ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 530
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
281
Ниже представлены краткие описания основных групп наг авторских активизирующих профориентационных методик.
12.1. Профориентационные игры с классом
Профориентационные игры с классом (см.: Пряжников Н,( 1987, 1989, 1991) предназначены для работы с учащимися VII| XI классов. Конечно, по своему содержанию и активизирующим ] можностям эти методики уступают деловым играм и психотерапе тическим процедурам, но они, в отличие от названных продел рассчитаны на реальные условия работы в школе (ограниченно временем урока, необходимость работы с целым классом и т. i При проведении профориентационных или психологических i сов подобные игры могут быть использованы как дополнение диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуальным kg сультациям и лекционным формам работы. Опыт показал, что < они по времени от общего количества часов занимают приме{ 25 — 30%, то воспринимаются учащимися не как развлечение как естественная форма работы.
Можно назвать следующие конкретные игровые методики. Щ ностно-нравственные профориентационные игры: «Пришелы «Три ветерана» («Три судьбы»), «Остров», «Спящий город». «<; щество» (с элементами экологического воспитания). Пробно-1 накомительные игры: «Стажеры-инопланетяне», «Ассоциах (профориентационный вариант), «Угадай профессию», «Вак сия», «Новичок—Наставник», «Завод» («Кооператив», «Музе! Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и пое ния при ответственных собеседованиях: «Профконсультавд «Приемная комиссия», «Пять шагов», «Советчик». Важным ус вием проведения этих игр является их высокая динамика (те» что позволяет попутно решать и проблемы, связанные с орг зацией дисциплины учащихся на уроке. (Обычно именно прс с дисциплиной учащихся больше всего боятся психологи, кс рых приглашают в школьные аудитории.)
12.2. Игровые профориентационные упражнения
Игровые профориентационные упражнения и микроситуа! обычно используются в работе с подгруппой (8—15 человек) с малой группой (6 — 8 человек). Многие игры основаны на, вольно эффективной процедурной модели, когда участники саживаются в круг. Это внешне похоже на психотерапевтичесЦ группы. И хотя называть их психотерапевтическими мы бы не < ли (это, скорее, профориентационные группы), но некоторые ]
282
хОтерапевтические эффекты там все-таки возникают. Поэтому для проведения подобных занятий профконсультант должен обладать чОтя бы минимальным уровнем психотерапевтической культуры <не навязывать своего мнения, всячески демонстрировать свою поддержку и эмпатию участникам, организовывать их реальное рзаимодействие, создавать условия для самовыражения всех участников группы и т.п.). При разработке данных упражнений мы опирались на богатый опыт конструирования психотерапевтических упражнений Н.В.Цзена и Ю.В.Пахомова (1988), а также на игровые упражнения, представленные в других источниках (см.: рудестам К., 1990; Самоукина Н.В., 1992; и др.).
Можно назвать следующие игровые профориентационые упражнения: «Профессия на букву...», «Подарок» (как руководство этого упражнения — «Любимое блюдо», «Маскарадный костюм»), «Человек-профессия», «Автопортрет» (профориентационный вариант), «Кто есть кто?», «Самая-самая», «Цепочка», «Ловушки-капканчики», «А вот и Я!», «Звездный час», «День из жизни» («Ночь из жизни») и др. (см.: Пряжников Н.С., 1997а).
Очень популярны среди школьных профконсультантов игровые микроситуации (для 3 — 6 человек), где моделируются различные элементы профессионального общения, связанные обычно с конфликтностью отношений. Например, ситуации из общения продавца с покупателями, инспектора ГИБДД с нарушителями дорожно-транспортного движения, зубного врача с клиентами, продавца-ларечника с рэкетирами, экскурсовода с иностранными туристами и т.п.
12.3. Активизирующие профориентационные опросники
Следующая группа методик — активизирующие опросники личностного и профессионального самоопределения — были сделаны с целью хоть как-то разнообразить диагностический материал, поскольку, по нашим многочисленным наблюдениям (и по
наблюдениям других профконсультантов), многие существующие средства (см.: Лучшие психологические тесты, 1992) часто воспринимаются подростками как скучные и неинтересные.
Главной целью и особенностью активизирующих опросников является не столько получение информации о клиенте, сколько стимулирование его размышлений о перспективах личностного и профессионального самоопределения. Если в традиционных тестах и опросниках акцент делается именно на психодиагностике, те. на получении объективных данных об обследуемом человеке, т° в нашем случае мы сознательно отказываемся от самой идеи ^объективного» диагноза, построенного на использовании психометрических принципов конструирования тестов и опросников.
283
Если речь идет именно о самоопределяющемся человеке, а н человеке-испытуемом (обследуемом с помощью тестов), то раздо важнее оказывается формирование готовности человек размышлениям о себе и своей жизни, что предполагает духов1 поиск, переживания и определенные внутренние противореч (сопоставления разных внутренних, субъективных позш. и ориентации человека).
