ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 534
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
кательных рабочих мест для потенциальных нарушителей. Это от-| носится не только к подросткам, но и ко многим взрослым. Над<] дать возможность людям реализовать свой потенциал для благ других людей, а если человеку не предоставить такую возмож| ность, он может начать по-своему мстить обществу. Конкретна участие работников правоохранительных органов в профориента| ционной работе могло бы выражаться в том, чтобы содействоват профориентационной помощи подросткам (и взрослым безработ* ным), которые находятся в группе риска. Например, ходатайство-, вать о том, чтобы таких людей устраивали на работу (а в условия) современной России это серьезная проблема), взять на себя ответственность за этих людей и т. п. А уж как воспользуются по циальные нарушители таким шансом — это уже другая проблема^
Средства массовой информации. Они могли бы активнее развивать циклы передач, посвященных выбору профессии и трудоуст-t ройству. В этих передачах квалифицированные специалисты моглг бы отвечать на вопросы населения, обсуждать сложности построении карьеры. Также журналисты могли бы воздействоват на тех должностных лиц и представителей фирм, которые могл бы участвовать в профориентационной работе, но по разным причинам уклоняются от такого участия и т. п. Смысл этого — постоянно поддерживать общественный интерес к проблемам достижения успеха и к тем проблемам, которые этому препятствуют.
Медицинские учреждения. Известно, что по ряду профессий i ществуют определенные ограничения для больных людей. И одновременно известно, что трудотерапия иногда позволяет людял преодолевать свои недуги. Врачи могли бы давать обоснованные рекомендации по противопоказаниям к определенным професси-1 ям, а в особых случаях ходатайствовать о том, чтобы некоторые! больные все-таки имели возможность попробовать себя в тел профессиях, которые не предполагают высокой ответственности! за жизнь и здоровье окружающих. Например, если это сложная операторская профессия (пилот гражданской авиации и т. п.), то риск неудачи слишком высок и людям с явными противопоказаниями лучше даже не пробовать себя в таких профессиях. Но имеется и немало исключений, когда противопоказания к работе,
являются явной перестраховкой, что ограничивает возможности людей для самоопределения. Поиск и выявление таких возможно-
50
стей для самоопределения больных и инвалидов — особая задача
медиков.
Религиозные организации. Традиции религии в работе с самоопределяющимися людьми имеют многовековую историю. Вопрос сегодня в основном состоит в том, насколько этот богатейший опыт может быть использован в современных российских условиях.
Армия. Это тоже потенциально серьезный союзник профкон-сультантов. И дело не только в мужском воспитании и формировании патриотизма. В современной России, как известно, чрезмерно много беспризорников. Если обычные психолого-педагогические формы и методы работы с такими подростками оказываются не всегда эффективными, то более конкретные методы армейского воспитания (конечно, без всяких извращений в виде «дедовщины») могут быть более понятны подросткам и приняты ими. В подобных случаях может пригодиться бесценный опыт А. С. Макаренко, работавшего с колонистами и почти не имевшего случаев рецидивов у бывших беспризорников и молодых правонарушителей (как известно, после современных перевоспитаний рецидивы составляют около 50 %, хотя бы по той причине, что их адаптацией в социуме никто не занимается, интерес к ним проявляет преимущественно криминальная среда, которая их эффективно использует). Можно вспомнить и о суворовских, нахимовских училищах, а также о появляющихся в последние годы кадетских и подобных им школах. По сравнению с обычными образовательными учреждениями в них иногда дается более качественное образование, формируются реальные навыки самоорганизации, коллективизма и т. п. В этих училищах имеются реальные возможности для формирования полноценной личности и укрепления сильного характера, что в условиях нынешней России просто необходимо для выползания из пропасти пошлости и бездуховности.
Общественные организации. На наш взгляд, исходным пунктом предвыборных кампаний и последующей деятельности этих организаций должна стать идея создания условий для полноценной самореализации всех граждан, чтобы все талантливые люди имели
возможность реализовать себя на благо общества и получать за это приличное вознаграждение. Поэтому политическая партия или общественная организация только тогда заслуживает уважения и внимания, когда демонстрирует свою готовность участвовать в решении этой важнейшей управленческой задачи — профориентационной.
Органы власти. Аналогично общественным организациям они Должны играть важную роль в профориентационной системе. В западноевропейских странах если важный чиновник игнорирует решение социальных проблем, то он рискует быть отстраненным от власти. Там, если социального педагога или психолога не принимают и не выслушивают, в прессе начинают обсуждать главный
51
вопрос: «Зачем мы избирали такого мэра, который не решает вол нующие нас проблемы?»
