Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Проблема профессионального подбора, подготовки и переподготовки кадров не обойдена вниманием специалистов. Но актуальность дальнейших исследований в данной области со временем не только не снижается, а неуклонно возрастает. Современная экономика испытывает все большую потребность в специалистах, которые занимаются предпринимательской и управленческой деятельностью. Идет формирование новой социальной группы, определяемой в общественном сознании такими терминами как деловые люди, бизнесмены, предприниматели, управленцы нового типа.

В настоящее время психологическая работа с персоналом стала одним из важнейших звеньев деятельности администрации любого предприятия и учреждения. Специалисты-психологи готовы в значительной степени оптимизировать эту работу, обеспечив психологическое сопровождение профессиональной карьеры каждого сотрудника.

В программу такой деятельности включаются: отбор и распределение кадров по рабочим местам в соответствии с уровнем подготовленности, индивидуально-психологическими особенностями и возможностями сотрудников; оказание психологической помощи в переобучении, повышении квалификации и компетентности персонала; психологическая поддержка, направленная на сохранение психического здоровья работающих; развитие положительной трудовой мотивации; обеспечение комфортных условий труда для каждого с помощью выявления и коррекции уровня их притязаний, самооценки и особенностей акцентуаций характера каждого. Все это делает весьма актуальными психологические исследования, связанные с отбором, подготовкой и переподготовкой управленческих кадров.

Особенно важным в связи с этим является дальнейшая теоретико-методологическая проработка основных понятий, используемых психологами и создание надежного и эффективного комплекса диагностических средств. Поскольку многие методики широко и в течение достаточно длительного времени используются для психологической работы с кадрами, а так же опубликованы вместе с ключами в популярных изданиях, они хорошо знакомы соискателям должностей и тем самым перестали играть роль эффективного диагностического средства. Поэтому разработка новых диагностических методик приобретает особую практическую актуальность.

Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и профессиональной, последующей деятельности при наличии положительной мотивации. Сильная мотивация способствует ограничению отрицательных проявлений свойств нервной системы и темперамента, помогает наиболее полно использовать типологически обусловленные возможности человека, обеспечивает компенсацию недостаточно выраженных способностей, позволяет успешно освоить трудовые приемы.


Актуальность данной работы в необходимости единой системы оценки эффективности выполнения каждым работником своих должностных функций через систему диагностики профессиональной пригодности работников.

Регулярная и систематическая оценка сотрудников предоставляет руководству организации информацию, необходимую для принятия обоснованных решений о повышении заработной платы (вознаграждение лучших сотрудников оказывает мотивирующее воздействие на них и их коллег), повышении в должности или увольнении. Названные выше преимущества не приходят в организацию автоматически в момент внедрения системы оценки. Они реализуются тогда, когда выполняется ряд дополнительных условий.

Исходя из приведенных выше рассуждений, можно предположить и выдвинуть гипотезу о том, что: «Наиболее пригодными специалистами будут те, у кого более выражен «мотив к достижению и инициативное, ответственное отношение к деятельности».

Объект исследования: система форм, методов и средств профессионального отбора и диагностики профпригодности.

Предмет исследования: психофизиологическая оценка и принципы определения профессиональной пригодности персонала предприятия.

Общая цель настоящей работы - обосновать правомерность и эвристичность использования понятия «психологическая готовность специалиста к трудовой деятельности», раскрыть содержание и структуру образующих эту готовность профессионально важных психических качеств, а так же подобрать и апробировать адекватные методы их диагностики.

Указанная цель конкретизируется в следующих частных задачах: дать понятие психологической и профессиональной пригодности; изучить принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов; проанализировать основные этапы и критерии профессиональной пригодности в профотборе; произвести психофизиологическую оценку профессиональной пригодности работников; разобраться в профессиологии и профессиографии.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Метод исследования: поиск информации в различных источниках, анализ и обобщение всех полученных данных.

Актуальность данной работы не вызывает сомнений, поскольку и в практическом, и в научном плане связана с необходимостью изучения новых тенденций в психофизиологическом профессиональном отборе и диагностике профпригодности. Выдвинутые цели и задачи определили структуру исследования.

Приведенный в работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.


