Файл: Формирование у младших школьников умения проводить наблюдения при изучении окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) наблюдать за размножением птиц, домашних животных или зверей в уголке живой природы (дома или в школе);

Записать, как выглядят птенцы и детеныши, как их кормят родители, как проявляют заботу о новорожденных. Приложение 8.

Таким образом, привлечение школьников к решению проблемы требует овладением умения проводить наблюдения, то есть умениями выполнять все его этапы. Специфика формирования данных умений состоит в том, что они происходят не по образцу, а в процессе собственной творческой деятельности каждого ученика.

Реализация 3-го педагогического условия - систематическое включение школьников в опытно-экспериментальную работу.

Опытно-экспериментальную работу мы проводили на уроках окружающего мира в 3 классе. Наша экспериментальная деятельность касалась нескольких тем учебника, в которых рассматривался материал о воде, ее составе и свойстве.

В теме «Тела, вещества, частицы» опыты проводились непосредственно учителем на уроке, в данном случае младшие школьники частично принимали участие в проведении опыта: моделировали процесс растворения кусочка сахара в воде. ( конспект урока см. в Приложении 9)В начале проведения всей опытнической работы учитель вместе с детьми систематизировал знания учащихся о форме воды, которая принимает форму сосуда, в котором находится. Для этого использовались различные тары, куда переливалась вода под четким наблюдением учащихся. Также в процессе данной работы было выявлено состояние частиц в жидкостях, примером которых служила вода. В данном случае частицы распределялись равномерно по всему пространству.

Параллельно рассматривались формы твердых тел и газообразного вещества и расположение их частиц. Данный процесс стал предварительной работой перед показом опыта, подтверждающего гипотезу, что частицы действительно существуют.

Перед проведением опыта была проведена следующая работа. Учащиеся нарезали из бумаги множество одинаковых кружочков d=5 мм. Эти кружочки учителем и учащимися были условно приняты за частицы кусочка комкового сахара, вследствие чего определенное количество кружочков было склеено между собой, имитируя сахарные кусочки. Также предварительно учащимися были нарисованы три стакана с водой, с которыми впоследствии предстояло работать. Для наглядности у учителя на столе для проведения опыта стоял стакан с холодной водой. В данном опыте прослеживалось три этапа, которые имитировали три состояния кусочка сахара в воде. На первом этапе учитель опустил кусок сахара в стакан, и учащиеся показали этот же процесс в первом стакане, то есть приклеили первый кусочек в первый стакан, в том виде, в котором сахар был изначально. Пока учащиеся приклеивали «сахар», натуральный кусочек немного растворился и потерял форму, но оставшиеся опавшие частицы остались на дне стакана. Этот второй этап и повторили дети в своих вторых стаканах, отсоединив от второго полного «кусочка» несколько круглых частиц и разместив их по дну стакана. Пока учащимися выполнялась эта работа, учитель размешал воду в стакане и сахар окончательно растворился. Данную операцию повторили школьники, полностью рассоединив все кружочки от третьего «кусочка сахара» и распределив их всех по всему стакану. После чего был сделан вывод о том, что вещества состоят из мельчайших частиц, также попутно был сделан вывод, касающийся воды. В данном случае было важно такое качество воды, как растворимость веществ в воде. Для нашего же непосредственного исследования было важно, что учащиеся увидели этапность работы,
четко осознали цель данного эксперимента, а также увидели реальный результат при работе с конкретным веществом – водой. В данном случае можно говорить о начале формирования умения проводить наблюдения. Далее для продолжения формирования проводить наблюдения, учащимся было дано домашнее задание, которое состояло в определении веществ, которые также как и сахар могут растворяться в воде. Необходимо отметить, что учащиеся по разному подошли к выполнению данной работы. Некоторые из них составили таблицу результатов своих исследований, где указали, какие вещества ими были использованы в опыте, что из этого списка растворилось полностью, что растворилось частично, а что вообще даже и не перемешалось с водой. Несколько учащихся даже описали подготовительные этапы работы, что свидетельствует о высоком уровне интереса к опытно-экспериментальной деятельности и достаточно высоком уровне умений проводить наблюдения и практических исследовательских умений. Были учащиеся, которые вообще не стали выполнять данное задание.

Данное домашнее задание стало связующим звеном со следующей темой «Разнообразие веществ». В данной теме был предложен разговор о веществах, появляющихся в природе и использующихся человеком в своих нуждах. Важным для нас в этой теме был опыт, проведенный Алиной, которая продемонстрировала свое открытие, сделанное ею дома. Это был опыт по растворению в воде поваренной соли, вернее, частичное растворение соли в воде. Алина заметила что, когда соли слишком много для определенного количества воды, то она полностью не растворяется, а оседает на дно. Это говорит о том, что у нее достаточно хорошо сформировано умение проводить наблюдение в процессе опытно-экспериментальной работы.

Итак, мы описали педагогические условия формирования у младших школьников исследовательских умений в процессе опытно-экспериментальной работы, а так же мероприятия, проведенные в начальной школе.

Вывод по II главе

Во второй главе представлены данные констатирующего эксперимента и содержание формирующего эксперимента опытно-экспериментальной работы по формированию умения проводить наблюдения у младших школьников при изучении окружающего мира. Работа проходила в два этапа. В ходе констатирующего эксперимента был выявлен начальный уровень формированию умения проводить наблюдения у младших школьников на основе выдвинутых критериев и показателей.



Данные эксперимента подтвердили необходимость проведения специально организованной работы с целью повышения уровня формированию умения проводить наблюдения у учащихся на уроках Окружающего мира. На основе данных констатирующего эксперимента была построена программа формирующего эксперимента, которая включала в себя работу по выдвинутым педагогическим условиям гипотезы:

-использование экскурсий для формирования умения проводить наблюдения;

-включение в процесс наблюдения проблемных ситуаций;

-систематическое включение школьников в опытно-экспериментальную работу.