Психолого-педагогические (или психолого-социально-реабили| тационные) центры, службы занятости и т. п. Смысл деятельнс сти этих центров состоит в том, чтобы, с одной стороны, оказы| вать более конкретную и глубокую помощь самоопределяющимс клиентам, а с другой стороны, выступать в роли координаторе! профориентацонной работы на уровне района, города или регио| на. Как уже отмечалось ранее, лучше, если такие центры буду подчиняться не отдельным ведомствам, а высшим органам власт на уровне района, региона и всей страны.
2.8. Активность и активизация в профессиональном самоопределении
Если все-таки учащийся или другой клиент профконсультанта проявит стремление стать настоящим субъектом построения своей профессиональной судьбы, то возникает вопрос: каким образом помочь ему занять активную позицию? Прежде всего разберемся в том, что такое активная позиция и какие методы мог считаться активизирующими.
Активная позиция самоопределяющегося человека предпола-1 гает: 1) готовность увидеть проблему самоопределения; 2) по»! пытки самостоятельного ее решения; 3) готовность самому обра-| титься за помощью к профконсультанту; 4) готовность выполнять, определенные требования взаимодействия с профконсультантом;!
К сожалению, далеко не все люди оказываются готовыми к; такой позиции, и тогда возникает необходимость «активизировать» их. Общая схема активизации такова:
52
пения, которые не только будут понятны клиенту, но и помогут е>,у самому оценить свою ситуацию;
Суть активизации заключается не столько в том, чтобы «очаровать» или даже заинтересовать клиента, но и в том, чтобы вооружить его средствами для самостоятельного решения своих проблем. При этом на первых порах профконсультант больше выступает как инициатор активности. Он как бы демонстрирует в присутствии клиента способ решения проблемы (или рассуждает на сложные темы), но именно для того, чтобы тут же предложить использовать это средство самому клиенту. Таким образом, человек постепенно приобщается к решению своих проблем. Активность как бы «передается» клиенту.
В итоге получается схема: изначальная активность профконсультанта -> активизация клиента в совместной деятельности с психологом -> активность самого клиента (при несколько ослабевающей инициативе профконсультанта).
2.9. Главная (идеальная) цель, основные задачи и уровни профессионального самоопределения
Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: ^ин
формационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (в идеале — помощь в самопознании); 3) морально-эмоциональной поддержки клиента; 4) помощи в выборе, в принятии решения.
Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности: 1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора); 2) проблема решается «вместе» (совместно) с клиентом — диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъбктом самоопределения); 3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится под-тинным субъектом).
Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне клиенту просто сообщается нужная информа-
53
ция (это тоже помощь), на втором уровне психолог вместе с клиентом анализирует определенную информацию, на третьем уров-!| не психолог объясняет клиенту, как самостоятельно получить необходимую информацию (какие задавать вопросы специалистам! по данной профессии, куда обращаться и т.п.).
Чтобы выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала! организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне. К со-1 жалению, иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда необходимо] принимать быстрое решение, а времени для этого не хватает).
Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения —1 постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность са- ] мостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реали-зовывать перспективы своего развития (профессионального, жиз- ] ненного и личностного).
Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается 1 очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления сво- i их стремлений. Постепенное формирование означает, что быстро) такие сложные вопросы не решаются (профконсультация «за один присест» — это профанация). Профконсультация предполагает не только традиционное планирование, но и своевременную корректировку планов (как уже отмечалось, важнейшим итогом проф-ориентационной помощи является не только содействование конкретному выбору, но и формирование способности совершать новые выборы). Реализация профессиональных перспектив предполагает хотя бы моральное воодушевление клиента для первых шагов на пути к своим целям, а также первоначальный контроль за успешностью этих шагов. Профессиональное развитие должно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни и в контексте личностного становления.
Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовыватъ (близко к «самотрансценденции» — по В.Франклу).
«ы основных факторов выбора. Объясните, почему именно эти факторы основные, могут ли у разных людей быть разные основные факторы
"Ыб5°РДолжен ли профконсультант помогать человеку самоопределиться в условиях откровенной диктатуры?
Рекомендуемая литература
Берг В. Карьера — суперигра. - М., 1998.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - го
стов н/Д, 1996. лд
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - м.,
2004.
Поляков В. А. Технология карьеры. — М., 1995.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М; Воронеж, 1996.
Средства массовой информации. Они могли бы активнее развивать циклы передач, посвященных выбору профессии и трудоуст-t ройству. В этих передачах квалифицированные специалисты моглг бы отвечать на вопросы населения, обсуждать сложности построении карьеры. Также журналисты могли бы воздействоват на тех должностных лиц и представителей фирм, которые могл бы участвовать в профориентационной работе, но по разным причинам уклоняются от такого участия и т. п. Смысл этого — постоянно поддерживать общественный интерес к проблемам достижения успеха и к тем проблемам, которые этому препятствуют.
