Файл: Формирование у младших школьников умения проводить наблюдения при изучении окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, получив при этом самые большие баллы, это говорит о том, что у детей очень хорошо сформированы умения подмечать малозаметные компоненты они быстро и легко нашли недостающие предметы. А хуже всех справились с заданием Саша В., Ксения О., это говорит о том, что у детей умения подмечать малозаметные компоненты развиты не достаточно. Задания у детей вызывали небольшие затруднения, детям было трудно найти недостающий предмет за определенное время.

Методика 3. Тест «Наблюдательность»

Цель – определение уровня сформированности у младших школьников умения последовательного рассмотрения объектов.

Объект исследования: младшие школьники

Метод оценивания: индивидуальная работа

Оборудование: листы с тестом и ручка.

Инструкция: Ребёнку предлагается листок, на котором написаны вопросы и предложены варианты ответа ему необходимо выбрать один из вариантов.

Содержание методики: (Приложение 5)

Анализ содержания ответов детей позволяет установить уровень сформированности у младших школьников умения последовательного рассмотрения объектов (Приложение 6).

Анализ результатов методики 3 отражен в таблице 4.

Таблица 4

Уровень сформированности у младших школьников умения последовательного рассмотрения объектов на констатирующем этапе

Уровень

Количество участников




Абсл. число

%

высокий

2

10

средний

10

60

низкий

8

40

Итого:

10

100


Данное соотношение отражено на диаграмме (рис 3.)



Рис.3. Показатели уровня сформированности у младших школьников умения последовательного рассмотрения объектов на констатирующем этапе
Наблюдение за школьниками в процессе выполнения задания показал, что низкий уровень сформированности умения последовательного рассмотрения объектов находится имеют 40 % учащихся (8 чел.)

На среднем уровне находятся 50 % школьников (10 чел.). Высокий уровень исследуемого показателя выявлен у 10% учащихся (2 чел.), это те обучающиеся, которые набрали самое большое количество баллов.


При выполнении заданий учащиеся высокого уровня ответили почти на все вопросы, набрав при этом наибольшее количество баллов. Школьники во среднем уровнем долго думали над тем как ответить на вопросы поэтому показали средние результаты. Учащихся низкого уровня отвечать на вопросы затруднялись, они постоянно отвлекались, поэтому показали низкие результаты.

По итогам констатирующего эксперимента, опираясь на выделенные показатели и полученные экспериментальным путем данные, были условно выделены уровни сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников. Результаты исследования после проведения методик представлены в приложении 7. В таблице 5 приведены результаты обработки данных по уровням сформированности умения проводить наблюдения младших школьников.

Таблица 5

Уровни сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников на констатирующем этапе

Уровень

Количество участников




Абсл. число

%




Высокий

2

10




Средний

10

60




Низкий

8

40




Итого:

10

100





Для более наглядного представления начальных уровней сформированности умения проводить наблюдения у детей используем диаграмму (рис. 4).




Рис.4. Показатели уровней сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников на констатирующем этапе

Из диаграммы видно, что большинство учащихся находятся на среднем уровне сформированности умения проводить наблюдения 50% (10 чел.), средний уровень сформированности проводить наблюдения имеют 40% детей (8 чел.) Высокий уровень выявлен у 10% школьников (2 чел.). Рассмотрим более подробно характеристики обучающихся в экспериментальной группы, находящихся на разных уровнях сформированности умения проводить наблюдения.

На высоком уровне сформированности умения проводить наблюдения на начальном этапе исследования находятся Никита А. и Алина К. - у этих ребят есть способности быстро определять большинство существенных и характерных признаков предметов, их взаимосвязи с другими предметами окружающей среды.



К обучающимся, которые находятся на среднем уровне сформированности умения проводить наблюдения относятся такие дети – Вика Б., Ксения П. Анна С. Лера Б. Максим С. Женя А., Вика У., Диана М., Рома В., Сережа М. Эти дети могут обращать внимание на отсутствие или наличие какого-либо свойства предмета, выделяют его новые черты, но не могут применить свои впечатления в конкретной ситуации. Интересы таких детей являются нестойкими, зависят от привлекательности предмета.

Такие обучающиеся как Саша В., Павел Б., Таня Г.. Света О, Нина Р., Даниил К., Влад К., Вера К. находятся на низком уровне сформированности умения проводить наблюдения. Дети характеризуются элементарной наблюдательностью, которая отвечает уровню наглядно-образного мышления. Не углубляясь в причинно-следственные связи, ученики замечают лишь внешние черты объектов. Эти ученики выделяют несущественные, нехарактерные признаки и очевидные взаимосвязи, имеют низкую общую мотивацию, поэтому не отличаются познавательной активностью и внимательностью на занятиях, характеризуются равнодушным или отрицательным отношениям к занятиям.

Таким образом, проведение констатирующего эксперимента позволило выяснить состояние изучаемого явления на практике. В ходе констатирующего эксперимента мы выяснили, что большинство учеников находятся на среднем уровне сформированности умения проводить наблюдения. Следовательно, необходима специальная работа по данному вопросу. С этой целью на этапе формирующего эксперимента предстоит задача – реализация педагогических условий с целью формирования у младших школьников умений проводить наблюдения.
2.2. Проект формирующего эксперимента по формированию умения проводить наблюдения у младших школьников при изучении Окружающего мира
На втором этап исследования мы провели формирующий эксперимент.

Цель данного этапа: реализовать педагогические условия по формированию умения проводить наблюдения у детей младшего школьного возраста при изучении Окружающего мира

Рассмотрим как проходила реализация данных условий на практике.