Естественно, мы не исключаем необходимости и правомерг сти использования традиционных психодиагностических сред«| в профессиональном консультировании. Например, если речь ] о профотборе на специальности с особыми требованиями к ботнику (на военные, летные, сложные операторские професс и т.п.), то объективная психодиагностика, включая психофиз| логическую и медицинскую диагностику, является просто не ходимой, естественно, если имеются обоснованные и надез критерии такого профотбора. Но в случае выбора массовых фессий, т. е. пригодных для большинства людей, большее зна ние дриобретает не отбор и отсев, а помощь человеку в нахол нии личностного смысла в будущей деятельности.
В последние годы (и даже десятилетия) все больше усилив ся критика существующей профессиональной психодиагност Сомнения высказываются даже по поводу объективного щ
бора на специальности с особыми условиями труда. Напри» Е. А. Климов считает, что «у человека не может быть полис готовой профессиональной профпригодности до того, как он ] тически включился в профессиональную подготовку и ее ствующую трудовую деятельность (способности формируй деятельности» (Климов Е. А., 1990, с. 69). Таким образом, для i того, исчерпывающего и объективного профотбора возможне психодиагностики ограничены.
Как отмечают Е. М. Борисова и К. М. Гуревич, очень часто:
ходиагностика в школьной профориентации носит констатир|
щий, рекомендательный характер, хотя известно, что через
которое время сильно меняются и обследуемый школьник, и i
профессии, поэтому профконсультационная рекомендация бь
ро устаревает. Более перспективной и обоснованной оказывав
диагностико-корректирующая и диагностико-развивающая щ
консультационная помощь (см.: Борисова Е.М., Гуревич К.|
1988, с. 77-82). ■
Отмечая, что тесты хотя и являются «ненаучным средством»; все-таки «могут в известной степени быть полезными», М.-А. Рс и Ф. Тильман призывают к особой осторожности при их испс зовании в школе: «...Следует решительно разоблачать злоупс ление тестами, когда на основе результатов, научная ценнс которых весьма сомнительна, оправдывают личностный, ее альный или политический выбор» (Робер М.-А., Тильман Ф., 1(5
284
с. 216 — 217). Примечательно, что еще в 1970-е гг. в Бордо (Франция) по инициативе Жана Гобэ была создана специальная комиссия по борьбе с тестоманией, где людей знакомили с тестами, чтобы они знали, как лучше отвечать во время тестирования при приеме на работу и в других ответственных случаях (см.: Михайлов И.В., 1977, с. 158-163).
Переоценка многих «объективных» методов исследования личности, обеспокоенность тем, что собственно психологическое исследование часто подменяется социологическим (с большими, «солидными» выборками), где конкретный человек просто теряется, послужила основой для разработки новых направлений в диагностике личностного развития.
Интересны в этой связи так называемые репертуарные тесты
(решетки), родоначальником которых является Дж. Келли (см.: По-хилько В.Н., Федотова Е.О., 1984). Техника репертуарных решеток — «это субъективное средство, сконструированное самим человеком, проверенное (валидизированное) на собственном опыте» (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987, с. 236). К сожалению, данный подход оказался достаточно непростым (громоздким из-за использования мощных компьютерных средств) и в профкон-сультационной практике распространения не получил.
В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов, рассуждая о проблеме соотношения («соприкосновения») человека и машины (а в более широком плане — человека и профессии), говорят о необходимости преодоления давних адаптационно-гомеостатических подходов и отмечают, что подлинная гармонизация человека и техники может быть осуществлена только в контексте решения более широкой проблемы — «гармонии индивида и общества» (Зинченко В. П., Моргунов Е.Б., 1994, с. 290).
При разработке предлагаемых в пособии активизирующих опросников мы использовали богатые психотехнические возможности, заложенные в самой идее работы учащихся с бланками, в определенном упорядочивании (систематизации) вопросов и ответов, в возможности работать сразу с большими группами школьников и др. Был использован также известный многим практикам активизирующий эффект, когда после проведения в классе какого-то теста или опросника многие подростки поскорее стремятся Узнать, что же у них получилось, и ходят за психологом буквально по пятам. Все это позволяет не столько получать объективную информацию, сколько формировать у учащихся устойчивый интерес к своим психологическим особенностям и перспективам их Развитая.
Но
При проведении активизирующих опросников психолог име-^ возможность ставить перед учениками сложнейшие вопросы.
если такие вопросы произносить просто так, в надежде на то,
Что школьники станут над ними с удовольствием размышлять, то
285
ничего не получится. Учащиеся должны быть включены в ш ресную, но одновременно простую и понятную для них деятел ность, где размышление над подобными (сложными) вопросаи являлось бы лишь элементом этой деятельности. В данном случае качестве такой деятельности выступают ответы на вопросы псих<|