Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы психологической и профессиональной пригодности в профессиональном отборе
1.1. Значение психологической и профессиональной пригодности
1.2. Этапы и критерии профессиональной пригодности в профотборе
1.3. Профессиология и профессиография
2. Диагностика профессиональной пригодности через потребности мотивации сотрудников
2.1. Психофизиологическая оценка профессиональной пригодности персонала предприятия
2.2. Принципы определения профессиональной пригодности
2.3. Потребности в мотивации сотрудников ОАО «Лебедянский»
Самоидентификация очень важна в плане выбора профессии. Этот тезис, можно сказать, абсолютен. Причем важно, что, не только, первичная профориентация, имеющая место после окончания школы, основана на подсознательных предпочтениях, но и дальнейший серфинг от профессии к профессии на протяжении всей жизни.
Профессиональная пригодность, сокращаемая, впрочем, чаще всего до профпригодности, таким образом, напрямую связана, не только со способностью выполнять какую-либо деятельность на профессиональной основе, но и с подсознательной готовностью человека заниматься ею. Профессиональная пригодность всегда рано или поздно всплывает на поверхность в контексте подбора профессии. Правильное понимание сущности и содержания профессиональной пригодности в узком и широком смысле сможет оказать реальную помощь в выборе профессии, а также в осознании своих реальных шансов на реализацию на том или ином поприще. Действительно, никто ведь не станет отрицать безусловной связи теории с практикой. В нашем случае трудоустройство и карьерное продвижение, а также удовлетворение от работы есть практика, а вопросы профессиональной ориентации и профессиональной пригодности - сопутствующая ей теория.
Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют "задатками", то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха.
Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности. Способности -- это индивидуально-психологические особенности человека.
Способности бывают общие и специальные. К общим относят способности, которые есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени) и которые важны для самых разных видов деятельности. Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами.
Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального, развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и т. п. Уровень умственного развития определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера. Тип мышления -- это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.
Обучение, профессиональная адаптация и дополнительное стимулирование персонала организации является важным фактором, влияющим на эффективность ее деятельности, уровень конкурентоспособности и перспективы развития. Неудивительно, что в последнее время крупные и средние компании уделяют этому вопросу всё больше внимания, вкладывая в развитие персонала солидный процент своей прибыли.
Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Виды мотивации персонала [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kirulanov.com/ (дата обращения: 10.10.2019).
2. Методы мотивации персонала [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://searchinform.ru/ (дата обращения: 12.10.2019).
3. Мотивация персонала: наиболее эффективные методы и способы стимулирования сотрудников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.logists.by/ (дата обращения: 12.10.2019).
4. Принципы и методы профессионального отбора [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psyera.ru/ (дата обращения: 10.10.2019).
5. Профессиональная пригодность работника [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://economy-ru.info (дата обращения: 10.10.2019).
6. Профессиональная пригодность. 5 шагов к успеху [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sites.google.com (дата обращения: 10.10.2019).
7. Психофизиология профессионального отбора и определения профпригодности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net (дата обращения: 15.10.2019).
8. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bstudy.net/ (дата обращения: 15.10.2019).
9. Профессиональная пригодность (профпригодность) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psyfactor.org (дата обращения: 10.10.2019).
10. Психофизиологическая оценка профессиональной пригодности работников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://hr-portal.ru (дата обращения: 15.10.2019).
11. Профессиография и профессиология [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.market-journal.com (дата обращения: 19.10.2019)
12. Романова, И.А. Профессиональная диагностика персонала как инструмент повышения экономической эффективности предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.10.2019).
13. Структура профессиональной пригодности по Е.А.Климову [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.psychologov.net (дата обращения: 16.10.2019).
14. Структура профессиональной пригодности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psy.bobrodobro.ru (дата обращения: 18.10.2019).
15. «Шпаргалка» для построения системы мотивации персонала в компании [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kpilib.ru/ (дата обращения: 18.10.2019).
16. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / А. М. Руденко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 351 с.
17. Управление человеческими ресурсами: учебник / И. А. Максимцева, Н. А. Горелова. - Москва: Юрайт, 2014. - 525 с.
18. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / И. Н. Дроздов. - Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2013. – 191 с.
19. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / И. И. Исаченко. - Москва: Московский гос. ун-т печати им. И. Федорова, 2013. – 204 с.
Приложение 1
Социально-психологический опрос сотрудников
Уважаемый сотрудник!
С целью изучения социально-психологического климата просим выразить Ваше мнение по ряду вопросов, связанных с Вашей работой и коллективом, в котором Вы трудитесь.
Прежде чем ответить на каждый вопрос, внимательно прочитайте все имеющиеся варианты ответов на него и обведите букву того ответа, который соответствует Вашему мнению.
