Файл: «Личностные деформации стрессового типа.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • использование «технических перерывов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • освоение путей управления профессиональным стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте;
  • построение «мостов» между работой и домом;
  • освоение приёмов релаксации, визуализации, ауторегуляции, самопрограммирования;
  • стремление профессионально развиваться и самосовершенствоваться (обмен профессиональной информацией за пределами собственного коллектива чрез общение на курсах повышения квалификации, конференциях, симпозиумах, конгрессах);
  • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению профессионального выгорания);
  • изменение установки по отношению к жизни, к ее смыслу, восприятие ситуации выгорания как возможности пересмотреть и переоценить свою жизнь, сделать ее более продуктивной для себя;
  • поддержания хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция массы тела) [7].

Для ослабления стресса (профилактики профессионального выгорания) помимо перечисленных аспектов, также необходимо рассчитывать и тщательно распределять нагрузки, учиться быстро менять виды деятельности и проще относиться к негативным событиям.

Известный ученый К. В. Судаков, перечисляя важнейшие пути антистрессорных мероприятий, указывает на следующие способы борьбы [33]:

  • аутогенную тренировку;
  • различные методы релаксации;
  • системы биологической обратной связи;
  • дыхательную гимнастику;
  • включение в жизнь человека положительных эмоций;
  • музыку;
  • физические упражнения;
  • психотерапию;
  • физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон);
  • рефлексотерапия (иглоукалывание) и др.

При этом, важно помнить, что выбор определенного метода строго индивидуален и определяются той системой организма, показатели которой отклонены от нормы в большей степени.

Подведем итоги.

  • Акцентуации характера играют важнейшую роль в профессиональной деятельности. При борьбе со стрессами необходимо это учитывать.
  • Эмоциональное выгорание развивается в соответствии с этапами развития стресса, соответственно, на самых ранних стадиях возможно предотвратить дальнейшее становление данного синдрома.
  • В профилактике и борьбе с эмоциональным выгоранием особенно необходима поддержка окружающих, ведь симптомы выгорания, особенно на начальных стадиях заметить непросто, тем более самому профессионалу, подвергнувшемуся синдрому выгорания.
  • Также важно желание человека, готовность осознать зарождающееся явление и выполнять все предписания для улучшения общего состояния, предотвращения развития или повторения процесса эмоционального выгорания.

Заключение

Вопросы воздействия современного мира на эмоциональное благополучие, целостность личности, профессиональную эффективность рассматриваются через призму понятия эмоционального выгорания. Стресс, получаемый в процессе профессиональной деятельности является не только защитной реакцией организма на стресогенные факторы, но и прочным фундаментом для появления и развития личностных деформаций.

Индивидуальная уязвимость, низкая стрессоустойчивость, подверженность человека отрицательному воздействию внешних и внутренних факторов напрямую связаны со специфическими чертами характера. Проблема неспособности к адаптации нашла отражение в таком феномене, как акцентуации, проявляющиеся в чрезмерном развитии отдельных свойств характера.

Как мы выяснили, каждый человек обладает абсолютно индивидуальными параметрами и характеристиками, следовательно, внутренние и внешние факторы, провоцирующие выгорание, сочетания этих факторов невероятно разнообразны, а реакции на стрессовые ситуации - непредсказуемы.

Учеными найдено множество проявлений и симптомов эмоционального выгорания и так же много разработано способов предотвращения и борьбы с этим напряженным состоянием. Стоит сказать о необходимости проведения профилактических мер (создание более дружественной атмосферы, обмен опыта с коллегами, общение с более опытными представителями профессии , уход от ненужной конкуренции, отдых от работы). Ведь опасность данного феномена также заключается в том, что профессионал наносит вред не только себе, подрывая здоровье и ставя под вопрос желание работать, но и подвергает риску окружающих его людей: сотрудников, деловых партнеров, семью, что может привести к ужасным и непоправимым последствиям. Поэтому, проблема эмоционального выгорания является безусловно востребованной и требует дальнейших исследований и доработок.

