Файл: «Личностные деформации стрессового типа.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работа с людьми подразумевает нравственную и юридическую ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – заказчиков, пациентов, учащихся, клиентов, пассажиров. Так же сказывается социальное давление. Тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – своеобразная цена ответственности [36].

  • неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Определяется двумя основными обстоятельствами:

- конфликтностью по вертикали, в системе "руководитель -подчиненный",

- по горизонтали, в системе "коллега-коллега". Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии своих психических ресурсов.

Рано или поздно самый осмотрительный человек с крепкими нервами будет подвержен синдрому эмоционального выгорания.

  • психологически трудный контингент. Каждый профессионал практически ежедневно сталкивается со сложными, нервозными, тяжело переносимыми ситуациями. У врачей это тяжелые и умирающие больные. У педагогов и воспитателей – дети с различными аномалиями характера, нервной системы и задержками психического развития. У руководителя или командира - подчиненные с акцентированными характерами, неврозами, нарушители дисциплины, безответственные работники, неумеренно пьющие. У обслуживающего персонала – капризные и грубые клиенты. Постепенно профессионал начинает игнорировать невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты будет найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, защита может быть активирована в ответ на нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению.

Внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание[6]:

  • склонность к эмоциональной ригидности. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов "выгорания" будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать данный механизм психологической защиты. Но нередко случается так, что проработав с людьми достаточно долгое время или всю жизнь, работник не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию;
  • интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты.

В работе профессионала периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты могут чередоваться.

  • слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Может проявляться в двух аспектах. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Данное явление стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость.

Во-вторых, человек не привык или не умеет поощрять себя за эмоции, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, "выгорать" ему просто и легко. Иное дело личность совершенно противоположная, способная к сочувствию и эмоциональному участию в ситуации клиента. Для нее важно помогать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь и утрату человечности.

  • нравственные дефекты и дезориентация личности. Профессионал может иметь нравственный дефект еще до того, как начал работать с людьми, или же приобрел его в процессе деятельности. Человек с нравственным дефектом не способен на проявления совести, добродетели, честности и уважения прав деловых партнеров. Моральные категории не представляют особой ценности.

Нравственная дезориентация обусловлена неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности.

Однако, как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания проходит относительно легко. Увеличивается вероятность безразличия, отсутствия эмоциональной вовлеченности к субъекту деятельности к своим исполняемым обязанностям.

Поведенческие проявления, симптомы эмоционального выгорания

К симптомам эмоционального выгорания Водопьянова Н. Е. относит [7]:

  1. Физические: усталость, утомление, бессонница, повышенное давление, сердечные болезни.
  2. Эмоциональные: пессимизм, цинизм, чёрствость, безразличие, фрустрация, тревога, беспомощность, безнадёжность; раздражительность, агрессивность, депрессия, потеря идеалов, надежд в профессии, преобладание переживания одиночества.
  3. Поведенческие: тругоголизм, безразличие к еде, отказ от физической нагрузки, скука, апатия, тоска, увеличение употребления лекарств, алкоголя, табака, др.
  4. Интеллектуальные: отсутствие интереса к инновационной творческой деятельности.
  5. Социальные: слабая социальная активность; утрата интереса к досугу, хобби; купирование социальных контактов; упрощение взаимоотношений на работе и в семье; ощущение одиночества и непонимания других; ощущение недостатка поддержки со стороны ближайшего окружения, др.

Эмоциональное выгорание, как защитная реакция организма всеобщего действия, развивается поэтапно, в полном соответствии с тремя фазами стресса по Г. Селье: тревожное напряжение, резистенция, истощение [32].

Каждой фазе развития соответствуют признаки, или симптомы развивающегося эмоционального выгорания [7].

