Файл: 2. 1 Характеристика деятельности мку мфц сургутского района.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3 Проблемы, выявленные в деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (на примере МКУ «МФЦ Сургутского района»)
Проведенное исследование среди заявителей и сотрудников муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Сургутского района» позволило выявить ряд текущих проблем и проблем, которые могут возникнуть в перспективе. Уже отмечалось, что данное учреждение можно считать типовым и выявленные проблемы присущи и другим многофункциональным центрам.
Характерной проблемой для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также для других субъектов России с децентрализованной моделью организации многофункциональных центров, считается различия в перечне или в порядке предоставления услуги, которые часто вызывает недовольство со стороны заявителей, так как сеть многофункциональных центров «Мои документы» населением воспринимается как единая по всей стране. В настоящее время действует ряд законом и приказов Правительства РФ, которые регламентируют деятельность МФЦ на территории России, но все они содержат общие положения и многие вопросы решаются непосредственно органами власти муниципальных образований. Так возникает существенная разница в организации предоставления услуг, даже в пределах одного региона. Хоть территория России обширна, но специфика работы вахтовым методом, командировки или просто поездки по личным вопросам заставляют людей обращаться в многофункциональные центры не по месту жительства, следовательно, граждане часто встречаются с не едиными требованиями и организацией деятельности МФЦ не только на территории всей страны, но и часто в соседних муниципальных образованиях. Следовательно, необходимость пересмотра модели организации многофункциональных центров очевидна.
К основным проблемам можно отнести и то, что несмотря на активное развитие многофункциональных центров на территории России, очевидно, что в долгосрочной перспективе в рамках развития электронного правительства, востребованность услуг МФЦ будут снижаться и многофункциональным центрам необходимо будет взять на себя иные функции в сфере государственного и муниципального управления, а также расширить перечень негосударственных услуг, востребованных у населения. Для того, чтобы переход на новый вид деятельности не был стихийным, как для органов власти, так и для населения, в настоящее время необходимо определить вектор развития МФЦ и постепенно осуществлять переход.
Следующей характерной проблемой для всех многофункциональных центров является то, что центры были созданы как переходная форма предоставления государственных и муниципальных услуг, которая, в свою очередь, должна была способствовать развитию электронного правительства в России. На практике же МФЦ взяли на себя большую долю услуг и сдерживают дальнейшее развитие электронного правительства. Таким образом, в настоящее время необходимо пересмотреть плановые показатели многофункциональных центров и включить в их деятельность функции, способствующие развитию предоставления услуг в электронном виде.
Проблемой, которую выделяют и заявители, и сотрудники МФЦ, является недостаточная техническая оснащенность подразделений многофункциональных центров, что затрудняет приём граждан и приводит к сбоям в работе. Также подчеркивается существенная разница в техническом оснащении между крупными и мелкими подразделениями, а услуги для всех граждан должны предоставляться в равных условиях.
Заявители обозначают не только недостаточное техническое оснащение, но и не всегда организованную «доступную среду» для граждан определенных категорий, в том числе инвалидов и пенсионеров. Несмотря на то что в МФЦ для граждан с ограниченными возможностями предусмотрен выезд на дом, они готовы самостоятельно обращать в центры, а нередко и не имеют необходимого официального подтверждения льготной категории для выезда на дом. В таких случаях просто необходимо создать условия для граждан с ограниченными возможностями и пенсионеров. Тем более, что среди данных категорий государственные и муниципальные услуги очень востребованы и нередко являются жизненно необходимыми.
Достаточно крупной является проблема возложения на специалиста всего перечня услуг при его недостаточной информационной поддержке. Как говорилось выше, специалисты МФЦ являются универсальными, но охватить весь перечень услуг и знать нюансы каждой услуги фактически невозможно. На помощь специалистам должен прийти целый комплекс различной информационной поддержки, который включает в себя: административные регламенты, консультирование со специалистами органов власти, обучение в связи с внесенными изменениями в порядок предоставления услуг, информационную наполненность программного обеспечения.
Для специалистов также является проблемой организация условий труда сотрудников приема и выдачи документов. В многофункциональных центрах большое значение придается рабочим местам в залах приёма заявителей, но при этом во внимание не берется тот факт, что помимо приема дел, сотрудники выполняют иную работу, которую целесообразно выполнять в служебных помещениях. Сотрудникам необходимо обеспечить безопасность, так как концепция непосредственного взаимодействия с заявителями не представляет собой никаких мер физической защиты специалистов. Данные проблемы можно считать прихотью специалистов, но всё это негативно сказывается на сотрудниках как эмоционально, так и физически, что влечет за собой неэффективную работу по приему документов, а также частую смену кадрового состава.
