Файл: Построение организационных структур (Теоретические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако необходимо иметь в виду, что внутри производственных подразделений наблюдается тенденция к «укорачиванию» целей, а из-за роста управленческого аппарата (за счет создания отделений) увеличиваются накладные расходы.

В российской практике дивизиональная структура часто носит название «внутреннего холдинга» и является переходной ступенью к холдингу внешнему. Можно констатировать, что она действительно устраняет многие противоречия, поскольку разбивает сложную линейно-функциональную организацию на отдельные блоки, в которых по-своему решаются «местные» проблемы.

Отдельные дивизионы могут быть бюрократическими или также дивизиональными, иметь авторитарного руководителя либо служить образцом демократии. Структуры в целом это касается только в плане взаимодействия на штабном уровне и общей рыночной стратегии предприятия. При расширении географии деятельности фирмы или освоении разнородных рынков штабные функции проявляют тенденцию к минимизации, в дивизионы выводится, в том числе и бухгалтерия, и предприятие готово к превращению в холдинг (конгломерат).

В Приложении А приведены сравнительные характеристики линейно-функциональной и дивизиональной структур.

Матричная структура — это структура, в которой объединены относительно автономные группы, ориентированные на реализацию отдельных проектов и развитие отдельных направлений деятельности. Каждая группа свободна в поиске методов организации своей работы. Она самостоятельно приобретает ресурсы и распределяет произведенную продукцию (Приложение Б).

Среди преимуществ матричных структур выделяются следующие:

• упрощение иерархии дивизиональных схем;

• больший динамизм в управлении. К их недостаткам относятся:

• усложнение условий реализации;

• повышение требований к квалификации персонала;

• тенденции к обособлению отдельных групп, разрушению внутренних коммуникаций;

• возможность возникновения конфликтов между проектными и функциональными руководителями;

• сложность перестройки матрицы при появлении принципиально новых заказов;

• высокие накладные расходы;

• замедленное реагирование и трудности принятия решений в нештатных ситуациях.

Матричная схема неосуществима в рамках механистического подхода. Она всегда нуждается в применении органического подхода, обеспечивающего большие возможности для использования инициативы и хозяйственной самостоятельности подразделений.


Матричные схемы реализуются в виде программно-целевых (временных) и постоянных комплексных групп. С позиций рыночной адаптации более эффективны временные группы.

Совершенствование организационной структуры — естественный, необходимый и постоянный процесс для всех предприятий и организаций.

Он обусловлен не только методическими рекомендациями, изложенными в экономической литературе, но и конкретной рыночной ситуацией, целями, ценностями, перспективами развития, а также опытом и знаниями руководителей. Практика изобилует комбинированными структурами, соединяющими в себе свойства традиционных, дивизиональных и матричных структур.

2.Традиционная структура управления предприятия «Арт - Дизайн»

2.1.Организационная структура управления предприятием.

организация традиционный структура управление

Организационная структура управления предприятия представлена в приложении В. В современных рыночных условиях предприятие должно иметь организационную структуру, способную в полной мере обеспечить успешное выполнение целей и задач предприятия, способствовать его экономическому росту, укреплению конкурентоспособности его продукции (работ, услуг). Для достижения этой цели организационная структура должна быть устойчивой и в то же время гибкой. Она должна обеспечить четкое разграничение полномочий и ответственности работников и должностных лиц.

Строгая соподчиненность и ответственность должны сочетаться с поддержкой творческой инициативы и возможностью позитивной критики. Гибкость структуры управления должна выражаться в возможности ее изменения в соответствии с требования изменяющейся внешней среды. Важно, чтобы для каждого элемента структуры управления был четко определен участок ответственности, чтобы избежать пробелов в управлении и дублирования полномочий.

На предприятии разработаны положения о структурных подразделениях управления, определяющие их задачи, обязанности и функции; должностные инструкции, в которых четко определяются обязанности, полномочия и ответственность работника конкретной должности; утверждено штатное расписание.


При разработке должностных инструкций используются Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Как уже говорилось выше, основной целью предприятия является получение прибыли от реализации продукции. В соответствии со спецификой предприятия фирма «Арт-Принт» использует функциональную структуру управления. Организационная структура управления построена на следующих принципах:

- наличие четко сформулированной цели предприятия;

- малозвенность в управлении;

- эффективная система связи, обеспечивающая передачу информации и обратную связь;

- четкое разграничение функций между отдельными звеньями управления.

Как уже говорилось выше, структура предприятия в настоящий момент является линейной, что непосредственно подходит для данной организации производства.

По линейным связям происходит прямое управление ходом производственного процесса, при котором на каждом уровне сосредотачиваются в одних руках все функции управления производством .

Существенным для данного предприятия является то, что структура управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним должностным лицом – руководителем объекта, который получает информацию от подчиненных ему лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта несёт за собой ответственность перед вышестоящим руководителем. Однако, у этой структуры имеется недостаток – объем информации и знания, которыми должен обладать руководитель чрезвычайно велики, что снижает обоснованность управленческих решений. С точки зрения характера связей между ступенями и звеньями структуры управления предприятие можно охарактеризовать как функциональную структуру. Сущность функциональной структуры заключается в том, что всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив.

Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогают специалисты, которые входят в функциональные звенья управления. Функциональные звенья находятся в подчинении главного линейного руководителя, который привлекает специалистов к принятию тех или иных управленческих решений. При такой структуре управление осуществляется как линейными, так и функциональными руководителями (специалистами). При рассмотрении структуры управления предприятие «Арт-Принт» видно, что управление предприятием осуществляет директор. Директор предприятия является высшим органом управления и полномочно решает любые вопросы, касающиеся его деятельности.


К исключительной компетенции директора относятся рассмотрение и принятие решений по следующим вопросам: утверждение Устава предприятия, внесение изменений и дополнений к нему, выбор управленческого персонала, заслушивание отчетов об их деятельности и прекращение их полномочий, утверждение программ развития предприятия, годового отчета и бухгалтерского баланса, порядок распределения прибыли и убытков, реорганизация и ликвидация предприятия, прием и исключение персонала предприятия и т.д.

Таким образом, вся полнота власти, принадлежит директору. Ему при разработке конкретных вопросов, подготовке программ, планов помогают главные специалисты предприятия (главный экономист, главный бухгалтер, начальник отдела производства, мастера), которые входят в состав определенных служб и отделов (планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел производства и т.д.). Главные специалисты находятся в подчинении директора и помогают ему осуществлять управленческие решения.

У главных специалистов находятся в подчинении рядовые специалисты. Например, у главного бухгалтера находится в подчинении бухгалтера и кассир. Необходимо также отметить, что связь между главными и рядовыми специалистами осуществляется линейно, а между главными специалистами и управляющими функционально. В непосредственном подчинении управляющих отделений находятся мастера по производству.

Кадры управления составляют аппарат управления предприятия. Состав аппарата управления рассмотрим на основе штатного расписания руководителей и специалистов предприятия. Состав работников аппарата управления в предприятии достаточно большой. В верхний уровень аппарата управления входят начальник отдела производства, начальник отдела кадров, мастера, главные специалисты, и инженер по охране труда и технике безопасности.

Средний уровень представлен мастерами производства, а нижний уровень представлен бригадирами по производству. Заработная плата этих работников устанавливается от среднемесячной заработной платы работников, находящихся в их подчинении с использованием специальных коэффициентов. Нехватка, а также избыток некоторых специалистов аппарата управления предприятия снижают эффективность управления персоналом и, соответственно, негативно влияют на финансовые результаты его деятельности. Особенно негативное влияние на финансовое состояние предприятия оказывает отсутствие службы маркетинга, так как предприятие основную часть выручки получает от реализации продукции.


По штатному нормативу в предприятии предусмотрена служба маркетинга, возглавляемая экономистом по маркетингу. На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что сложившаяся на предприятии структура управления требует совершенствования.

2.2.Основные направления развития и совершенствования традиционной структуры.

Совершенствование структуры управления на предприятии предполагает собой увеличение, либо уменьшение управленческих звеньев. Также совершенствовать структуру управления можно путем преобразования из одного типа в другой. Целью совершенствования структуры управления является создание более эффективного аппарата управления персоналом и получение экономической выгоды для предприятия. Предложение внедрения новой структуры управления - достаточно сложный шаг для предприятия. Новая структура управления требует обоснования с точки зрения различных показателей.

Для данных условий предприятия сложившаяся функциональная структура управления является наиболее приемлемой и переход к другой структуре управления будет нерационален. Однако сложившаяся структура управления требует совершенствования. Можно предложить три основных пути совершенствования сложившейся в предприятии структуры управления:

1. Объединение, внедрение отдельных служб и отделов, совмещенных отдельных должностей, сокращение и увольнение работников отдельных профессий в соответствии со штатными нормативами;

2. Автоматизация бухучета;

3. Создание маркетинговой службы.

Основной целью создания отдела маркетинга на фирме «Арт-Принт» заключается в увеличении объемов реализации продукции, за счет налаживания системы обработки и подачи необходимой для обеспечения конкурентоспособности информации о рынке в подразделения фирмы. А также в организации регулярного обмена информацией между подразделениями. Выделение функций маркетинга и передача их отдельному структурному подразделению (отделу маркетинга) позволит снизить нагрузку на сотрудников других подразделений за счет перераспределения обязанностей. Специалисты по маркетингу смогут более качественно вести работу по сбору, анализу, отслеживанию текущей информации, обрабатывать ее надлежащим образом. К такой информации относятся: рыночные цены на продукцию, новые изобретения в области полиграфии, информация о конкурентах, поставщиках и партнерах и т.п. Сотрудники отдела маркетинга будут собирать информацию о новых товарах и продуктах, подбирать партнеров, разрабатывать рекламные компании, искать новые рынки сбыта, разрабатывать ценовую политику. Деятельность данного подразделения позволит наладить сбытовую политику, расширить круг потребителей, поставщиков. Это приведет к расширению масштабов деятельности предприятия.