ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 539
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Контрольные вопросы и задания для самопроверки
-
Профессиональное самоопределение — это процесс или резуль
тат? Почему? -
В чем состоит смысл профориентационной помощи? -
Что такое ЛПП? -
Какой смысл для профконсультационной помощи имеет выделе
ние и осознание факторов профессионального выбора? Приведите при-
54
Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «ПРОСТРАНСТВА» САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
3.1. Основные ориентиры самоопределяющегося человека
Что вообще выбирает человек? Всегда ли это именно профес
сии, учебные заведения и места работы? Традиционно профори
ентация ориентирует человека преимущественно на определен
ную профессию. При этом, конечно, учитываются и способности
человека, и его склонности, и потребности общества (потребно
сти рынка). Но так ли все просто? »
Если обратиться к одному из наиболее интересных определе-
ний профессии, предложенных еще в 1920-е гг. С.М.Богослов
ским, то получается, что «профессия — есть деятельность, и дея
тельность такая, посредством которой данное лицо участвует в!
жизни общества и которая служит ему главным источником мате
риальных средств к существованию...», но при этом она должна
«...признаваться за профессию личным самосознанием данного
лица» (цит. по: Климов Е.А., Носкова О. Г., 1992, с. 161).
Но всегда ли то, что выбирает клиент «признается им самим за I профессию»? Нередко это может быть выбор профессии или специализации, квалификации (как уровня профессионального мастерства), должности или просто конкретного трудового поста.; Например, человек выбирает вроде бы профессию, но на самом деле он выбирает деятельность, которая позволит ему поскорее, занять определенную руководящую должность (и неважно, что это за профессия: человек хочет иметь «видную должность»).
Сами выборы могут быть «внешними» и «внутренними». Например, человек заявляет всем, что хочет быть психологом, но в глубине души он —продавец (или бизнесмен), или наоборот. В итоге мы формально имеем специалиста-психолога, который только и делает, что подсчитывает «выручку» от своей психологической работы. Внешние и внутренние выборы в человеке часто сочетаются. Например, в любой психолого-педагогической организации! есть психологи-продавцы, психологи-надсмотрщики, психологи-журналисты, психологи-артисты, психологи-фотомодели и даже психологи-психологи. И от каждой разновидности таких специалистов есть своя польза... То есть человек, выбирая одну конкретную профессию, как бы продолжает самоопределяться в рамках этой профессии, отыскивая в ней для себя все новые и новые
смыслы.
56
Профконсультант должен помнить, что часто выбирается не столько профессия, сколько образ и стиль жизни. Например, часто модная профессия (сейчас это юрист и экономист, а раньше — физик, ученый) позволяет заниматься престижным на данный момент делом, хорошо зарабатывать и, главное, жить так, как живут «самые лучшие люди» (мы вновь обращаемся к идее «элитарных ориентации» в профессиональном и жизненном самоопределении).
3.2. Различные типологии профессионального и личностного самоопределения
Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те «пространства выбора», в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди и которые не всегда сами могут осознавать, «что» и «из чего» они вообще выбирают. Иногда проф-консультационная помощь клиенту может заключаться и в своеобразном информировании его об имеющихся пространствах самоопределения, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека (почти в терминах П.Я.Гальперина).
Например, М. Фельденкрайз пишет об обществе как о «поле, в котором он (человек. — Авт.) должен продвигаться, чтобы быть принятым в качестве ценного члена, так что его ценность в собственных глазах зависит от его положения в обществе» (Фельденкрайз М., 1993, с. 46). Можно выделить основные ориентиры самоопределяющегося человека, которые могут лечь в основу его размышлений о своем профессиональном настоящем и будущем. Но сначала мы представим основные понятия, которые так или иначе связаны с планированием жизненных и профессиональных перспектив человека.
Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение — это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Напомним, что и за рубежом близкое по смыслу понятие «карьера» предполагает постоянную смену различных жизненных ролей и выполнение этих ролей (по Д. Сьюперу). Е. А. Климов считает, что профессиональное самоопределение должно рассматриваться не «в эгоистическом смысле, а в приобщении к обществу, к цивилизации, к культуре» (Климов Е.А., 1993, с. 55).
Таким образом, часто человек выбирает не только данную профессию, но нечто более важное — то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни.
Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э.Берн выделил жизненные сценарии и жизненные стратегии (см.: Берн Э., 1988). Жизненные сценарии — это «программы поступательного развития, выработанные в раннем детстве под влия-
57
нием родителей и определяющие поведение индивида в важньц аспектах его жизни», жизненные сценарии охватывают всю жизщ человека в подробностях. Жизненные стратегии — это общие пред* ставления о человеческой жизни.
Э.Берн называет следующие основные типы сценариев: «никогда не делаю»; «делаю всегда»; «ни разу не делал раньше»; «не буду делать (сделаю потом)»; «делаю вновь и вновь»; «будуделат до тех пор, пока уже невозможно будет сделать». В соответствии' этими сценариями он выделяет три типа людей: победители, не-1 победители и неудачники. Э.Берн приводит примеры этих ти-| пов, связывая их с определенными «играми», из которых не-1 редко и состоит жизнь многих людей: игра «Бесприданница»,! где самим человеком заранее определяется, что с него взять нечего (типичный случай неудачника); игра «Сизиф, или Нач-| ни сначала» (пример неудачника); игра «Меня не испугаешь»! (пример победителя); игра «Кому я нужен» (пример непобеди-1 теля); игра «Я прав!» (пример победителя); игра «Если не так,| то иначе!» (пример победителя, который всегда находит спосоЕ добиться своего) и т.п.
Э.Берн отмечал, что «сценарии возможны потому, что боль-1 шинство людей не понимают, что делают», при этом «понимать»,! по Э.Берну, — значит «выйти из-под власти сценариев». Можно! добавить к этому, что «понимать» — значит научиться строить перс-1 пективы своего профессионального и личностного развития само-| му (!), не быть игрушкой в руках судьбы.
В. М. Розин, несколько споря с Э. Берном, отмечает, что нельзя! связывать построение жизни с чисто бессознательными влияния-! ми (сам Э.Берн считал, что вся жизнь определяется бессозна-1 тельными программами, закладываемыми в человека еще в дет-1 стве и реализуемыми в определенных ситуациях, и что часто эти! бессознательные программы мешают человеку полноценно жить).| М. В. Розин считает, что, по крайней мере, люди творческие («сим- 3 волисты») строят свою жизнь так, как будто «пишут поэму».! При этом построение жизни как поэмы предполагает выделение] и реализацию следующих основных моментов: 1) образ героя (образ себя как героя поэмы); 2) сюжет; 3) трагедийность (пе-| реживания, без которых жизнь становится неинтересной и ли- i шенной смысла); 4) неожиданные повороты (еще более разнооб- < разящие жизнь и делающие ее неповторимой) (см.: Розин В.М.,! 1992). Но все ли люди реально готовы к рассмотрению своей] будущей жизни так, чтобы к самому себе относиться как к «re- i рою», да еще готовому к «трагедийности» и «неожиданным по-' воротам судьбы»?
Для профконсультанта важно уточнить для себя и такие поня- \ тия, как «стиль жизни» и «образ жизни», поскольку, как уже от-1 мечалось, многие люди выбирают не столько профессии, сколь-'
ко определенный образ жизни и жизненный стереотип. Образ Жизни — это комплексное рассмотрение жизнедеятельности (труд, 5ь[Т, общественная жизнь), часто связанное с рассмотрением качества жизни отдельного человека, социальной группы, общества в целом. Стиль жизни — это тип поведения людей, где акцент пеаается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного человека.
В социальной психологии выделены и такие важные для проф-консультирования понятия, как социальные роли и социальные стереотипы. Социальная роль (по Д. Миду) — это социальная функция личности, его место в определенной сообщности людей (роль лидера, отверженного и т.п.). Социальный стереотип (по У.Лип-ману) — это схематизированное представление о каком-либо социальном объекте (о человеке, о социальной или профессиональной группе).