Результаты отдельных анкет нигде обсуждаться не будут и оглашению не подлежат.
Дата заполнения________________________
1. Возраст_______________________________
2. Образование___________________________
3. Стаж работы в данной организации_______
4. Ваша среднемесячная заработная плата____
5. Общий профессиональный стаж__________
6. Ваше семейное положение (замужем/женат, не замужем/не женат)
7. Нравится ли Вам Ваша работа?
- работа мне безразлична
- пожалуй, не нравится
8. Хотели бы Вы перейти на другую работу
- нет
- не знаю
9. Укажите, пожалуйста, в какой степени Вы удовлетворены различными условиями Вашей работы?
Условия |
Полностью удовлетворен |
Пожалуй, удовлетворен |
Трудно сказать |
Пожалуй, не удовлетворен |
Полностью не удовлетворен |
Состояние оборудования |
|||||
Равномерность обеспечения работой |
|||||
Размер з/п |
|||||
Санитарно-гигенические условия |
|||||
Отношения с непосредственным руководителем |
|||||
Возможность повышения квалификации |
|||||
Разнообразие работы |
10. Кто из членов Вашего коллектива пользуется наибольшим уважением у коллег, назовите их главные качества? Назовите одну или две фамилии _______________
Благодарим Вас за участие в исследовании.
Приложение 2
Тестирование на потребности каждого члена коллектива
При оценке используется десятибалльная шкала. Если утверждение полностью совпадает с вашим мнением, то поставьте 10 баллов, если противоречит вашим установкам — 0 баллов и т. д.
Изучение потребности:
- Потребность в творческой и интересной работе;
- Потребность в благоприятных условиях труда;
- Потребность в теплых и доверительных отношениях в коллективе;
- Потребность в признании, в личном авторитете;
- Потребность в собственном развитии;
- Потребность в личном материальном и социальном обеспечении;
- Потребность в принципиальных и требовательных взаимоотношениях в коллективе;
- Потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива;
- Потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива;
- Потребность в хорошей организации труда;
- Потребность в трудовых успехах всего коллектива;
- Утилитарная потребность;
- Потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом;
- Потребность в общении, как по «вертикали» так и по «горизонтали».
Приложение 3
5-бальная оценка факторов мотивации по исследованным данным у работников ОАО «Лебедянский»
Причина |
Оценка по 5-балльной шкале |
Оклад |
4,25 |
Индивидуальная надбавка |
3,82 |
Премии по итогам работы цеха, отдела |
3,53 |
Кредиты |
3,53 |
Медицинское страхование |
3,48 |
Квартальные |
3,28 |
Обучение |
3,20 |
Материальная помощь |
3,09 |
Оплаченные обеды |
3,06 |
Оплата временной нетрудоспособности |
3,02 |
Пособие по беременности и родам |
2,90 |
Пособие по уходу за ребенком до 3 лет |
2,81 |
Автомобиль |
2,56 |
Мобильные телефоны |
2,09 |
-
Профессиональная пригодность работника [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://economy-ru.info (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Профессиональная пригодность. 5 шагов к успеху [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sites.google.com (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Психофизиология профессионального отбора и определения профпригодности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net (дата обращения: 15.10.2019). ↑
-
Профессиональная пригодность. 5 шагов к успеху [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sites.google.com (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Профессиональная пригодность работника [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://economy-ru.info (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Психофизиология профессионального отбора и определения профпригодности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net (дата обращения: 15.10.2019). ↑
-
Психофизиология профессионального отбора и определения профпригодности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net (дата обращения: 15.10.2019). ↑
-
Профессиональная пригодность работника [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://economy-ru.info (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Профессиональная пригодность (профпригодность) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psyfactor.org (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Профессиональная пригодность. 5 шагов к успеху [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sites.google.com (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Профессиональная пригодность работника [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://economy-ru.info (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Профессиональная пригодность. 5 шагов к успеху [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sites.google.com (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Психофизиология профессионального отбора и определения профпригодности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net (дата обращения: 15.10.2019). ↑
-
Профессиональная пригодность (профпригодность) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psyfactor.org (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Романова, И.А. Профессиональная диагностика персонала как инструмент повышения экономической эффективности предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.10.2019). ↑
-
Психофизиология профессионального отбора и определения профпригодности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net (дата обращения: 15.10.2019). ↑
-
Профессиональная пригодность работника [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://economy-ru.info (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Структура профессиональной пригодности по Е.А.Климову [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.psychologov.net (дата обращения: 16.10.2019). ↑
-
Принципы и методы профессионального отбора [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psyera.ru/ (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Романова, И.А. Профессиональная диагностика персонала как инструмент повышения экономической эффективности предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.10.2019). ↑
-
