Файл: «Личностные деформации стрессового типа.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если экстремальные требования среды превышают уровень «поверхностных» ресурсов, а темп мобилизации «глубоких» при этом достаточно низкий, то для восполнения растраченных адаптационных ресурсов субъекту необходима будет психологическая помощь, посредством которой раскроются неизрасходованные глубокие адаптационные резервы [10]. Кратковременный стресс может являться началом длительного стресса. В связи с данным обстоятельством кратковременный стресс в определенной степени является усиленной моделью начала длительного стресса.

Следует отметить, что между проявлениями кратковременного и длительного стресса есть отличительные особенности, однако в их основе лежат похожие механизмы, хотя и функционируют они в различных режимах, с различной интенсивностью [13].

  • длительные ситуации связаны с адаптационной перестройкой функциональных систем субъекта. Длительный стресс также называют хроническим и выражается он в постепенной мобилизации и расходовании, как «поверхностных», так и «глубоких» адаптационных ресурсов.

Развитие такого стресса может быть не явным, а значит зарегистрировать изменения показателей адаптации возможно только при помощи специализированных методов. Наблюдать выраженную симптоматику стресса возможно в том случае, если субъект максимально длительно переносил стрессоры. Адаптационный процесс к таким фактором возможен в случае, если организм субъекта успевает, посредством мобилизации «глубоких» адаптационных ресурсов, подстраиваться к уровню длительных экстремальных требований среды [39].

Длительный стресс выражается изначально в более общих симптомах соматических и психических болезненных состояний. Стресс такого характера может переходить в болезнь [30].

Повторяющийся экстремальный фактор может стать причиной длительного стресса. В таком случае попеременно включаются процессы адаптации и реадаптации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что короткосрочные состояния могут нанести не меньший вред общему состоянию человека, чем длительный стресс.

Стресс – факторы

Стрессовая ситуация по-разному отражается на каждом человеке. Индивидуальная выраженность стресса, в частности его неблагоприятных проявлений, в большой степени зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической установки на ту или иную свою роль [16].  Зная об индивидуальности влияния такого явления как стресс, следует разобраться, какие факторы его провоцируют и какими они бывают.


Г. Селье считал, что стрессоры есть сильные внешние раздражители, нарушающие внутреннее равновесие [32].

Стрессорами могут быть и физические раздражители и психические, как реально действующие, так и вероят­ные. Человек реагирует не только на действительную фи­зическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней [9].

На современном этапе в психологии различают факторы воздействия внешней и внутренней среды, способные вызывать стресс и различные отклонения от нормы и заболевания у людей.

Выделяют следующие виды стрессоров [35]:

  • негативные воздействия окружающей среды (загазованность, радиация, неблагоприятный микроклимат и т. д.);
  • нарушение физиологических процессов в организме человека, например, при различных заболеваниях, в том числе – инфекционных, соматических (телесных) и т. п.;
  • важность ускоренной обработки информации - работа в условиях дефицита времени;
  • трудовая деятельность в небезопасных условиях для своей жизни и жизни других людей;
  • осознаваемая угроза жизни;
  • изоляция и заключение;
  • презрение, отвержение обществом, групповое давление;
  • отсутствие контроля над событиями;
  • отсутствие целей в жизни;
  • депривация – лишение человека чего–либо, предметов, условий, необходимых для его нормального существования, удовлетворения основных жизненных потребностей, физического и психического развития [23].

В наиболее общей классификации можно выделить стрессоры неопределенности и значимости, подразделяемые на внутренние и внешние.

Среди стресс-факторов выделяются следующие [25]:

  • стрессоры внутренней неопределенности появляются в том случае, когда у субъекта отсутствует полная уверенность в том, что все внутренние механизмы, которые обеспечивают определенный результат, будут правильно функционировать в нужный момент.

Могут появляться колебания, связанные с проявлением физических и психических качеств, в функциональном состоянии, различного рода внутренние субъективные помехи;

  • стрессоры внешней неопределенности появляются в том случае, когда отсутствует ясность в рамках соревновательной борьбы, непредсказуемости, экстремальности;
  • стрессоры внутренней значимости возникают в опасениях появления субъективно неприятных переживаний в ходе неудачного исхода, опасности;
  • стрессоры внешней значимости могут выступать результатом вероятности неосуществления целевых установок и установок престижа, материального ущерба или ущерба для интересов других людей.

В результате, стрессоры неопределенности обусловлены характером деятельности и являются первичными по своей сути. Стрессоры значимости базируются на ответственности будущей оценки итогов деятельности; стрессоры внутренней значимости при этом детерминированы характером внутренней индивидуальной оценки осуществления субъективно важных личностных мотивов; стрессоры внешней значимости детерминированы характером внешнего контроля и оценки личностно и общественно значимых последствий [25].