Интересными, хотя и нетрадиционными для теории и практики профконсультирования являются выделенные еще К. Г. Юнгом архетипы. «Архетип» определяется как коллективное бессознательное. К. Г. Юнг выделяет «сознание», «личное бессознательное» и «коллективное бессознательное» («архетипы» как некие мифологические фигуры, образы, усредненный опыт переживаний многих поколений, который «в процессе истории повторяется там, где свободно проявляется творческая фантазия» данного человека). При этом «каждый шаг к более высокой сознательности», означающий «исполнение задачи, которую он обнаружил в своем мире», и связанный с «добродетельностью» и «дельностью» в лучшем смысле этого слова, означает отдаление человека от общего бессознательного толпы, но одновременно делает его более «одиноким», непонятым и часто вызывает сомнения и подозрения со стороны обычных людей (см.: Юнг К.Г., 1994, с. 57). Иными словами, «прорыв бессознательного» (в частности, коллективного бессознательного) может расширить возможности самоопределения человека в мире, но может и осложнить для него жизнь.
Для дальнейшего рассмотрения пространств самоопределения можно отметить более конкретные варианты выборов, где как бы конкретизируются те или иные социальные и профессиональные стереотипы, жизненные сценарии и т. п. На основе этого можно выделить следующие типологии профессионального и личностного самоопределения.
Еще в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В.Н. Татищев классифицировал все «науки» (виды тру-Да) по критерию «добра и зла для человека»: 1) «нужные» науки (экономика, медицина, право); 2) «полезные» науки (риторика, грамматика, «математика»—арифметика, «землемерие», механика, астрономия); 3) «щегольские, или увеселяющие» (по-
58
59
эзия, танцевание, живопись, «вольтежирование»—гарцевание лошади), служащие больше для получения положения в o6i стве, чем для дела; 4) «любительские, или тщетные» (астрол<| гия, физиогномика, алхимия); 5) «вредительные» науки (кс довство, ворожба) (см.: Татищев В.Н., 1979). Вероятно, такс критерий классификации профессиональной деятельности ак лен и для оценки различных направлений самой современной пс хологии.
С. П. Струмилин в 1920-е гг. классифицировал профессии степени самостоятельности человека в труде: 1) автоматич«| ский рефлекторный труд (например, вертелыцик ручки веял* ручной мельницы и т.д.); 2) полуавтоматический привычнь труд (например, труд машинистки, телеграфиста); 3) шаблов но-исполнительский труд — по указке (например, работа станке, работа тапера, конторщика, счетовода); 4) самосто^ тельный труд в пределах задания (например, работа инженер учителя, врача, журналиста); 5) свободный творческий труд (н| пример, работа в области в искусства, работа ученого, орган! затора хозяйства, политического деятеля) (см.: Струмилин С.] 1983).
В современной России наиболее известная типология профе« сий, предложенная Е.А.Климовым, где в качестве критерия вь ступает отношение человека {субъекта труда) к предмету труда. Вс профессии соотносятся с пятью основными группами: 1) челе век—природа; 2) человек—техника; 3) человек—человек; 4) че ловек—знаковые системы; 5) человек—художественный обра (см.: Климов Е.А., 1990).^
Литовский автор Л. А. Йовайша разделял все профессии по пр имущественным профессиональным ценностям: ценности общений интеллектуальная активность; практико-техническая активное! художественная активность; соматическая активность; материал! ная (экономическая) активность (см.: Йовайша Л. А., 1983).
За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и пог лярна типология Дж. Голланда (иногда пишут — Дж.Холланда| основанная на сопоставлении типов личности и типов профессий нальной среды (см.: Прощицкая Е.Н., 1993). Он выделяет следу щие основные типы (типы личности и типы профессионально среды): реалистический тип (техника, мужские профессии) —