Романова, И.А. Профессиональная диагностика персонала как инструмент повышения экономической эффективности предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.10.2019). ↑
-
Структура профессиональной пригодности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psy.bobrodobro.ru (дата обращения: 18.10.2019). ↑
-
Структура профессиональной пригодности по Е.А.Климову [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.psychologov.net (дата обращения: 16.10.2019). ↑
-
Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bstudy.net/ (дата обращения: 15.10.2019). ↑
-
Структура профессиональной пригодности по Е.А.Климову [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.psychologov.net (дата обращения: 16.10.2019). ↑
-
Структура профессиональной пригодности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psy.bobrodobro.ru (дата обращения: 18.10.2019). ↑
-
Психофизиология профессионального отбора и определения профпригодности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net (дата обращения: 15.10.2019). ↑
-
Профессиография и профессиология [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.market-journal.com (дата обращения: 19.10.2019) ↑
-
Профессиональная пригодность (профпригодность) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psyfactor.org (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Профессиография и профессиология [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.market-journal.com (дата обращения: 19.10.2019) ↑
-
Профессиография и профессиология [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.market-journal.com (дата обращения: 19.10.2019) ↑
-
Структура профессиональной пригодности по Е.А.Климову [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.psychologov.net (дата обращения: 16.10.2019). ↑
-
Психофизиологическая оценка профессиональной пригодности работников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://hr-portal.ru (дата обращения: 15.10.2019). ↑
-
Профессиография и профессиология [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.market-journal.com (дата обращения: 19.10.2019) ↑
-
Структура профессиональной пригодности по Е.А.Климову [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.psychologov.net (дата обращения: 16.10.2019). ↑
-
Профессиография и профессиология [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.market-journal.com (дата обращения: 19.10.2019) ↑
-
Психофизиологическая оценка профессиональной пригодности работников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://hr-portal.ru (дата обращения: 15.10.2019). ↑
-
Психофизиологическая оценка профессиональной пригодности работников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://hr-portal.ru (дата обращения: 15.10.2019). ↑
-
Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / А. М. Руденко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – с.54-58 ↑
-
Профессиональная пригодность работника [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://economy-ru.info (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Психофизиологическая оценка профессиональной пригодности работников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://hr-portal.ru (дата обращения: 15.10.2019). ↑
-
Психофизиологическая оценка профессиональной пригодности работников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://hr-portal.ru (дата обращения: 15.10.2019). ↑
-
Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bstudy.net/ (дата обращения: 15.10.2019) ↑
-
Психофизиологическая оценка профессиональной пригодности работников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://hr-portal.ru (дата обращения: 15.10.2019). ↑
-
Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bstudy.net/ (дата обращения: 15.10.2019). ↑
-
Управление человеческими ресурсами: учебник / И. А. Максимцева, Н. А. Горелова. - Москва: Юрайт, 2014. - 525 с. ↑
-
Управление человеческими ресурсами: учебник / И. А. Максимцева, Н. А. Горелова. - Москва: Юрайт, 2014. - 525 с. ↑
-
Управление человеческими ресурсами: учебник / И. А. Максимцева, Н. А. Горелова. - Москва: Юрайт, 2014. - 525 с. ↑
-
Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / И. И. Исаченко. - Москва: Московский гос. ун-т печати им. И. Федорова, 2013. – 204 с. ↑
-
Мотивация персонала: наиболее эффективные методы и способы стимулирования сотрудников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.logists.by/ (дата обращения: 12.10.2019). ↑
-
«Шпаргалка» для построения системы мотивации персонала в компании [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kpilib.ru/ (дата обращения: 18.10.2019). ↑
-
Мотивация персонала: наиболее эффективные методы и способы стимулирования сотрудников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.logists.by/ (дата обращения: 12.10.2019). ↑
-
Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / И. Н. Дроздов. - Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2013. – 191 с. ↑
-
Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / И. Н. Дроздов. - Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2013. – 191 с. ↑
-
Методы мотивации персонала [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://searchinform.ru/ (дата обращения: 12.10.2019). ↑
-
Виды мотивации персонала [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kirulanov.com/ (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Методы мотивации персонала [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://searchinform.ru/ (дата обращения: 12.10.2019). ↑
-
Методы мотивации персонала [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://searchinform.ru/ (дата обращения: 12.10.2019). ↑
-
Виды мотивации персонала [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kirulanov.com/ (дата обращения: 10.10.2019). ↑
-
Мотивация персонала: наиболее эффективные методы и способы стимулирования сотрудников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.logists.by/ (дата обращения: 12.10.2019). ↑
-
Мотивация персонала: наиболее эффективные методы и способы стимулирования сотрудников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.logists.by/ (дата обращения: 12.10.2019). ↑
-
Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / И. Н. Дроздов. - Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2013. – 191 с. ↑