ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 548
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Иногда получается, что именно «болван», по мнению самих ростков, оказывается ближе всех к настоящему счастью. Рез> ты такой игры могут положить начало интересному разго! смысле жизни.
В игре «Сударь-государь» каждый игрок выполняет роль pjj водителя государства. После совершения внешне- и внутрип<| тических игровых действий определяется, какие категории ления данного государства процветают, а какие страдают и ц дируют. Например, как живется в таком государстве интелл*
296
там, военным, учащимся, пенсионерам, журналистам, бизнесменам, ворам и проституткам?
Игра «Медоворот» предназначена для медико-педагогического профконсультирования. Карточки в игре все время идут по кругу (отсюда название — «Медоворот»), а учащиеся отбирают карточки с наиболее привлекательными для себя профессиями. В игровых бланках каждый игрок отмечает соответствующие изменения в общем состоянии своего здоровья, т.е. как бы прогнозирует, насколько отобранные профессии его улучшат или ухудшат и по каким именно системам организма (в игре представлены восемь таких систем) произойдут эти изменения.
12.10. Методы принятия профконсультационного решения
Для оптимизации взаимоотношений консультанта и клиента, а также для большей наглядности (и «понятности» для клиента совершаемых совместных действий) используется методика под названием «Схема альтернативного выбора» (см.: Пряжников Н.С., 19976).
Профконсультант и клиент сидят вместе за столом и на общем бланке выписывают наиболее важные для данного клиента факторы выбора. После этого все факторы соотносятся (по критерию большего или меньшего «соответствия», выраженного в условных баллах) с имеющимися альтернативными вариантами выбора. При окончательном выборе учитывается, какой из альтернативных вариантов набирает наибольшее количество баллов. И хотя иногда выборы делаются не только с учетом набранных баллов, такая процедура все-таки помогает им, по мнениям самих клиентов, лучше понять, «чего же они на самом деле хотят».
Главное при использовании такой схемы — постоянно спра
шивать мнение консультируемых о наиболее предпочтительных выборах, по поводу степени соответствия или несоответствия выделенных факторов имеющимся альтернативам, а также об их окончательных решениях. Даже тогда, когда клиент, по мнению психолога, обосновывает свои высказывания неудачно, все Равно выполняется правило: «последнее слово всегда за клиентом». Это позволяет формировать у клиента повышенное чувство ответственности и постепенно ставит его в позицию субъек-Та профессионального выбора. А психолог может лишь высказать свое мнение, но не навязывать его консультируемому. Если ^е клиент не соглашается с профконсультантом, то считается, Чт° консультанту не удалось найти убедительные слова и аргу-менты.
297
Вопросы и задания
Рекомендуемая литература
Пряжников Н. С. Профориентационные игры: проблемные ситуа! задачи, карточные методики: Учеб.-метод, пособие. — М., 1991.
Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личнс ного самоопределения. — М.; Воронеж, 2002.
Пряжникова Е. Ю. Активизирующая методика «Перекресток» // Шкс ный психолог. - 1999. - № 41. - Приложение. - С. 1 -16.
Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (пс» технические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992
Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. A. A. J ника. - М., 1993.
ЧАСТЬ III
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА
Глава 13
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
13.1. Основные организационные принципы и варианты профориентационной работы
Для простоты и удобства все принципы можно представить в виде таблицы (табл. 8). Для того чтобы лучше понять сущность каждого принципа, в ней выделены «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главное в понимании и реализации принципа — не допустить его извращения, т.е. не доводить принцип до «крайности», не извращать его (см.: Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.,1994, с. 99—112).