Основные выводы по 1 главе:

  • В науке не существует точного определения стресса, однако, наиболее часто используемым толкованием данного понятия является состояние общего психофизиологического напряжения, которое появляется у человека при воздействии экстремальных условий.
  • Стрессоры различаются не только по характеру, но и по интенсивности: стресс возникает лишь в том случае, когда уровень воздействия стрессора превосходит приспособительные воз­можности человека.
  • Наиболее распространенным видом стресса является профессиональный. В соответствии с временной протяженностью экстремальной ситуации выделятся кратковременный и длительный стресс.
  • Влияние стрессовых ситуаций сугубо индивидуально и зависит от личностных характеристик индивида.
  • Человек реагирует не только на сам стресс-фактор, но и на напоминание о нем.

Глава 2. Воздействие личностных деформаций стрессового типа

Эмоциональное выгорание

Человек, несомненно, является социальным существом и, как следствие, не может не взаимодействовать с другими людьми и внешней средой. В результате такого взаимодействия происходят различные изменения, отражающиеся на облике человека, формирующие поведение, культуру, отношения к людям, индивидуальность. Разумеется, данным изменениям подвержен и характер человека, следствием такого контакта могут выступать акцентуации характера.

Акцентуацией называют заметное выделение чаще всего психологического свойства или признака на фоне других свойств или признаков данного человека. Наиболее часто проявляются чертах характера человека [23]. Акцентуация в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной [1].


Проблема акцентуаций получила большую огласку в 20-х годах ХХ века в трудах К. Шнайдера, Г. Штутте, П. Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, Г. Е. Сухаревой, А. Е. Личко и других психологов. Наибольшую известность в России приобрели классификации акцентуаций К. Леонгарда и А.Е. Личко [21]. Рассмотрим каждую классификацию.

К. Леонгард выделил десять типов акцентуаций характера и разделил их на два вида классифицируя по отношению [1]:

  • относящиеся к характеру: демонстративность, педантичность, возбудимость, застревание;
  • относящиеся к темпераменту: гипертимическая, дистимическая, тревожно-боязливая, аффективно-лабильная, эмотивная, аффективно - экзальтированная, экстравертивная и интровертивная [11].

В зависимости от степени выраженности А. Е. Личко выделил две

степени акцентуации характера [21]:

  • явная акцентуация - крайние варианты нормы. Отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.
  • скрытая акцентуация - обычные варианты нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления" [21].

Типы акцентуированных личностей еще не определены окончательно, авторы дают чрезмерно дробную классификацию акцентуаций, и более того, акцентуации часто представляют собой смешанные, промежуточные типы.

Акцентуации имеют большое значение в профессиональной деятельности человека. Прежде всего, определяют выбор конкретной профессии, поведение на рабочем месте, эффективность деятельности, самочувствие человека.

Так как изо дня в день большую часть времени человека занимает трудовая деятельность, следует затронуть тему профессионального стресса и выгорания работников.

Профессиональный стресс – напряженное состояние человека, возникающее в ответ на трудности и специальные требования профессии. Профессиональный стресс детерминирован также личными амбициями, субъективным образом профессионального развития и самореализации личности [8]. Стрессоустойчивость, как способность быстро сориентироваться в напряженной ситуации,  помогает преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, отражать наиболее сильные стресс – факторы со стороны профессии.

Низкий уровень стрессоустойчивости и постоянное воздействие стресса на организм человека может являться причиной формирования синдрома эмоционального выгорания, который, в свою очередь, проявляется своеобразным механизмом психологической защиты при помощи полного или локального исключения эмоций в ответ на определенные психотравмирующие воздействия.


Выгорание – это определенный, сформировавшийся стереотип в основном профессионального поведения, чаше всего характеризуется чувством безразличия, эмоциональным истощением, изнеможением, развивается негативно окрашенное отношение к себе, своим коллегам и клиентам. По существу, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения (по Г. Селье) [31].

Встречается выгорание у людей, чья профессия так или иначе связана с общением: врачей, педагогов, воспитателей, работников торговли и сферы обслуживания. Если к этому отряду представителей массовых профессий прибавить руководителей, менеджеров и командиров, работников милиции, прокуратуры и судов, обслуживающий персонал железной дороги и аэрофлота, всякого рода инструкторов, экскурсоводов и переводчиков, интервьюеров, библиотекарей и артистов, то получится, что каждый второй подвержен опасности эмоционального выгорания [6].

Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. Данное восприятие действительности провоцируется воздействием внешних и внутренних предпосылок, факторов [3].

Внешние факторы:

  • хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Интенсивное общение, целенаправленное восприятие и каждое взаимодействие профессионала работающего с людьми постоянно подкрепляется эмоциями.
  • дестабилизирующая организация деятельности. Отражается в таких признаках, как: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней "бюрократического шума" – мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка сказывается не только на самом профессионале, но и на субъекте общения – клиенте, потребителе, пациенте, а затем на взаимоотношения обеих сторон, что приводит к нежелательным последствиям;
  • повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Основной чертой деятельности представителей массовых профессий (медиков, педагогов, воспитателей, обслуживающего персонала) является постоянное взаимодействие, вхождение и нахождение в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность Надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него, сопереживать, сострадать, сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров.