование современных педагогических технологий, в том числе информационно – коммуникационных, а также профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм, позволяют педагогам школы осуществлять образовательную деятельность на оптимальном уровне.
Работа по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса осуществляется педагогом - психологом и педагогами школы. Разработан перспективный план работы психологической службы школы (Приложение), включающий мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению.
Целью деятельности психологической службы является создание эффективной системы психологического сопровождения всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей и педагогов) на ступени основного общего образования для реализации основной образовательной программы.
Задачи:
1. Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
2. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогов и родительской общественности;
3. Обеспечение вариативности направлений и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, а также диверсификации уровней сопровождения.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения:
-
сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; -
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; -
развитие экологической культуры; -
дифференциация и индивидуализация обучения; -
мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; -
психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; -
обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; -
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; -
поддержка детских объединений, ученического самоуправления.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на индивидуальном, групповом уровнях, уровне класса, уровне гшколы в следующих формах:
-
профилактика; -
диагностика; -
консультирование; -
коррекционная работа; -
развивающая работа; -
просвещение; -
экспертиза.
Для реализации поставленных задач педагогом-психологом школы разработаны и проводятся психологические курсы для учащихся уровня ООО:
-
5- 6 классы - «Наши проекты» -
7-8 классы – « В ладу с собой, обществом, законом» -
с 7 по 9 класс - сквозной цикл «Психология для подростков» -
7 класс – «Наши проблемы – наши ресурсы» -
8 класс – «Самопознание в общении» -
9 класс – «Влияние и противостояние» -
9 класс – «Основы стрессменеджмента».
Проект плана реализации основных направлений психолого-педагогического сопровождения в условиях введения ФГОС ООО
Форма | Класс | Содержание | Срок | Ответственный |
Диагностика | 5 | Диагностика адаптации учащихся к условиям обучения на ступени основного общего образования. Выборочная психологическая диагностика вновь прибывших учащихся. | сентябрь -октябрь | Педагог – психолог, классные руководители |
5 - 6 | «Эмоциональное состояние в различных школьных ситуациях» | ноябрь | Педагог – психолог, классные руководители | |
7 – 9 | «Структура интеллекта"- определение профиля академических способностей учащегося при выборе маршрута дальнейшего обучения в школе. | январь | Педагог – психолог | |
9 | « Поведение в стрессовых ситуациях» | апрель | Педагог – психолог, классные руководители | |
Профилактика | 5 | Психологический час «Непредсказуемая мозаика» | январь | Педагог – психолог |
5 – 6 | «Прогноз и профилактика проблем обучения и развития» | декабрь | Педагог – психолог | |
7 – 8 | Психологический курс «В ладу с собой, обществом, законом» | в течение учебного года | Педагог – психолог | |
9 | Психологический курс «Основы стрессменеджмента» | в течение учебного года | Педагог – психолог | |
9 | Психологическая игра «Моделирование судьбы» | январь | Педагог – Психолог | |
Развивающая работа | 5 - 9 | Психологические курсы 5 - 6 классы - «Наши проекты»; 7 класс – «Наши проблемы – наши ресурсы»; 8 класс - «Самопознание в общении»; 9 класс – «Влияние и противостояние влиянию» | в течение учебного года | Педагог – психолог |
5 – 9 | Психологические тренинги для педагогов, родителей и учащихся (в том числе для одаренных детей). | в течение учебного года | Педагог – психолог | |
9 | Психологический час «Целеполагание и достижение целей» по развитию рефлексии и личностной гибкости при самоопределении. | февраль | Педагог – психолог, классный руководитель | |
Психологическая игра «Моделирование судьбы» | март | Педагог – психолог | ||
Консультирование | 5-9 | Индивидуальные и групповые консультации | Еженедельно, согласно графику | Педагог – психолог |
5-9 | Консультации родителей | Еженедельно, согласно графику | Педагог – психолог | |
5-9 | Консультации педагогов | Еженедельно, согласно графику | Педагог – психолог | |
Коррекционная работа | 5 | «Открытые письма» | сентябрь - октябрь | Педагог – психолог, классный руководитель |
5- 9 | Однодневные тренинги: по сплочению классного коллектива – 5- 6 классы; по оптимизации межличностных отношений в классном коллективе – 7 – 9 классы. | сентябрь октябрь - апрель | Педагог – психолог, классные руководители | |
Психологическое просвещение и образование | 5 | Беседа с родителями. Трудности адаптации учащихся к условиям обучения на новой ступени образования. | сентябрь - октябрь | Педагог – психолог, классный руководитель |
5 – 6 | Выступление на родительском собрании «Особенности взаимодействия с младшим подростком». Анкетирование «Запросы родителей на психологическую помощь» | октябрь -ноябрь | Педагог – психолог, классный руководитель | |
5 - 9 | Психологический практикум для классных руководителей «Интерактивные классные часы» | ноябрь | Педагог – психолог | |
5 – 9 | Деловая игра для педагогов основной ступени образования | февраль | Педагог – психолог | |
9 | Выступление на родительских собраниях «Психологические особенности выпускников как составляющая успеха на государственном экзамене» | март | Педагог – психолог | |
7 – 8 | Разработка рекомендаций для родителей по снижению тревожности у детей. | декабрь | Педагог – психолог, классный руководитель | |
9 | Беседы с родителями о самоопределении выпускников для продолжения образования на основе их личностных особенностей и способностей. | февраль - май | Зам директора по УВР, педагог – психолог, классный руководитель | |
| 5 - 9 | Выступление на предметных кафедрах, семинарах. Результаты экспериментальной работы по формированию у учащихся универсальных учебных действий. | март | Педагоги основной ступени образования |
Экспертиза | 4-5 | Психолого – педагогический статус выпускников начальной школы | апрель, сентябрь | Заместители директора по УВР, педагоги 4-9 классов, педагог – психолог |
5-7 | Измерение индивидуального прогресса школьников в мышлении и понимании на предметном материале русского языка и математики. | сентябрь | Зам. директора по УВР | |
9 | Формирование и развитие исследовательской компетентности учащихся (научно – практические конференции школьного и городского уровня) | февраль - март | Учащиеся, научные руководители |