ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 547
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
64
Пряжникова
65
В профориентации традиционно выделяют профессиональные планы и профессиональные перспективы. Если профессиональная перспектива— это целостная картина своего профессионального будущего, то профессиональный план — это более конкретная программа достижения профессиональных целей (по Е.И.Головахе).
На сегодняшний день планирование жизни часто представляют как построение определенной последовательности событий. События — это относительно компактные по времени изменения в жизни человека, имеющие для него существенное значение, — отсюда событийный подход. Известна методика Е.И.Головахи и А. А. Кроника (Сколько Вам лет?, 1993), позволяющая оценивать значимость определенных отрезков жизни человека. На листе бумаги рисуют горизонтальную линию жизни (иногда ее для удобства разделяют на отрезки по 5 лет). На этой линии выделяют настоящий момент (точкой) и все наиболее существенные события прошлого и предполагаемого будущего. По вертикали — уровень счастья данного человека. После этого клиент сам рисует линию своего счастья в соответствии с основными эпохами и событиями жизни. Если, например, окажется, что наибольшее счастье было в прошлом, то и психологическая помощь должна быть соответствующей.
Творческого человека обычно не очень привлекает простая, бесконфликтная жизнь, ему нужны переживания и сюрпризы. Это нужно учитывать при работе с клиентами, которые собираются подходить к своим жизненным перспективам творчески. При работе с теми клиентами, которых вполне устроит и обычное счастье (такое же, как у большинства «нормальных» людей), проф-консультант должен занимать более реалистическую позицию. Но и с такими («нормальными») клиентами важно хотя бы попытаться обозначить для них иные (более творческие) варианты построения своей карьеры, и даже если они не заинтересуются этими вариантами, то профконсультант, по крайней мере, может быть удовлетворен тем, что дал им полную систему ориентиров при планировании своего будущего (более подробно см. [29]). Быть может, в дальнейшей своей жизни, на других этапах своего раз
вития, когда происходит переоценка ценностей и смыслов, эти уже изменившиеся люди вспомнят о том, что можно строить свою жизнь иначе, не так, как у всех.
5>
3.3. Типы и уровни самоопределения
Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают. Например, профессионал, который обнаружил в ра-
66
боте главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. В другом случае человек в своем хобби, например при сочинении стихов, достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной профессионал, да и окружающие говорят о таком человеке как о «настоящем поэте».
Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие.
Для профессионального самоопределения характерны: 1) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.); 2) наличие благоприятных условий (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).
Для жизненного самоопределения характерны: 1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
Для личностного самоопределения характерны: 1) невозможность формализации полноценного развития личности (как уже отмечалось, трудно представить себе, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что «обладатель данного документа является... Личностью»); 2) не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. Недаром герои появляются преимущественно именно в трудные, переходные общественно-исторические периоды. Правда, в «благополучные»
эпохи у человека также есть возможность все-таки найти для себя достойную проблему и постараться решить ее, а не просто «наслаждаться жизнью», как это делают большинство обывателей. Такое самоопределение в «благополучные» эпохи, полные «соблазнов» и пошлости, может быть даже более значительным, чем геройство во время войны и других очевидных бедствий, когда человеку иногда просто приходится быть личностью.
В современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с главным делом жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного от работы времени для личного развития. Именно в этом видел К. Маркс сущность культурно-исторического прогресса, все больше и больше высвобождающего (благодаря развитию производственных сил и
67
производственных отношений) свободного времени для развития творческих способностей индивидуумов (Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., 1984). И тогда, возможно, именно жизненное самоопределение (за рамками многих рутинных видов профессиональной деятельности) станет для многих людей основой их личностного самоопределения.
Но в какой степени все это относится к профессии «психолог»? Скорее всего, для психолога (как и для представителей других гуманитарных и творческих профессий) личностное самоопределение все-таки будет связано, прежде всего, с основным делом жизни. Например, трудно себе представить, чтобы какой-нибудь мусорщик связывал со своей работой главный смысл своей жизни: скорее всего, он выполняет данную деятельность по необходимости и не рассматривает ее в качестве главного средства реализации своих потребностей в творчестве. В творческих же профессиях (в психолого-педагогических, например) у специалиста имеется счастливая возможность реализовать лучшие свои творческие устремления. Но все ли психологи готовы к такой самореализации и самотрансценденции, т. е. к постоянному расширению имеющихся устремлений и возможностей?