Реализация 1 – го педагогического условия – использование экскурсий для формирования умения проводить наблюдения.

С целью эффективного формирования умения проводить наблюдения у младших школьников при изучении окружающего мира мы использовали разнообразные экскурсии при изучении окружающего мира. На экскурсиях


мы учили учащихся приемам наблюдения (сравнение, сопоставление, анализ, обобщение);

Рассмотрим реализацию выделенного условия на примере экскурсии по теме "Что такое природа. Многообразие природы".

Фрагмент № 1. Экскурсия по теме "Что такое природа. Многообразие природы".

Цель: укрепить знания детей о живой и неживой природе.

Задачи:

1. обобщить знания детей о природе;

2. рассмотреть взаимосвязь в природе;

3. показать значение окружающей природы для человека.

Место проведения: Городской парк.

Ход экскурсии:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Изучение нового материала

Мы с вами находимся в Городском парке и наша задача быть очень внимательными и понаблюдать за окружающей природой.

Оглянитесь вокруг, посмотрите на окружающую природу. Что вы видите?

Да, все это природа. Ее многообразие поражает и восхищает людей.

На какие две группы делится природа?

Оглянитесь вокруг и скажите, что относится к живой природе, а что к неживой.

Я сейчас буду загадывать загадки, а вы, отгадав ее, говорите к какой природе относится.

От цветка к цветку порхает

Утомится - отдыхает.

Бродит одиноко огненной око,

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает.

С ветки - на тропинку,

С травки - на былинку

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка.
Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Вы смогли отличить живую и неживую природу. Чем отличается живая и неживая природа?
На какие царства делится живая природа?
Назовите и покажите царство растений.

Назовите царство животных.
Царство грибов.

Мы можем сказать, что в природе все взаимосвязано, а как расскажите мне.

Да совершенно верно, таким образом, живая природа взаимодействует с неживой природой.

Какое значение природа играет для людей?

Так какой вывод мы можем сделать?

Солнце, бабочки летают, деревья, трава.

На живую и неживую.
К неживой природе относятся: солнце, воздух, вода, полезные ископаемые. К живой природе относятся: человек, животные, растения, грибы, микроорганизмы.

Бабочка, относится к живой природе.
Солнце (дети показывают на солнце), относится к неживой природе.

Кузнечик, относится к живой природе.


Елка - живая природа.

Живые существа в отличии от неживой природы дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают.
Царство растений, царство животных, царство грибов.
Трава; кустарники; деревья: береза, ель, сосна, клен и т.д.

Белка, бабочка, сорока, лев, тигр, медведь, суслик и т.д.
Все микроорганизмы, грибы: подберезовик, лисички, белый гриб и т.д.

Растениям необходимо тепло и свет, вода. Растения очищают воздух. Они служат животным пищей, а многие животные распространяют плоды и семена растений.
Природа дает людям древесину, хлопок, шерсть, лекарства и т.д.
Природа многообразна, в ней все взаимосвязано. Живая природа не может существовать без неживой природой, они взаимосвязаны. Природа имеет большое значение для человека.



Вывод: урок проходил в форме экскурсии, в ходе которой дети внимательно наблюдали за окружающей природой, рассматривали предметы природы, находили отличия живой и неживой природой.

Реализация 2- го педагогического условия - включение в процесс наблюдения проблемных ситуаций.

Рассмотрим, как мы использовали проблемное задание для формирования умения проводить наблюдение на уроке Окружающего мира по теме Размножение животных в природе.

Создание проблемной ситуации

Послушайте интересную информации.

Клопы откладывают – 70–100 яиц, майский жук -70, колорадский жук -700, мотыльки – 100–400, а домашняя муха за один раз откладывает – 100–150 яиц и может повторить кладку через 2–4 дня. То есть общая ее плодовитость – 600–700 яиц.

Количество икринок у карпа, трески, щуки достигает несколько десятков тысяч, у луны-рыбы – 300 млн, большие осетровые рыбы «выбрасывают» несколько миллионов икринок.

У пресмыкающихся количество яиц в кладке ограничивается десятком-двумя, которые они зарывают в песок, в почву.

Вы, наверное, знаете, что у птиц количество отложенных в гнезда яиц, как правило, не превышает десятка (за исключением страусов, если несколько самок откладывают яйца в одно и то же гнездо).

У зверей наименьшее количество новорожденных детенышей: белка – 3–10, кошка – 2–6, собака – 2–10, дикий кабан – 5–8 (12), рысь – 1–4, медведь – 1–3, лось 1–2 (3), слон – 1, кит – 1.

Проблемный вопрос.

Почему маленькие животные – насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – откладывают много яиц и икринок?

Почему чем крупнее животное, тем меньше у него потомства?

Далее мы предложили детям домашнее задание, которое предполагало самостоятельное проведение наблюдения по поставленному нами проблемному заданию

Провести наблюдения за размножением животных:

а) найти на ветвях плодовых деревьев скрученные листочки – зимующие гнезда насекомых-вредителей; осторожно сломать веточку, принести домой, поместить ее в сухой стакан, завязать марлей, поставить стакан на теплый солнечный подоконник, наблюдать, как из яиц весной появятся гусеницы-личинки;

б) наблюдать за размножением аквариумных рыбок: тех, которые откладывают икру, и тех, которые рождают мальков; обратить внимание на желточные мешочки, выяснить, на сколько дней им хватает и когда мальки переходят на обычный корм;