Файл: Маркетинговые структуры предприятия (теоретические аспекты).pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы маркетинговой структуры предприятия
1.1. Сущность и понятие маркетинговой структуры
1.2.Элементы маркетинговой структуры предприятия
2. Классификация маркетинговых структур
2.1. Понятие механического типа структуры управления
2.2. Органический тип структуры управления
3. Совершенствование маркетинговой структуры предприятия
3.1. Факторы формирования организационных структур
3.2 Направления совершенствования маркетинговой структуры предприятия
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Ключевой проблемой в организации управления является маркетинговая структура системы управления.[1] Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства. Поэтому работа посвящена именно этой теме.
Необходимость изменения маркетинговой структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей.
Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений развития маркетинговой структуры предприятия.
Цель работы – обосновать важность и оценить эффективность маркетинговых структур предприятия
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы маркетинговой структуры предприятия
2. Изучить классификацию маркетинговых структур
3.Предложить совершенствование маркетинговой структуры предприятия
Объектом исследования выступает предприятие
Предмет исследования – маркетинговая структура управления предприятия.
Проблемы исследования, разработки и внедрения организационных структур управления в предпринимательские проекты нашли широкое отражение в зарубежной экономический литературе в трудах М. Альберта, Ф.Хедоури, Дж.К. Грейсона мл., А. Файоля, Г.Эмерсона, Ф. Тейлора, Г. Форда, М. Мескона, Д.Н. Хаймана, Р. Хейлбронера, Дж.Р. Хикса, Э. Чемберлина и др.
В отечественной экономической литературе проблеме исследования, разработке и внедрения организационных структур управления предприятий и организаций посвящены работы А.П. Егоршина, О.Г. Туровец, М.Г. Лапусты, Н.П. Любушина, И.Л. Борисенко, З.П. Румянцевой, Э.Е. Старобинского, и многих других.
Структура работы включает введение, три главы, заключение , список использованной литературы и приложения.
1. Теоретические основы маркетинговой структуры предприятия
1.1. Сущность и понятие маркетинговой структуры
Маркетинговая структура управления организации есть выражение целостности, взаимосвязи элементов управления в управляющей системе. Различают организационную структуру управления на уровне цеха, фирмы, отрасли, региона и т.п. [2]
Эффективность деятельности любой коммерческой организации в современных рыночных условиях во многом зависит от того, насколько быстро и адекватно ее руководство реагирует на изменение внешних и внутренних факторов, влияющих на её внутрифирменные процессы и, соответственно, результаты её работы. При усиливающейся конкуренции и активизации изменений факторов внешней среды устойчивое развитие предприятия обеспечивает его способность к структурным и функциональным преобразованиям. Организационные структуры управления претерпевают кардинальные изменения, связанные с необходимостью своевременной и глубокой адаптации к динамично развивающейся рыночной среде.[3]
Одним из наиболее действенных методов адаптации предприятия к таким изменениям может стать переход от одного типа организационной структуры предприятия к другому, более приспособленному, с одной стороны, к внешним факторам, а с другой стороны, наиболее полно раскрывающему потенциал ее внутренних ресурсов в текущий момент и в перспективе.[4]
«Структура организации — это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации»
Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции.[5] Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.
Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?[6]
Организационная структура дает четкое понимание того, в каком направлении движется компания. Ясная структура — это инструмент, с помощью которого можно придерживаться порядка в принятии решений и преодолевать различные разногласия.
Организационная структура связывает участников. Благодаря ней, люди, присоединяющиеся к группе, имеют отличительные черты. В то же время и сама группа обладает определенными особенностями.[7]
Организационная структура формируется неизбежно. Любая организация по определению подразумевает какую-то структуру.
Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.
Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.
Управление
Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.[8]
Правила, по которым работает организация
Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.
Распределение труда
Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.
Каждое предприятие является единым производственно-техническим организмом. Структура предприятия — это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект. Факторами, определяющими структуру предприятия, являются: характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации предприятия и кооперирования его с другими фабриками и заводами, а также степень специализации производства внутри предприятия.
Производственное предприятие — это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив.[9] К производственным предприятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, карьеры, порты, дороги, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения.[10]
Каждое предприятие является единым производственно-техническим организмом. Производственно-техническое единство — важнейшая черта предприятия. Оно определяется общностью назначения изготовляемой продукции или процессов ее производства и создает условия для квалифицированного и оперативного руководства предприятием.[11]
Предприятие может состоять из технологически однородных цехов или участков (прядильные цеха на прядильной фабрике, цеха мелкого, крупного и других видов литья на литейном заводе); из технологически разнородных цехов или участков, в результате совместных усилий которых выпускается определенная продукция (литейные, кузнечные, термические, механические и другие цеха машиностроительных заводов; прядильные, ткацкие и отделочные цеха текстильных фабрик; доменные, мартеновские и прокатные цеха металлургических заводов и т. п.)
Существенным признаком, объединяющим предприятие в единый организм, является наличие общего вспомогательного хозяйства, обслуживающего все части предприятия, а также единство территории (последнее в некоторых случаях, например на комбинатах, необязательно). Общее вспомогательное хозяйство и единство территории создают более тесные связи между отдельными звеньями предприятия.
Предприятие обладает также организационным единством, что означает наличие единого руководства, учета, стратегии развития.[12]
Важной чертой, характеризующей предприятие, является его экономическое единство, т. е. единство коллектива работников, занятых на нем, общность материальных, технических и финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.
Структура — это совокупность составляющих систему элементов и устойчивых связей между ними.[13]
Маркетинговая структура предприятия — это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.
Маркетинговая структура предприятия определяется такими факторами:
-характер продукции и технологии ее изготовления,
-масштаб производства, степень специализации предприятия и кооперирования его с другими фабриками и заводами, а также степень специализации производства внутри предприятия.
Какого-либо устойчивого стандарта структуры не существует. Конкретная структура предприятия постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов.
Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные предприятия имеют идентичные функции, главные из которых — изготовление и сбыт продукции.
Чтобы обеспечить нормальное функционирование, предприятие должно иметь в своем составе цеха или мастерские по изготовлению основной продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и по обслуживанию производственного процесса.[14]
Помимо того, каждое предприятие независимо от его размеров, отраслевой принадлежности и уровня специализации постоянно ведет работу по оформлению заказов на изготовление продукции; организует ее сохранность и сбыт заказчику; обеспечивает закупку и поставку необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, энергоресурсов.[15]
Наконец, чтобы каждый работник в любой отрезок времени делал именно то, что необходимо остальным и всему предприятию в целом, нужны управляющие органы.[16] На эти органы возлагаются задача определения долгосрочной стратегии, координация и контроль текущей деятельности персонала, а также наем, оформление и расстановка кадров. Все структурные звенья предприятия, таким образом, связаны между собой с помощью системы управления, которая становится его головным органом.[17]
1.2.Элементы маркетинговой структуры предприятия
Маркетинговая структура управления организацией представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Элементами структуры управления организацией являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Кроме того, связи могут носить линейный и функциональный характер.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми.
Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления.[18]
Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или её структурных подразделений.[19]
Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.