По каждому из основных типов самоопределения (профессиональному, жизненному и личностному) можно условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения. Поскольку вводится критерий «больше—меньше» (возможностей), то правомерно назвать эти подтипы уровнями возможностей самоопределения. Можно условно выделить пять таких уровней отдельно для профессионального и отдельно для жизненного самоопределения. Поскольку по мере своего развития в какой-то конкретной деятельности человек одновременно реализует себя как личность, для личностного самоопределения выделяются отдельные уровни — уровни реализации имеющихся возможностей (по типам профессионального и жизненного самоопределения). Для наглядности все это отражено на рисунке 2. Как уже отмечалось, по мере своего развития и творческой реализации профессиональное и жизненное самоопределение сближаются, взаимопроникают друг в друга. На рисунке это отражено в виде направленных друг к другу стрелочек.
Уровни_реализации_имеющихся_возможностей'>Уровни реализации имеющихся возможностей (общие уровни по профессиональному и жизненному типу самоопределения):
1) агрессивное неприятие деятельности по данному типу, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей. Например, это может выражаться в постоянных «выяснениях отношений» со своими коллегами, начальством или клиентами. При жизненном самоопределении это может быть, например, неиспользование возможностей для решения важных житейских проблем или создание искусствен-
Духовное самосовершенствование за рамками обыденных представлений
Уровни
возможностей
профессионального
самоопределения
Уровни возможностей
жизненного самоопределения
Приобщение к культуре
Приобщение к глобальным социокультурным и экологическим проблемам и идеям
Приобщение к своей профессии
Увлечение сложной и значимой идеей
(за рамками конкретного хобби
или занятия)
Приобщение к специальности
Приобщение к своей
должности и трудовому
посту
Приобщение
к конкретным
трудовым функциям
и задачам
Увлечение конкретной
идеей в рамках своего
хобби или занятия
Решение отдельных жизненных вопросов
Р еализация себя в отдельных умениях и талантах(необязательно связанных с решением важных жизненных вопросов)
Уровни реализации
возможностей
профессионального
самоопределения
2 3 4 5
5 4 3 2 1 Уровни реализации
1 возможностей
жизненного самоопределения
Духовная деградация
Рис. 2. Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного
самоопределения
ных трудностей для реализации каких-то благородных общественных дел;
-
молчаливое избегание деятельности по данному типу. На
пример, на работе человек ищет любую возможность, чтобы не
выполнять свои профессиональные обязанности. В повседневной
жизни это проявляется в лени и жизненной пассивности; -
реализация стереотипных способов деятельности. Например,
педагог работает только «по инструкции», сам существенно обед
няя свою профессиональную жизнь и не реализуя в полной мере
даже те возможности, которые у него наверняка имеются. В по-
68
69
вседневной жизни это проявляется в стереотипизированных и; потому неизбежно пошлых способах проведения досуга (в карточной игре; сидении перед телевизором, когда вместо реальной жизни человек уходит в мир вымышленный, и т.п.). Опасность! данного уровня в том, что формально человек делает все, что ] «положено», и никаких претензий к нему быть не может, но при ' этом жизнь такого человека проходит обычно впустую и под конец жизни человек это даже может осознать;
-
стремление усовершенствовать отдельные элементы своей;
деятельности, т. е. фактическое начало настоящего творчества, но \
в рамках традиционных способов жизнедеятельности. Например,
педагог не просто делает, что «положено», но стремится сформи
ровать собственный индивидуальный стиль деятельности, берется ]
за новые, более сложные задачи или ищет неординарные спосо-;
бы и методы работы. В повседневной жизни это проявляется в су-1
щественном изменении взаимоотношений с окружающими людь- [
ми, в поиске новых возможностей для решения имеющихся жиз-!;
ненных проблем и т.п.; -
стремление существенно усовершенствовать свою деятель-1
ность в целом. Например, педагог в своей работе кардинально]
меняет уже не отдельные способы, а весь характер и даже цели
своего труда, что часто предполагает непонимание окружающих j
и даже конфликты с ними, что, естественно, не каждому по пле
чу, не каждому дано. Это может выражаться также в существен
ном изменении всего образа жизни, в поиске принципиально
новых подходов к решению важных жизненных проблем и т. п.
