Файл: Формирование у младших школьников умения проводить наблюдения при изучении окружающего мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Для формирования умения проводить наблюдения у детей младшего школьного возраста необходимы определенные условия. На основе изучения педагогической литературы мы выделили наиболее эффективные на наш взгляд условия:
-использование экскурсий для формирования умения проводить наблюдения;
-включение в процесс наблюдения проблемных ситуаций;
-систематическое включение школьников в опытно-экспериментальную работу.
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по формированию у младших школьников умений проводить наблюдения при изучении Окружающего мира
2.1. Выявление уровня сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников
Целью опытно-экспериментального исследования являлось подтверждение или отвержение выдвинутой гипотезы.
В качестве экспериментальной группы использовались учащиеся 3 класса в количестве 20 человек. (МОУ «Белозерская средняя общеобразовательная школа №1 им. И П. Малоземова»). В процессе опытно-экспериментального исследования решались следующие задачи:
-спроектировать и провести констатирующий эксперимент;
-разработать систему работы с учащимися по теме исследования и реализовать её в процессе формирующего эксперимента;
-на основе контрольного среза выявить результаты формирующего эксперимента, эффективность проводимой работы.
Опытно-экспериментальное исследование включало 4 этапа. На каждом этапе определены содержание деятельности и методы исследования. Программа опытно-экспериментальной работы представлена в приложении 1.
С целью выявления уровня сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников был проведен констатирующий эксперимент.
Достижению данной цели способствовала реализация следующих задач исследования:
-
Выявить уровень сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников экспериментальной группы. -
Выделить показатели сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников. -
Подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности умения проводить наблюдения. -
Проанализировать результаты при проведении методик.
На этапе констатирующего эксперимента были использованы такие методы исследования, как: педагогическое наблюдение, тестирование. Обработка экспериментальных материалов проводилась в виде подсчета абсолютных цифровых данных и выражения их в относительных единицах (процентах). Результаты количественной обработки получили табличное и графическое оформление.
В соответствии с выделенными задачами нами были предложены следующие методики:
1. Методика для диагностики степени развития наблюдательности.
2. Методика «Чего не хватает?»
3. Тест «Наблюдательность
».
При исследовании сформированности умения проводить наблюдения у детей использовался автореферат Корневой Инны Николаевны, из которого изучили параметры, критерии, уровни развития наблюдательности у младших школьников.
Основные критерии и показатели сформированности умения проводить наблюдения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности умения проводить наблюдения
Критерии | Показатели | |
когнитивный | Полнота наблюдения. Исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта или явления | Методика 1. «Найди отличия» Цель – определение уровня сформированности у младших школьников полноты наблюдения |
мотивационный | Тонкость наблюдения. Умение сбора информации всеми органами чувств и фиксации результатов, умение последовательного рассмотрения объекта или явления, умение подмечать малозаметные компоненты объекта или явления. | Методика 2 «Чего не хватает?» Автор Немов Р.С. Цель – определение уровня сформированности у младших школьников умения подмечать малозаметные компоненты |
прогностический | Планомерность. Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции. | Методика 2 Тест «Наблюдательность» Цель – определение уровня сформированности у младших школьников умения последовательного рассмотрения объектов |
Выделенные критерии выступили основанием для оценивания уровней сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников.
Высокий уровень: (52- 70 б.) у учащихся сформированы умения полноты наблюдения, характеризующиеся исчерпывающим выделением частей, разносторонностью рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной целью. У школьников развито умение подмечать малозаметные компоненты. У учащихся наблюдается определённая последовательность рассмотрения объектов.
Средний уровень (32 -51 б.): у школьников не достаточно сформированы умения полноты наблюдения, характеризующиеся исчерпывающим выделением частей, разносторонностью рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной целью. У учащихся развито умение подмечать малозаметные компоненты, но вместе с тем школьникам трудно подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции.
Низкий уровень (0-31б.): у школьников не сформированы умения полноты наблюдения, характеризующиеся исчерпывающим выделением частей, разносторонностью рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной целью. У учащихся не развито умение подмечать малозаметные компоненты, им трудно подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции.
Для определения уровня сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников нами были использованы следующие диагностические методики:
Методика 1 . «Найди отличия»
Цель – определение уровня сформированности у младших школьников умения полноты наблюдения
Объект исследования: младшие школьники.
Метод оценивания: индивидуальная работа.
Оборудование: две одинаковые картины, кроме заранее предусмотренных десяти различий.
Инструкция: каждому ребенку выдаются две одинаковые картины, кроме заранее предусмотренных десяти различий. Детям необходимо найти различия и отметить их на рисунках.
Содержание методики: (см. Приложение 1)
Анализ содержания ответов детей позволяет диагностировать степень развития наблюдательности у младших школьников. Протокол результатов см.(Приложение 2).
Анализ результатов методики 1 отражен в таблице 3.
Таблица 2
Уровень сформированности умения полноты наблюдения у младших школьников на констатирующем этапе
Уровни | Количество участников | |
| Абсл. число | % |
высокий | 3 | 15 |
средний | 8 | 40 |
низкий | 9 | 45 |
Итого: | 20 | 100 |
Данное соотношение отражено на диаграмме (рис 1.)
Рис.1. Показатели уровней сформированности умения полноты наблюдения у младших школьников на констатирующем этапе
Из диаграммы мы видим, что большая часть учащихся имеют низкий уровень сформированности умения полноты наблюдения 45 % школьников (9 чел). На среднем уровне сформированности умения полноты наблюдения находятся 40% учащихся (8 чел.). Только 15% школьников (3 чел.) имеют высокий уровень сформированности умения полноты наблюдения, что составляет. У данных учеников при выполнении задания не возникло затруднений, и они не обращались за помощью к педагогу. В ходе проведения методики дети приступили к выполнению задания с интересом. Но дети со средним уровнем обращались за помощью к педагогу. Дети с низким уровнем так же обращались за помощью к педагогу, но найти все отличия так и не смогли.
Методика 2. «Чего не хватает?»
Цель – определение уровня сформированности у младших школьников умения подмечать малозаметные компоненты
Объект исследования: младшие школьники.
Метод оценивания: индивидуальная работа
Оборудование: 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.
Инструкция: Ребёнку предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного, ему необходимо посмотреть внимательно и назвать, то чего не хватает. Проводящий, психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания.
Содержание методики: (Приложение 3)
Анализ содержания ответов детей позволяет установить уровень сформированности у младших школьников умения подмечать малозаметные компоненты. Протокол результатов см.Приложение 5. Анализ результатов методики 2 отражен в таблице 3.
Таблица 3
Уровень сформированности умения подмечать малозаметные компоненты у младших школьников на констатирующем этапе
Уровни | Количество участников | ||
| Абсл. число | % | |
очень высокий | 0 | 0 | |
высокий | 2 | 10 | |
средний | 8 | 40 | |
низкий | 10 | 50 | |
Итого: | 10 | 100 | |
Данное соотношение отражено на диаграмме (рис 2.)
Рис.2. Показатели уровень сформированности умения подмечать малозаметные компоненты у младших школьников на констатирующем этапе
Результаты данной методики показывают, что уровень низкий уровень сформированности умения подмечать малозаметные компоненты имеют 50% (10чел.). Средний уровень исследуемого показателя имеют 40 % (8 чел.). Высокий уровень сформированности умения подмечать малозаметные компоненты вывален 10 % (2 чел.).
Как показал качественный анализ, в экспериментальной группе Алина К. и Никита А. выполнили все задания