Заключение
Проведенные нами изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования позволили сделать следующие выводы:

Наблюдение - это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления: сравнением, синтезом, анализом. Развитие у детей способности к целенаправленному наблюдению может быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь и учебную деятельность школьников. Наблюдение развивает у детей наблюдательность.

В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности – умение проводить наблюдение, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Для формирования умения проводить наблюдения у детей младшего школьного возраста необходимы определенные педагогические условия. На основе изучения педагогической литературы мы выделили наиболее эффективные на наш взгляд условия:

-использование экскурсий для формирования умения проводить наблюдения;

-включение в процесс наблюдения проблемных ситуаций;

-систематическое включение школьников в опытно-экспериментальную работу.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников. Для этого нами было проведено три методики. Комплексный анализ результатов исследования показал средний уровень сформированности умения проводить наблюдения у младших школьников. Проведенный эксперимент на этапе констатации показал, что проблема сформированности умения проводить наблюдения у указанной группы актуальна.


Выдвинутые в гипотезе педагогические условия:

-использование экскурсий для формирования умения проводить наблюдения;

-включение в процесс наблюдения проблемных ситуаций;

-систематическое включение школьников в опытно-экспериментальную работу были реализованы на этапе формирующего эксперимента.


Список литературы

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. - М.: Просвещение, 1988.- 240 с.

  2. Бакулин, В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей / В.М. Бакулин // Начальная школа Плюс Минус. -2001. - № 5. - С.12-17.

  3. Барышева, Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками / Ю.А. Барышева // Начальная школа. - 1999. - №7. - С.36-40.

  4. Богачева Л.Д.  Экологическая направленность развития наблюдательности младших школьников в процессе общения с природой / Л.Д. Богачева // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология» - 2008. - № 3. - С 95-99.

  5. Большая советская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия, Т. 17, 1970.- 615 с.

  6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. - М.: Академия, 2011.- 68 с.

  7. Исаева Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками // Начальная школа. - 1994. - № 1. - С.38-41.

  8. Кайдаш, Е.Г. Развитие наблюдательных интересов в учебном процессе / Е.Г. Кайдаш // Начальная школа. - 1993. - №12. - С.14-17.

  9. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. - М.: Академия, 2008.- 496 с.

  10. Коменский Я. Избранные педагогические сочинения. В 3 томах . - М.: Учпедгиз, 1939-1941. — 324+290+354 с.

  11. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. - М.: Просвещение, 1990.- 431ч.

  12. Крыштоп, В.А. О роли наблюдения: психолого-педагогические и методико-биологические аспекты / В.А. Крыштоп // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - Т. 24. - № 55. - С. 386-389.

  13. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: источники, сущность, перспективы. – М.: Издательство «Знание», 1991.- 80 с.

  14. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. Львов, 1973-.124 с.

  15. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.:. Педагогика, 2008- 392 с.

  16. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2002.- 352 с.

  17. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2006. — 608 с.

  18. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 384 с.

  19. Общая психология. Словарь/ Под. ред. А. В. Петровского. — М.: Издательский центр Академия, 1998.- 512 с.

  20. Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М.Академия, 2000.- 176 с.

  21. Психология развития / Под ред. Е. Строгановой. - СПб : Питер, 2001.- 504 c.

  22. Титова, В.В. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира / В.В. Титова // Начальная школа. - 2005. - №1. - С.65-68.

  23. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Астрель,2004.- 1280 с.

  24. Ушинский К.Д.: Наука и искусство воспитания/Сост. С. Ф. Егоров.- М., 1994.- 207 c/

  25. Ягодовский К.П. Летние работы по естествознанию
    1   2   3   4

. Руководство для наблюдений над жизнью в природе и для сознательного составления зоологических и ботанических коллекций. С-Пб. Изд. Тенишевского училища. 1911. - 239с.


Приложения

Приложение 1

Методика «Найди различия»

Цель – определение уровня сформированности у младших школьников полноты наблюдения

Описание задания: каждому ребенку выдаются две одинаковые картинки, кроме заранее предусмотренных 10 различий. Детям необходимо найти различия и отметить их на рисунках.



Задания:

Обработка результатов : существенное место в исследовании имеет анализ того, как учащийся приступает к выполнению задания.

Критерии оценивания: Подсчитывается количество правильно отмеченных различий. Разность делится на число фактически имеющихся различий. Чем ближе результат к 1, тем выше уровень наблюдательности у ребенка.
Уровни оценивания:

1 уровень (высокий от 0,9 до 1) - учащиеся самостоятельно ведут целенаправленное восприятие, дают полную характеристику наблюдаемого объекта, наряду с существенными показателями подмечают малозаметные компоненты, наблюдается интерес в продолжение наблюдения.

2 уровень (средний от 0,6 до 0,8) - для учащихся характерно целенаправленное восприятие, наблюдения ведутся многими органами чувств, учащиеся подмечают малозаметные компоненты наблюдаемого объекта, характерно осмысление наблюдаемого в свете субъектного опыта, интерес не пропадает в течение всего наблюдения.

3 уровень (низкий от 0,3 до 0,5) - учащиеся выделяют основные черты объекта, но часто несущественные, не могут самостоятельно вести наблюдение, но помощь учителя воспринимают охотно, характеризуют объект наблюдения при постановке дополнительных вопросов.

4 уровень (очень низкий от 0 до 0,2) - учащиеся не могут следовать задаче наблюдения, легко меняют установку наблюдения, отвлекаются на яркие признаки, восприятие слабо дифференцированное и бедное,