На рисунке отдельными (вертикальными) стрелочками обозначены также варианты, когда человек находит для себя воз- j можность реализовать свой творческий потенциал за рамками об- ; щепринятых представлений (стрелка, направленная вверх). Однако, как уже не раз отмечалось, для начинающего специалиста) такой вектор развития может оказаться буквально «роковым»,; поскольку для данного уровня самореализации (а скорее даже — j для самотрансценденции, т. е. для выхода за рамки самого себя и; за рамки общепринятых представлений) все-таки нужны солид-} ная «база» и опыт самореализации на более доступных уровнях. Иначе начинаются проблемы, характерные для так называемых] «непризнанных гениев». Нижняя стрелка на рисунке указывает на', потенциальную возможность духовной и личностной деградации, i когда самоопределяющийся специалист буквально расходует себя на различные «мелочи жизни» и теряет более значительную и оптимистичную перспективу своего развития.
Таким образом, данная схема еще раз подтверждает известную \ мысль о том, что даже при ограниченных возможностях можно j реализовать себя в качестве полноценной личности. Но все-таки: более желательная для творческой личности ситуация выражается \
70
и том, чтобы и возможности свои расширять, и находить в себе силы для реализации этих расширяющихся возможностей.
По нашим наблюдениям, студенты и молодые специалисты больше внимания уделяют расширению своих возможностей, иногда справедливо полагая при этом, что реализация этих возможностей — дело ближайшего будущего. А вот взрослые работающие специалисты постепенно переключают свое внимание на реализацию имеющихся профессиональных возможностей. Идеальной ситуацией могла бы считаться следующая: студентов специально обучают реализации малых возможностей (ведь не всегда профессиональная судьба у всех будет складываться благоприятно, кому-то придется довольствоваться на первых этапах весьма ограниченными возможностями для профессионального роста и построения успешной карьеры), у работающих специалистов специально поощряют стремление к расширению своих профессиональных возможностей. Но поскольку все это реально почти не делается, то перед самоопределяющимся студентом или уже работающим специалистом возникает новая творческая задача — одновременное расширение своих профессиональных возможностей и повышение в себе готовности (уровня) к полноценной реализации имеющихся возможностей.
3.4. Варианты смыслов труда как регуляторы профессиональных выборов
Зачем человек вообще работает (что ему дает труд)?
На этот вопрос существует два ответа (по Е. Б. Моргунову): мы работаем потому, что «мы вынуждены», и мы работаем потому, что «мы так хотим». Работа, по утверждению З.Фрейда, необходимость, но всегда ли она неприятна? Не потому ли мы работаем, что хотим этого? Мнение К.Маркса должно стать отправной точкой в наших рассуждениях. Труд представляет собой творческий объединяющий процесс, в результате которого люди получают продукты своих усилий, взаимодействуя с себе подобными, так или иначе способствует благополучию индивида. Обратимся к мотивам мужчин и женщин, обладающих профессиями, требующими значительных усилий и предполагающими автономность (такими, как врачи, архитекторы, ученые и др.), но тем не менее низкооплачиваемыми. Здесь правомерно сделать вывод, что они работают потому, что хотят заниматься тем, чем занимаются. Однако, представив себе недостаточно квалифицированного рабочего, чья задача — выполнять ряд ограниченных повторяющихся действий, мы будем более или менее уверены в своей правоте. Допуская, что мотивация труда представляет собой смесь внешних факторов, таких, как заработная плата, и внутренних — интерес
71
к профессии в сочетании с чувством общественного долга, мы должны признать, что перевес в ту или иную сторону зависит от самого работника.
