ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 542
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
лога в специальном бланке, что внешне похоже на работу с те том и традиционным опросником. Но это чисто внешнее сходст И при конструировании, и при практическом использовании тивизирующих опросников с о з н а т е л ь н о сделаны на шения некоторых психометрических норм1, чтоЩ зволило выйти за рамки и ограничения при использовании ст дартизированных опросников и расширить импровизационные ] можности как для учащихся, так и для психолога-профконсул танта, работающего в активизирующем режиме.
Среди таких нарушений можно отметить следующие:
С основными психометрическими правилами и нормами при констру вании и использовании психодиагностических средств можно познакомит книгах: Общая психодиагностика / Под ред А. А. Бодалева, В.В.Столина.
1987; Словарь-справочник по психологической диагностике/Л. Ф.Бурлв С.М.Морозов. — Киев, 1989.
См., например: Лучшие психологические тесты для профотбора и ориентации/Под ред. А. Ф. Кудряшова. — Петрозаводск, 1992.
286
креплять с помощью своих опросников (и представленных в них норм) даже реально имеющиеся у кого-то из школьников ориентации на такой «труд»;
В целом можно даже так определить: активизирующие опросники — это своеобразная «игра в тесты», важным условием проведения которых является понимание того, что это не настоящая психодиагностика, а именно «игра», причем понимание как со стороны подростков, так и со стороны самого психолога-проф-консультанта. Естественно, говоря об игре, мы вкладываем в это слово глубокий смысл, ведь известно, что игра является одним из сложнейших явлений и еще не понятым до конца методом работы
практического психолога. При определенном воображении игра может обнаружиться в самых неожиданных местах, даже в таком строгом и «солидном» направлении работы, каким является профессиональная психодиагностика.
К активизирующим профконсультационным опросникам можно отнести опросник «За и против», состоящий их трех частей: 1) «За и против-1» предназначен для ориентировочного определения привлекательных групп профессий (кем хотел бы стать подросток); 2) «За и против-2» служит для ориентировочного определения Желания подростка использовать и развивать в работе те или иные Свои качества (каким бы он хотел быть); 3) «За и против-3» служит для определения профессиональных ценностей данного под-
287
Ю
ростка (зачем, ради чего он хотел бы заниматься данным деле Само название — «За и против» — указывает на некоторую тиворечивость вопросов, позволяющих посмотреть на профе как бы с разных сторон. Если не удается использовать все части опросника, то каждая часть вполне может выступить самостоятельная методика (см.: Пряжников Н.С., 19976).
В полушутливом опроснике «За и против» также опреде^ ются некоторые жизненные ценности и приоритеты, а в нем мом заложена известная истина: важные дела лучше не откла вать на потом (см. там же). Недавно был разработан усоверш^ ствованный вариант методики «За и против» (см.: Пряжников Н.| 1999а).
На основе основных процедурных идей методики «За и тив» появился новый активизирующий опросник «Перекрес (см.: Пряжникова Е.Ю., 1999), где выявляются основные предп| тения подростка к сферам труда и к тем или иным средствам ■ да, после чего на пересечении выделенных сфер и средств or деляются конкретные профессии (отсюда и название — «Пере* ток»). Данная методика позволяет также выявлять в шутливой < предполагаемые уровни дальнейшего профессионального об{ вания и различные профессиональные позиции клиента (от «л<| тяя» и «хулигана» до «гения»), после чего удается выйти | обсуждение реалистичности выбранных профессий и даже смотреть другие, более реальные варианты самоопределения.
Активизирующий опросник «Будь готов!» основан на самоо! ке и служит для ориентировочного определения готовности ента к определенным профессиям. Опросник позволяет соотне свои возможностями с 70 профессиями, но в работе с целым: сом реально удается рассмотреть в среднем 5 — 7 профессий каждого учащегося (см.: Пряжников Н.С., 19976).
В полушутливом опроснике «Как поживаешь?» определяй жизненные ценности подростка, а также оценивается, как < лись бы к выделенным подростком жизненным ценностям те иные вымышленные типичные персонажи.
Активизирующие опросники «Самооценка нравственное гражданственности» (сокращенно — СНГ) и «Справедлив самооценка, самоуважение, рефлексия» (сокращенно — хотя и построены в полушутливом форме, но на самом деле мс лируют сложнейшие вопросы, связанные с нравственными вь
рами (см.: Пряжников Н.С., 1997в).
Опросники-шутки «Моды-1» и «Моды-2» предназначены ориентировочного прогнозирования престижности в ближай1 будущем (при «лучших временах») набора заранее заданных пичных профессий (Моды-1) и в более сокращенном вариа престижности только тех профессий, которые привлекательны j данного подростка (Моды-2) (см. там же).
288
Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) дает подростку возможность представить все свои профессиональные перспективы во взаимосвязи и целостности (см.: Пряжников Н.С., 19976). Он может быть использован как при работе с классом, так и в последующей индивидуальной проф-1сонсультации.
12.4. Бланковые игры с классом
Бланковые игры с классом организуются таким образом, чтобы психолог имел возможность играть с каждым в отдельности и со всеми одновременно. При этом у всех игроков имеются свои игровые бланки, в которых они отражают все свои ходы и результаты. Поскольку в данных методиках моделируются довольно сложные объекты, а сама процедура проводится в явно нестандартизи-рованных условиях, то эти результаты также не должны рассматриваться как традиционная психодиагностика.
В большинстве игр данного типа моделируются некоторые особенности предпринимательской деятельности с учетом специфики социально-экономической ситуации, сложившейся в России в настоящее время, т. е. с учетом явной криминализации экономики. Поскольку профессии, связанные с бизнесом (с легким зарабатыванием целых состояний), особенно волнуют современных подростков, то профконсультант не должен уходить от специального их рассмотрения. А поскольку данный вопрос весьма деликатный (о таких профессиях кто-то ведь, действительно, искренне мечтает), то специфика этих игр должна состоять в том, что в них исключаются моменты морализаторства (типа «деньги должны зарабатываться честным трудом» и т.п.). Лучшая форма рассмотрения этих вопросов — проведение методик в полушутливой, ненавязчивой и интригующей форме.
К методикам данной группы можно отнести следующие. В играх «Бизнес-риск-мен», «Я — компаньон» и «Купля-продажа» каждый участник играет на своем бланке с ведущим. В игре «Торг» все Участники работают в парах (можно играть и втроем) (см.: Пряж
Среди таких нарушений можно отметить следующие:
-
часть вопросов сформулирована в эмоционально провокаг.
онном плане, что противоречит требованию «эмоциональной не
тральности» вопросов. Однако опыт работы с подростками
тельствует о том, что многим из них быстро надоедают «неинтег.
ные» вопросы и они участвуют в обычных психодиагностичен
процедурах без особого энтузиазма, а просто самим фактом тес
рования, как это было раньше, сейчас мало кого удивишь; -
по части опросников мы сознательно отказались от нор|
ведь по некоторым опросникам «нормы» получены на сравнит
небольшом количестве обследуемых (по разным методикам —|
60 до 100 человек). Заметим, что нередко в профдиагностике м»
гие опросники вообще используются без каких-либо норм
эти нормы не удовлетворяют элементарным требованиям пс*
метрики2. И все-таки нормы позволяют хотя бы ориентировоч
говорить о тех или иных ориентациях человека, что может яв*
основой если не для психодиагностики (в строгом смысле), §
для размышлений о своих профессиональных и личностных пе
пективах; -
те некоторые из норм, которые были получены с помо!
статистических расчетов, мы вынуждены были произвол^
сдвинуть в сторону повышения. Например, в опроснике «3|
против-1» при подведении итогов рассматриваются и такие
ры приложения своих сил, как «преступная деятельность»,
прошайничество» и др. Понятно, что психолог не должен
С основными психометрическими правилами и нормами при констру вании и использовании психодиагностических средств можно познакомит книгах: Общая психодиагностика / Под ред А. А. Бодалева, В.В.Столина.
1987; Словарь-справочник по психологической диагностике/Л. Ф.Бурлв С.М.Морозов. — Киев, 1989.
См., например: Лучшие психологические тесты для профотбора и ориентации/Под ред. А. Ф. Кудряшова. — Петрозаводск, 1992.
286
креплять с помощью своих опросников (и представленных в них норм) даже реально имеющиеся у кого-то из школьников ориентации на такой «труд»;
-
при зачитывании вопросов ведущий не только может, но и
должен делать короткие, ненавязчивые, желательно остроумные
и веселые комментарии, что категорически запрещается при про
ведении настоящих тестов, поскольку это может повлиять на
результаты обследования. Особенность активизирующих опросни
ков заключается еще и в том, что они позволяют хотя бы прогова
ривать (хотя бы кратко обозначать) в аудитории подростков те
вопросы и проблемы, которые в непосредственном общении мо
гут ими восприниматься как морализаторство. Это касается воп
росов ценностно-нравственной оценки всего происходящего в об
ществе, о чем сейчас как бы не принято говорить, но без чего
немыслимо полноценное самоопределение и развитие любого че
ловека и гражданина, живущего в данном обществе; -
при подведении итогов ведущий должен обязательно (и не
один раз) сказать школьникам о том, что полученные результаты
являются очень и очень предварительными и не могут служить
основанием для принятия каких-то важных решений. В каком-то
смысле психолог должен сознательно «разочаровать» подростков
в полученных результатах. Хотя традиционно психодиагност дол
жен всячески повышать доверие клиентов к проведенной диагно
стической процедуре (здесь нарушаются уже не только психомет
рические, но и некоторые психотерапевтические требования,
основанные на «мифе веры» в психолога и во все, что он делает).