1. Теоретические основы психологической и профессиональной пригодности в профессиональном отборе

1.1. Значение психологической и профессиональной пригодности

Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.[1]

Профессиональная пригодность — не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека, но и его личность. Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т.п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток даже на внешний облик (габитус) человека.[2]

Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки. В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности. Далеко не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к этим профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.[3]

Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.[4]


Психологическая пригодность к профессии — это свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: успешному овладению профессией и степени удовлетворения человека своим трудом. Оба критерия относительны, а порой субъективны. Тем не менее только эти критерии позволяют подойти к психологической характеристике профессиональной пригодности.[5]

Поскольку профессиональная пригодность есть свойство личности, постольку она, как и другие личностные свойства, формируется в процессе учебно-профессиональной и трудовой деятельности. Очевидно, профессиональная пригодность формируется в самом труде, однако вряд ли можно отрицать необходимость изучения природных предпосылок профессиональной пригодности, изучения всех ее физиологических, психологических и социальных факторов, что и позволяет в каждом случае намечать прогноз и пути достижения оптимального результата.[6]

Каждый человек может овладеть почти любой профессией, но дело в том, сколько на это понадобится сил и какова будет успешность и профессиональный рост в будущем. Период трудовой активности в жизни человека ограничен, а непродуктивная, безрадостная деятельность не только личное несчастье, но она отражается в конечном счете на всем обществе. Поэтому прогнозирование профессиональной пригодности и путей ее формирования не утрачивает своего актуального значения в настоящее время.

Проблема определения профессиональной пригодности входит также в круг проблем дифференциальной психофизиологии — науки об индивидуальных психологических различиях между людьми и их физиологических основах. Систематическое исследование физиологических основ индивидуально-психологических особенностей не только желательно, но и совершенно необходимо для подлинно научного понимания психологических различий между людьми.[7]

Известны многочисленные факты, когда человек, искренне желающий трудиться в определенной области и получивший нужную подготовку, тем не менее терпит провал, не добивается ни малейшего успеха. Чем же это можно объяснить? Легче всего предположить, что каждый человек имеет (видимо от природы) нечто вроде профессионального предназначения. Не в том ли причина неудачи, что человек пошел «не своей дорогой»?

Однако профессиональная предназначенность — идея непродуктивная и ненаучная. Профессии и их требования к психофизиологической организации человека чрезвычайно изменчивы, в то время как сама эта организация в своей природной основе, с присущими ей индивидуальными вариантами и особенностями осталось на протяжении всей человеческой истории практически неизменной.[8]


На базе одних и тех же природных данных или задатков происходило и происходит успешное овладение самыми разнообразными видами деятельности. Люди не родятся потенциальными врачами, менеджерами, юристами или водителями автотранспорта, как они не рождались гладиаторами, ткачами и т. п.; не всегда от них зависит, какие профессии им приходится выбирать.[9]

Природные особенности человека обладают громадной, хотя и не безграничной пластичностью. Человек может активно приспособиться к очень многим профессиям и притом с полным удовлетворением. Но есть и такие профессии, которыми человеку трудно овладеть, которые к психологической организации личности предъявляют повышенные требования (космонавт, водитель скоростного транспорта, руководитель и т. п.).[10]

Профессиональная пригодность человека определяется соотношением требований профессии к индивидуальным особенностям человека; имеет конкретный объект реализации – систему «человек–профессия», то есть определенную категорию людей, вид деятельности, этап профессионализации; отражает состояние, степень развития совокупности индивидуальных качеств человека (черт личности, способностей, мотивации, физического состояния, профессиональной подготовленности и т. д.); является динамическим свойством системы «человек–профессия».

Профессиональная пригодность рассматривается, во-первых, как совокупность качеств, свойств человека, предопределяющих успешность формирования пригодности к конкретной деятельности (видам деятельностей), и, во-вторых, как совокупность наличных, сформированных профессиональных знаний, навыков, умений, а также психологических, физиологических и других качеств и свойств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных задач. С этих позиций свойство профессиональной пригодности обусловливается совокупностью исходных (с точки зрения включения в деятельность) особенностей человека, а также формируется, развивается на этапах профессионального пути в процессе деятельности.[11]

Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективность ее выполнения. Она отражает реальный уровень развития профессионально значимых качеств для конкретной деятельности, которые формируются и проявляются на этапах жизненного и профессионального пути. К их числу относятся качества, характеризующие особенности трудового воспитания и обучения, профессиональной подготовленности, психологической структуры личности, состояния здоровья и физиологических функций, физического развития, которые определяются требованиями профессии.[12]