Библиография

  1. Акцентуированные личности / К. Леонгард; Пер. В, М. Лещинская, под ред. В.М. Блейхера. — 2-е изд., Киев, 1989. — 289 с.
  2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М. : Медицина, 1975. — 448 с.
  3. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб. : Речь, 2004. — 272 с.
  4. Бодров В. А. Информационный стресс. — М. : ПЭР СЭ, 2000. — 352 с.
  5. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М. : ПЕР СЭ, 2006.­ —­­­ 528 с.
  6. Бойко В. В. Энергия, эмоции в общении. — М. : ЭКСМО, 2008. — 215с.
  7. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. — СПб. : С.-Петерб. ун-та, 2011. — 160 с.
  8. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб. : Питер, 2009. — 336 с.
  9. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — 2-е изд. — М. : Свет, 2000. — 648 с.
  10. Гринберг Дж. Управление стрессом. — 7-е изд., — СПб. : Питер, «Мастера психологии», 2002. — 496 с.
  11. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации / С. А. Шапкин, Л. Г. Дикая. // Психологический журнал. — 2007. — №1. — С. 9-34
  12. Жариков Е. С. Психологические средства стрессоустойчивости. — М. : Московский кадровый центр, 2004. — 142с.
  13. Избегайте стрессовых ситуаций / Д. А. Тьюбсинг; Пер. с англ. Н. Я. Ковановой. — М. : Медицина, 1993. — 143 с.
  14. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников / О. П. Бусовикова, Т. Н. Мартынова; — 2-е изд., — Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. — Кемерово, 2003. — 410 с.
  15. Касл С. В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде. В кн. «Психология труда и организационная психология. Хрестоматия»; Под ред. А.Б. Леоновой и О.Н. Чернышевой. — М. : Радикс, 1995. — 178 с.
  16. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М. : Наука, 1983. — 368 с.
  17. Китаев-Смык Л. А. Стресс и психологическая экология. — М. : Природа, 1989. — 105 с.
  18.  Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. — М. : Просвещение, 1964. — 344 с. 
  19. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  20. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Московского университета. МГУ. Серия 14: Психология. — 2000. — № 3. — С. 4-21.
  21. Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л. : Медицина, 2003. — 256 с.
  22. Наенко Н. И. Психическая напряженность. — М. : Изд-во МГУ, 1976. — 112 с.
  23. Немов Р. С. Психологический словарь. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
  24. Основы психологии: учебн. Пособие / Л. И. Сутормина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Маркет ДС, 2008. — 224 с.
  25. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачесский и др.; Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб. : Изд-во «Питер», 2000. — 560 с.
  26. Психологические технологии управления состоянием человека / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. — М. : Смысл, 2007. — 311 с.
  27. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 479 с.
  28. Психопрофилактика стрессов / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. — М. : МГУ, 1993. — 123 с.
  29. Савенко Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология. — В кн. : Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. — М. : «Наука», 1974. — 112 с.
  30. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. — М. : Изд-во института психотерапии, 2001. — 336 с.
  31. Селье Г. Стресс без дистресса. — М. : «Прогресс», 2009. — 139 с.
  32. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М. : Медгиз, 1960. — 254 с.
  33. Системные основы эмоционального стресса / К. В. Судаков, П. Е. Умрюхин.; — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 112 с.
  34. Совладание. Психологическая энциклопедия / Р. Лазарус.; Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. ­— 2-е изд. — СПб. : Питер, 2006. — 1876 с.
  35. Сосновикова Ю. С. Психические состояния человека, их классификация и дидактика. — Горький. : Изд-во Горьковский гос. пед. институт им. Горького, 1975. ­— 118 с.
  36. Социальный стресс и психическое здоровье / Т. Б. Дмитриева, А. И. Воложин; Под ред. академика РАМН проф. Т. Б. Дмитриевой и проф. А. И. Воложина. — М. : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. — 248 с.
  37. Стресс. Биологический и психологический аспекты / С. Г. Юнусова, А. Н. Розенталь, Т. В. Балтина. — книга 3., — Ученые записки Казанского государственного университета. — 150 с.
  38. Франкенхойзер М. Некоторые аспекты исследований в физиологической психологии. Эмоциональный стресс.; Под ред. Л. Леви. — Л. : Медицина, 1970. — С. 24-36
  39. Чшмаритян С. С. Стресс и фрустрация: возрастные аспекты. дис. канд. психол. наук: 19.00.07: Ереван, 1990. — 123 с.
  40. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. — М. : Изд-во Логос, 1994. — 318 с.
  41. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М. : Наука, 1982. — 185 с.
  42. Якобсон П. М. Психология чувств. М. : Изд. АПН, 1956. — 173 с.