Медицинские учреждения. Известно, что по ряду профессий i ществуют определенные ограничения для больных людей. И одновременно известно, что трудотерапия иногда позволяет людял преодолевать свои недуги. Врачи могли бы давать обоснованные рекомендации по противопоказаниям к определенным професси-1 ям, а в особых случаях ходатайствовать о том, чтобы некоторые! больные все-таки имели возможность попробовать себя в тел профессиях, которые не предполагают высокой ответственности! за жизнь и здоровье окружающих. Например, если это сложная операторская профессия (пилот гражданской авиации и т. п.), то риск неудачи слишком высок и людям с явными противопоказаниями лучше даже не пробовать себя в таких профессиях. Но имеется и немало исключений, когда противопоказания к работе,
являются явной перестраховкой, что ограничивает возможности людей для самоопределения. Поиск и выявление таких возможно-
50
стей для самоопределения больных и инвалидов — особая задача
медиков.
Религиозные организации. Традиции религии в работе с самоопределяющимися людьми имеют многовековую историю. Вопрос сегодня в основном состоит в том, насколько этот богатейший опыт может быть использован в современных российских условиях.
Армия. Это тоже потенциально серьезный союзник профкон-сультантов. И дело не только в мужском воспитании и формировании патриотизма. В современной России, как известно, чрезмерно много беспризорников. Если обычные психолого-педагогические формы и методы работы с такими подростками оказываются не всегда эффективными, то более конкретные методы армейского воспитания (конечно, без всяких извращений в виде «дедовщины») могут быть более понятны подросткам и приняты ими. В подобных случаях может пригодиться бесценный опыт А. С. Макаренко, работавшего с колонистами и почти не имевшего случаев рецидивов у бывших беспризорников и молодых правонарушителей (как известно, после современных перевоспитаний рецидивы составляют около 50 %, хотя бы по той причине, что их адаптацией в социуме никто не занимается, интерес к ним проявляет преимущественно криминальная среда, которая их эффективно использует). Можно вспомнить и о суворовских, нахимовских училищах, а также о появляющихся в последние годы кадетских и подобных им школах. По сравнению с обычными образовательными учреждениями в них иногда дается более качественное образование, формируются реальные навыки самоорганизации, коллективизма и т. п. В этих училищах имеются реальные возможности для формирования полноценной личности и укрепления сильного характера, что в условиях нынешней России просто необходимо для выползания из пропасти пошлости и бездуховности.
Общественные организации. На наш взгляд, исходным пунктом предвыборных кампаний и последующей деятельности этих организаций должна стать идея создания условий для полноценной самореализации всех граждан, чтобы все талантливые люди имели
возможность реализовать себя на благо общества и получать за это приличное вознаграждение. Поэтому политическая партия или общественная организация только тогда заслуживает уважения и внимания, когда демонстрирует свою готовность участвовать в решении этой важнейшей управленческой задачи — профориентационной.
Органы власти. Аналогично общественным организациям они Должны играть важную роль в профориентационной системе. В западноевропейских странах если важный чиновник игнорирует решение социальных проблем, то он рискует быть отстраненным от власти. Там, если социального педагога или психолога не принимают и не выслушивают, в прессе начинают обсуждать главный
51
вопрос: «Зачем мы избирали такого мэра, который не решает вол нующие нас проблемы?»
Психолого-педагогические (или психолого-социально-реабили| тационные) центры, службы занятости и т. п. Смысл деятельнс сти этих центров состоит в том, чтобы, с одной стороны, оказы| вать более конкретную и глубокую помощь самоопределяющимс клиентам, а с другой стороны, выступать в роли координаторе! профориентацонной работы на уровне района, города или регио| на. Как уже отмечалось ранее, лучше, если такие центры буду подчиняться не отдельным ведомствам, а высшим органам власт на уровне района, региона и всей страны.
2.8. Активность и активизация в профессиональном самоопределении
Если все-таки учащийся или другой клиент профконсультанта проявит стремление стать настоящим субъектом построения своей профессиональной судьбы, то возникает вопрос: каким образом помочь ему занять активную позицию? Прежде всего разберемся в том, что такое активная позиция и какие методы мог считаться активизирующими.
Активная позиция самоопределяющегося человека предпола-1 гает: 1) готовность увидеть проблему самоопределения; 2) по»! пытки самостоятельного ее решения; 3) готовность самому обра-| титься за помощью к профконсультанту; 4) готовность выполнять, определенные требования взаимодействия с профконсультантом;!