В целом можно даже так определить: активизирующие опросники — это своеобразная «игра в тесты», важным условием проведения которых является понимание того, что это не настоящая психодиагностика, а именно «игра», причем понимание как со стороны подростков, так и со стороны самого психолога-проф-консультанта. Естественно, говоря об игре, мы вкладываем в это слово глубокий смысл, ведь известно, что игра является одним из сложнейших явлений и еще не понятым до конца методом работы
практического психолога. При определенном воображении игра может обнаружиться в самых неожиданных местах, даже в таком строгом и «солидном» направлении работы, каким является профессиональная психодиагностика.
К активизирующим профконсультационным опросникам можно отнести опросник «За и против», состоящий их трех частей: 1) «За и против-1» предназначен для ориентировочного определения привлекательных групп профессий (кем хотел бы стать подросток); 2) «За и против-2» служит для ориентировочного определения Желания подростка использовать и развивать в работе те или иные Свои качества (каким бы он хотел быть); 3) «За и против-3» служит для определения профессиональных ценностей данного под-
287
Ю
ростка (зачем, ради чего он хотел бы заниматься данным деле Само название — «За и против» — указывает на некоторую тиворечивость вопросов, позволяющих посмотреть на профе как бы с разных сторон. Если не удается использовать все части опросника, то каждая часть вполне может выступить самостоятельная методика (см.: Пряжников Н.С., 19976).
В полушутливом опроснике «За и против» также опреде^ ются некоторые жизненные ценности и приоритеты, а в нем мом заложена известная истина: важные дела лучше не откла вать на потом (см. там же). Недавно был разработан усоверш^ ствованный вариант методики «За и против» (см.: Пряжников Н.| 1999а).
На основе основных процедурных идей методики «За и тив» появился новый активизирующий опросник «Перекрес (см.: Пряжникова Е.Ю., 1999), где выявляются основные предп| тения подростка к сферам труда и к тем или иным средствам ■ да, после чего на пересечении выделенных сфер и средств or деляются конкретные профессии (отсюда и название — «Пере* ток»). Данная методика позволяет также выявлять в шутливой < предполагаемые уровни дальнейшего профессионального об{ вания и различные профессиональные позиции клиента (от «л<| тяя» и «хулигана» до «гения»), после чего удается выйти | обсуждение реалистичности выбранных профессий и даже смотреть другие, более реальные варианты самоопределения.
Активизирующий опросник «Будь готов!» основан на самоо! ке и служит для ориентировочного определения готовности ента к определенным профессиям. Опросник позволяет соотне свои возможностями с 70 профессиями, но в работе с целым: сом реально удается рассмотреть в среднем 5 — 7 профессий каждого учащегося (см.: Пряжников Н.С., 19976).
В полушутливом опроснике «Как поживаешь?» определяй жизненные ценности подростка, а также оценивается, как < лись бы к выделенным подростком жизненным ценностям те иные вымышленные типичные персонажи.
Активизирующие опросники «Самооценка нравственное гражданственности» (сокращенно — СНГ) и «Справедлив самооценка, самоуважение, рефлексия» (сокращенно — хотя и построены в полушутливом форме, но на самом деле мс лируют сложнейшие вопросы, связанные с нравственными вь
рами (см.: Пряжников Н.С., 1997в).
Опросники-шутки «Моды-1» и «Моды-2» предназначены ориентировочного прогнозирования престижности в ближай1 будущем (при «лучших временах») набора заранее заданных пичных профессий (Моды-1) и в более сокращенном вариа престижности только тех профессий, которые привлекательны j данного подростка (Моды-2) (см. там же).
288
Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) дает подростку возможность представить все свои профессиональные перспективы во взаимосвязи и целостности (см.: Пряжников Н.С., 19976). Он может быть использован как при работе с классом, так и в последующей индивидуальной проф-1сонсультации.
12.4. Бланковые игры с классом
Бланковые игры с классом организуются таким образом, чтобы психолог имел возможность играть с каждым в отдельности и со всеми одновременно. При этом у всех игроков имеются свои игровые бланки, в которых они отражают все свои ходы и результаты. Поскольку в данных методиках моделируются довольно сложные объекты, а сама процедура проводится в явно нестандартизи-рованных условиях, то эти результаты также не должны рассматриваться как традиционная психодиагностика.
В большинстве игр данного типа моделируются некоторые особенности предпринимательской деятельности с учетом специфики социально-экономической ситуации, сложившейся в России в настоящее время, т. е. с учетом явной криминализации экономики. Поскольку профессии, связанные с бизнесом (с легким зарабатыванием целых состояний), особенно волнуют современных подростков, то профконсультант не должен уходить от специального их рассмотрения. А поскольку данный вопрос весьма деликатный (о таких профессиях кто-то ведь, действительно, искренне мечтает), то специфика этих игр должна состоять в том, что в них исключаются моменты морализаторства (типа «деньги должны зарабатываться честным трудом» и т.п.). Лучшая форма рассмотрения этих вопросов — проведение методик в полушутливой, ненавязчивой и интригующей форме.
К методикам данной группы можно отнести следующие. В играх «Бизнес-риск-мен», «Я — компаньон» и «Купля-продажа» каждый участник играет на своем бланке с ведущим. В игре «Торг» все Участники работают в парах (можно играть и втроем) (см.: Пряж