Файл: Формирование у младших школьников умения проводить наблюдения при изучении окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Для формирования умения проводить наблюдения у детей младшего школьного возраста необходимы определенные условия. На основе изучения педагогической литературы мы выделили наиболее эффективные на наш взгляд условия:

-использование экскурсий для формирования умения проводить наблюдения;

-включение в процесс наблюдения проблемных ситуаций;

-систематическое включение школьников в опытно-экспериментальную работу.

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по формированию у младших школьников умений проводить наблюдения при изучении Окружающего мира

2.1. Выявление уровня сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников
Целью опытно-экспериментального исследования являлось подтверждение или отвержение выдвинутой гипотезы.

В качестве экспериментальной группы использовались учащиеся 3 класса в количестве 20 человек. (МОУ «Белозерская средняя общеобразовательная школа №1 им. И П. Малоземова»). В процессе опытно-экспериментального исследования решались следующие задачи:

-спроектировать и провести констатирующий эксперимент;

-разработать систему работы с учащимися по теме исследования и реализовать её в процессе формирующего эксперимента;

-на основе контрольного среза выявить результаты формирующего эксперимента, эффективность проводимой работы.

Опытно-экспериментальное исследование включало 4 этапа. На каждом этапе определены содержание деятельности и методы исследования. Программа опытно-экспериментальной работы представлена в приложении 1.

С целью выявления уровня сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников был проведен констатирующий эксперимент.

Достижению данной цели способствовала реализация следующих задач исследования:

  1. Выявить уровень сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников экспериментальной группы.

  2. Выделить показатели сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников.

  3. Подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности умения проводить наблюдения.

  4. Проанализировать результаты при проведении методик.

На этапе констатирующего эксперимента были использованы такие методы исследования, как: педагогическое наблюдение, тестирование. Обработка экспериментальных материалов проводилась в виде подсчета абсолютных цифровых данных и выражения их в относительных единицах (процентах). Результаты количественной обработки получили табличное и графическое оформление.

В соответствии с выделенными задачами нами были предложены следующие методики:

1. Методика для диагностики степени развития наблюдательности.

2. Методика «Чего не хватает?»

3. Тест «Наблюдательность

».

При исследовании сформированности умения проводить наблюдения у детей использовался автореферат Корневой Инны Николаевны, из которого изучили параметры, критерии, уровни развития наблюдательности у младших школьников.

Основные критерии и показатели сформированности умения проводить наблюдения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности умения проводить наблюдения

Критерии

Показатели




когнитивный

Полнота наблюдения. Исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта или явления



Методика 1. «Найди отличия»

Цель – определение уровня сформированности у младших школьников полноты наблюдения


мотивационный

Тонкость наблюдения. Умение сбора информации всеми органами чувств и фиксации результатов, умение последовательного рассмотрения объекта или явления, умение подмечать малозаметные компоненты объекта или явления.


Методика 2 «Чего не хватает?» Автор Немов Р.С.

Цель – определение уровня сформированности у младших школьников умения подмечать малозаметные компоненты

прогностический

Планомерность. Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции.


Методика 2 Тест «Наблюдательность»

Цель – определение уровня сформированности у младших школьников умения последовательного рассмотрения объектов





Выделенные критерии выступили основанием для оценивания уровней сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников.

Высокий уровень: (52- 70 б.) у учащихся сформированы умения полноты наблюдения, характеризующиеся исчерпывающим выделением частей, разносторонностью рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной целью. У школьников развито умение подмечать малозаметные компоненты. У учащихся наблюдается определённая последовательность рассмотрения объектов.

Средний уровень (32 -51 б.): у школьников не достаточно сформированы умения полноты наблюдения, характеризующиеся исчерпывающим выделением частей, разносторонностью рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной целью. У учащихся развито умение подмечать малозаметные компоненты, но вместе с тем школьникам трудно подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции.


Низкий уровень (0-31б.): у школьников не сформированы умения полноты наблюдения, характеризующиеся исчерпывающим выделением частей, разносторонностью рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной целью. У учащихся не развито умение подмечать малозаметные компоненты, им трудно подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции.

Для определения уровня сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников нами были использованы следующие диагностические методики:

Методика 1 . «Найди отличия»

Цель – определение уровня сформированности у младших школьников умения полноты наблюдения

Объект исследования: младшие школьники.

Метод оценивания: индивидуальная работа.

Оборудование: две одинаковые картины, кроме заранее предусмотренных десяти различий.

Инструкция: каждому ребенку выдаются две одинаковые картины, кроме заранее предусмотренных десяти различий. Детям необходимо найти различия и отметить их на рисунках.

Содержание методики: (см. Приложение 1)

Анализ содержания ответов детей позволяет диагностировать степень развития наблюдательности у младших школьников. Протокол результатов см.(Приложение 2).

Анализ результатов методики 1 отражен в таблице 3.

Таблица 2

Уровень сформированности умения полноты наблюдения у младших школьников на констатирующем этапе

Уровни

Количество участников




Абсл. число

%

высокий

3

15

средний

8

40

низкий

9

45

Итого:

20

100


Данное соотношение отражено на диаграмме (рис 1.)



Рис.1. Показатели уровней сформированности умения полноты наблюдения у младших школьников на констатирующем этапе

Из диаграммы мы видим, что большая часть учащихся имеют низкий уровень сформированности умения полноты наблюдения 45 % школьников (9 чел). На среднем уровне сформированности умения полноты наблюдения находятся 40% учащихся (8 чел.). Только 15% школьников (3 чел.) имеют высокий уровень сформированности умения полноты наблюдения, что составляет. У данных учеников при выполнении задания не возникло затруднений, и они не обращались за помощью к педагогу. В ходе проведения методики дети приступили к выполнению задания с интересом. Но дети со средним уровнем обращались за помощью к педагогу. Дети с низким уровнем так же обращались за помощью к педагогу, но найти все отличия так и не смогли.


Методика 2. «Чего не хватает?»

Цель – определение уровня сформированности у младших школьников умения подмечать малозаметные компоненты

Объект исследования: младшие школьники.

Метод оценивания: индивидуальная работа

Оборудование: 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.

Инструкция: Ребёнку предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного, ему необходимо посмотреть внимательно и назвать, то чего не хватает. Проводящий, психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания.

Содержание методики: (Приложение 3)

Анализ содержания ответов детей позволяет установить уровень сформированности у младших школьников умения подмечать малозаметные компоненты. Протокол результатов см.Приложение 5. Анализ результатов методики 2 отражен в таблице 3.

Таблица 3

Уровень сформированности умения подмечать малозаметные компоненты у младших школьников на констатирующем этапе

Уровни

Количество участников




Абсл. число

%




очень высокий

0

0




высокий

2

10




средний

8

40




низкий

10

50




Итого:

10

100





Данное соотношение отражено на диаграмме (рис 2.)



Рис.2. Показатели уровень сформированности умения подмечать малозаметные компоненты у младших школьников на констатирующем этапе

Результаты данной методики показывают, что уровень низкий уровень сформированности умения подмечать малозаметные компоненты имеют 50% (10чел.). Средний уровень исследуемого показателя имеют 40 % (8 чел.). Высокий уровень сформированности умения подмечать малозаметные компоненты вывален 10 % (2 чел.).

Как показал качественный анализ, в экспериментальной группе Алина К. и Никита А. выполнили все задания