Таблица 8 Основные организационные принципы профориентационной работы
299
Существуют следующие основные организационН| варианты профориентационной помощи:
1) профконсультант работает в конкретной школе и обе вает только учащихся данной школы;
300
Крайности
С амоизоляция, которая часто возникает у специалистов, почувствовавших, что они могут обойтись «без всякой помощи» и «безо всякого общения» с другими профессионалами. Известно, что очень быстро такие специалисты начинают деградировать
П сихологическое «самодурство», убежденность, что все кругом глупее
Э моциональные трудности (страх чего-то не сделать, что-то «упустить»)
П ессимизм, отчаяние
А кцентирование внимания на единичных принципах без их взаимосвязи с другими принципами
«Золотая середина»
Профессиональное содружество, которое не только способствует взаимообогащению, но и выполняет психотерапевтические функции, когда есть кому «поплакаться в жилетку» и у кого получить моральную поддержку
Гибкость, готовность к разумному компромиссу с администрацией, с заказчиками и клиентами
Выделение
приоритетов в работе, предполагающее отказ от чего-то менее существенного
Действенный оптимизм (вера в успех и в свои возможности), а также разумная самоирония (как признак своей силы, как способность критически отнестись к своим недостаткам)
Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость
Окончание таблиць
К райности
Потеря профессионального самоощуще-; ния, «растворение»
в среде других прс сионалов, не связан- !| ныхс профориентацией
Приспособленчество,, угодничество, предательство своих интересов и интересе своих клиентов
Логические трудне непоследовательнс незнание, неумение ориентироваться в ситуации
Эйфория, излишняя I самоуверенность
Утеря специфики принципов
7) профориентационная помощь оказывается через средства
массовой информации (специальные циклы передач, рубрики в
периодических изданиях).
Естественно, нельзя выделить самый «лучший» вариант: все варианты «хорошие», так как все зависит от конкретных условий. Лучше стремиться к
В игре «Сударь-государь» каждый игрок выполняет роль pjj водителя государства. После совершения внешне- и внутрип<| тических игровых действий определяется, какие категории ления данного государства процветают, а какие страдают и ц дируют. Например, как живется в таком государстве интелл*
296
там, военным, учащимся, пенсионерам, журналистам, бизнесменам, ворам и проституткам?
Игра «Медоворот» предназначена для медико-педагогического профконсультирования. Карточки в игре все время идут по кругу (отсюда название — «Медоворот»), а учащиеся отбирают карточки с наиболее привлекательными для себя профессиями. В игровых бланках каждый игрок отмечает соответствующие изменения в общем состоянии своего здоровья, т.е. как бы прогнозирует, насколько отобранные профессии его улучшат или ухудшат и по каким именно системам организма (в игре представлены восемь таких систем) произойдут эти изменения.
12.10. Методы принятия профконсультационного решения
Для оптимизации взаимоотношений консультанта и клиента, а также для большей наглядности (и «понятности» для клиента совершаемых совместных действий) используется методика под названием «Схема альтернативного выбора» (см.: Пряжников Н.С., 19976).
Профконсультант и клиент сидят вместе за столом и на общем бланке выписывают наиболее важные для данного клиента факторы выбора. После этого все факторы соотносятся (по критерию большего или меньшего «соответствия», выраженного в условных баллах) с имеющимися альтернативными вариантами выбора. При окончательном выборе учитывается, какой из альтернативных вариантов набирает наибольшее количество баллов. И хотя иногда выборы делаются не только с учетом набранных баллов, такая процедура все-таки помогает им, по мнениям самих клиентов, лучше понять, «чего же они на самом деле хотят».
Главное при использовании такой схемы — постоянно спра
шивать мнение консультируемых о наиболее предпочтительных выборах, по поводу степени соответствия или несоответствия выделенных факторов имеющимся альтернативам, а также об их окончательных решениях. Даже тогда, когда клиент, по мнению психолога, обосновывает свои высказывания неудачно, все Равно выполняется правило: «последнее слово всегда за клиентом». Это позволяет формировать у клиента повышенное чувство ответственности и постепенно ставит его в позицию субъек-Та профессионального выбора. А психолог может лишь высказать свое мнение, но не навязывать его консультируемому. Если ^е клиент не соглашается с профконсультантом, то считается, Чт° консультанту не удалось найти убедительные слова и аргу-менты.
297
Вопросы и задания
-
По своему усмотрению назовите одну активизирующую метод
и проанализируйте ее возможности и ограничения. -
Почему активизирующие профориентационные опросники не
гут в полной мере считаться тестами? -
Назовите основные трудности в использовании карточных прс
консультационных методик.
Рекомендуемая литература
Пряжников Н. С. Профориентационные игры: проблемные ситуа! задачи, карточные методики: Учеб.-метод, пособие. — М., 1991.
Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личнс ного самоопределения. — М.; Воронеж, 2002.
Пряжникова Е. Ю. Активизирующая методика «Перекресток» // Шкс ный психолог. - 1999. - № 41. - Приложение. - С. 1 -16.
Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (пс» технические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992
Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. A. A. J ника. - М., 1993.
ЧАСТЬ III
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА
Глава 13
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
13.1. Основные организационные принципы и варианты профориентационной работы
Для простоты и удобства все принципы можно представить в виде таблицы (табл. 8). Для того чтобы лучше понять сущность каждого принципа, в ней выделены «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главное в понимании и реализации принципа — не допустить его извращения, т.е. не доводить принцип до «крайности», не извращать его (см.: Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.,1994, с. 99—112).
Таблица 8 Основные организационные принципы профориентационной работы
Крайности | «Золотая середина» | Крайности |
Узкая специализация | Многообразие форм и методов работы | Хаос, бессистемность, следование методическим «модам» |
М о рал и заторство | Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов | Безнравственность |
Идеализация предшествующего опыта | Преемственность в работе, сохранение лучших традиций | Отрицание предшествующего опыта, всераз-рушение (по принципу «Только наше самое лучшее») |
внутренняя пассивность, ожидание, что кто-то решит ваши Проблемы | Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе | «Самосгорание» на работе, стремление браться за все мыслимые и немыслимые проблемы |
299
Существуют следующие основные организационН| варианты профориентационной помощи:
1) профконсультант работает в конкретной школе и обе вает только учащихся данной школы;
300
Крайности
С амоизоляция, которая часто возникает у специалистов, почувствовавших, что они могут обойтись «без всякой помощи» и «безо всякого общения» с другими профессионалами. Известно, что очень быстро такие специалисты начинают деградировать
П сихологическое «самодурство», убежденность, что все кругом глупее
Э моциональные трудности (страх чего-то не сделать, что-то «упустить»)
П ессимизм, отчаяние
А кцентирование внимания на единичных принципах без их взаимосвязи с другими принципами
«Золотая середина»
Профессиональное содружество, которое не только способствует взаимообогащению, но и выполняет психотерапевтические функции, когда есть кому «поплакаться в жилетку» и у кого получить моральную поддержку
Гибкость, готовность к разумному компромиссу с администрацией, с заказчиками и клиентами
Выделение
приоритетов в работе, предполагающее отказ от чего-то менее существенного
Действенный оптимизм (вера в успех и в свои возможности), а также разумная самоирония (как признак своей силы, как способность критически отнестись к своим недостаткам)
Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость
Окончание таблиць
К райности
Потеря профессионального самоощуще-; ния, «растворение»
в среде других прс сионалов, не связан- !| ныхс профориентацией
Приспособленчество,, угодничество, предательство своих интересов и интересе своих клиентов
Логические трудне непоследовательнс незнание, неумение ориентироваться в ситуации
Эйфория, излишняя I самоуверенность
Утеря специфики принципов
-
профконсультант имеет в конкретной школе основную базу
(кабинет), но обслуживает несколько близлежащих школ; -
профконсультант работает в специальном психологическом
центре (Центре профориентации молодежи, Центре занятости
населения или просто в Психологическом центре). Часто в таких
центрах оказывается более специализированная (а иногда и более
глубокая) помощь. Но профконсультант нередко лишен возмож
ности наблюдать за развитием ребенка длительное время. Поэто
му в идеале предполагается взаимодействие школьного психолога
(профконсультанта) с психологами различных психологических
и медико-реабилитационных центров; -
психолог работает в органах управления образованием, где
он выступает как куратор (инспектор) по профориентации. Такой
куратор координирует профориентационную работу в школах (ра
боту педагогов, учителей труда); -
профориентационная помощь оказывается дистанционно,
например по переписке (подросток по почте получает бланк с
опросниками, отсылает свои ответы, после чего ему высылаются
обобщенные результаты и рекомендации). В настоящее время ши
рокие перспективы открываются в связи с внедрением компью
терной техники (в частности, сети Интернет); -
профориентационная помощь оказывается «выездными брига
дами» (на 2 — 3 недели бригада специалистов выезжает в отдален
ные и малонаселенные районы и проводит «массированную» по
мощь в выборе профессии);
7) профориентационная помощь оказывается через средства
массовой информации (специальные циклы передач, рубрики в
периодических изданиях).
Естественно, нельзя выделить самый «лучший» вариант: все варианты «хорошие», так как все зависит от конкретных условий. Лучше стремиться к