-
готовность самостоятельно совершать определенные действия!
за рамками профконсультации (по рекомендации психолога);! -
готовность взглянуть на свою жизненную ситуацию (а также на]
ситуацию в обществе) несколько по-другому, что требует опре-|
деленного мужества; 7) готовность пойти на определенные внут-]
ренние компромиссы как при работе с профконсультантом (на-*
пример, ограничить себя во времени), так и при самостоятель
ном достижении конкретных профессиональных целей (напри
мер, отказаться от удовлетворения некоторых сиюминутных же
ланий ради достижения более важных целей) и т. п.
К сожалению, далеко не все люди оказываются готовыми к; такой позиции, и тогда возникает необходимость «активизировать» их. Общая схема активизации такова:
-
установление эмоционально-доверительного контакта с
клиентом (важно не превратить это в «очаровывание» клиента
своими методиками, своим «авторитетом» или своим обаяни
ем); -
совместное уточнение проблемы клиента: здесь психолог
мог бы использовать такие методы оценки ситуации самоопреде-
52
пения, которые не только будут понятны клиенту, но и помогут е>,у самому оценить свою ситуацию;
-
совместное решение проблемы клиента: здесь психолог-
профконсультант может использовать такие средства, которые
позволят клиенту увидеть, как решается проблема, а по возмож
ности и включиться в совместное ее решение; -
совместное подведение итогов работы, для чего также же-
пательно использовать методы, понятные и доступные клиенту; -
своевременное снижение активности самого профконсуль
танта с тем, чтобы дать возможность самому клиенту решать свои
проблемы, чтобы не «довлеть» над ним своим авторитетом.
Суть активизации заключается не столько в том, чтобы «очаровать» или даже заинтересовать клиента, но и в том, чтобы вооружить его средствами для самостоятельного решения своих проблем. При этом на первых порах профконсультант больше выступает как инициатор активности. Он как бы демонстрирует в присутствии клиента способ решения проблемы (или рассуждает на сложные темы), но именно для того, чтобы тут же предложить использовать это средство самому клиенту. Таким образом, человек постепенно приобщается к решению своих проблем. Активность как бы «передается» клиенту.
В итоге получается схема: изначальная активность профконсультанта -> активизация клиента в совместной деятельности с психологом -> активность самого клиента (при несколько ослабевающей инициативе профконсультанта).
2.9. Главная (идеальная) цель, основные задачи и уровни профессионального самоопределения
Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: ^ин
формационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (в идеале — помощь в самопознании); 3) морально-эмоциональной поддержки клиента; 4) помощи в выборе, в принятии решения.
Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности: 1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора); 2) проблема решается «вместе» (совместно) с клиентом — диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъбктом самоопределения); 3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится под-тинным субъектом).
Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне клиенту просто сообщается нужная информа-
53
ция (это тоже помощь), на втором уровне психолог вместе с клиентом анализирует определенную информацию, на третьем уров-!| не психолог объясняет клиенту, как самостоятельно получить необходимую информацию (какие задавать вопросы специалистам! по данной профессии, куда обращаться и т.п.).
Чтобы выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала! организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне. К со-1 жалению, иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда необходимо] принимать быстрое решение, а времени для этого не хватает).
Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения —1 постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность са- ] мостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реали-зовывать перспективы своего развития (профессионального, жиз- ] ненного и личностного).
Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается 1 очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления сво- i их стремлений. Постепенное формирование означает, что быстро) такие сложные вопросы не решаются (профконсультация «за один присест» — это профанация). Профконсультация предполагает не только традиционное планирование, но и своевременную корректировку планов (как уже отмечалось, важнейшим итогом проф-ориентационной помощи является не только содействование конкретному выбору, но и формирование способности совершать новые выборы). Реализация профессиональных перспектив предполагает хотя бы моральное воодушевление клиента для первых шагов на пути к своим целям, а также первоначальный контроль за успешностью этих шагов. Профессиональное развитие должно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни и в контексте личностного становления.
Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовыватъ (близко к «самотрансценденции» — по В.Франклу).
«ы основных факторов выбора. Объясните, почему именно эти факторы основные, могут ли у разных людей быть разные основные факторы
"Ыб5°РДолжен ли профконсультант помогать человеку самоопределиться в условиях откровенной диктатуры?
Рекомендуемая литература
Берг В. Карьера — суперигра. - М., 1998.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - го
стов н/Д, 1996. лд
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - м.,
2004.
Поляков В. А. Технология карьеры. — М., 1995.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М; Воронеж, 1996.