К значительным проблемам относится организация консультирования заявителей о порядке предоставления услуг. К этой проблеме можно отнести плохо проработанные и недостаточно заполненные информационные ресурсы: сайты органов власти, сайты МФЦ, информационные стенды в органах власти и в многофункциональных центрах. Из-за труднодоступности информации в сети Интернет и в информационных источниках гражданам необходимо обращаться для консультирования по телефонной линии, которая зачастую перегружена. Плохая информированность граждан о порядке предоставления услуг влияет на процесс приёма граждан и на результат получения услуги.
К проблемам, которую выделяют специалисты, но относится она больше к заявителям, можно отнести недостаточное информирование населения о специфике деятельности многофункциональных центров, как органа выступающего в роли «курьера», а не принимающего решения по конкретным делам. Непонимание населением данного вопроса вызывает волну недовольств, а для специалистов это лишняя трата времени на пояснение и нередкие жалобы со стороны заявителей. Такая обширная всероссийская сеть многофункциональных центров «Мои документы» должна быть абсолютно понятной для населения и не вызывать недовольства с их стороны.
Важным показателем для оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг является доступность многофункциональных центров для населения. Отсюда возникает еще одна проблема, так как на территории округа многофункциональные центры созданы не во всех населенных пунктах. Очевидно, что в поселениях с малым количеством населения содержать целое отделение МФЦ не рационально. Но тем не менее необходимо обеспечить доступность получения государственных услуг для всех граждан.
Стоит обратить внимание, что ярко выраженной проблемой является недостаточное количество специалистов приёма и выдачи документов, а, как следствие, очереди в многофункциональных центрах и долгое ожидание приёма. Также при постоянном значительном росте перечня услуг, предоставляемых в МФЦ, количество специалистов остаётся неизменным. Во избежание примитивных кадровых преобразований, которые влекут за собой значительные материальных расходы, предполагается, что решение вышеуказанных проблем будет способствовать снижению нагрузки на специалистов, и данная проблема решится за счет иных мероприятий.
Таким образом, на основании результатов исследования можно выделить следующие проблемы:
-
Различие организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории одного субъекта. -
Переход на предоставление услуг в электронном виде значительно снизит востребованность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. -
Несоответствие плановых показателей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг общей концепции перехода на электронное правительство. -
Недостаточная техническая оснащенность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. -
Недостаточно реализована «доступная среда» для отдельных категорий граждан. -
«Универсальность» специалистов приема и выдачи документов не позволяет охватить весь перечень услуг в полном объеме. -
Не созданы благоприятные условия труда для сотрудников многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. -
Недостаточная эффективность системы информирования заявителей о порядке предоставления услуг. -
Недостаточное информирование населения о специфике предоставления услуг через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. -
Недоступность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для удаленных территорий.
Для решения выявленных проблем необходимо разработать комплекс мероприятий, который позволит улучшить эффективность предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ХМАО – ЮГРЕ
3.1 Предложения по совершенствованию деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в ХМАО-Югре
В предыдущей главе выпускной квалификационной работы был сформулирован перечень проблем, которые присущи многим многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг. Так, очевидна необходимость разработки ряда мероприятий, которые при комплексной реализации смогут существенно усовершенствовать деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Одним из основных мероприятий предполагается объединение всех многофункциональных центров Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в единую региональную сеть, то есть централизация МФЦ и создание одного окружного учреждения с подразделениями в муниципальных образованиях. Идея централизации многофункциональных центров в настоящее время является актуальной и активно обсуждается органами власти. Весной 2018 года на обсуждение Правительством РФ был вынесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части перехода на централизованную модель организации сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Согласно данному законопроекту планируется исключить возможность создания многофункциональных центров в виде муниципальных учреждений, причем организацией работы центров смогут заниматься только региональные органы власти [27]. По оценке специалистов и СМИ данный законопроект с большой вероятностью будет принят в 2019 году и данные изменения вступят в силу с 1 января 2020 года.
Несмотря на то, что на федеральном уровне идея централизации многофункциональных центров только обсуждается, в ХМАО-Югре органы власти начали принимать первые шаги в данном направлении. Так согласно Протоколу № 31 заседания комиссии по проведению административной реформы и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре от 26.02.2019 года было принято решение о создании рабочей группы по переходу на централизованную модель организации многофункциональных центров в автономном округе [20]. В настоящее время нет иных подтверждений перехода на централизованную модель управления многофункциональными центрами в округе и отсутствует план мероприятий по переходу на централизованную систему организации МФЦ, но тем не менее данная идея считается эффективной и требует реализации в ближайшее время. Так предполагается эффективным уйти от действующей модели, особенностью которой является создание МФЦ преимущественно в форме муниципальных учреждений и создать государственное учреждение с филиалами (территориально обособленными структурными подразделениями) на базе действующих центров.
Следующим перспективным мероприятием можно считать реализацию новых услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В связи с тем, что переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде значительно сократит востребованность МФЦ, необходимо расширять перечень негосударственных услуг. Такими услугами могут стать приём платежей и предоставление информации по лицевым счетам жилищно-коммунальных организаций, предоставление услуг страховых компаний, предоставление данных из различных архивов организаций и т.п.