Однако не все в труде зависит только от самого работника. Бывают и такие внешние обстоятельства, которые буквально вынуждают человека работать по данной профессии и в данной организации, например в случае необходимости интенсивно работать для того, чтобы кормить (или лечить) своих близких людей в условиях нищеты или массовой безработицы. Есть в конце концов и подневольный труд. В современных условиях немало ситуаций, когда человек нередко выполняет работу, которую ненавидит. Это позволило Э.Фромму даже ввести специальное понятие — «отчужденный характер», т. е. отчуждение человека от его деятельности (см.: Фромм Э., 1992).
Помимо традиционного выделения внешних и внутренних факторов и смыслов труда перспективным представляется выделение объективных и субъективных смыслов. Объективный смысл — это то, что не зависит от конкретного субъекта труда. Сам человек может либо принять (и понять) данный объективный смысл и тогда этот смысл становится реальным регулятором его деятельности, либо отвергнуть данный смысл, что, однако, не всегда позволяет отказаться от практического выполнения данной деятельности (например, когда конкретная работа единственно дает средства к существованию данного человека и его близких). К объективному смыслу можно отнести также общепринятые (закрепленные на уровне общественного сознания) представления о необходимости данного труда.
Субъективный смысл связан с субъектом труда, с его видением, пониманием, чувствами по поводу необходимости данного труда как лично для него, так и для окружающих людей и всего общества. В итоге объективный смысл больше претендует на некую «истинность», а субъективный смысл — на особое представление об истине, т.е. в определенной степени претендует на искаженную (или преломленную через собственное сознание) истину. И как обычно, представления о смысле нередко связаны с тем, как воспринимают его большинство людей данной культурно-исторической системы.
Важнейшая характеристика смысла — его неустойчивость, подверженность изменениям и зависимость от самой деятельности субъекта. И признавая реальность «объективного» смысла, все-таки следует отметить и его изменение в зависимости от жизнедеятельности большинства людей конкретной культурной общности.
В целом и объективные, и субъективные смыслы отвечают как реальным, так и воображаемым (вновь создаваемым) потребностям конкретных людей и различных общественных, экономических и даже экологических систем. Если попытаться конкретизиро-
вать объективные и субъективные смыслы, то получается примерно следующая картина.
Объективные смыслы относятся к разным уровням организации мира и соответственно реализуются по-разному:
на физическом уровне в соответствии с физическими законами как перераспределение материи и энергии;
на химическом и биохимическом уровнях как более сложные процессы перераспределения энергии и материи уже в соответствии с химическим законами;
на уровне живой материи (микроорганизмы, растения, животные) как перераспределение биомассы через непрерывный процесс поглощения более сильными особями слабых особей;
на уровне социальной организации живого (у стадных животных и всех других живых существ с зачатками социальных отношений) как перераспределение статуса, когда более сильные доминируют над более слабыми; уже здесь смыслом существования многих стадных животных становится не столько удовлетворение непосредственных биологических потребностей, сколько повышение и укрепление своего статуса в общей иерархии данного стада;
на уровне социальной организации в человеческом обществе иерархические взаимоотношения еще больше усложняются и проявляются на разных подуровнях:
через выяснение преимущества в физической силе;
через выяснение преимущества в наследственных правах (уже на первобытно-общинном уровне);
через выявление преимущества в экономическом (имущественном) отношении;
через выявление преимущества в развитии определенных способностей и мастерства в разных видах деятельности (включая и профессиональное мастерство);
через выявление преимущества в духовном и нравственном развитии.
Можно было бы выделить также различные варианты «благ», из-за которых и происходят постоянные «выяснения отношений». При этом можно даже отметить интересную закономерность: чем выше уровень выявления преимуществ (например, уровень социальной организации людей), тем большее разнообразие благ. Это могут быть такие блага, как престижные вещи, общественный и должностной статус, популярность, престижные знакомства (очень важные для самоутверждения многих людей), доступ к престижным удовольствиям (изысканной пище, нарядам, дорогим формам отдыха и проведения досуга), свободное время (в том числе и возможность заниматься саморазвитием), престижные и просто привлекательные женщины или мужчины (как довольно популярная разновидность престижных «вещей», обладание которыми