Стадия тревожного напряжения

  • Симптом «переживания психотрамвмирующих обстоятельств». Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе нельзя устранить. Происходит накапливание отчаяния и негодования. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений "выгорания".
  • Симптом «неудовлетворенности собой». Недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.
  • Симптом "загнанности в клетку". Возникает не во всех случаях, хотя является логическим продолжением развивающегося стресса. Проявляются когда уровень психотравмирующих обстоятельств очень высок и устранить их не представляется возможным. Появляется чувство безысходности, создается ощущение "загнанности в клетку".
  • Симптом "тревоги и депрессии". Связан с деятельностью в особо сложных обстоятельствах, эмоциональное выгорание выступает как средство психологической защиты. Симптом "тревоги и депрессии", – можно назвать крайней точкой развития тревожной напряженности при эмоциональном выгорании.

Стадия резистенции [6]

  • Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Безусловный признак "выгорания", когда профессионал не видит разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
  • Экономичное проявление эмоций может быть довольно полезным навыком, оно позволяет подключать к взаимодействию с деловыми партнерами нужные в определенной ситуации эмоции. Например: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения можно приветствовать, так как он свидетельствует о высоком уровне профессионализма [28].

Но экономичное проявление эмоций опасно тем, что профессионал может неадекватно «экономить» на эмоциях, ограничивать эмоциональную отдачу за счет избирательного реагирования. Человек в профессиональной деятельности начинает действовать на основе своих желаний и предпочтений, настроения, чем производит впечатление эмоционально черствого, неучтивого и равнодушного.


При всей неприемлемости данного эмоционального поведения, оно встречается довольно часто. Это объясняется тем, что человеку чаще всего кажется, будто в данной ситуации он поступает допустимым, а иногда и единственным верным образом.

  • Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Проявляется во всевозможных оправданиях некорректного отношения к деловым партнерам. Это свидетельствует о недостаточном воздействии эмоций на человека для стимуляции нравственных чувств.
  • Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Выражается в пресыщении социальными контактами и в результате этого, сокращение коммуникативного взаимодействия, как в пофессиональных, так и внерабочих условиях.
  • Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Человек всячески пытается упростить обязанности или сократить их.

Стадия истощения

  • Симптом «эмоционального дефицита». Проявляется во внутреннем ощущении профессионала своей неспособности помогать субъектам, переживать и соучаствовать. Со временем симптом прогрессирует и перерастает в более сложную форму. Отрицательные эмоции постепенно вытесняют положительные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды – показатели данного симптома.
  • Симптом «эмоциональной отстраненности». Наиболее яркий симптом выгорания. Характеризуется определенной эмоциональной защитой - почти полным отсутствием эмоций в сфере профессиональной деятельности. Причем, блокируются ответные реакции как на позитивные обстоятельства, так и на отрицательные. Действия стандартизированные и бездушные. Однако, в других сферах жизни человек может демонстрировать весь спектр эмоций.

Данный симптом свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб, травму субъекту общения [26].

  • Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия. Восприятие его как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Изменяются принципы и система ценностей личности.
  • Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – "выгорание" -самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида [12].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности и оказывает деструктивное воздействие на профессиональную деятельность.

Методы профилактики и коррекции стресса

Ганс Селье писал: «вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни» [31]. Так если стресс стал неотъемлемой частью существования человека, нужно найти определенный рычаг воздействия и извлечь пользу из сложившейся ситуации, узнать что-то новое о себе.

В настоящее время активно используются разнообразные подходы профилактики и коррекции эмоционального выгорания, обратимся к некоторым из них.

Учитывая многогранность исследуемого явления, профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие производственного напряжения, повышение эффективности и профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом.

По мнению Водопьяновой Н.Е. [7] мерами профилактики профессионального выгорания могут быть следующие условия организации деятельности:

  • сотрудник не должен находиться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам, супервизору;
  • должна присутствовать общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе;
  • организация супервизии как метода мониторинга душевного состояния и равновесия сотрудника, для своевременной корректировки отношения к работе;
  • возможность постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом;
  • выгоранию препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия в нем, наращивание профессиональных качеств, постоянная рефлексия и концептуализация своего опыта переживаний, связанных с общением с клиентами;
  • общение с профессиональным сообществом;
  • создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания и развивающих программ, направленных на осознание и раскрытие творческого потенциала сотрудника, повышения его ощущения самоэффективности.

Однако, существенная роль в борьбе с синдромом профессионального выгорания отводится самому сотруднику. Для профилактики профессионального выгорания необходимо [14]: